План-конспект урока по литературе на тему:
«Антоний Погорельский «Черная курица или подземные жители»
Цели: расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.
Задачи:
Образовательные: учить анализировать текст художественного произведения, понимать образную природу искусства слова; способствовать формированию умений читать, комментировать и анализировать художественный текст;
Обучающие: обучать представлению собственных оценок и суждений по поводу прочитанного; учить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности; речевое самосовершенствование учащихся.
Воспитательные: воспитать любовь к русскому языку и русскому слову.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Какие сказки называем мы писательскими, или литературными? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными?
(Писательскими, или литературными, называют сказки, у которых есть автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки. Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.)
III. Работа по теме урока
1) Вступительное слово учителя.
Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Несколько слов о писателе. Настоящее имя Погорельского - Алексей Алексеевич Перовский. Антоний Погорельский – это псевдоним. А что такое псевдоним? (Ребята, имевшие индивидуальные задания поработать со словарем, поясняют, что псевдоним – дословно с греческого, означает «ложное имя», используемое человеком в той или иной публичной деятельности вместо настоящего, данного при рождении, зафиксированного в официальных документах).
Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил. Годы его жизни: 1787-1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского.
Это был один из образованнейших людей России, участвовал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.
Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.
2) Выразительное чтение сказки учителем с соблюдением сказочного, старинного стиля.
3) Работа со сказкой «Черная курица, или Подземные жители»
- Где и когда происходит действие сказки («Лет 40 тому назад в Санкт-Петербурге на Васильевском острове…» )
-Ребята, кто главный герой сказки? (Алеша)
-Что мы о нем узнали? (Это мальчик лет 9-10, он живет и учится в пансионе, остался один на зимние каникулы; т.к. другие ученики разъехались, а родители Алеши живут далеко и не могли его взять домой).
-Как чувствует себя Алеша в пансионе? (Алеша - «мальчик умненький, миленький, учился хорошо, все его любили и ласкали», часто ему бывало «скучно в пансионе, но иногда и грустно»).
-Ребята, а какие чувства вы испытали к Алеше по мере прочтения сказки? Давайте проследим, как меняется наше отношение к главному герою по мере развития действия сказки:
Слова на доске |
Возможные ответы учащихся |
Сочувствие |
Алеше было грустно и скучно одному, он тоже хотел на каникулы попасть домой. |
Симпатия |
Алеша добрый, ухаживает за курочками, кормит их, старается помогать взрослым, украшает свечи. |
Восхищение |
Не пожалел кухарке империал (подарок его доброй бабушки, который составлял все богатство мальчика), чтобы спасти свою любимицу - черную курицу; Алеша смелый, не испугался появления Чернушки среди ночи, не побоялся последовать за ней. |
Недоумение |
Алеша - мальчик послушный, а не последовал наставлениям Чернушки ничего не трогать в волшебной комнате, мальчик погладил кошку за лапку. |
Досада |
Из-за Алешиного непослушания чуть не пострадала Чернушка. |
Растерянность |
Алеша попросил подарок, чтобы, «не учившись, он всегда знал урок свой, какой бы ему ни задали». |
Сожаление |
Характер Алеши начал портиться, мальчик стал заносчивым, шалил, мешал другим детям заниматься |
Разочарование |
Алеша уже не стыдился незаслуженных похвал, а кичился «своими» успехами перед товарищами. |
Негодование Возмущение |
Алеша нарушил данное Чернушке обещание хранить тайну подземных жителей из-за боязни быть наказанным за неподобающее поведение. |
Сострадание |
Алеша все же осознал, что он совершил ужасный проступок и тяжело переживает свое малодушие |
Надежда |
Алеша хочет, может и должен исправиться |
Радость |
Все снова полюбили Алешу |
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слова, записанные на доске (сочувствие, симпатия, восхищение, недоумение, досада, растерянность, сожаление, разочарование, негодование, возмущение, сострадание, надежда, радость). Вот какие разные чувства испытываем мы, читатели, по ходу развития сюжета сказки.
-Ребята, а к какому виду сказок отнесли бы вы сказку «Черная курица…» (волшебная сказка).
-А какие законы волшебной сказки здесь соблюдены? (волшебный предмет – семечко, помощник- даритель – черная курица, волшебное царство)
-Теперь давайте назовем главных героев сказки. (Алеша и Черная курица)
-Ребята, мы знакомы со многими сказками, и обычно в сказках есть положительные и отрицательные герои, а что мы можем сказать об Алеше и Черной курице? (Чернушка- положительный герой, а Алеша и положительный, и отрицательный, противоречивый).
-Что случилось с характером Алеши, получившим волшебное зернышко?
Возможные ответы (Он становится капризным, заносчивым, бездельничает, насмехается над товарищами, хотя его успехи - это заслуга волшебного зернышка. Потеряв зернышко, Алеша оказывается хуже самого последнего ученика).
-Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения зёрнышка, и после получения зёрнышка.
До получения зёрнышка |
После получения зёрнышка |
Добрый |
Жестокий |
Ласковый |
Упрямый |
Общительный |
Непослушный |
Скромный |
Самолюбивый |
Застенчивый |
Гордый |
Любознательный |
Дерзкий |
IV. Рефлексия
Давайте сделаем вывод, почему из послушного, доброго, ласкового мальчика, Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого.
Вывод: Ему нечем было заняться, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить.
Недаром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Сказка заканчивается болезнью Алеши, выздоровлением, возвращением к жизни и к себе самому, прежнему.
Всем нам знакомы слова: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок». А в чем состоит мудрость этой сказки? (Сказка учит тому, что ценится в жизни лишь то, что достается трудом, только в этом случае оно принесет радость и счастье).
Мудрость Черной курицы, т. е. министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье человеку
Ребята, сегодня на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его, но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.
V. Домашнее задание: прочитать сказку.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.