Методическая разработка по теме «Формирование функциональной грамотности в контексте обновлённых ФГОС на уроке музыки».
Оценка 5

Методическая разработка по теме «Формирование функциональной грамотности в контексте обновлённых ФГОС на уроке музыки».

Оценка 5
Руководства для учителя
docx
музыка
Взрослым
30.04.2024
Методическая разработка по теме «Формирование функциональной грамотности в контексте обновлённых ФГОС на уроке музыки».
Компоненты функциональной грамотности на уроке музыки.
Методическая разработка.docx

Методическая разработка по теме «Формирование функциональной
грамотности в контексте обновлённых ФГОС на уроке музыки».

Компоненты функциональной грамотности на уроке музыки.

Елена Владимировна Еремина,

учитель музыки МАОУ«СОШ № 14»

Планируемые результаты:

Ø  формирование и развитие фукциональной грамотности при изучении предмета «Музыка»;

Ø  формирование восприимчивости к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности;

Ø  осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения;

Ø  стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны, своего края;

Ø  стремление к самовыражению в разных видах искусства.

 

Функциональная грамотность - (англ. functiona lliteracy) – результат образования, который обеспечивает навыки и знания, необходимые для развития личности, получения новых знаний и достижений культуры, овладения новой техникой, успешного выполнения профессиональных обязанностей, организации семейной жизни, в том числе воспитания детей; решения различных жизненных проблем. («Большой психологический словарь». Автор: Владимир Зинченко).

Функциональная грамотность – это способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. («Новый словарь методических терминов и понятий». Авторы: Эльхан Гейдарович Азимов, Анатолий Николаевич Щукин).

Функциональная грамотность обучающихся складывается из следующих ключевых образовательных компетенций:

u  ценностно-смысловой;

u  общекультурной;

u  учебно-познавательной;

u  информационной;

u  коммуникативной;

u  социально-трудовой;

u  компетенции личностного самосовершенствования.

Компоненты функциональной грамотности:

ü  предметные –  языковая, литературная, математическая, естественно-научная,

общекультурная, здоровьесберегающая, технологическая, художественная;

ü  интегративные – читательская, коммуникативная, оциальная, информационная.

Функциональная грамотность на уроке музыки

Как у учителя, у меня возникает несколько вопросов по применению функциональной грамотности на уроке музыки, 

Как интерпретировать функциональную грамотность применительно к уроку музыки? Какие виды функциональной грамотности мы развиваем на уроках музыки? Как урок музыки способствует личностному росту учащихся, их действиям в конкретной культурной среде?

Начнём с музыкальной грамотности ученика, которой большое значение придавл педагог, композитор и автор программы по музыке Дмитрий Борисович Кабалевкий.

Музыкальная грамотность:

ü  способность воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное;

ü  особое чувство музыки, заставляющее воспринимать её эмоционально, отличая в ней хорошее от плохого;

ü  способность на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения;

ü  способность на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми учащиеся уже знакомы.

Ø  Определение жизненной функции музыкального произведения: учет разнообразных целей и контекстов бытования произведений.

Ø  Целостный и адекватный охват музыкальных произведений любых жанров в разных видах музыкальной деятельности.

Ø  Осмысление музыкального произведения: размышление над его содержанием и построением, исполнительской интерпретацией.

Ø  Взаимодействие школы с семьей и учреждениями культуры города, региона для более эффективного развития музыкальной культуры ребенка.

Условия формирования функциональной грамотности на уроках музыки:

l   поисковая деятельность;

l   преемственность, взаимосвязь разных уровней образования;

l   Межпредметные связи и параллели;

l   развитие рефлексии;

l   развитие мышления, а на его основе –речи;

l   развитие гибких или мягких навыков (soft-skills) и коммуникативных умений.

Пути формирования функциональной грамотности в рамках предмета «Музыка»:

ü  восприятие музыки и размышления о ней;

ü  певческая деятельность: хоровая, сольная, ансамблевая;

ü  музицирование: игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование, свободное дирижирование, инсценировки и драматизации музыкальных сочинений, импровизации;

ü  освоение музыкального языка в процессе изучения элементов музыкальной грамоты;

ü  работа с «текстами» учебников и рабочих тетрадей;

ü  при поиске информации в Интернете, словарях;

ü  в процессе развития ассоциативно-образного мышления школьников;

ü  в ходе проектной и исследовательской деятельности учащихся;

ü  при диагностике развития музыкальной культуры учащихся на разных уровнях образования;

ü  при использовании информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки;

ü  в процессе арт-терапии и здоровьесбережения на уроках музыки;

ü  при музыкальном самообразовании школьников.

Восприятие музыки

    Процесс формирования функциональной грамотности в области восприятия музыки зависит от различных факторов:

v  индивидуальных особенностей ребенка – слушателя и исполнителя;

v  его общего и музыкального развития, жизненного опыта, интересов

v  от социального окружения, организации музыкальной среды дома и в школе.

Размышления о музыке

Эмоциональное определение характера и настроения музыки, из которых ребенок выбирает те, которые адекватны его собственному чувственному ощущению музыки.

Запись слов на доске или на цветных карточках (которые размещаются на доске или экране мультимедийной доски). В этом случае возникает ситуация выбора определений, а также их запоминания.

Например, учащиеся слушают 1-ю часть Симфонии № 5 Л. Ван Бетховена.

Учитель задаёт вопрос детям. Какие слова наиболее точно передают ее содержание? Рекомендует выбрать слова из «эмоционального словаря» – героизм, воля, раздумье, мужество, энергия, покой.

Вопрос – клеточка любой методики» (Ш. Амонашвили)

Ø  Тщательно выстраиваем систему вопросов и заданий, чтобы максимально приблизить ребенка к пониманию смысла музыкального сочинения.

Ø  Вопросы учителя сопровождаются звучанием музыки –отдельных интонаций, тем, ритмов, характерных мотивов, которые помогут углубить представление детей о конкретном музыкальном сочинении. Стимулируем учащихся начинать свои размышления с таких выражений, как: «Я думаю, что в этом сочинении…», «Я услышал, что композитор…», «Мне понравилось, что…», «Меня удивило то, что…» ...

Процесс восприятия музыки в рамках развития функциональной грамотности учащихся - это поступенное движение от эмоционального восприятия к формированию осознанного отношения школьников к музыкальному сочинению или явлению музыкального искусства, к оценке его духовной и социальной значимости, к воспроизведению способов анализа в творческой деятельности к представленности полученных знаний, умений, универсальных учебных действий при общении с искусством, создании творческих и исследовательских проектов.

Функциональная грамотность. Задания для проведения теоретической
олимпиады по музыке.

1)      Тембровая викторина: определение на слух тембров солирующих инструментов, певческих голосов в порядке их вступления.

2)      Жанровая викторина: определение на слух жанра по аудио-фрагментам с обоснованием ответа.

3)      Викторина на определение музыкальной формы: определение на слух формы музыкального произведения.

4)      Викторина по изученным произведениям: узнавание на слух изученных произведений композиторов-юбиляров.

5)      Анализ на слух средств музыкальной выразительности: определение характера музыкального образа и ведущих средств выразительности.

6)      Задание на знание биографий композиторов: узнавание портретов композиторов-юбиляров с указанием биографических данных и принадлеж-ности к художественному направлению.

7)      Задание на знание биографий композиторов: установление известных личностей с указанием фактов общения и сотрудничества с композиторами-юбилярами на их жизненном и творческом пути.

8)      Задание на знание биографий композиторов: определение местонахождения памятников.

Функциональная грамотность учащихся, связанная  с осмысленным чтением на уроках музыки.

ü  Чтечтение информационных текстов учебника (вслух, «про себя»), выделение в них ключевых слов и фраз с целью осознания их главных идей, смыслов, содержания;

ü  чтение текстов учебника учащимися «по цепочке» с комментариями учителя или одноклассников, актуализирующими их жизненно-музыкальный и эмоциональный опыт;

ü  освоение литературных текстов учебника (поэзия, проза), поиск соответствия образа литературных сочинений образному строю музыки, выделение сходных и различных средств художественной выразительности;

ü  использование метода «тождества и контраста» в процессе поиска художественных аналогий;

ü  самостоятельный подбор литературных сочинений к музыкальным образам (из учебника «Музыка» или других источников – учебники по другим предметам, книги для внеклассного чтения, школьная или домашняя библиотеки, сеть Интернет);

ü  работа с «Музыкальным словарем» в рабочих тетрадях, применение навыков письменной речи при выполнении заданий, составлении афиш , программ концертов.

Певческая деятельность. «Каждый класс – хор» Д.Б. Кабалевский

Один из самых доступных видов исполнительской деятельности школьников, пение хоровое, ансамблевое, сольное развивает общеучебные умения и навыки, направленные на развитие функциональной грамотности: память, речь, слух, эмоциональный отклик на различные явления жизни.

Сочетание пения с другими видами детского музицирования сочинение и исполнение ритмического сопровождения, инсценирование песни группой учащихся, составление композиций, ритмопластика, пение под фонограмму укрепляют интерес школьников к певческой деятельности в частности, к музыкально творческой деятельности в целом.

В процессе хорового, ансамблевого и сольного пения на уроках музыки активно используются здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование правильного диафрагмального дыхания, развитие активности артикуляционного аппарата и речевых навыков.

Инструментальное музицирование

Ø  На уроках музыки в школах  чаще всего используются инструменты ритмические: барабаны, бубны, румбы, маракасы, ложки, треугольники;

Ø  звуковысотные: фортепиано, металлофоны, синтезаторы;

Ø  можно сочетать игру на музыкальных инструментах по группам с украшением звучания танцевальной мелодии хлопками, притопами (инструментальное музицирование может сочетаться с движениями рук, ног, корпуса).

Ø  Музицирование на металлофонах и треугольниках сопровождает  песни с мелодией кантиленного характера, спокойным, неторопливым темпом. Можно применять запись простейших ритмических партитур.

Нотная графика

Нотная графика в учебниках и тетрадях по предмету «Музыка» имеет несколько функций:

u  нотная графика является ориентиром для освоения жанрово-стилевых особенностей музыки;

u  знакомит учащихся с нотной грамотой, знаками нотного письма;

u  терминами и понятиями музыкального искусства.

Проектная, исследовательская, творческая деятельность.

1. «Алгоритм проекта»:

ü  выбор темы;

ü  разработка проектного задания;

ü  планирование работы;

ü  подготовка материалов к исследовательской работе: выдвижение гипотезы, формулировка проблемных вопросов;

ü  отбор литературы, материалов из сети Интернет, определение форм выражения итогов проектной деятельности.

2. «Типы проектов»: предметные, межпредметные, интегрированные, информационные, игровые, творческие, культурологические, социальные.


 

Методическая разработка по теме «

Методическая разработка по теме «

Функциональная грамотность обучающихся складывается из следующих ключевых образовательных компетенций: u ценностно-смысловой; u общекультурной; u учебно-познавательной; u информационной; u коммуникативной; u социально-трудовой; u компетенции личностного самосовершенствования

Функциональная грамотность обучающихся складывается из следующих ключевых образовательных компетенций: u ценностно-смысловой; u общекультурной; u учебно-познавательной; u информационной; u коммуникативной; u социально-трудовой; u компетенции личностного самосовершенствования

Определение жизненной функции музыкального произведения: учет разнообразных целей и контекстов бытования произведений

Определение жизненной функции музыкального произведения: учет разнообразных целей и контекстов бытования произведений

Восприятие музыки Процесс формирования функциональной грамотности в области восприятия музыки зависит от различных факторов: v индивидуальных особенностей ребенка – слушателя и исполнителя; v его общего…

Восприятие музыки Процесс формирования функциональной грамотности в области восприятия музыки зависит от различных факторов: v индивидуальных особенностей ребенка – слушателя и исполнителя; v его общего…

Я услышал, что композитор…», «Мне понравилось, что…», «Меня удивило то, что…»

Я услышал, что композитор…», «Мне понравилось, что…», «Меня удивило то, что…»

Функциональная грамотность учащихся, связанная с осмысленным чтением на уроках музыки

Функциональная грамотность учащихся, связанная с осмысленным чтением на уроках музыки

В процессе хорового, ансамблевого и сольного пения на уроках музыки активно используются здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование правильного диафрагмального дыхания, развитие активности артикуляционного аппарата и…

В процессе хорового, ансамблевого и сольного пения на уроках музыки активно используются здоровьесберегающие технологии, направленные на формирование правильного диафрагмального дыхания, развитие активности артикуляционного аппарата и…

Типы проектов»: предметные, межпредметные, интегрированные, информационные, игровые, творческие, культурологические, социальные

Типы проектов»: предметные, межпредметные, интегрированные, информационные, игровые, творческие, культурологические, социальные
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.04.2024