Практико-ориентированный проект «Ключ к успеху»
Введение
В последние годы выявлению и поддержке юных талантов, уделяется большое внимание, и исполнительские конкурсы играют здесь не последнюю роль. Именно конкурс является средством выявления и поощрения талантливых музыкантов. Но к конкурсам нужно много и кропотливо готовиться. Это сложный, напряженный и вместе с тем ответственный процесс. Подготовка к конкурсам активизирует творческие возможности учащихся, способствует проявлению у них самостоятельности, ответственности, развитию коммуникативных навыков и, конечно, совершенствует мастерство у их педагогов.
Актуальность
Конкурсная деятельность является неотъемлемой частью обучения и воспитания учащихся. Оказывает благотворное влияние на развитие музыкально-эстетических вкусов, способствующей развитию гармоничной личности. Приоритетное направление конкурсной деятельности - развитие пианистической культуры, укрепление традиций, поиск новых возможностей в исполнительском искусстве.
Конкурсная практика характеризуется целым комплексом задач. Одна из них - развитие учащихся, в процессе которого выступление на конкурсе становится итогом определенного этапа совместной работы ученика и преподавателя. От внутришкольной системы контроля успеваемости детей - зачетов, экзаменов, контрольных уроков, открытых концертов - конкурсы отличаются наличием соревновательного компонента, требующего особенно высокой степени мобилизации способностей усилий, как детей, так и преподавателей. Открывается возможность выйти за пределы рутинного учебного процесса, постоянного круга общения: получать новые впечатления от общения с коллегами, расширять профессиональный кругозор, сравнивать собственные достижения с успехами коллег, видеть и оценивать общий уровень детской исполнительской культуры. Все это побуждает осмысливать свой опыт, оценивать свою профессиональную оснащенность, находить ресурсы совершенствования мастерства. Конкурсы служат средой сохранения традиций исполнения классики и классического музыкального искусства в целом.
Цель - творческое развитие учащихся при подготовке к конкурсам исполнительского мастерства.
Задачи:
1. Раскрытие духовного, интеллектуального и культурного потенциала детей.
2. Выявление и поддержка талантливых исполнителей среди учащихся.
3. Сохранение и совершенствование традиций фортепианного исполнительства, повышение уровня исполнительского мастерства.
4. Использование вариативных подходов к способностям и возможностям каждого учащегося.
5. Активное вовлечение учащихся в концертную, конкурсную, фестивальную деятельность для наиболее полной реализации их индивидуальных способностей.
6. Расширение репертуара, популяризация классической и современной музыки.
7. Развитие мотивации учащихся к познанию и углублению музыкального опыта.
8. Укрепление значимости роли преподавателя в воспитательном процессе.
Целевая аудитория
Учащиеся 1-8 классов, (возраст 7-16 лет) фортепианного отделения
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап: сентябрь 2021 года
- отбор учеников – потенциальных кандидатов для участия в конкурсах исполнительского мастерства;
- собеседование с учениками и родителями о возможности участия в конкурсах исполнительского мастерства;
- принятие решения об участии в конкурсах исполнительского мастерства;
- выбор конкурсов, в которых дети примут участие в течение учебного года;
- выявление сильных и слабых сторон учеников;
- выбор конкурсной программы;
- составление плана подготовки к конкурсам.
2. Организационный этап: октябрь-ноябрь, 2021 года.
- ознакомление и разбор конкурсных произведений;
- работа над конкурсными произведениями;
- подготовка к выступлению на сцене.
3. Основной этап: декабрь 2021 года – апрель, 2022 года
- участие детей в филармониях и концертах ДШИ;
- видеозапись конкурсной программы;
- участие в конкурсах и фестивалях.
4. Заключительный этап: май – июнь, 2022 года
- подведение итогов участия в конкурсах;
- анализ успеха и неудач;
- постановка целей и перспектив на следующий учебный год.
Ожидаемые результаты
- совершенствование форм работы с учащимися и развития творческого потенциала;
- создание условий для целенаправленного выявления, поддержки и развития творческого потенциала, их самореализации;
- обеспечение каждому ребенку равных стартовых возможностей в реализации интересов;
- стимулирование мотивации развития способностей;
- активное участие в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня;
- создание портфолио достижений и видео каталога лучших выступлений и воспитанников;
- увеличение числа детей, активно занимающихся творческой, исполнительской деятельностью;
- повышение профессионального уровня исполнительской деятельности учащихся;
- разработка методических рекомендаций для работы со способными детьми.
Результативность проекта
1. Реализация проекта способствовала творческому сближению учащихся, педагогов и родителей.
2. Повысилось исполнительское мастерство учащихся.
3. Учащиеся стали проявлять интерес к программам повышенной сложности.
4. Разработано пособие по комплексному развитию музыкальных способностей и творческого потенциала учащихся.
5. Пополнился музыкальный репертуар учеников новыми интересными, современными произведениями.
6. Результативное участие в концертах и конкурсах различного уровня.
Перспективы развития проекта
В связи с актуальностью темы данного проекта, предполагается перспектива его дальнейшего усовершенствования и развития. Для этого потребуется:
1. Продолжать работу с целью развития творческого потенциала учащихся в конкурсной деятельности.
2. Проводить концерты и конкурсы на базе ДШИ.
3. Продолжать работу с целью привлечения учащихся к активной конкурсной деятельности.
4. Применять в работе инновационные формы работы и технологии.
Заключение
Приобретение навыков успешного выступления на сцене является важным условием продолжения музыкально-исполнительской деятельности и в будущем для многих учащихся. Но в любой области музыкального искусства – будь то сольное исполнительство, концертмейстерское мастерство, работа в коллективе или педагогическая деятельность – большое значение имеет сценический опыт, накопленный за годы обучения, владение необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками подготовки к выступлениям. Поэтому уже во время обучения необходимо предоставлять учащимся возможность творческой самореализации в исполнительской деятельности.
Качественная подготовка к выступлению является основой успешности концертной деятельности ребенка-исполнителя и одним из главных условий мотивации его к дальнейшим занятиям. Психологическая подготовка, означает способность исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой ситуации выступления перед аудиторией. Нельзя не учитывать и то, что публичные выступления являются, своего рода, «репетицией» конкурсных выступлений.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.