АООП по биологии 6кл

  • docx
  • 18.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала АООП по биологии 6кл.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починка

«Рассмотрена»

Протокол №

от   01 февраля            2022 г. г.

Руководитель ШМО

_______________

 

 

«Принята»

педагогическим советом

 

Протокол № 11

от  01 февраля 2022 г.

 

 

«Утверждена»

Приказом от     01 февраля         2022 г.

№   16  б

Директор

________/

Л.В. Антоненкова

 

 

        

Адаптированная рабочая программа

для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья по   биологии

на уровень  основного общего образования (6 класс)

 

 

                                                                                        

Составитель: Баринова А.А.,

учитель географии и

                                                                        биологии ,

 первая категория

 

 

 

2021 - 2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа адресована воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития), обучающемуся в  6а классе.

Решение № …… от ………

 В условиях инклюзивного образования, с учетом равного доступа к образованию для данной категории детей с задержкой психического развития федеральный компонент государственного образовательного стандарта реализуется в полном объеме.

Недостаточная сформированность познавательных процессов является главной причиной трудностей, возникающих у  детей  с  задержкой психического развития  при  обучении.  Отставание в развитии внимания, кратковременная продуктивность при выполнении заданий с быстрым нарастанием ошибок по мере достижения цели препятствуют реализации мыслительной деятельности. Такие недостатки не активизируют сосредоточенность и избирательность познавательной деятельности, затрудняют реализацию процессов восприятия и памяти, что в результате вызывает затруднения при восприятии учебного материала. Следовательно,  необходимо помочь воспитанникам, включив в их деятельность целенаправленные коррекционно-развивающие приемы. Учитывая этот факт,  основными подходами к организации учебного процесса для детей с ЗПР на уроках являются:

1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.

2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.

. Индивидуальный подход.

4.Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;

6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.

7. Использование многократных указаний, упражнений.

8. Проявление большого такта со стороны учителя

9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.

10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;

11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций

  Изучение географии проводится на базовом уровне.

 

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010;
  • Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Концентрический  курс Авторы Н.И.Сонин , В.Б. Захаров.
  • Биология. 5-9 классы :Рабочие программы: методическое пособие/сост. Г.М. пальдяева.- 4-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2015.
  •  «ООП ООО МБОУ средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починок
  •  учебного плана МБОУ средняя школа № 1 им. А. Твардовского г. Починок  на 2021-2022 учебный год;
  • рабочей программы воспитания МБОУ СШ № 1.
  •   Федерального перечня учебников;
  •  УМК по биологии

 

 

6класс

 

         Количество недельных часов – 1.   Количество часов в год – 34

 

1.Учебник:  Сонин Н.И. Биология. Биология. Живой организм.6 класс: М.: Дрофа,2019 г

2. Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, 2020 г

Планируемые результаты освоения курса «Биология. Живой организм» 6 класс

Личностные, метапредметные и предметные результаты .

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:

56  классы

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

Формировать  экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

56-й  классы

Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

56-й  классы

Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Вычитывать все уровни текстовой информации.

Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

 

Коммуникативные УУД:

56-й классы

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Средством  формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения. .

Живые организмы

Выпускник научится:   выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;   аргументировать,  приводить  доказательства  родства  различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;   аргументировать,  приводить  доказательства  различий  растений, животных, грибов и бактерий;  осуществлять  классификацию  биологических  объектов  (растений, животных,  бактерий,  грибов)  на  основе  определения  их  принадлежности  к определенной систематической группе;   раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;   объяснять  общность  происхождения  и  эволюции  систематических групп  растений  и  животных  на  примерах  сопоставления  биологических объектов;   выявлять  примеры  и  раскрывать  сущность  приспособленности организмов к среде обитания;  различать по  внешнему  виду,  схемам  и  описаниям  реальные биологические  объекты  или  их  изображения,  выявлять  отличительные признаки биологических объектов;   сравнивать  биологические  объекты  (растения,  животные,  бактерии, грибы),  процессы  жизнедеятельности;  делать  выводы  и  умозаключения  на основе сравнения;   устанавливать  взаимосвязи  между  особенностями  строения  и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;   использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;  знать и аргументировать основные правила поведения в природе;   анализировать  и  оценивать  последствия  деятельности  человека  в природе;  описывать  и  использовать  приемы  выращивания  и  размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;   знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Выпускник получит возможность научиться:   находить информацию о растениях, животных грибах и бактериях в  научно-популярной  литературе,  биологических  словарях,  справочниках,  Интернет  ресурсе,  анализировать  и  оценивать  ее,  переводить  из  одной  формы в другую;   основам исследовательской и проектной деятельности по изучению  организмов  различных  царств  живой  природы,  включая  умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее.   Использовать  приемы  оказания  первой  помощи  при  отравлении  ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями  растений;  размножения  и  выращивания  культурных  растений, уходом за домашними животными;   ориентироваться  в  системе  моральных  норм  и  ценностей  по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни  во  всех  ее  проявлениях,  экологическое  сознание,  эмоционально-ценностное  отношение к объектам живой природы);   осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по  отношению к живой природе;    создавать  собственные  письменные  и  устные  сообщения  о растениях, животных, бактерия и грибах на основе нескольких источников информации,  сопровождать  выступление  презентацией,  учитывая  особенности аудитории сверстников;   работать в группе сверстников при решении познавательных задач  связанных  с  изучением  особенностей  строения  и  жизнедеятельности растений,  животных,  грибов  и  бактерий,  планировать  совместную  деятельность,  учитывать  мнение  окружающих  и  адекватно  оценивать  собственный вклад в деятельность группы.

 

  Тематическое планирование с определением основных видов деятельности.

Тематическое планирование по биологии  составлено с учетом рабочей программы воспитания.

Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся ООО:

 - развитие ценностных отношений к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;

 - развитие ценностных отношений к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;

 - развитие ценностных отношений к своему Отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;

 - развитие ценностных отношений к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;

 - развитие ценностных отношений к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;

 - развитие ценностных отношений к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;

 - развитие ценностных отношений к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;

 - развитие ценностных отношений к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;

 - развитие ценностных отношений к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;

 - развитие ценностных отношений к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

Основные направления воспитательной деятельности определены в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 года № 996-р):

1. Гражданское воспитание;

2. Патриотическое воспитание;

3. Духовно-нравственное воспитание;

4. Эстетическое воспитание;

5. Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

6. Трудовое воспитание;

7. Экологическое воспитание.

8. Ценности научного познания

 

 

 Тема курса

Основное содержание курса по темам

Виды учебной деятельности

Основные

направления воспитательной деятельности

Тема 2. 4. Выделение.

Обмен веществ и энергии (2 часа)

Удаление конечных продуктов обмена веществ у растений. Выделение у животных. Обмен веществ и энергии.

Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни живых организмов. Приводят примеры выделительных систем животных. Приводят доказательства того, что обмен веществ — важнейший признак живого.

5,3,7

Тема 2.5.

Опорные системы ( 1 час)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений и животных.

Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Объясняют значение опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывающие на взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями.

5,3,7

Тема 2.6.(1 час)

Движение

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности растений и животных.

Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений. Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой.

5,3,7,8

Тема 2.7.

Регуляция процессов жизнедеятельности ( 2 часа)

Жизнедеятельность организмов и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности. Поведение животных (рефлексы , инстинкты, раздражимость.) Эндокринная система и ее роль. Железы внутренней секреции.

Называют части регуляторных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде.

5,3,7,8

Тема 2.8.

Размножение( 2 часа)

Половое и вегетативное размножение у растений. Оплодотворение у растений. Бесполое и половое размножение у животных.

Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого и полового размножения. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семян. Выполняют практическую работу: Практическая работа №7 «  Вегетативное размножение комнатных растений» .

5,3,7

Тема 2.9.

Рост и развитие ( 3 часа)

Рост и развитие растений. Приёмы выращивания и ухода за растениями. Космическая роль зелёных растений.

Особенности развития и роста животных организмов. Разведение животных. Значение животных в природе и жизни человека. Обобщение по разделу  «Жизнедеятельность живых организмов»

Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветков, плодов и семя.

5,3,7

Раздел 3.Организм и среда (4часа)

 

Тема 3.1.

Среда обитания. Факторы среды( 1 час)

 

Среды обитания животных и растений. Факторы  и условия среды, приспособленность организмов к среде обитания.

Характеризуют и сравнивают основные факторы экологической среды. Называют основные факторы экологической среды. Объясняют особенности приспособленности организмов к различным средам обитания. Приводят примеры приспособленности организмов к своей среде обитания.

5,3,7,8

Тема 3.2.

Природные сообщества(3 часа)

Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование

Природное сообщество. Экосистема. Разнообразие отношений животных в природе. Взаимосвязи живых организмов . Цепи питания. Обобщение  по разделу «Организм и среда»

Называют основные группы организмов в экосистеме, описывают их роль в экосистеме. Составляют простейшие цепи питания. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания на живые организмы.

5,3,7,8