«Пока жив памятник – жив и город»
Среди жителей осажденного фашистами города ходило немало поверий. Одно из них связано с памятником Пушкину. За время бомбежек и вражеских налетов ни один снаряд не поразил это творение скульпторов. Отсюда и родилась у горожан мыль о том, что пока жив памятник – жив и город. Но, обо всем по порядку:
Операция «Спасение»
Именно так можно назвать комплекс мероприятий, проводившихся в Ленинграде блокады во время блокады города. Архитекторы, скульпторы, работники культуры и искусства, а также простые ленинградцы пришли на помощь родному городу, спасая культурные ценности, скульптурные ансамбли и музейные экспонаты.
Решение 55-38
Решение 55-38 Исполнительного комитета Ленинградского городского совета депутатов трудящихся от 24 ноября 1941 года «О защите и маскировке памятников г. Ленинграда».
Как спасали памятники
Были предприняты изощренные методы маскировки архитектурных памятников и сооружений. Такие скульптуры как памятник Петру I на Сенатской площади, Николаю I на Исаакиевской площади, Ленину у Финляндского вокзала, египетские сфинксы на Университетской набережной и другие, были спрятаны под несколькими рядами мешков с песком и фанерными щитами. Многотонный памятник Александру III, а втором которого является Паоло Трубецкой, окопали песчаной насыпью и накатом из бревен. Отметим, что в ходе военных действий памятник выдержал прямое попадание фугасной бомбы. Сохранилась схема Летнего сада, где указаны места закопанных скульптур.
Маскировка памятников
Если некоторые памятники была возможность закопать, то были и те, которые вызывали большие трудности в создании маскировки. Например, большие скульптуры было проблематично снять с постамента. Также были ситуации, когда сам постамент вызывал культурную значимость. В подобных случаях вокруг статуи возводили защитное деревянное укрепление и засыпали его песком. Таким образом жители города обеспечили сохранность для Медного всадника, памятника Николаю I и египетским сфинксам.
Маскировка зданий
Смольный институт тоже был законспирирован. Его сверху накрыли маскировочном сеткой, а памятник во дворе «замуровали» в защитное сооружений из досок с песком.
Как маскировали золотые купола
Кроме того, жители осажденного города вели работы по укрытию позолоченных куполов и шпилей города. Для этого было придумано два способа. Купола и шпили, которые были обработаны сусальным золотом, были укрыты чехлами, а купола Исаакиевского и Петропавловского соборов, которые были позолочены путем гальванопластики, просто красили масляной краской.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.