Коточигова Анастасия Валерьевна- преподаватель
БПОУ ВО Вологодского колледжа технологии и дизайна»
АRТ технологии КАК ПОДХОД к самостоятельной работе студентов
Инновационные технологии, являясь в современной педагогике принципиально новыми формами взаимодействия педагога и обучающегося, способны обеспечить эффективность педагогической деятельности. Под инновационными технологиями принято понимать «набор методов, средств и мероприятий, обеспечивающих инновационную деятельность» [2, с. 15].
Кроме того, на сегодняшний день перед преподавателем стоит важная задача не только обеспечить студенту определенный уровень знаний для овладения им выбранной профессией, но и развить его творческую самостоятельность для личностного совершенствования в будущей профессиональной деятельности. Потому современная педагогическая (образовательная) технология в системе среднего профессионального образования должна представлять собой «систему функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенную на научной основе, запрограммированной во времени и в пространстве, и приводящую к намеченным результатам» [4, с. 56].
Среди подобных технологий выделяют
технологии, оказывающие содействие преподавателю в организации инновационной
педагогической деятельности, среди них: технологии исследовательского
проектирования, компьютерные технологии, психотехнологии, кейс-технологии,
различного рода интерактивные технологии и арт-технологии. Понятие
«арт-технология» в современной педагогической науке относительно новое и не
имеет точного определения, поскольку процесс восприятия, заложенный в его
основу, у каждого человека происходит по-разному и зависит от его
психологических возможностей. Процесс восприятия искусства личностью предполагает
сложную психическую деятельность, соединяющую в себе эмоциональные и
познавательные моменты. Механизмы влияния искусства на психолого-педагогические
процессы изучали многие отечественные и зарубежные ученые, в числе которых Л.
С. Выготский, Е. А. Медведева, А. И. Граборов, Л. Н. Дабровольская, В. П.
Кащенко, Э. Сеген, О. Декроли. В своих работах, посвященных эстетическому
воспитанию, Э. Сурно делает акцент на то, что искусство одно из главных средств
воспитания, влияющего на нравственность человека, а также на формирование его
воображения, мышления и эмоционального фона [2].
По мнению И. М. Кунгуровой, «применение различных техник разных видов искусств
в учебно-воспитательном процессе - это средство творческой самореализации и
способа личностного развития будущего специалиста» [3, с. 46].
М. Либман рассматривает арт-технологии как «применение средств искусства для
передачи чувств и иных содержаний психики человека с целью изменения структуры
его мироощущения» [9, с. 42]. В. Беккер-Глош и Ю. Бюлов полагают, что в
исходных положениях современного понимания арт-технологии находится
«художественное творчество, связанное с действием трёх факторов: экспрессии,
коммуникации и символизации» [1, с. 58].
Е. В. Таранова определяет данное понятие как «совокупность средств, принципов и механизмов разных видов искусства, для пробуждения ими художественной активности личности в целях оптимального профессионально-педагогического решения задач воспитания, обучения и развития (не преследуя при этом специальных целей серьезного художественного образования)» [5, с. 9].
Мы придерживаемся данного мнения, так как,
на наш взгляд, оно является более широким, применимым к обучению студентов не
только для творческих специальностей, но и для профессий другого профиля.
Виды подобных технологий разнообразны: каждая предполагает совместную
деятельность педагога и студента в применении разного рода
художественно-творческих средств в процессе обучения, и, безусловно, они
обладают большим потенциалом к разностороннему развитию личности обучающегося.
Многие ученые справедливо отмечают, что используя такие формы работы при
организации самостоятельной деятельности студентов можно полагаться на
активизацию и повышение ее результативности.
Арт-технологии относительно новое явление в современной педагогике. Как
самостоятельное направление оно начало развиваться в середине XX века в США и
Великобритании, объединив опыт арт-педагогов, психологов, искусствоведов.
Накопленные знания в этих областях науки дают полное представление о
закономерностях развития общества. Основываясь на междисциплинарном подходе,
арт-технологии позволяют овладеть знаниями, умениями и навыками изучаемой
дисциплины, используя различные виды искусства.
Одним из распространенных видов арт-технологии является модификация деловой игры
- имитационная игра, где воспроизводится деятельность творческого коллектива
(театральной труппы, музейного или музыкального коллектива) и его структуры
(театра, музея, филармонии и т.д.). Студентам предлагается имитировать
внутренний творческий процесс (например, репетиция музыкальной пьесы,
подготовка к тематической выставке, разбор характеров героев для постановки
спектакля). Особенность такой формы работы заключается в том, что студенты
действуют в условиях, приближенных к реальным. Им предоставляется возможность
почерпнуть опыт профессионального взаимодействия в коллективе, эмоциональный
опыт в профессионально значимых положениях, а также научиться обнаруживать
связи между поведением и полученными результатами на основании рефлексии
переживаний всех партнеров.
Обращает на себя внимание такая технология, как видеообсуждение. Она представляет собой анализ видеосюжета по заданному плану заявленной проблемы, в рамках изучаемого курса дисциплины. Это могут быть фрагменты или полнометражные документальные или художественные видеофильмы, а также новостные видеосюжеты, рекламные видеоролики. Такого рода видеоряд целесообразно использовать в самостоятельной работе, соотнеся его с конкретной целью и темой, а не только в качестве дополнительного материала. Перед демонстрацией фрагмента или фильма необходимо задать студентам несколько ключевых вопросов, это послужит основой для последующей дискуссии.
В рамках этой технологии большой интерес вызывает упражнение «групповая фреска». На доске или листе бумаги студенты по очереди, выступая с сообщением на заданную тему, делают зарисовки. В конце занятия происходит обсуждение созданной фрески - что получилось, а что было упущено, глубоко ли раскрыта заявленная тема.
Принципиально новый подход при организации самостоятельной работы предлагает ландшафтная арт-технология - поиск и использование найденных предметов и материалов в окружающей среде для создания из них различных арт-объектов. Кроме того, применение подобной технологии в колледжах, готовящих студентов творческо-ориентированных профессий (например, художественный направленности), способствует созданию так называемых «путевых рисунков», то есть таких работ, которые впоследствии могут быть использованы в дальнейшей профессиональной деятельности.
Технологии, сочетающие изобразительную деятельность с другими формами творческого самовыражения (изображение образов, пробуждаемых звучанием того или иного научного понятия, передача с помощью рисунков впечатлений от музыки в процессе ее прослушивания), обладают большим потенциалом в плане развития невербальных средств для выражения собственной позиции.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что арт-технологии образуют условия для создания совместной инновационной педагогической деятельности преподавателя и самостоятельной работы студентов, в результате которой студенты могут повысить свою самооценку, осознать свою индивидуальность, подняться на новую ступень самосознания.
Самостоятельность не рождается сама по себе, самостоятельность воспитывается и развивается. Чтобы достичь этого, надлежит с педагогической точки зрения грамотно организовать самостоятельную работу студента. Развить творческий подход к самостоятельной работе в процессе обучения способны арт-технологии, которые воспитывают культуру умственного труда и способствуют заинтересованности в самостоятельной работе студента.
Проблема самостоятельной работы на
сегодняшнем этапе модернизации отечественного образования является одной из
самых важных, поскольку, предъявляя новые требования к организации самостоятельной
работы студентов, ее решение приходится искать, используя нестандартные
технологии обучения, к которым можно уверенно причислить арт-технологии.
Для производительности самостоятельной работы студентов необходимо создать
платформу обучения, в которой в зависимости от учебно-педагогических целей
будет образован целый комплекс средств образовательных инновационных
технологий, среди прочих не последнее место занимают и арт-технологии.
Таким образом, представленные технологии в рамках инновационного подхода к образованию обеспечивают полноту, органичность, гармоничность и всесторонность педагогических процессов, относящихся к организации самостоятельной работы студентов, результатом и целью которой представляется становление личности, способной к сотрудничеству, умеющей самостоятельно думать, решать проблему, выбирать и использовать полученную информацию в своей последующей профессиональной деятельности. А преимущества приемов арт-технологий, воспроизведенные выше, существенно повысят мотивацию студентов к овладению изучаемого предмета, самостоятельной работе и к обучению в целом.
В современном социокультурном пространстве арт-технологии способствуют социальному развитию студента, позволяют проявлять латентные качества личности, развивать социальные навыки, связанные с оказанием взаимной поддержки в коллективе, наблюдать за результатами своих действий и их воздействием на окружающих; предполагают освоение новых форм поведенческой деятельности, положительно влияющих на взаимоотношения с окружающими; укрепляют личностную идентичность.
Подобные технологии формируют стремление к тому, чтобы воспитание перешло в самовоспитание, обучение в - самообучение, а развитие - непосредственно в саморазвитие. Они также объединяют художественное и интеллектуальное восприятие мира, способствуют сохранению целостности личности, приобщают студентов к нравственным ценностям через целостный мир искусства, помогают развитию всех органов чувств, внимания, памяти, интуиции, вооружают преподавателя системой инновационных приёмов, обеспечивающих эффективное вхождение в систему знаний, содействуют адаптации студента в современное социокультурное пространство.
Список литературы:
1. Беккер-Глош В., Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической
больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство. 1999. № 1. С. 42-58.
2. Колосов В. Г. Введение в инноватику: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбГПУ,
2002. 148 с.
3. Ротенберг В. С. Психофизиологические аспекты изучения творчества //
Художественное творчество / под ред. Б. С. Мейлаха. Л.: Наука, 1982. С.
175-186.
4. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. М.: Народное
образование, 2005. Т. 1. 556 с.
5. Таранова Е. В. Анализ термина «арт-педагогика» в понятийном поле
педагогических и арт-терапевтических категорий // Педагогика и психология.
2012. № 1 (2). С. 8-12.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.