Двигательное развитие
Цель: обогащение сенсомоторного опыта, поддержанию и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Задачи: мотивация двигательной активности; поддержка и развитие имеющихся движений; расширение диапазона движений и профилактика возможных
нарушений; освоение новых способов
передвижения.
Наряду с вышеуказанными задачами в коррекционном
курсе «Двигательное развитие» решаются и специальные задачи, направленные на
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных
навыков;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной
координации.
Содержание предмета «Двигательное
развитие» представлено следующими разделами:
- коррекция и формирование правильной осанки,
- формирование и укрепление мышечного корсета,
- коррекция и развитие сенсорной системы,
- развитие точности движений пространственной ориентировки.
Удерживать голову. Выполнять движения головой. Выполнять движения руками, пальцами рук. Выполнять движения плечами. Опираться на предплечья и кисти рук. Бросать и ловить мяч. Отбивать мяч от пола. Изменять позу в положении лежа, сидя, стоя. Вставать на четвереньки.
Ползать. Сидеть. Вставать на колени из положения «сидя на пятках». Стоять на коленях. Ходить на коленях. Вставать из положения «стоя на коленях».
Стоять. Выполнять движения ногами. Ходить по ровной и наклонной поверхности, по лестнице. Ходить на носках, пятках, высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким шагом, в полуприседе, приседе. Бегать, высоко поднимая бедро, захлестывая голень назад, приставным шагом. Прыгать на двух ногах, на одной ноге. Ударять по мячу ногой.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся:
- индивидуальные,
- групповые,
- коллективные (фронтальные).
Применяются следующие методы
обучения: программа направлена на лечение заболеваний, профилактику их
осложнений, на предупреждение обострений у младших школьников с нарушениями в
развитии. Суть предложенной адаптированной программы по двигательному развитию
заключается в том, чтобы учесть все возможные подходы для компенсации,
коррекции отклонений в физическом развитии младшего школьника с ограниченными
возможностями здоровья с тем, чтобы приблизить его телесные, духовные,
нравственные возможности к полноценной социокультурной жизни.
Практическая полезность курса обусловлена тем, что
предполагает формирование умений пользоваться полученными знаниями для решения
соответствующих возрасту житейских задач. У детей не развита познавательная
деятельность, имеются значительные пробелы в элементарных знаниях. Перенос
полученных знаний и умений, их применение в несколько изменившихся условиях,
самостоятельный анализ ситуации, выбор решения даже простых жизненных задач -
все это составляет трудность для детей. Поэтому важно не только дать детям
определенную сумму знаний, но и выработать у них умение действовать в
конкретных жизненных ситуациях, придать знаниям бытовую, ситуационную приспособленность.
При обучении используются следующие принципы:
- принцип коррекционно-речевой направленности,
- принцип доступности обучения,
- принцип систематичности и последовательности,
- принцип наглядности в обучении,
- принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
В образовании детей с ОВЗ
особое значение придается практической стороне, развитию жизненной компетенции.
Компонент жизненной компетенции рассматривается как овладение знаниями и
навыками, уже сейчас необходимыми обучающимся в обыденной жизни. Формируемая
жизненная компетенция обеспечивает развитие отношений с окружением в настоящем.
Программа ориентирована на обязательный учёт
индивидуально-психологических особенностей обучающихся, так как обучающиеся
представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта.
Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и
неоднократное повторение, закрепление. Процесс обучения носит развивающий
характер и одновременно имеет коррекционную направленность. При обучении
происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой
сферы обучающихся с ОВЗ.
При организации процесса обучения в рамках данной
программы предполагается применение образовательных здоровьесберегающих
информационно – коммуникативных, игровых технологий.
Планируемые результаты освоения программы:
личностные
развитие самостоятельности;
умение не создавать конфликтов.
предметные
мотивация двигательной активности;
поддержка и развитие имеющихся движений;
расширение диапазона движений и профилактика
возможных нарушений.
Учебные действия и умения.
Подготовка ребенка к нахождению и обучению в среде
сверстников, к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой
обучающихся.
- входить и выходить из учебного помещения со
звонком;
- ориентироваться в пространстве класса (зала),
пользоваться учебной мебелью;
- организовывать рабочее место;
- принимать цели и произвольно включаться в деятельность;
- передвигаться по школе со взрослым.
Формирование учебного поведения:
- направленность взгляда (на говорящего
взрослого):
- умение выполнять инструкции педагога:
- использование по назначению учебных материалов:
- умение выполнять действия по образцу и по
подражанию:
Формирование умения выполнять задание:
в течение определенного периода времени:
- способен удерживать произвольное внимание на
выполнении посильного задания 3-4 мин.
от начала до конца:
- при организующей, направляющей помощи способен
выполнить посильное задание от начала до конца.
с заданными качественными параметрами:
- ориентируется в качественных параметрах задания
Формирование умения самостоятельно переходить от
одного задания к другому.
Тематическое планирование по предмету
«Двигательное развитие»
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Дата |
1. |
Удержание головы в положении сидя. Выполнение движения головой, руками, плечами. Повороты туловища. «Гори ясно» игра. |
|
|
2. |
Ходьба вдоль стен, по линии, боком, на носках, на пятках. Упражнения на выработку осанки. |
|
|
3. |
Комплекс упражнений с малым мячом. |
|
|
4. |
Повороты. Право, лево, направо, налево. «Найди себе пару» - игра. |
|
|
5. |
Легкий бег по кругу. «Птички летают, птички клюют». «Звоночки» игра. |
|
|
6. |
Подвижные игры на сохранение правильной осанки: «Море волнуется», «Совушка -сова». |
|
|
7. |
Развитие точности движений пространственной ориентировки. Ходьба по залу. «Найди себе пару» игра. |
|
|
8. |
Упражнения с различными предметами |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.