Игровые технологии как средство повышения интереса к игре на фортепиано
Оценка 4.7

Игровые технологии как средство повышения интереса к игре на фортепиано

Оценка 4.7
Руководства для учителя
docx
музыка
16.06.2023
Игровые технологии как средство повышения интереса к игре на фортепиано
Все мы знаем, что первые годы обучения являются важной частью жизни ребенка, где создается фундамент, на котором будет строиться его дальнейшее развитие и сформируется его отношение к музыке как к искусству. Для дошкольников ДШИ или ДМШ является первой школой в его маленькой жизни, а преподаватели – его первыми учителями и заинтересовать ребенка, не спугнуть его, привлечь к себе его симпатии – важная задача каждого педагога.
Игровые технологии.docx

Игровые технологии как средство повышения интереса к игре на фортепиано

Все мы знаем, что первые годы обучения являются важной частью жизни ребенка, где создается фундамент, на котором будет строиться его дальнейшее развитие и сформируется его отношение к музыке как к искусству. Для дошкольников ДШИ или ДМШ является первой школой в его маленькой жизни, а преподаватели – его первыми учителями и заинтересовать ребенка, не спугнуть его, привлечь к себе его симпатии – важная задача каждого педагога.

Игра является одним из главных средств познания для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, а поэтому и наиболее действенным в процессе обучения, поэтому пренебрегать игрой вовсе и даже сокращать объем игровой деятельности на уроке не стоит. Очень важно и необходимо говорить с ребенком на понятном и доступном ему языке.

Перед первым прикосновением к клавишам важно познакомить ребенка с инструментом. Предоставить ему возможность заглянуть внутрь, рассказать о толстых и тонких струнах, молоточках, педали. Можно преподать этот материал в стихотворной форме:

«Мы сегодня увидали городок внутри рояля.

Целый город костяной – молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца. Всюду мягкие суконца.

Что ни улица – струна в этом городе видна».

Необходимо обратить внимание ребенка на устройство молоточков, сказать, что они очень похожи на наши пальчики. Когда наши пальчики опускаются на клавиши, шагают по ним, молоточки фортепиано «шагают» по струнам.

Важно рассказать ребенку о чувствительности инструмента. О том, что на резкий удар фортепиано отвечает неприятным острым звуком. И если прикосновение к клавише будет резким, то молоточек так ударит по стрункам, что им будут больно. С первых дней нужно учить ребенка прислушиваться к звуку, знакомить с клавиатурой. Объяснения должны быть легкими и доступными для восприятия, понимания и запоминания.

Маленькие дети еще плохо знают, где правая рука, а где левая, поэтому для ознакомления с регистрами можно использовать игрушки. В низкий регистр ставят зверюшек с низким голосом - льва, слона, бегемота, медведя; в верхний регистр – птичку, зайчика, мышку; в средний регистр - кукол, сравнивая их с нашим голосом. Каждую игрушку необходимо иллюстрировать музыкальным материалом. В фортепианном репертуаре можно найти великое множество интересных пьес с названиями, животных.

Необходимо обратить внимание ребенка на два цвета клавиш, объяснить группировку черных клавиш. Как это сделать – зависит от фантазии и выдумки педагога. Можно попросить ребенка найти на черных клавишах «две подружки» и «три подружки». После того как ребенок начал различать зрительно, нужно переходить к тактильному восприятию: провести рукой по клавиатуре, ощупать эти группы. Затем прикрыть клавиатуру крышкой и предложить ребенку на ощупь найти две и три черные клавиши.

Пальчиковые игры

Известному педагогу В.С. Сухомлинскому принадлежат слова «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

На сегодняшний день общеизвестен факт: уровень развития высших форм познавательной деятельности находится в прямой зависимости от двигательного аппарата в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кисти и пальцев рук. В связи с этим на занятия необходимо включать мероприятия по развитию мелкой моторики рук при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Пальчиковые игры развивают мозг ребенка, стимулирует развитие речи, творческие способности, фантазию. Простые упражнения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела.

Пальчиковые игры на фиксирование произносимых действий.

Самый распространенный вид пальчиковых игр. Выполняются под музыкальное сопровождение или же под декламацию стихов с одновременным действием, которое производит ребенок. Все упражнения выполняются в медленном темпе, при этом необходимо следить за правильной постановкой пальцев и кисти, точным переключением с одного движения на другое, стараться вовлекать в эти упражнения все пальцы рук.

Упражнение необходимо выполнять вместе, демонстрируя собственную увлеченность игрой.

Пальчиковый театр (можно использовать сказки: «Теремок», «Колобок», «Репка» и др.)

Данный тип пальчиковой гимнастики является очень ярким, насыщенным действием и наиболее любимым у малышей. Здесь предполагается наличие костюмированной атрибутики для пальчиков (персонажи из сказок), которую можно приобрести в магазинах игрушек или сделать своими руками. Я выступаю в роли повествователя музыкальной сказки, а ребенок проявляет свои артистические способности, производит действия персонажей пальчиками, тем самым развивает цепкость пальцев, что является важным для пианиста. Игра создает на уроке атмосферу непринужденности, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей. Сборники музыкальных сказок можно найти в нотных отделах или в интернете. После спектаклей можно дать возможность ребенку представить себя художником-творцом, который воплощает свой художественный замысел в изобразительном искусстве и нарисовать иллюстрацию на сюжеты музыкальных сказок.

Развитие слуха, ритма, памяти и координации

Слух поддается развитию и над этим надо работать не только на уроках сольфеджио. Тренировать слух можно на самых простых упражнениях:

Сколько звуков ты слышишь?

Более низкие звуки и более высокие

Зоопарк - (голосам разных животных соответствуют разные регистры)

 

Игра «Терем-теремок» - педагог сажает в теремок игрушку и играет пьеску, изображающую животное («Кошечка», «Медведь», «Мышка» и др.), а ребенок угадывает, кто в теремочке живет.

Подбор на фортепиано простейших песенок.

Начинать следует от мелодии с одной нотой, постепенно увеличивая их количество, например «Андрей-воробей».

С малышами на первых порах лучше петь и играть на инструменте вместе, хорошо, если это будут самые известные песенки из любимых мультиков. Главное чтобы ребенку нравилось, и он получал от этого положительные эмоции.

Слушание музыки в исполнении преподавателя.

Слушание музыки в исполнении преподавателя. Данный вид работы важен на начальном этапе обучения. Ребенок должен постепенно научиться слушать тембр звука, его силу (громкость), высоту, длительность. В этом могут помочь наглядно-образные представления в результате сравнения звуков, сопоставления их друг с другом, например, с использованием ряда ассоциаций (голоса птиц, животных).

Путем сравнений с настроением человека можно освоить смену лада, с помощью подходящих движений – смену темпа и т.д. При прослушивании пьес ребенок может выполнять то или иное действие (маршировать, покачиваться в такт, танцевать). Подобные задания помогают в развитии координации движений, способствуют развитию ритмического чувства учеников, тренируют их внимание, память. Помимо того, можно попросить ребенка поделиться своими впечатлениями об услышанном произведении, описать характер музыки, сравнить с чем либо. В качестве иллюстраций можно использовать пьесы известных композиторов таких, как П. Чайковский, А. Гречанинов, С. Майкапар и др., а также и произведения современных авторов – О. Геталовой, И. Парфенову, М. Шмитцу и др. Можно попросить ребенка нарисовать рисунок, который отображал бы те впечатления, которые он испытывает, прослушивая данную музыку.

В период дошкольного возраста у ребенка происходит развитие и использование речи как средства мышления, поэтому с помощью наводящих вопросов преподавателя, даже еще не зная терминов, ребенок вполне может своими словами определить характер звучания, выразить свои впечатления от услышанной музыки в форме простейшего рассказа, например, представив себе определенные персонажи. В процессе подобных прослушиваний у ребенка должны сформироваться вначале слуховые представления о средствах выразительности (тембр, штрихи, динамические оттенки и т.д.), а затем, в дальнейшем, возникнуть зрительные образы, их обозначения на письме в процессе освоения музыкальной грамоты и тактильные ощущения во время освоения основных пианистических приемов.

Прекрасно развивает чувство ритма и внимания решение ритмических примеров, прохлопывание ритмических рисунков различных слов, для развития двигательной активности пальцев – «проговаривание» разными пальцами различных слов и стихов. Сначала ребенку предлагают прохлопать ритмические рисунки на слова, состоящие из 2-х, 3-х, 4-х слогов, делая остановку на ударном слоге.

Игра «Королева Сильная доля» - выделять ее бубном, треугольником, колокольчиком и другими шумовыми инструментами при слушании жанровой музыки. Предложить ребенку самому выбрать к исполняемому преподавателем произведению шумовой инструмент.

Игра «Волшебные мячики» - отстукивание ритма правильным положением кисти по крышке фортепиано или столу, зажав мячики в кистях рук (правильно выбрать мячик по размеру руки или же использовать клубочки из ниток). Это же упражнение можно использовать при постановке руки.

Знакомство с нотной грамотой

К изучению нотной грамоты можно подходить многими способами, главное не отпугнуть ребенка сложностью. Необходимо, чтобы он воспринял это как интересную игру, задачу. Изучение клавиатуры в разном порядке более целесообразно, чем «вызубривание» клавиш по звукоряду, приводящее к стойкой привычке пользоваться «порядковым» методом. Дети не видят черных клавиш и при попытке найти любую белую клавишу, они, как правило, начинают длинный путь от ноты до. Чтобы этого не произошло, необходимо использовать различные игровые методы.

Начать изучение клавиатуры следует по группам нот, запоминание которых происходит благодаря картинкам. Такой метод дает возможность ребенку включить в работу все виды мышления: образное, логическое и действенное.

Для лучшего закрепления учеником нот, можно использовать музыкальные головоломки и ребусы. Их также можно найти в методических изданиях и интернете.

Формирование правильных пианистических движений.

Существует много мнений, подпускать ребенка к инструменту в столь раннем возрасте или нет. Когда ученик приходит в класс, он горит желанием играть. Так зачем же ему в этом отказывать? Основное условие для ученика – это правильное нажатие. Он должен знать:

1. Чем нажать клавишу (подушечкой пальца)

2. Как нажать (почувствовать дно клавиши)

3. Как снять звук (кистью)

Без специальных упражнений получится вряд ли, и поэтому уже с первых занятий нужно готовить руку ребенка к игре. Несколько примеров упражнений, направленные на освоение культуры игровых навыков:

Стоя:

·  Поднять ненапряженные руки вверх, вдох, опустить с наклоном вниз, выдох.

·  Смена уровня рук вверх, к плечу, опустить вниз.

·  Маятник.

Сидя:

·  Повороты головы.

·  Открывать и захлопывать одновременно все пальцы.

·  Упражнение «Иди ко мне». Рука вытянута, сустав не «ломающийся», темп как медленный так и быстрый.

·  «Прощание» свободно и естественно.

·  «Щепотка». Быстро и легко.

·  «Соринка с колен» мгновенно и легко, кисть не участвует.

·  Бросок освобожденной руки на колено ладонью, затем на пальцы.

Упражнения на мелкую моторику:

·  «Шарики» 1-2, 1-3, 1-4, 1-5.

·  То же, но прижимая, как бы прощупывая пальцы.

·  «Веер на колене». Растяжение, ладонь лежит полностью на колене.

·  Подбираем закругленные пальцы и по два раза «играем» каждым не отрывая других от поверхности. Исполняется на колене.

Упражнения на супинацию и пронацию.

·  Пальцами рисуем в воздухе закругленные линии. Поочередно и не спеша.

·  Супинация кисти.

·  То же на клавише, встав на 3 палец.

Упражнение с карандашом. Ребенок должен чувствовать, как подушечка пальца должна стоять на клавише.

Так же палец стоит, исполняя туше в следующем упражнении:

·  Дуговые переносы кисти, упр. «Радуга». Перелеты через октаву. Формирование гибкого, пластичного движения всей руки. Следить обязательно, чтобы кисть и пальцы были абсолютно свободными

Этот вид деятельности проводится многократно на всех занятиях и работа над ним ведется уже с первого урока.

Целью этих упражнений является доведение до степени, гарантирующей устойчивые результаты. Ребенок должен уметь анализировать состояние своего пианистического аппарата, выполняя упражнения на постановку руки.

Игровые технологии с успехом можно использовать не только на начальном этапе обучения, но и с более взрослыми детьми.

Улыбки и даже смех, которые нередко возникают в этом случае, вскоре исчезнут, а музыкальная память надолго зафиксирует точное слышание и понимание преподносимого педагогом материала.

Использование данных игр в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста приведет:

1. К значительному оживлению и увлеченности учеников, повышению их интереса к занятиям и пониманию их значимости в развитии человека.

2. Пробуждению их внутренней активности и творческого начала.

3. К умению заниматься самоанализом, повышать свой внутренний мир, свое Я.

«Дети должны жить в мире красоты, сказки, игры и фантазии. Оттого, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».

В. С. Сухомлинский


 

Игровые технологии как средство повышения интереса к игре на фортепиано

Игровые технологии как средство повышения интереса к игре на фортепиано

Пальчиковые игры Известному педагогу

Пальчиковые игры Известному педагогу

Игра «Терем-теремок» - педагог сажает в теремок игрушку и играет пьеску, изображающую животное («Кошечка», «Медведь», «Мышка» и др

Игра «Терем-теремок» - педагог сажает в теремок игрушку и играет пьеску, изображающую животное («Кошечка», «Медведь», «Мышка» и др

Игра «Королева Сильная доля» - выделять ее бубном, треугольником, колокольчиком и другими шумовыми инструментами при слушании жанровой музыки

Игра «Королева Сильная доля» - выделять ее бубном, треугольником, колокольчиком и другими шумовыми инструментами при слушании жанровой музыки

Упражнение «Иди ко мне». Рука вытянута, сустав не «ломающийся», темп как медленный так и быстрый

Упражнение «Иди ко мне». Рука вытянута, сустав не «ломающийся», темп как медленный так и быстрый
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.06.2023