Антикоррупционный очерк-размышление
Оценка 4.6

Антикоррупционный очерк-размышление

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
12.08.2024
Антикоррупционный очерк-размышление
Коррупция во все времена была противна естеству людей просвещённых и мыслящих. События, описанные Н.Лесковым в произведении "Однодум", показательны и в современном мире.
Очерк по Однодуму.docx

Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих…

Библия, Ветхий завет, Исход 23:8

 

 

 

Лесковский праведник

(очерк)

 

                Мздоимцы,  лихоимцы, казнокрады, взяточники, коррупционеры… Они совершают грех, который осуждается и христианством – в Библии, и исламом – в Коране. Родилось это зло в далёкой древности. В 24 веке до н.э. в древнем шумерском городе Лагаше царь Уруинимгина устанавливает наказание, под страхом наступления которого запрещается подкуп должностных лиц. С коррупцией сталкиваются, от неё страдают, её осуждают и прочие древние цивилизации. Людской порок, называемый «corrumpere» со времен Древнеримского права, пророс многочисленными корнями в разных сферах общественных отношений и сопутствует социуму на протяжении многих веков.

         Сегодня в большинстве государств, в том числе и в России, коррупция  является уголовно наказуемым деянием. Однако не всегда так было в Российском государстве. Не получая достойного жалованья, многие низшие чиновники брали взятки, чтобы хоть как-то свести концы с концами, а откровенно говоря - выжить. Но покуда взятка – это грех, чиновник увязал в пороке всё прочнее.

         Неужели на Руси не встречалось честных чиновников? Есть анекдотическая история, в которой на вопрос о событиях, происходящих в России, историограф  Н.М. Карамзин ответил односложно: «Воруют».

         Конечно, честные и принципиальные государственные мужи тоже служили царю. Но мелкий чиновник, отличающийся честностью и не замаравший себя взятками, был скорее исключением, нежели правилом.

                Писатель, умеющий гениально изображать тайное тайных в человеке, Николай Семёнович Лесков в своём произведении «Однодум» знакомит нас с уникальной фигурой своего времени – должностным лицом, замещающим должность квартальничего в уездном городке Солигаличе Костромской губернии - Рыжовым Александром Афанасьевичем. Его фигура и манера поведения, форма отправления им службы была совершенно нетипична для того времени (ХIХ век). В городе его называли «такой-некий-этакой» и считали его «повреждённым от Библии». Сам же автор по-доброму называет его чудаком.

Полюбив читать Библию, с которой не расставался в труде и на отдыхе, Алексашка Рыжов приобрёл большие познания в богословии, которые соответствовали его душевному настроению и мировоззрению. В своих семейных и бытовых вопросах, а также на службе он руководствовался библейскими постулатами.

Получив квартальническую должность (квартальническое место составляло первую ступень ниже городничего и подразумевало, что низкое казённое жалованье будет дополняться содержанием от тех граждан, которые обращались к должностному лицу по делу), Рыжов не получил способности брать взятки. Людям, приходящим к нему на поклон и готовым сделать ему подношение, он объяснил, что ему «царь жалует, а мзду брать Бог запрещает». Не воспользовался Рыжов своим служебным положением и тогда, когда проводил перестановку торгующих на базаре, и мать свою, торгующую печёными пирогами, посадил не на лучшее место. Службу свою, не взирая на низкое жалованье, нёс Александр Афанасьевич исправно, руководствуясь правилом: «в поте лица твоего ешь хлеб твой».

Никогда не изменял своим правилам Рыжов, не брал даров и у своих защитниц городничихи и протопопицы, которые по своим женским причинам благосклонно к нему относились. Он неизменно возвращал их дары, добавляя: «за усердие благодарю, а даров не приемлю».

         Николай Лесков неспроста причислял своего героя Рыжова к праведникам. Неизвестно, получила бы необычность натуры Рыжова такую широкую огласку, если бы не заинтересованность, которая была проявлена к нему приехавшим в городок с проверкой губернатором Сергеем Ланским. Первое знакомство Ланского с Рыжовым произошло при весьма щекотливых обстоятельствах, позволивших губернатору думать, что Рыжов «в помешательстве».

         Расспросив чиновников о Рыжове, узнав, что квартальничий по службе хорош и не дерзок, Ланской попытался выяснить, умерен ли тот во взятках, на что получил неожиданный ответ: «Он совсем ничего не берёт, а живёт на жалованье».

         Реакция губернатора красноречиво говорит о существующем в то время положении вещей: «Вы вздор мне рассказываете: такого человека во всей России нет». И это мнение самого губернатора – лица, находящегося на следующей после монарха ступени должностной лестницы!

         Следует также отметить, что Ланской, будучи назначенным на должность губернатора, «прежде всего… выгнал со службы великое множество нерадивых и злоупотреблявших своею должностью чиновников…». А на их место подыскивал новых, но не торопился с назначением, а лишь приглядывался, чем и был вызван объезд им губернии.

         Уважающий в людях справедливость и честность губернатор, узнав, что в Солигаличе выискался квартальничий, не берущий взяток, проявил такой неподдельный к нему интерес, что пожелал видеть Рыжова лично. И что же выяснил Ланской? Рыжов не пожаловался губернатору, что получает малое жалованье (в месяц десять рублей), но объяснил, что «если иметь великое обуздание, то и с малыми средствами обойтись можно», а на другую должность не просится, потому что «кто же эту занимать станет?» и «разве он лучше меня справит?».

         Отрицательно ответил Рыжов на непростой вопрос Ланского, уважает ли он власть, и объяснил: «Ленивы, алчны и пред престолом криводушны».

         Губернатор обошёлся с Рыжовым великодушно, обещал последовать его совету – прочесть Библию и даже не осерчал на совет Рыжова: «…а вы и на десять рублей в месяц жить поучитесь.»

         Без сомнения, Н.Лесков описывает в своём рассказе случай необычайный, но какой показательный! Обличаются множественные пороки должностных лиц и лояльное отношение власти к таким порокам. Первые лица в государстве откровенно закрывают глаза на нечистых на руку чиновников, принимая как должное, что те обеспечивают себе содержание за счёт принимаемых у просителей взяток и даров. И это вместо того, чтобы пересмотреть и увеличить жалованье государственным служащим.

         Однако наиболее ценным для меня в произведении «Однодум» является незатейливая и неприхотливая на первый взгляд фигура Александра Афанасьевича Рыжова. Вместе с тем автор показывает великодушие и пытливый ум главного героя. Усвоив из Библии многие заповеди, будучи согласным с ними, горя желанием подчинить свой быт, взгляды и поступки заученным библейским постулатам, Рыжов проявляет лучшие человеческие качества без понуждения извне, проявляя стойкость и самоорганизацию. Приобретенные, точнее, воспитанные им самим в себе качества не нашли бы, на мой взгляд, такого яркого проявления, если бы не был назначен Александр Афанасьевич на государственную должность. Он фанатично, до самоотречения предан исполняемой им службе, свои обязанности выполняет честно и в полной мере, как подсказывают ему усвоенные представления о добре, зле, справедливости. Потому что если бы Рыжов был слепым фанатиком, он не сформулировал бы критичное отношение к власти, о котором он не побоялся сказать самому губернатору. Он абсолютно трезво рассуждает и в той ситуации, когда Ланской, удивляясь дерзким речам Рыжова, спрашивает, почему тот так смело говорит, не боясь ареста. Ответ Александра Афанасьевича прямолинеен и справедлив, потому что давно  выстрадан и осознан: «А какое же зло можно сделать тому, кто на десять рублей в месяц умеет с семьёй жить?»

         Ланскому не занимать человечности. Простой квартальничий из небольшого городка оставил в его душе неизгладимый след. Довольно времени спустя «квартальному Рыжову был прислан дарующий дворянство Владимирский крест – первый Владимирский крест, пожалованный квартальному».

         Мне приятно осознавать, что в «Однодуме» Н.Лескова вознаграждены добродетели, коими обладал главный герой. Его скромная фигура с непритязательными потребностями, но твёрдым характером, противопоставившая себя процветающим множественным коррупционным порокам, была отмечена и получила достойную награду.

Так справедливость торжествует над ложью. Так добро торжествует над злом. Так должно быть всегда.

         Так будет – я верю!


 

Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих…

Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих…

Конечно, честные и принципиальные государственные мужи тоже служили царю

Конечно, честные и принципиальные государственные мужи тоже служили царю

Он неизменно возвращал их дары, добавляя: «за усердие благодарю, а даров не приемлю»

Он неизменно возвращал их дары, добавляя: «за усердие благодарю, а даров не приемлю»

Отрицательно ответил Рыжов на непростой вопрос

Отрицательно ответил Рыжов на непростой вопрос

А какое же зло можно сделать тому, кто на десять рублей в месяц умеет с семьёй жить?»

А какое же зло можно сделать тому, кто на десять рублей в месяц умеет с семьёй жить?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2024