Античная мифология

  • doc
  • 27.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Брошюра1.doc

Муниципальная общеобразовательная средняя школа №5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Античная мифология

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2008 год

 

Оглавление

Методические рекомендации.. 3

Конспект урока.. 5

Дополнительный материал.. 9

Список ресурсов.. 12

 


Методические рекомендации

 

Предмет: Искусство

Раздел: Античная мифология

5 класс

Данный раздел курса для 5-х классов рассматривает сюжеты и образы древнегреческой мифологии и их воплощении в различных видах искусства. До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Культура землян насчитывает тысячелетия. Где, как ни на уроке искусства учащиеся могут познакомиться с эволюцией воззрений на космос, природу и человека? О язычестве наших далеких предков в школе говорят не часто и только поверхностно. А программа данного курса предполагает изучение истоков культуры, мифов своих предков. На уроках по изучению античной мифологии создаются проблемные ситуации, основной целью которых является осознание и разрешение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя., а так же в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Проблемные ситуации основаны на активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами закономерность и др.

На уроке формирования умений и навыков в качестве основных источников знаний используется различный дидактический материал, мультимедиа. Мультимедийная поддержка урока, доклады, рефераты, презентации (иллюстративный материал – интерактивы) способствуют организации учебной деятельности школьников.

 


Конспект урока

 

Форма урока: урок-путешествие (интегрированный урок формирования знаний)

Тема: БОГ-ГРОМОВЕРЖЕЦ ЗЕВС

Цель: усвоение учащимися понятий, научных фактов, предусмотренных программой
Задачи:
активизировать познавательную активность; развивать умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, продолжать формирование эстетической культуры

План:

*       Миф о рождении Зевса

*       Борьба богов с титанами

*       Образ Зевса в произведениях искусства

*       Историческая справка «Алтарь Зевса в Пергаме»

 

Ход урока:

Этап урока

Цель этапа

Формы работы

ЦОР

Организация начала занятия

Проверить готовность к уроку

Беседа

 

Проверка домашнего задания

Проверить полноту выполнения домашнего задания

Фронтальный опрос

 

Основной этап занятия

Познакомить учащихся с новым материалом

Диалог

Презентация

Первичная проверка понимания

Проверить качество усвоения новых знаний

Викторина

 

Закрепление знаний и способов действий

Закрепить полученные знания

 

Заполнение таблицы

 

 

 

 

Подведение итогов занятий

Учить учащихся выделять главное

Диалог

 

Информация о домашнем задании

Оказать  консультативную помощь в подготовке домашнего задания

Беседа

Указать ссылки для поиска доп. материала

http://ru.wikipedia.org/wiki/Зевс - свободная энциклопедия «Википедия»

http://greekroman.ru/zeus.htm - энциклопедия античной мифологии

http://godsbay.ru/antique/zeus.html - энциклопедия мифологии

http://drevnost.km.ru/zevs.htm 

 

 

Этап 1. Организация начала занятия

Учитель: Приготовьте рабочие тетради и цветные ручки для выделения .

Этап 2.Проверка домашнего задания

Учитель: На дом было задано нарисовать рисунок «Битва Тесея с «Минотавром», выучить определение, что такое миф, дочитать миф о Тесее. Сдайте дежурному ваши творческие работы. Приготовьтесь рассказать определение, что такое миф. (Ответы 5-6 человек).

Вы дочитали миф о Тесее. Отвечаем на вопросы викторины.

Вопросы по содержанию мифа.

*       Как звали родителей Тесея (Тезея)? (Отец – Эгей, мать – Эфра)

*       Что спрятал под огромным камнем для своего маленького сына Эгей, покидая семью, отправляясь в Афины? (сандалии и меч)

*       Кого первым одолел Тесей, направляясь к отцу в Афины? (разбойника с палицей)

*       С кем сразился Тесей на коринфском перешейке? (злодей Синид, заставлял сгибать деревья, потом отпускал дерево и человек взлетал и разбивался, или разрывал человека надвое, привязав его к макушкам двух деревьев)

*       Кто следующий встретился на пути Тесею? (свинья а потом злодей Скирон, который сидел на скале, поджидал путников, заставлял мыть ноги, и как только путник склонялся на колени, Скирон стаскивал его в море, где его пожирала огромная черепаха)

*       С кем еще встретился на своем пути Тесей? (Прокруст, злодей, укладывающий спать путников на кровати, которые, если человек был невысокого роста, вытягивали его, а если был высокий, обрубал конечности)

*       На каком острове в лабиринте жил получеловек - полубык? (Крит)

*       Сколько девушек и юношей отравляли Минотавру на съедение? (14, каждые 9 лет)

*       Какого цвета были паруса на корабле, когда Тесей возвращался на о. Крит после победы над Минотавром? (черные)

*       Как звали дочь царя Миноса, которая покорила сердце Тесея и помогла в битве с Минотавром? (Ариадна)

*       Чьей женой стала Ариадна? (Диониса)

*       На ком женился Тесей? (на сестре Ариадны)

*       Что случилось с отцом Тесея? (увидев черные паруса, погиб, бросившись в море)

Этап 3. Основной этап занятия

Учитель: В древнеримской мифологии Зевсу соответствовал ЮПИТЕР.

Чтение мифа о Зевсе (Миф читают дети с экрана по абзацу).

СЛАЙД 1. Миф о Зевсе.

В древнем городе Пергам был воздвигнут в честь Зевса Пергамский алтарь.

СЛАЙД 2. Фрагмент алтаря.

Алтарь опоясан грандиозным горельефным фризом, где с драматическим пафосом и динамикой изображена битва богов с титанами. Ныне остатки алтаря хранятся в Пергамон – музее в г. Берлине.

Зевс – самый великий из всех богов, «бог богов и всех людей». Одним из семи чудес света является статуя Зевса Олимпийского. Она находилась в храме Зевса в священной роще Альтисе. Она погибла во время пожара, будучи перевезенной в Константиновполь примерно в IV веке.

О Зевсе в произведении «ИЛИАДА» пишет Гомер:

СЛАЙД 3. (Заставка «Седьмое чудо света)

СЛАЙД 4. (Статуя Зевса Олимпийского)

«Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:

Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида

Окрест бессмертной главы;

И потрясся Олимп многохолмный.»

Послушайте описание скульптуры Зевса Олимпийского. (Мировая художественная культура. – По учебнику Даниловой Г. И. Составитель Н. Н. Куцман, Волгоград, Корифей., стр.17-18)

Учитель: Что значит слово «АТРИБУТ»? (Ответы детей)

Атрибуты Зевса (показать на изображении статуи)

ЭГИДА

СКИПЕТР

ОРЕОЛ

НИМБ

Учитель: Как вы думаете, почему Зевса называют Олимпийским? (Ответы детей). Давайте послушаем сообщение, которое подготовила Титова Даша. Тема сообщения: «История возникновения Олимпийских игр».

Чтение учеником сообщения

Учитель: Всего 12 олимпийских богов. Олимпийских богов греки считали безучастными к страданиям и волнениям людей. Отсюда пошло выражение «олимпийское спокойствие». У каждого из 12 олимпийских богов есть собрат в римской мифологии, но имена этих богов уже другие.

СЛАЙД 5.

Таблица «Олимпийские боги»  (Греческая и римская мифология).

Этап 4. Первичная проверка понимания

Учитель: Отвечаем на вопросы по содержанию сегодняшнего урока.

  1. Что является седьмым чудом света?
  2. Какие у Зевса атрибуты?
  3. Сколько было олимпийских богов?
  4. Какая гора была обителью богов?
  5. Как часто проводились олимпийские игры в Древней Греции?
  6. Чьим сыном является Зевс?
  7. Как удалось спасти Зевса?
  8. С кем сразился Зевс?
  9. Как называется картина художника Гойя, на которой изображен римский бог, пожирающий своих детей.

Этап 5. Закрепление знаний и способов действий

Этап 6. Информация о домашнем задании

Учитель: Прочитать один из мифов о Зевсе. Повторить определение мифа. Выучить имена олимпийских богов. (по таблице). Найти и записать в рабочую тетрадь значения слов ЭГИДА, СКИПЕТР, ОРЕОЛ, НИМБ, являю - щихся атрибутами Зевса.


Дополнительный материал

Использованные иллюстрации.

   

       Сатурн глотающий своих детей.                            Зевс

       Мадрид. музей Прадо.

       Фрациско Хосе Гойя

 

Зевс Олимпийский

Алтарь Зевса в Пергаме . II в. до н. э.

Зевс и Фетида Жан Огюст Доминик Энгр 1811 г.


Список ресурсов

  1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. 5 класс. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Мифология. Энциклопедия. – М.: Белфакс, 2002.
  3. Мертлик Р. Античные легенды и сказания. – М.: Республика, 1992.
  4. Античность как тип культуры. – М., 1988.
  5. Мифология древнего мира. – М.: Белфакс, 2002.
  6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Зевс - свободная энциклопедия «Википедия»
  7. http://greekroman.ru/zeus.htm - энциклопедия античной мифологии
  8. http://godsbay.ru/antique/zeus.html - энциклопедия мифологии
  9. http://drevnost.km.ru/zevs.htm  

  10. Скачано с www.znanio.ru