Образовательный проект «О чем рассказывает музыка»
Введение
Музыкальная педагогика – искусство, требующее от людей посвятивших себя этой профессии, громадной любви и безграничного интереса к своему делу. Учитель должен не только довести до ученика так называемое «содержание» произведения, не только заразить его поэтическим образом, но и дать ему анализ формы, гармонии, мелодии, полифонии. Одна из главных задач педагога – сделать как можно скорее и основательнее так, чтобы быть ненужным ученику, то есть привить ему ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, за которым начинается мастерство.
Актуальность
Работа над произведениями крупной формы занимает особое место в музыкально-исполнительском развитии учащихся фортепианного отделения. Главное место в изучении сонатной формы отводится работе над сонатным аллегро Гайдна, Моцарта, Бетховена. Задачи, стоящие перед учеником при разучивании сонатных аллегро, направлены на изучение структуры и динамического развития музыкальной формы. Очень часто дети, увлекаясь исполнением отдельных партий и тем, часто теряют ощущение формы, что приводит к появлению темпа ритмической неустойчивости, технических погрешностей, излишней динамики и агогики.
При начальном ознакомлении с сонатным аллегро музыкально осмысливается её трёхчастная структура (экспозиция, разработка, реприза), разбираются образные характеристики партий (главной, побочной, заключительной), их контрастность, единство и интенсивность развития в образном строе всего произведения. Это касается жанра, интонаций, ритма, лада всей фактуры произведения.
В основе сонатного аллегро лежит принцип контраста. Внимание ученика необходимо направить на уяснение образной контрастности больших эпизодов произведения, а не мелких, что составляет наибольшую трудность в исполнении. Слух ученика должен быть направлен на частые смены характеров, что влечёт за собой выбор соответствующих звуковых решений. Явление образной контрастности проявляется при сопоставлении главной и побочной партий, но вместе с тем они представляют музыкальное единство за счёт выразительных средств музыки.
Цель – повысить эффективность работы над крупной формой с учащимися класса фортепиано.
Задачи:
1. Усовершенствовать и разнообразить работу над произведениями крупной формы.
2. Выявить наиболее эффективные методы и приёмы работы над крупной формой.
3. Выявить и устранить проблемы при работе над крупной формой.
Целевая аудитория
Учащиеся 5-8 классов, (возраст 11-16 лет) фортепианного отделения
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап: август 2022 года
- изучение программных требований по классам;
- прослушивание аудиозаписей и просмотр видеозаписей произведений крупной формы в исполнении профессиональных пианистов;
- отбор наиболее интересных произведений крупной формы;
- подбор произведений крупной формы для учащихся в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями;
- составление плана работы над произведениями.
2. Организационный этап: сентябрь 2022 года.
- совместное с учащимся прослушивание произведения крупной формы в аудиозаписи в исполнении профессиональных пианистов;
- рассказ преподавателя о творчестве композитора, эпохе, в которой он жил, истории создания произведения;
- знакомство учащегося с особенностями произведения, разбор формы;
- исполнение преподавателем отдельных частей произведения и всего произведения целиком;
- начальный разбор текста произведения.
3. Основной этап: октябрь 2022 года – март, 2023 года
Детальная работа над произведением:
- анализ произведения педагогом;
- работа над аппликатурой и штрихами;
- работа над фактурой;
- развитие умения слышать одновременно несколько голосов;
- работа над ансамблем рук;
- работа над драматургией;
- оркестровка произведения;
- работа над метроритмом;
- работа над паузами и цезурами;
- работа над педалью;
- работа над выразительным интонированием;
- отработка умения начинать произведение с любого места;
- работа над целостностью произведения;
- выбор темпа исполнения.
4. Заключительный этап: апрель-май, 2022 года
- репетиции исполнения произведения крупной формы в актовом зале;
- отработка техники исполнения, темпа, доработка деталей;
- сдача итогового экзамена;
- анализ публичного выступления;
- постановка целей и перспектив на следующий учебный год.
Ожидаемые результаты
- ребенок владеет знаниями об особенностях крупной формы, понимает характер и содержание произведения;
- обучающийся внимательно относится к замыслу композитора, проявляет уважение к классическому музыкальному наследию;
- у ребенка развит эстетический художественный вкус;
- обучающийся проявляет интерес к классической музыке.
- ученик умеет исполнять один и тот же материал в разных тональностях;
- у ребенка развита пальцевая беглость;
- у обучающегося развит слух (тембровый, умение вести звук, сочетать мелодию и сопровождение);
- ребенок имеет длинное, горизонтальное музыкальное мышление;
- обучающийся проявляет выдержку, с легкостью преодолевает технические сложности.
Результативность проекта
1. Реализация проекта способствовала творческому сближению учащихся и педагога.
2. Повысилось исполнительское мастерство учащихся.
3. Учащиеся стали проявлять интерес к произведениям крупной формы.
4. Пополнился музыкальный репертуар учеников произведениями крупной формы.
6. Успешная задача экзаменов.
Перспективы развития проекта
В связи с актуальностью темы данного проекта, предполагается перспектива его дальнейшего усовершенствования и развития. Для этого потребуется:
1. Продолжать работу с целью совершенствования работы с учащимися над произведениями крупной формы.
2. Разнообразить формы работы с учениками, применяя современные технологии.
3. Продолжать работу с целью повышения интереса учеников к произведениям крупной формы.
Заключение
Работа над произведениями крупной формы способствует развитию музыкального мышления ученика, наиболее полному раскрытию его творческого потенциала. При этом надо учитывать все индивидуальные характеристики учащегося, а именно: одаренность, культуру, вкус, чувство и темперамент, богатство фантазии и интеллект каждого ребенка. Освоение крупной формы требует от учащегося умения логически мыслить, умения анализировать, знания теории музыки, а так же хорошей исполнительной подготовки. Достигнуть успеха можно лишь непрерывно развивая ученика музыкально, интеллектуально, пианистически и артистически.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.