Агрессивное поведение детей
С проявлениями агрессивного поведения на протяжении жизни сталкивается каждый человек. Психологический словарь дает понятие агрессивности – агрессия (от латинского – нападение, приступ) – это поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее состояние напряженности, подавленности, страха и т.д. Агрессия появляется в результате различных взаимодействий. Существует множество различных подходов изучения агрессивности, выделяются различные виды агрессии, например, А. Басс и А. Дарки выделяют 5 типов:
Ø физическая (физические действия против кого-либо);
Ø раздражение (грубость, вспыльчивость);
Ø вербальная (крики, ругань, угрозы);
Ø косвенная (сплетни, злобные шутки; крики в толпе и т.д)
Ø негативизм (оппозиционная манера поведения).
Все эти виды можно наблюдать у разных людей, в том числе и у детей. На агрессивное поведение детей могут влиять различные факторы. Современные школьники большую часть времени проводят в сети Интернет, увлечение играми, демонстрирующими агрессивное поведение, оказывает сильное влияние на психику, наличие сотовых телефонов отвлекают ребенка от учебных занятий, а запрет и ограничение пользоваться компьютером и телефоном приводит к негативной реакции.
Исследования доказывают, что при авторитарном стиле воспитания, если ребенка строго наказывают за любые проявления агрессии, он учится скрывать свой гнев при родителях, но может проявлять его при других обстоятельствах. Попустительский стиль к проявлению агрессии также способствует проявлению агрессивных черт личности.
Существуют приемы работы с агрессивными детьми:
Ø обучение способам выражения гнева;
Ø овладение навыками саморегуляции;
Ø выработка умения владеть собой в различных ситуациях;
Ø формирование эмпатии, доверия к людям.
Большую роль играет умение родителей владеть собой, так как они тоже могут научиться способам избавления от гнева.
Памятка для избавления от гнева
1 шаг: Установить такие отношения, чтобы ребенок чувствовал спокойно и уверенно.
Ø Необходимо слушать ребенка
Ø Проводить как можно больше времени с ним
Ø Рассказывать о своем детстве, о своих поступках, удачах и неудачах
Ø Делиться своим опытом
2 шаг: Если находитесь в состоянии стресса, необходимо следить за собой
Ø Лучше не прикасаться к ребенку, когда вы раздражены
Ø На время отложите все совместные дела
3 шаг: Дети должны знать о вашем состоянии, когда вы расстроены
Ø Говорите детям о своих чувствах и переживаниях
4 шаг: В минуты гнева сделайте для себя что-нибудь приятное
Ø Можно позвонить друзья
Ø Выпить чаю
Ø Расслабиться
Ø Послушать любимую музыку
5 шаг: Старайтесь предвидеть и вовремя предотвращать ситуации, способные вызвать гнев
Ø Не позволяйте выводить себя из равновесия
Ø Умейте предчувствовать эмоциональный срыв, управляйте своим состоянием
Ø Не давайте ребенку вещи и предметы, которые вам дороги.
Шаг 6: К некоторым событиям нужно готовиться заранее, поэтому предусматривайте все возможности для подготовки к предстоящим событиям
Ø Изучайте возможности и силы вашего ребенка.
В научной литературе существует множество исследований, которые дают образцы различных способов поведения в критических ситуациях, но все они применимы, если учитывать личностные особенности и взрослого и ребенка.
Таким образом, если научиться способам и приемам управления своим состоянием, то этому вы сможете научить и вашего ребенка.
Литература
Психологический словарь
Е.К.Лютова Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Санкт-Петербург 2003.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.