Методическая
разработка по теме «Формирование функциональной
грамотности в контексте обновлённых ФГОС на уроке музыки».
Компоненты функциональной грамотности на уроке музыки.
Елена Владимировна Еремина,
учитель музыки МАОУ«СОШ № 14»
Планируемые результаты:
Ø формирование и развитие фукциональной грамотности при изучении предмета «Музыка»;
Ø формирование восприимчивости к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности;
Ø осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения;
Ø стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края;
Ø стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Функциональная грамотность - (англ. functiona lliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладения новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в том числе воспитания детей; решения различных жизненных проблем. («Большой психологический словарь». Автор: Владимир Зинченко).
Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. («Новый словарь методических терминов и понятий». Авторы: Эльхан Гейдарович Азимов, Анатолий Николаевич Щукин).
Функциональная грамотность обучающихся складывается из следующих ключевых образовательных компетенций:
u ценностно-смысловой;
u общекультурной;
u учебно-познавательной;
u информационной;
u коммуникативной;
u социально-трудовой;
u компетенции личностного самосовершенствования.
Компоненты функциональной грамотности:
ü предметные – языковая, литературная, математическая, естественно-научная,
общекультурная, здоровьесберегающая, технологическая, художественная;
ü интегративные – читательская, коммуникативная, оциальная, информационная.
Функциональная грамотность на уроке музыки
Как у учителя, у меня возникает несколько вопросов по применению функциональной грамотности на уроке музыки,
Как интерпретировать функциональную грамотность применительно к уроку музыки? Какие виды функциональной грамотности мы развиваем на уроках музыки? Как урок музыки способствует личностному росту учащихся, их действиям в конкретной культурной среде?
Начнём с музыкальной грамотности ученика, которой большое значение придавл педагог, композитор и автор программы по музыке Дмитрий Борисович Кабалевкий.
Музыкальная грамотность:
ü способность воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;
ü особое чувство музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого;
ü способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения;
ü способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы.
Ø Определение жизненной функции музыкального произведения: учет разнообразных целей и контекстов бытования произведений.
Ø Целостный и адекватный охват музыкальных произведений любых жанров в разных видах музыкальной деятельности.
Ø Осмысление музыкального произведения: размышление над его содержанием и построением, исполнительской интерпретацией.
Ø Взаимодействие школы с семьей и учреждениями культуры города, региона для более эффективного развития музыкальной культуры ребенка.
Условия формирования функциональной грамотности на уроках музыки:
l поисковая деятельность;
l преемственность, взаимосвязь разных уровней образования;
l Межпредметные связи и параллели;
l развитие рефлексии;
l развитие мышления, а на его основе –речи;
l развитие гибких или мягких навыков (soft-skills) и коммуникативных умений.
Пути формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка»:
ü восприятие музыки и размышления о ней;
ü певческая деятельность: хоровая, сольная, ансамблевая;
ü музицирование: игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, импровизации;
ü освоение музыкального языка в процессе изучения элементов музыкальной грамоты;
ü работа с «текстами» учебников и рабочих тетрадей;
ü при поиске информации в Интернете, словарях;
ü в процессе развития ассоциативно-образного мышления школьников;
ü в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся;
ü при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования;
ü при использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки;
ü в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;
ü при музыкальном самообразовании школьников.
Восприятие музыки
Процесс формирования функциональной грамотности в области восприятия музыки зависит от различных факторов:
v индивидуальных особенностей ребенка – слушателя и исполнителя;
v его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов
v от социального окружения, организации музыкальной среды дома и в школе.
Размышления о музыке
Эмоциональное определение характера и настроения музыки, из которых ребенок выбирает те, которые адекватны его собственному чувственному ощущению музыки.
Запись слов на доске или на цветных карточках (которые размещаются на доске или экране мультимедийной доски). В этом случае возникает ситуация выбора определений, а также их запоминания.
Например, учащиеся слушают 1-ю часть Симфонии № 5 Л. Ван Бетховена.
Учитель задаёт вопрос детям. Какие слова наиболее точно передают ее содержание? Рекомендует выбрать слова из «эмоционального словаря» – героизм, воля, раздумье, мужество, энергия, покой.
Вопрос – клеточка любой методики» (Ш. Амонашвили)
Ø Тщательно выстраиваем систему вопросов и заданий, чтобы максимально приблизить ребенка к пониманию смысла музыкального сочинения.
Ø Вопросы учителя сопровождаются звучанием музыки –отдельных интонаций, тем, ритмов, характерных мотивов, которые помогут углубить представление детей о конкретном музыкальном сочинении. Стимулируем учащихся начинать свои размышления с таких выражений, как: «Я думаю, что в этом сочинении…», «Я услышал, что композитор…», «Мне понравилось, что…», «Меня удивило то, что…» ...
Процесс восприятия музыки в рамках развития функциональной грамотности учащихся - это поступенное движение от эмоционального восприятия к формированию осознанного отношения школьников к музыкальному сочинению или явлению музыкального искусства, к оценке его духовной и социальной значимости, к воспроизведению способов анализа в творческой деятельности к представленности полученных знаний, умений, универсальных учебных действий при общении с искусством, создании творческих и исследовательских проектов.
Функциональная
грамотность. Задания для проведения теоретической
олимпиады по музыке.
1) Тембровая викторина: определение на слух тембров солирующих инструментов, певческих голосов в порядке их вступления.
2) Жанровая викторина: определение на слух жанра по аудио-фрагментам с обоснованием ответа.
3) Викторина на определение музыкальной формы: определение на слух формы музыкального произведения.
4) Викторина по изученным произведениям: узнавание на слух изученных произведений композиторов-юбиляров.
5) Анализ на слух средств музыкальной выразительности: определение характера музыкального образа и ведущих средств выразительности.
6) Задание на знание биографий композиторов: узнавание портретов композиторов-юбиляров с указанием биографических данных и принадлеж-ности к художественному направлению.
7) Задание на знание биографий композиторов: установление известных личностей с указанием фактов общения и сотрудничества с композиторами-юбилярами на их жизненном и творческом пути.
8) Задание на знание биографий композиторов: определение местонахождения памятников.
Функциональная грамотность учащихся, связанная с осмысленным чтением на уроках музыки.
ü Чтечтение информационных текстов учебника (вслух, «про себя»), выделение в них ключевых слов и фраз с целью осознания их главных идей, смыслов, содержания;
ü чтение текстов учебника учащимися «по цепочке» с комментариями учителя или одноклассников, актуализирующими их жизненно-музыкальный и эмоциональный опыт;
ü освоение литературных текстов учебника (поэзия, проза), поиск соответствия образа литературных сочинений образному строю музыки, выделение сходных и различных средств художественной выразительности;
ü использование метода «тождества и контраста» в процессе поиска художественных аналогий;
ü самостоятельный подбор литературных сочинений к музыкальным образам (из учебника «Музыка» или других источников – учебники по другим предметам, книги для внеклассного чтения, школьная или домашняя библиотеки, сеть Интернет);
ü работа с «Музыкальным словарем» в рабочих тетрадях, применение навыков письменной речи при выполнении заданий, составлении афиш , программ концертов.
Певческая деятельность. «Каждый класс – хор» Д.Б. Кабалевский
Один из самых доступных видов исполнительской деятельности школьников, пение хоровое, ансамблевое, сольное развивает общеучебные умения и навыки, направленные на развитие функциональной грамотности: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни.
Сочетание пения с другими видами детского музицирования сочинение и исполнение ритмического сопровождения, инсценирование песни группой учащихся, составление композиций, ритмопластика, пение под фонограмму укрепляют интерес школьников к певческой деятельности в частности, к музыкально творческой деятельности в целом.
В процессе хорового, ансамблевого и сольного пения на уроках музыки активно используются здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование правильного диафрагмального дыхания, развитие активности артикуляционного аппарата и речевых навыков.
Инструментальное музицирование
Ø На уроках музыки в школах чаще всего используются инструменты ритмические: барабаны, бубны, румбы, маракасы, ложки, треугольники;
Ø звуковысотные: фортепиано, металлофоны, синтезаторы;
Ø можно сочетать игру на музыкальных инструментах по группам с украшением звучания танцевальной мелодии хлопками, притопами (инструментальное музицирование может сочетаться с движениями рук, ног, корпуса).
Ø Музицирование на металлофонах и треугольниках сопровождает песни с мелодией кантиленного характера, спокойным, неторопливым темпом. Можно применять запись простейших ритмических партитур.
Нотная графика
Нотная графика в учебниках и тетрадях по предмету «Музыка» имеет несколько функций:
u нотная графика является ориентиром для освоения жанрово-стилевых особенностей музыки;
u знакомит учащихся с нотной грамотой, знаками нотного письма;
u терминами и понятиями музыкального искусства.
Проектная, исследовательская, творческая деятельность.
1. «Алгоритм проекта»:
ü выбор темы;
ü разработка проектного задания;
ü планирование работы;
ü подготовка материалов к исследовательской работе: выдвижение гипотезы, формулировка проблемных вопросов;
ü отбор литературы, материалов из сети Интернет, определение форм выражения итогов проектной деятельности.
2. «Типы проектов»: предметные, межпредметные, интегрированные, информационные, игровые, творческие, культурологические, социальные.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.