Анализ программных задач1. Познакомить с составом числа из единиц.2. Познакомить с составом числа из двух меньших чисел.3. Познакомить с действиями сложения и вычитания.4. Познакомить со знаками: +, —, =, .5. Научить решать и составлять арифметические задачи.6. Познакомить с денежными знаками.Замечание : задачи № 3 и 4 решаются одновременно с задачами № 2 и 5 или еще раньше (см. “Счетную деятельность”).
Задача
это связанный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными соотношениями, указанными в условии
Арифметическая задача
это простейшая, сугубо математическая форма отражения реальных ситуаций, которые одновременно близки и понятны детям и с которыми они ежедневно сталкиваются.
Виды арифметических задач
I группа - простые задачи: дети усваивают конкретный смысл каждого из арифметических действий (сложение или вычитание) - это задачи на нахождение суммы двух чисел и на нахождение остатка.
III группа - простые задачи на разностное сравнение
II группа - простые задачи: надо осмыслить связь между компонентами и результатами арифметических действий - это задачи на нахождение неизвестных компонентов (отношение больше (меньше)на несколько единиц)
II группа - простые задачи на нахождение неизвестных компонентов (отношение больше (меньше)на несколько единиц) увеличение числа на несколько единиц («Леша вылепил 6 морковок, а Костя на одну больше. Сколько морковок вылепил Костя?»);уменьшение числа на несколько единиц («Маша вымыла 4 чашки, а Таня на одну чашку меньше. Сколько чашек вымыла Таня?»).III группа - простые задачи на разностное сравнениеНа прогулку дети взяли четыре больших мяча и один маленький. На сколько больше взяли больших мячей, чем маленьких?
Виды арифметических задач в зависимости от используемого наглядного материала:
Задачи – драматизации:
отражают жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают;
дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.
Задачи – иллюстрации (по картинкам, по игрушкам)
служат развитию самостоятельности и накоплению опыта установления количественных отношений в различных жизненных ситуациях
Основные требования к картинкам:
- простота сюжета;
- динамизм содержания;
- ярко выраженные количественные отношения между объектами
Устные задачи (без опоры на наглядный материал)
Определите вид арифметической задачи
Задача составляется на основе
действий, выполняемых
детьми:
«Нина в одну вазу поставила
пять флажков, а в другую — один
флажок. Сколько флажков
поставила Нина в обе вазы?»
Три зайчонка, пять ежат
Ходят вместе в детский
сад.
Посчитать мы вас
попросим,
Сколько малышей в
саду?
Задача - драматизация
Задача - иллюстрация
Устная задача
Этапы обучения решению арифметических задач
Первый этап — подготовительный. Основная цель этого этапа — организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами.
Второй этап.
Цель:
научиться составлять задачи;
понимать их отличие от рассказа и загадки;
понимать структуру задачи;
уметь анализировать задачи, устанавливая отношения между данными и искомым.
Третий этап.
Цель: учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания
Этапы обучения решению арифметических задач
Подготовительный этап (операции над множествами)
Положите 2 красных кружка, а
ниже положите 4 синих. Сколько
всего кружков вы положили?
Положите 4 красных кружка, а
ниже положите синих на 1 меньше.
Сколько всего кружков вы положили?
Отсчитайте 6 грибов, отними два. Сколько грибов осталось?
А – 6 грибов,
В – 2 гриба
Круги Эйлера – Венна
Второй этап. (упражнения, задания, способствующие формированию у детей представления об арифметической задаче и ее структуре)
Задачи – драматизации
Двое детей выполняют действия,
воспитатель комментирует:
У Кости было 7 флажков, Миша
дал ему еще 1 флажок. Сколько стало флажков у Кости?
д/у «Определи где рассказ, а где задача»
д/у «Задай вопрос к задаче»
д/у «Выбери верный вопрос к задаче»
д/у «Задай вопрос к задаче»
Этапы обучения решению арифметических задач
Формулировка арифметического действия
Арифметическое действие должно быть сформулировано
полно и правильно.
Упражнять детей в записи и чтении записи арифметического действия (Читая запись, дети скорее обнаруживают свою ошибку.)
При формулировке арифметического действия можно
считать правильным, когда дети говорят отнять, прибавить, вычесть, сложить. Слова сложить, вычесть, получится, равняется являются специальными математическими терминами.
Воспитатель в своей речи должен пользоваться математической терминологией, постепенно приучая и детей к употреблению этих слов. (Например, ребенок говорит: «Нужно отнять из пяти яблок одно», а воспитатель должен уточнить: «Нужно из пяти яблок вычесть одно яблоко».)
На четвертом этапе работы над задачами детей учат приемам вычисления - присчитывание и отсчитывание единицы.
Присчитывание - это прием, в котором к первому слагаемому прибавляется второе слагаемое, которое разбивается на единицы и последовательно присчитывается по 1: 5 + 3 = 5+1+1+1=6+1+1=7+1=8.
Отсчитывание - это прием, в котором из уменьшаемого вычитается число (разбитое на единицы) последовательно по 1: 8 – 3 = 8 – 1 – 1 – 1 = 7 – 1 – 1 = 6 – 1 = 5.
Роль решения арифметических задач
Решение задач формирует у детей практические умения, необходимые каждому человеку в повседневной жизни. Например, подсчитать стоимость покупки, ремонта квартиры, вычислить, в какое время надо выйти, чтобы не опоздать на поезд, и т. п.
Решая задачи, ребенок убеждается, что многие математические понятия (число, арифметические действия и др.) имеют корни в реальной жизни, в практике людей.
Через решение задач дети знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.