Антикоррупционная политика Российской Федерации
Итак, коррупция стала одной из основных угроз национальной безопасности России, ведущим фактором стагнации экономики, сохранения и развития выраженного социального неравенства вопреки усилиям государства.
В этой связи требуется выработка и осуществление целенаправленной антикоррупционной политики государства.
По мнению ряда специалистов для создания единой правовой основы функционирования системы формирования и реализации антикоррупционной политики, систематизации антикоррупционного законодательства и его гармонизации с нормами международного права необходим новый закон. На возможность принятия такого рода закона указывает Постановление Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ от 15 ноября 2003 г. № 22-15, которым предложен Модельный закон "Основы законодательства об антикоррупционной политике".
В соответствии с указанным Модельным законом целью антикоррупционной политики является снижение уровня коррупции и обеспечение защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, путем реализации следующих задач:
Принципы антикоррупционной политики государства сформулированы в статье 4 Модельного закона "Основы законодательства об антикоррупционной политике", в их числе:
Приоритетными сферами правового регулирования антикоррупционной политики в государстве признаются:
Попытка
принятия соответствующего федерального закона, определяющего сущность, принципы
и основные направления антикоррупционной политики Российской Федерации
предпринималась ещё в 2003 году. Тогда депутатами Государственной Думы
А.А.Аслахановым, Н.М.Безбородовым и В.П.Воротниковым был подготовлен и внесён
в Государственную Думу проект федерального закона № 216592-3 "Основы
законодательства об антикоррупционной политике".
Целью указанного законопроекта было заявлено создание единой правовой основы функционирования системы формирования и реализации антикоррупционной политики, а также систематизация антикоррупционного законодательства и его гармонизация. Например, предлагалось не только внесение изменений в действующие нормативноправовые акты, но и принятие целого ряда новых законов, в том числе "О криминологической экспертизе", "О парламентском расследовании", "О лоббистской деятельности".
Однако Правительство Российской Федерации не поддержало этот законопроект. В частности, законопроектом предлагалось создание постоянно действующих федеральных органов, уполномоченных на реализацию мер антикоррупционной политики, предусматривались расходы в объеме до 0,5% от объема соответствующего бюджета на правоохранительную деятельность и безопасность, с чем Правительство не согласилось. Не поддержало Правительство и инициативу разработчиков закона установить запрет на обслуживание бюджетных счетов негосударственными банками. Реализация норм прямого действия законопроекта требовала выделения дополнительных средств из федерального бюджета в размере 131,6 млн.руб., что также не было поддержано. В результате несогласования с Правительством законопроект был отозван авторами и в марте 2004 года снят с рассмотрения в Государственной Думе. Тем не менее, можно согласиться с предложенной Аслахановым А.А., Безбородовым Н.М., Воротниковым В.П. в проекте Федерального закона "Основы законодательства об антикоррупционной политике" позицией, что антикоррупционная политика в качестве предмета правового регулирования включает отношения по:
Следует заметить, что до настоящего времени отсутствует законодательное определение термина "антикоррупционая политика". По мнению специалистов, антикоррупционная политика – это разработка и постоянное осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества в рамках принятых данным государством основ конституционного строя с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Указанное определение в целом отражает суть рассматриваемого явления, однако, на наш взгляд, требует некоторого уточнения. Поскольку коррупция является одной из угроз безопасности России, то антикоррупционная политика государства должна быть направлена на защиту от этой угрозы. Это положение, мы и предлагаем отразить в уточнённой формулировке рассматриваемого понятия.
Таким образом, Антикоррупционная политика - целенаправленная деятельность государства, направленная на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства от угроз, связанных с коррупцией, а также осуществление разносторонних и последовательных мер государства и общества с целью устранения причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни. Разработка антикоррупционной политики начинается с уяснения ее основных принципов и направлений. Всё это в концентрированном виде отражено в Национальной стратегии противодействия коррупции, которая утверждена Президентом Российской Федерации Указом от 13 апреля 2010 г. № 460.
Целью Национальной стратегии противодействия коррупции является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
Для достижения цели Национальной стратегии противодействия коррупции последовательно решаются следующие задачи:
Основными принципами Национальной стратегии противодействия коррупции являются:
В
Национальной стратегии противодействия коррупции определены механизмы ее
реализации:
а) при формировании и исполнении бюджетов всех уровней;
б) путем решения кадровых вопросов;
в) в ходе осуществления права законодательной инициативы и принятия законодательных (нормативных правовых) актов Российской Федерации и муниципальных правовых актов;
г) путем оперативного приведения:
д) в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции;
е) путем обеспечения неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения и объективного применения законодательства Российской Федерации;
ж) путем оказания содействия средствам массовой информации в широком и объективном освещении положения дел в области противодействия коррупции;
з) путем активного вовлечения в работу по противодействию коррупции политических партий, общественных объединений и других институтов гражданского общества.
Основные направления реализации Национальной стратегии противодействия коррупции
Реализация
Национальной стратегии противодействия коррупции призвана способствовать
искоренению причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.
Правовую основу антикоррупционной политики составляют Конституция Российской
Федерации, нормы Федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации,
иных нормативных правовых актов, предусматривающих меры предупреждения
коррупции, пресечения коррупционных правонарушений и ответственности за них. К
настоящему времени в Российской Федерации уже создана законодательная база
противодействия коррупции, так, были разработаны и приняты: Федеральный закон
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 172-Ф9З «Об антикоррупционной экспертизе
нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Федеральный
закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц,
замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральный закон
от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и
иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в
иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации,
владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» и другие.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции» стал ядром антикоррупционного законодательства. Он содержит
легальное определение коррупции, устанавливает основные принципы
противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения
коррупции и борьбы с ней, минимизации и/или ликвидации последствий
коррупционных правонарушений . Указанным законом путем перечисления примерных
противоправных действий введено определение «коррупция»: злоупотребление
служебным положением, дача взятки, посредничество во взяточничестве, получение
взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное
использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным
интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег,
ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление
такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение
перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица. Федеральный
закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ определяет, что противодействие коррупции
- деятельность федеральных органов государственной власти, органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц
в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему
устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию
коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
В соответствии с указанным законом противодействие коррупции в России
основывается на следующих основных принципах:
Таким
образом, с принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О
противодействии коррупции» в России были созданы основы законодательной базы
противодействия коррупции, приняты соответствующие организационные меры по
предупреждению коррупции и активизирована деятельность правоохранительных
органов по борьбе с ней.
К числу федеральных законов, содержащих антикоррупционные нормы, также следует
отнести Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной
гражданской службе Российской Федерации", статьи которого содержат систему
запретов, ограничений и обязанностей, определяющих содержание правового статуса
государственных гражданских служащих. Федеральным законом от 5 декабря 2008 г.
№ 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций
против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной
ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Закона о
противодействии коррупции" указанные запреты, ограничения и обязанности
были распространены на все виды государственной службы.
В последние годы Россия предпринимает активные действия по совершенствованию
своей законодательной базы, приведению ее в соответствии с мировыми нормами.
Так Федеральным законом от 8 марта 2006 г. № 40-ФЗ ратифицирована Конвенция
Организации Объединенных Наций против коррупции.
Правовую основу противодействия коррупции также составляют нормативные правовые
акты Президента Российской Федерации, в их числе:
В числе антикоррупционных нормативных правовых актов, безусловно следует назвать и Постановления Правительства Российской Федерации, например Постановление от 26 февраля 2010 г. № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», иные нормативные правовые акты в сфере противодействия коррупции
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.