Е.В. Друзякина
Арт-методика «Мой дружок – носовой платок!»
Цель методики: создание условий для развития у детей двух – четырех лет ручной умелости, коммуникативных навыков, формирования познавательной активности и творческого воображения через нетрадиционное использование носового платка.
Задачи методики:
Социально-коммуникативное развитие:
ü познакомить ребенка с носовым платком, его назначением и нетрадиционным способом применения;
ü создать условия для формирования коммуникативных навыков в играх с платком;
ü создать положительный эмоциональный фон при взаимодействии ребенка и взрослого.
Речевое развитие:
ü развивать просодическую сторону речи;
ü развивать артикуляционную и мелкую моторику;
ü разучить стишки, потешки, песенки для использования их в играх с платком.
Познавательное развитие:
ü дать представление о платке: его форме, расцветке, фактуре, способах использования;
ü учить щипковому захвату и удержанию прямыми ладонями, комканию платочка одной и обеими руками, образуя комок, развивая согласованность действий рук;
ü формировать познавательную активность в играх с платком.
Художественно-эстетическое развитие:
ü показать ребенку «превращение» носового платка в интересную игрушку-забаву;
ü познакомить с расцветкой, узорами, сказочными персонажами, изображенными на платке.
ü развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение дошкольников;
ü разучить короткие стишки, песенки, потешки для речевого сопровождения в играх с «волшебными» платочками.
Особенности методики:
Данная методика разработана на основе подвижных и пальчиковых игр с платком.
Носовой платок – обычный небольшой лоскут ветоши: однотонный, яркий, цветной, пестрый, с узорами или сказочными персонажами – может не только научить детей соблюдать нормы гигиены, но развить их речевые, умственные и творческие способности! Использование носового платка, как предмета для разнообразных игр в работе педагога детского сада, показал свою многогранность. В первую очередь – это развитие мелкой моторики руки, развитие связной речи, а также внимания, мышления, и, конечно, воображения. Игры с платком развивают движение руки и требуют постоянной перестройки. Кисти рук становятся более гибкими, подвижными, что, безусловно, способствует овладению навыками письма в будущем.
Носовой платок, в разнообразных играх, выступает не просто как стимул или «партнер», а , скорее, действует как двигательная задача: сложить, разгладить, завязать, развязать, удержать в руке, захватить, затолкать в кулак, превратить платок в предмет и т.д. В зависимости от задач игры, ребенок должен подстраиваться под свойства платка, учитывая его размер, форму, фактуру и качество материала.
Игры с платком просты по содержанию, с ним можно играть в любое время и в любом месте. Они увлекательны и грамотны по своему дидактическому наполнению. Платок легкий по весу, привлекательный по цвету и рисунку, не требуют особых материальных затрат. Кроме всех выше перечисленных достоинств этого уникального предмета, он также формирует добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Играя в игры с платочком, дети одновременно проговаривают веселые стихотворения, речь становится более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие.
Чтобы играть с детьми ничего не нужно специально покупать, придумывать, готовить – все что нужно – это хорошее настроение и чистый носовой платок! А также увлеченность методикой самого педагога, его воображение и творческая фантазия!
Содержание совместной деятельности
1 этап: подготовительный:
ü Приобретение носовых платков, вовлечение родителей воспитанников в процесс шитья «волшебных» платков-лоскутков.
ü Знакомство воспитанников с «волшебными» платочками.
ü Совместное рассматривание (дети и педагог) платков, определение формы, размера, расцветки, нанесенных узоров на платочках.
ü Знакомство с играми-забавами, занимательными упражнениями с применением носовых платочков.
ü Разучивание песенок, потешек и коротких стихотворений для речевого сопровождения в «платочных» играх.
2 этап: реализующий:
ü Составление картотеки игр и упражнений с платком (от простого - к сложному).
ü Внедрение игр и упражнений с платком в режимные моменты воспитанников, в совместную образовательную и игровую деятельность, самостоятельную деятельность детей.
3 этап: итоговый
ü Подведение итогов, результативности применения платка в играх и упражнения для развития ручной умелости, коммуникативных навыков, формирования познавательной активности и творческого воображения дошкольников.
Правила, которые необходимо соблюдать при организации игр с носовыми платочками:
ü Перед проведением игры с платочком необходимо убедиться, что у всех детей тёплые руки (предложить похлопать руками, подышать на них или согреть под тёплой водой).
ü Важно убедиться в том, что дошколята знают основных персонажей стихов, педагог показывает цветные картинки или игрушки, чтобы дети могли вспомнить (или узнать впервые), как выглядит персонаж, о котором рассказывается в игре-потешке.
ü При проведении игр с платочком на начальном этапе, необходимо читать стихотворный текст медленнее, чем обычно, чтобы дети успевали повторять действие. По мере освоения нужно менять темп (можно даже показать в нарочито ускоренном - и поэтому "смешном" для малышей темпе).
ü Постепенно игру нужно усложнять: педагог читает первую строчку стихотворения - дети изображают действие, затем педагог читает следующую строчку - ребята изображают другое действие и т. д.
ü Тексты можно не только декламировать, но и петь на хорошо знакомую детям мелодию или просто под музыку.
ü Не стоит торопиться обновлять репертуар. Новые игры нужно вводить постепенно, исключая по одной из хорошо знакомых. А через небольшой промежуток времени можно к ним вернуться.
ü Платочек для игры не должен использоваться в целях личной гигиены и наоборот.
Основные принципы проведения пальчиковых игр с платком:
ü Выполнять упражнения следует вместе с ребёнком, при этом демонстрируя собственную увлечённость игрой.
ü При повторных проведениях игры дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением.
ü Наиболее понравившиеся игры можно оставить в своей картотеке и возвращаться к ним по желанию ребёнка.
ü Не надо ставить перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может снизить интерес к игре.
ü Нельзя принуждать ребёнка к игре, необходимо разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяв игру.
Игры и упражнения, развивающие зрительное восприятие
цвета, величины
Игра «Украсим скатерть»
Задачи: учить детей практическим действиям с платком и прищепкой (умение закреплять по краям платка, чередовать по цвету, объединять по цвету).
Материалы: платочки белого цвета; бельевые разноцветные прищепки.
Содержание:
На столе лежат платки. Педагог предлагает детям поиграть.
«Ребята, к праздничному столу нужно украсить скатерть, но как это сделать? Чем
украсить?»
«Как же скатерть нам украсить? Красок нет, ну чем раскрасить?
Мы прищепочки возьмем, «бахрому» из них сплетем!»
(Объясняет и показывает, каким образом следует «плести бахрому»: на край платка прикрепляет прищепки, чередуя их по цвету)
«Красный, синий, жёлтый цвет – Ох! Красиво, спору нет!»
(Дети самостоятельно выполняют действия, соблюдая очередность цвета и расстояние между прищепками).
Другой вариант игры:
Задача, оснащение, содержание игры и техника выполнения те же, только прищепки объединяются по цвету на обозначенной стороне платка:
На правой стороне скатерти будет красная «бахрома», на левом - синяя. Внизу сделаем желтую «бахрому», а вверху - зелёную.
Дети должны определить названные стороны и закрепить прищепки того цвета, который обозначен в словесной инструкции педагога.
Игра «Варенье»
Задачи: учить устанавливать отношения между тремя объектами по величине; развивать глазомер и согласованную работу обеих рук, совершенствовать ручную умелость
Материалы: 3 баночки (внутри цветная бумага, имитирующая варенье), три платка (размером соответствующие банкам), три эластичных резинки для закрепления платочков, кукла-перчатка «Бабушка»
Содержание:
У педагога на руке театральная кукла - бабушка. Бабушка сварила варенье и разложила его по банкам, она просит ребят помочь ей закрыть банки. Педагог предлагает к каждой банке подобрать нужного размера салфетку (платочек) и закрыть банку, закрепить салфетку резинкой.
Игры и упражнения с платочками, развивающие пространственную ориентировку
Упражнение «Складывание (или сгибание) платочка по прямой линии»
Задачи: учить складывать платочек в горизонтальном и вертикальном направлении двумя руками; зрительно соотносить углы и стороны; развивать пинцетный тип захвата.
Материалы: платочки красного, синего, жёлтого и зелёного цвета; пластмассовые крючки соответствующего цвета; скрепки.
Содержание:
На столе перед ребёнком лежит развёрнутый платок. Педагог говорит слова:
«Ну, платочек, потрудись! Пополам скорей сложись!»
(одновременно показывает способ действия: большим и указательным пальцами захватывает два нижних уголка и складывает его пополам, соотнося нижние уголки с верхними)
Затем произносит слова: «Наш платочек потрудился - в половинку превратился!» (Проводит ладонью по сложенному платку)
По аналогии платочек складывается по горизонтали сверху вниз, а по вертикали справа налево и наоборот.
Усложнение упражнения: детям предлагается зрительно определить середину линии сгиба, закрепить это место скрепкой и повесить на крючок, соответствующий цвету платочка.
Упражнение «Складывание платочка по диагонали»
Задачи: учить складывать платочек по диагонали снизу вверх и сверху вниз, удерживая его в одной руке, соблюдать точность соединения углов; закреплять пинцетный тип захвата.
Материалы: разноцветные платочки; пластмассовые крючки соответствующего цвета; скрепки.
Содержание:
На столе перед ребёнком лежит развёрнутый платок. Педагог говорит слова:
«Ты, платочек, не ленись, уголком скорей сложись!»
(Показывает способ выполнения: большим и указательным пальцами захватывает нижний уголок платка, направляет и накладывает его на противоположный верхний угол)
После слов: «Наш платочек не ленился - в треугольник превратился!»
(Проводит ладонью по месту сгиба).
Затем платочек складывается по диагонали сверху вниз.
Второй вариант: дети определяют середину линии сгиба, закрепляют зажимом и вешают на крючок такого же цвета, как и платочек.
Упражнение «Бабочки»
Задачи:
формировать
щепотный (три пальца: большой, указательный, средний вместе в одной точке) тип
захвата; развивать зрительную ориентацию на поверхности плоскости платка.
Материалы: платочки и бельевые прищепки красного, синего,
жёлтого и зелёного цвета.
Содержание:
Платочек лежит на столе в развёрнутом
виде. Педагог произносит слова:
«Пальцы весело шагали и платочек собирали:
Превратился в тряпочку, похожую на бабочку!»
(Большой палец фиксируется на уголке платка, а указательный и средний пальцы, «идут» по диагонали - по поверхности платка - до верхнего уголка. Каждый «шаг» пальцев образует складочку, и присоединяет её к большому пальцу.
Собранные складочки закрепляются прищепкой – «прилетела» бабочка)
Другой
вариант:
Меняется только направление движения пальцев. Зрительно определяется середина
на нижней линии платка и в этой точке фиксируется большой палец. В этом
варианте пальцы «шагают» по - прямой от нижней части платка до верхней.
Крылышки у «бабочки» получаются другой формы иного строения.
Упражнение «Накормим Мурку»
Задачи: учить детей ориентироваться на ограниченной плоскости; обозначать символом и называть словом стороны и углы платка, зрительно находить середину.
Материалы: носовые платочки, маленькие картинки с изображением еды для кошки (молоко, рыбка, мышка), игрушка Кошечка.
Содержание:
На столе лежит платок в развёрнутом виде. Педагог показывает кошечку и говорит: «Захотела Мурка кушать, стала Мурочка мяукать:
Мяу, мяу, мяу.... мяу…мяу…мяу…»
Предлагает накормить Кисоньку:
1 Вариант - в нижней стороне коврика (платка) «поставим» - молоко; на верхней стороне - рыбку; слева – корм «Вискас», справа - мышку.
2 Вариант - в нижний правый угол - молоко; в нижний левый угол - рыбку; в верхний правый угол – корм «Кити – кат»; в верхний левый угол - мышку.
(Дети повторяют название сторон и углов, и в соответствии с этим - раскладывают картинки). Далее педагог говорит:
«Вот уж кисонька поела, тихо песенку запела,
Разлеглась на коврике и замурлыкала: Мур-мур-мур!!!»
(Предлагает детям определить середину коврика и положить Кисоньку отдыхать)
Игра «Обезьянка»
Задачи: учить детей ориентироваться на ограниченной плоскости; обозначать символом и называть словом стороны и углы платка, зрительно находить середину.
Материалы: носовой платок, игрушка Обезьянка
Содержание:
На квадратной полянке (развернуть платок на столе)
Жила-была Обезьянка! (показать игрушку)
Обезьянку звали Дина!
- А где у платка середина? (поставить пальчик)
Прибежал к середине уголочек, а к нему и второй – его дружочек!
(по очереди складывать углы к центру)
Потянулись еще два брата! Сколько углов у квадрата? (посчитать уголки)
Получился конвертик квадратный!
Вот как сложен платок аккуратно!
Игры и упражнения, направленные на развитие ручных умений, формирование тонкой воздушной струи
Игра «На ветерок»
Задачи: развивать ручную умелость; учить практическим действиям; формировать подражательные движения рук.
Материалы: платочки, прищепки, фиксированная верёвка.
Содержание:
На столе перед каждым ребёнком лежит развёрнутый платок. Педагог предлагает поиграть с платочком и говорит: «Я буду говорить слова и показывать действия, а вы, подражайте моим движениям и делайте с платочком то же, что делаю я».
«Чисто, чисто мы стираем!» - трём платочек между кулачков;
«Прополощем!» - держим платок в одной руке, имитируем полоскание, «Отжимаем!» - складываем платочек пополам и отжимаем обеими руками,
«А теперь - за уголок!» - берём платок за уголочек,
«И сушить на ветерок!» - закрепляем прищепкой на верёвке.
Педагог знакомит детей с различными вариантами вешания платка на верёвке:
- за один уголок (закрепить одной прищепкой);
- за два уголка (две прищепки соответственно);
- перекинуть платок пополам, зрительно
найти середину сгиба и закрепить в этом
месте одной прищепкой.
- предлагает детям развесить платочки кто как хочет.
Игра «Жаба»
Задачи: развивать слуховое внимание, мелкую моторику руки, отработать игровые действия с носовым платком, воспитывать интерес к игре.
Материалы: носовой платок, игрушка Жаба
Содержание:
Жабу мы нашли на кочке!
(пальцы сжать в кулак, внутрь ладони положить игрушку – жука)
Принесли домой в платочке!
(кулак накрыть платком)
Развернули мы платок!
(большим и указательным пальцем стянуть платочек)
Жаба «прыг» под потолок!
(подбросить игрушку и поймать одной рукой; выпрямить пальцы т оттолкнуться ими от стола)
Игра «Мой платочек»
Задачи: развивать слуховое внимание, мелкую моторику руки, отработать игровые действия с носовым платком, тренировать тонкую воздушную струю.
Материалы: носовой платок
Содержание:
Я на новенький платок (взять платок за уголки – щипковым хватом)
Дую, словно, ветерок! (подуть на платок тонкой воздушной струей)
Мой платок зашевелился, на колени опустился!
(легким движением опустить платочек на колени)
К нему Жук приходил – по краю ходил!
(«ходить» пальцами обеих рук по краю произносить звук: ж-ж-ж-ж)
К нему муха прилетала, с угла на угол скакала!
(«скакать» пальцами с уголка в уголок, произносить звук: з-з-з-з)
Надо бабочку позвать, будет по платку порхать!
( легкими движениями погладить ладонями платочек)
Мы с платочком поиграли! И в карман его убрали!
(убрать платок, похлопать в ладоши)
Игра «Посчитаем уголки»
Задачи: развивать слуховое внимание, мелкую моторику руки, отработать игровые действия с носовым платком, учить порядковому счету от 1 до 4
Материалы: носовой платок
Содержание:
В руки мы платок возьмем (взять в руки платочек)
И чуть-чуть его встряхнем! (встряхнуть платок)
На столе его расправим (расправить аккуратно на столе)
Уголки слегка поправим! (поправить уголки платка)
Считаем: один уголок, два уголка, три уголка, четыре уголка!
Улыбнемся мы пошире! (улыбнуться)
Сколько уголков? – Четыре!
Игра «Мы уложим Мишку спать!»
Задачи: развивать слуховое внимание, мелкую моторику руки, отработать игровые действия с носовым платком, воспитывать интерес к игре.
Материалы: носовой платок, игрушка - Мишка
Содержание:
Мы уложим Мишку спать (положить игрушку на ладонь)
В очень мягкую кровать! (сложить ладошку «лодочкой»)
Чтобы не болела спинка, подложим мягкую перинку!
(положить на ладонь платок)
А потом запеленаем (сложить углы платка в виде конвертика)
И его мы покачаем: А-а-а! (покачать)
Мишка наш уже поспал, встал с кровати – убежал!
(стянуть платок, убрать игрушку и показать пустую ладонь)
Игра «Бегемот»
Задачи: развивать слуховое внимание, мелкую моторику руки, отработать игровые действия с носовым платком, учить комкать платок, вбирая латок в кулак большим пальцем.
Материалы: носовой платок
Содержание:
У меня живот проглот –
Весь платок он скушал, вот!
Сразу стало у проглота
Брюхо, как у бегемота!
(Взять носовой платок за уголок и показать, как целиком вобрать его в ладонь, используя пальцы только одной руки -другая рука не помогает! Можно комкать одновременно и два платка)
Игра «Узелок»
Задачи: развивать слуховое внимание, мелкую моторику руки, отработать игровые действия с носовым платком: завязывание и развязывания узла, тренировать тонкую воздушную струю.
Материалы: носовой платок
Содержание:
В руки мы возьмем платок (взять в руки носовой платок)
И завяжем узелок! (завязать узелок)
Завязали узелок – получился как замок! (поднять вверх)
Мы немножко поколдуем! (покрутить платочек)
На него слегка подуем (подуть тонкой воздушной струей)
Слова «волшебные» скажем! (придумать волшебные слова)
И опять его развяжем! (развязать узел на платке)
Игра «Змейка»
Задачи: учить протягивать платочек между пальцами в направлении справа налево и обратно, вырабатывать плавность движений, развивать кисть руки в запястных суставах.
Материалы: носовой платок
Содержание:
На слова педагога: «Змейка быстрая ползёт, поиграть ребят зовёт!» - дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцами, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают между средним и указательным. Заканчивается протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползёт справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцами и т. д.
Направление движение «змейки» будет зависеть от той руки, двигательная функция которой наиболее сохранна.
Игра «Пучок»
Задачи: учить поочерёдному присоединению пальцев - (указательный, средний, безымянный, мизинец) - к большому пальцу, образуя комбинацию «пучок», развивать зрительную ориентацию.
Материалы: носовой платок
Содержание:
На столе лежит платок в развёрнутом виде. Пальцы раздвинуты. Кисть руки ставится в угол платка на кончики пальцев.
На слова педагога: «Что задумал паучок? - Я хочу собрать пучок!»
Дети начинают последовательно присоединять пальцы (указательный, затем средний, безымянный и мизинец) к большому пальцу, собирая платочек в пучок. То же самое делают другой рукой.
Усложнение: упражнение выполняется двумя руками одновременно.
Игра «Лез медведь в свою берлогу»
Задачи: развивать внимание, учить протягивать платочек между пальцами с разной силой нажима, вырабатывать плавность движений.
Материалы: носовой платок
Содержание:
Лез медведь в свою берлогу (комкать платок большим пальцем в кулачек)
Все бока свои помял, (указательным пальцем правой руки поправить платок в кулачке)
Эй, скорее, на подмогу! Мишка, кажется, застрял!
(поочередно с силой вытягивать платочек между пальцев)
Игра «Раз, два, три – лови!»
Задачи: учить протягивать платочек в заданном направлении, регулировать с учётом статику и динамику пальцев; развивать зрительно-двигательную ориентацию.
Материалы: носовой платок
Содержание:
Руки, согнутые в локтях стоят на столе. Одна рука держит платочек за уголок. Другая рука повёрнута ладошкой к лицу, пальцы широко раздвинуты.
На слова педагога: «Наш платочек побежал, и все пальцы посчитал!»
Вначале педагог демонстрирует действия, затем, дети начинают протягивать платочек между мизинцем и безымянным пальцами по направлению к себе. Затем между безымянным и средним - от себя. Далее протягивают платочек между средним и указательным пальцами, направление к себе. Аналогично, между указательным и большим по направлению от себя.
Педагог словесно обозначает направление платочка: «К себе. От себя...»
На слова: «Раз, два, три – лови!» - дети сжимают пальцы, платочек останавливается. Игра продолжается с участием другой руки.
Игровое упражнение « Шью одежду я для Мишки»
Задачи: учить протягивать платочек в заданном направлении, совершенствовать грамматический строй речи; развивать воображение, воспитывать интерес к игре.
Материалы: носовой платок
Содержание:
Лоскутки лежат из шелка, теплой шерсти и из меха.
(берут платочек за уголок и собирают его в ладонь пальцем одной руки, повторяют на другой руке 2 раза)
У меня в руках иголка (Артикуляционное упражнение «иголочка»)
Мне сегодня не до смеха (Артикуляционное упражнение «улыбка»)
Шью одежду я для Мишки – не позволю простудиться!
(оборачивают платочек вокруг большого пальца)
Шью рубашку и штанишки
(оборачивают платочек вокруг указательного и среднего пальца)
Шью пальто и рукавицы (оборачивают платочек вокруг безымянного и мизинца)
За окном снежок порхает, за окном давно не лето,
(берут платочек за два уголка и дуют на него)
Нас зима не напугает – Мишка мой тепло одетый!
(собирают платочек в обе ладони пальцами обеих рук)
Игры на развитие эмоциональной сферы
Игра «Прятки с платком»
Задачи: развивать зрительное внимание, мелкую моторику руки, отработать игровые действия с носовым платком, закрепить название частей тела; снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой, воспитывать интерес к игре.
Материалы: носовой платок однотонного цвета
Содержание:
Для игры используется обычный носовой платок.
Познакомить ребенка с правилами игры можно на собственном примере. Накройте свою или его ладошку платком со словами:
«Ой, а куда спряталась рука? – Поднимите платок. – Вот она!»
Накрывайте платком разные части тела: голову, ногу, живот, глаза, уши. Это позволит в игровой форме познакомиться с частями тела.
Игра «Ку-Ку!»
Задачи: развивать слуховое, зрительное внимание; отработать игровые действия с носовым платком: держать за верхние уголки, прятать лицо, учить выражать эмоции: грусть, веселье, радость, печаль и т.д.
Материалы: носовой платок, карточки с изображением эмоций
Содержание:
Вариант 1: Дети держат платочек за верхние уголки перед лицом: в этом положении они «спрятаны». Хором говорят: «Ку-ку!», опускают платочек и появляются со смешной гримасой на лице. Повторить несколько раз. Можно мальчиков поставить перед девочками, чтобы дети веселили друг друга.
Вариант 2: Пока дети прячутся за платочками, можно давать им задание изображать на лице различные эмоции: радость, страх, удивление, грусть, злость.
Раз, два, три – лицо печальное - замри!
Раз, два, три – лицо грустное – замри!
Раз, два, три – лицо веселое – замри!
Раз, два, три – лицо сердитое – замри!
Игра «Веселые платочки»
Задачи: установить доверительные отношения с каждым ребенком, подарить минуты радости малышам с помощью веселой музыкальной игры с платочками.
Материалы: яркая коробка с отверстиями, шелковые платочки по количеству детей.
Содержание:
Итак, для игры потребуется яркая коробка с отверстиями. Поместите в коробку шелковые платочки, просунув их кончики в прорези-отверстия. Количество платочков должно соответствовать количеству детей.
Педагог обращает внимание на коробку и предлагает каждому ребенку потянуть за один из кончиков и достать платочек.
Воспитатель поет песенку и выполняет движения. Дети наблюдают, по желанию повторяют.
Как платочки хороши!
(стоят на месте и, протянув вперед руки, размахивает платочком)
Мы попляшем, малыши.
(пляшут)
Ты, платочек, наш дружочек, покружись,
(кружится, держа платочек в поднятой руке)
Всем ребятам маленьким покажись!
Я платочком помашу!
(взмахивает платочком, стоя на месте)
И с платочком попляшу! (пружинка)
Ты, платочек , наш дружочек, покружись! (кружится)
Всем ребятам маленьким покажись.
Нет платочков, ай-ай-ай!
(прячет платочек за спину, поворачивая голову вправо-влево)
Где платочки, угадай?
Как платочки хороши!
(идет к коробке, в которую кладет платочек)
Поплясали малыши!
Мониторинг результатов использование методики
Наблюдение - метод сбора фактов через восприятие внешнего поведения с целью последующего анализа. Наблюдение может использоваться при изучении детской группы в целом: структуры детского сообщества, характера взаимодействия в нём, уровня развития игровой деятельности и богатство тематики игр, частоты возникновения конфликтов, анализа предметно-игровой среды её использования детьми. Наблюдение позволяет увидеть сформировавшиеся игровые, двигательные, и творческие навыки воспитанников. Также с помощью наблюдения педагог может увидеть индивидуальные различия в проявлении детской самостоятельности, активности, инициативности, личностные качества, такие как доброжелательность, эмоциональная отзывчивость, желание помочь другому.
Критерии оценки уровня развития ручной умелости, степени вовлеченности, познавательной активности, с помощью
пальчиковых игр и упражнений с носовым платком
Методом наблюдения оценивается степень вовлеченности в игру по трем показателям: когнитивному, эмоциональному и рефлексивному. На когнитивном уровне учитывается интерес ребенка к самому предмету-платку как к игрушке-забаве. На уровне знаний: высокий уровень – интересуется содержанием игр и упражнений, пытается повторить их самостоятельно. Средний уровень – внимательно слушает, наблюдает, но выполняет с помощью взрослого, низкий уровень – не проявляет никакого интереса к играм и упражнениям с носовым платком. В самом процессе игры: высокий уровень - проявляет инициативу, самостоятельно организует игры с платком, средний – нуждается в помощи педагога, низкий уровень – не проявляет интерес к упражнениям, не понимает правил игры.
Также определяются уровни вовлеченности в игру с платком. Высокий уровень – видит в обычном лоскуте ткани увлекательную игрушку-забаву, превращает платок в различные предметы, придумывает сказочные образы, средний уровень – играет с платком как с обычным предметом, не проявляя творчества и фантазии, требует помощи взрослого, низкий уровень – не интересуется предметом.
На уровне эмоций – высокий уровень: ребенок - «волшебник», играет с платком, перевоплощая его в загадочные фигуры, предметы, изобретает ситуации, где платок – то «море», то «животное», то «укрытие» и др.; наслаждается процессом игры и вовлекает в нее сверстников. Средний уровень – ребенок доволен игрой во взаимодействии с педагогом, низкий уровень – не проявляет никаких эмоций, безразличен к играм.
Влияние игрушки-забавы (платочек) на ребенка учитывается и по тому, как ребенок проявляет себя после проведенного занятия: взял платок домой, чтобы показать маме, как можно превратить предмет гигиены в увлекательную игру («Превращение», «Прятки», «Захват» и т. д), продолжил играть с платком на занятии или в самостоятельной деятельности, оставил предмет без интереса.
На уровне развития мелкой моторики руки:
Высокий уровень: ребенок с удовольствием включается в игру. Повторяет за взрослым движения. Самостоятельно может выполнить упражнение.
Средний уровень: проявляет интерес к игре, самостоятельно выполняет упражнение с трудом или с помощью взрослого.
Низкий уровень: принимает участие в игре, но не может выполнить самостоятельно упражнение, с трудом выполняет при помощи взрослого.
В результате внедрения пальчиковых игр с носовыми платками в образовательный процесс, режимные моменты, у детей наблюдается улучшение координации артикуляционного аппарата, совершенствование общей координации движений. Выполняя различные упражнения с использованием носового платка, дети достигли хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений пальцев, а это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.
Дети стали более внимательны, усидчивы, у них расширился и обогатился словарный запас слов, а также художественный вкус.
Где может применяться методика «Мой дружок – носовой платок!»
Данная методика может применяться в работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога-психолога, при организации игровой образовательной ситуации для реализации задач ОО «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Методика может использоваться в группах компенсирующей направленности, общеразвивающей и комбинированной направленности.
Данную методику можно рекомендовать родителям воспитанников, с целью закрепления и обобщения полученных знаний, умений и навыков, приобретенных в детском саду.
Список литературы
1. Аксeнoвa М. «Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи» // «Дoшкoльнoe вoспитaниe» - 2010, №8.
2. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». Автор-сост. Зажигина О.А. СПб, 2013.
3. Крупенчук, О. И. «Пальчиковые игры» [текст]: учеб, пособие /О. И. Крупенчук. - СПб: Издательский Дом Литера, 2008.
4. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей». М., 2006.
5. Цвынтaрный В.В. «Игрaeм пaльчикaми и рaзвивaeм рeчь». - СПб: Речь, 2010.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.