"Арт- терапия в работе с детьми с ОВЗ в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС"
Оценка 5

"Арт- терапия в работе с детьми с ОВЗ в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС"

Оценка 5
Документация
docx
детская психология
Детсад
02.12.2022
"Арт- терапия в работе с детьми с ОВЗ в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС"
Изучение проблемы арт-терапии (буквально – лечение искусством, творчеством; термин ввел в употребление А. Хилл в медицинской практике) в социально-педагогической деятельности с детьми обосновано пониманием мощного положительного влияния искусства на развитие и становление личности, проявляющегося в гармонизации ее внутреннего мира и обретении духовно-нравственных ориентиров.
курсовая работа.docx

 

 

         ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 Курсовая работа по теме: «Виды Арт – терапии»

 

 

Работа выполнена в рамках курсов повышения квалификации по программе «Арт – терапия в работе с детьми с ОВЗ в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС» 

 

 

 

 

Автор:

 Ф.И.О: Половинкина Ирина Евгеньевна

 Должность:  Воспитатель

 Место работы:  Государственное казённое учреждение здравоохранения «Областной дом ребёнка №7 специализированный для детей с органическим поражением нервной системы с нарушением психики»

 

 

г. Златоуст. Челябинская обл. 2021г.

 

 

Оглавление

1. Целевой раздел «Арт – терапия»

1.1. Понятие «арт-тераия»

1.2.Цель «арт-терапии»

1.3.Направление «арт-терапии»

1.4.Особенности «арт-терапии»

1.5.Задачи «арт-терапии»

2. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в младшем дошкольном возрасте

 2.1. Виды техник для работы с детьми

 2.2. Приемы изотерапии

 2.3. Формы арт-терапии

3.Из опыта работы

 

4.Приложение

5.Литература

                 1. Целевой раздел «Арт – терапия»

1.1.Понятие «арт-тераия»

      Изучение проблемы арт-терапии (буквально – лечение искусством, творчеством; термин ввел в употребление А. Хилл в медицинской практике) в социально-педагогической деятельности с детьми обосновано пониманием мощного положительного влияния искусства на развитие и становление личности, проявляющегося в гармонизации ее внутреннего мира и обретении духовно-нравственных ориентиров.

1.2.Цель арт-терапии

      Основная цель арт-терапии – это позитивное воздействие на личность средствами искусства и творчества, развитие ее духовного здоровья. Общепризнано, что арт-терапия имеет психопрофилактическую, развивающую и социализирующую направленность в активизации сущностных сил личности, благодаря чему арт-терапия используется в различных сферах и может стать эффективной технологией социально педагогического профиля в работе с детьми. Теоретический анализ показал, что арт-терапия изучается как многогранное и глубинное по эмоциональному воздействию явление в различных сферах применения, в том числе клинической и социальной (А. И. Копытин, А. В. Криницына, Л. Д. Лебедева).

       Главная ценность арт-терапии состоит в том, что она может уравновесить психическое состояние человека, повышая его способность к самовыражению, самопознанию и рефлексии. С помощью искусства, на символическом уровне проживаются фактически все чувства и эмоции человека: любовь и ненависть, обида и радость, злость и восторг, гнев, страх, разочарование. И все это отреагирование проходит в нетравматической для человека форме. Рисуя, раскрашивая, сочиняя, читая истории, вылепливая фигурки, человек не просто решает какую-то конкретную узкую задачу. Он учится смотреть на ситуацию со стороны, обретает более глубокое видение и понимание своей жизни, находит важные ответы на вечные вопросы: а кто я? Зачем я живу? Что для меня главное? В чем мое предназначение, моя истина, мой смысл? Что хорошего я несу в мир? Чем я ценен? Какова моя роль в мире? А это уже значительно больше, чем просто лечение того или иного признака. Как холистическая медицина. Или видение общей картины, и оздоровление всего организма сразу.

1.3.Направление арт-терапии

      Арт-терапевтическое направление развивается в практической психологии, образовании и социальной работе. Арт-терапия применяется в лечебно-реабилитационной, педагогической и социально-педагогической деятельности: как вспомогательный метод в психотерапии (психодрама, художественно-творческая деятельность, библиотерапия), в лечебной и специальной педагогике (сказкотерапия, игротерапия, цветотерапия и др.), как здоровьесберегающее направление в педагогике искусства и дополнительном образовании, гуманитарно-эстетическом воспитании.   

1.4.Особенности арт-терапии

     Особенностью современного этапа развития арт-терапии является усиление ее междисциплинарных связей с психологией, социологией, культурологией (А. И. Копытин). В общем смысле арт-терапия рассматривается в зависимости от области ее применения: - как одна из форм психотерапевтической практики; - совокупность арт-терапевтических методик; - педагогический метод; - формирующаяся технология, техника в социальной работе и социально-педагогической деятельности с детьми. В зарубежной традиции, европейской и американской (Британская ассоциация арттерапевтов, Американская арт-терапевтическая ассоциация), арт-терапия означает практики в границах визуальных искусств и изобразительного творчества в контексте психотерапевтических отношений (рисунок, живопись, графика, скульптура и другие; Н. Гелинг, Э. Бушон, С. Дженнингс, Г. Шоттенлоэр).

    В России в социально-педагогической деятельности на современном этапе арттерапия понимается в узком смысле – как воздействие на психоэмоциональное состояние в ходе занятий детей изобразительным искусством, декоративно-прикладным творчеством (изотерапия). Графические тесты и рисуночная терапия достаточно ограничены, ориентированы в основном на сбор и анализ материала на диагностическом этапе работы с ребенком, являясь средством создания и интерпретации визуального образа, невербального общения. Практически не введена в социально-педагогическую деятельность музыкотерапия (аудиальные образы); не используются современные подходы художественной педагогики и гуманитарно-эстетического образования, не реализуются возможности арт-терапии как педагогической интерактивной технологии в данной области. При этом очевидно, что именно диалогическое взаимодействие с искусством имеет особое значение в снятии психоэмоционального напряжения, развитии коммуникативных, познавательных, рефлексивных и других жизненных навыков детей с проблемами в социализации. То есть в социально-педагогической сфере арттерапия носит несистемный характер в ситуации неопределенности методологии, отсутствия современной научно обоснованной концепции, проработки технологических аспектов и качественных инновационных методик. В контексте социальной работы понятие арт-терапии по отношению к социально-педагогической деятельности трактуется, напротив, широко – как способы и технологии реабилитации лиц средствами искусства и художественной деятельности: музыки, живописи, литературы, театра [12, с. 44].

     Выход за пределы деятельности социального педагога здесь связан с комплексностью понятия «реабилитация» и его медицинским аспектом. Таким образом, нами выявлена необходимость уточнения понятийного аппарата арт-терапии, ее сущности, функций и содержания в социально-педагогической деятельности, выделения видов эффективных практик для социально-педагогической сферы, изучения возможностей и целесообразности их применения в профилактической, коррекционной, адаптационной работе с детьми для их успешного включения в социальную среду. Теория и методика арт-терапии заслуживают внимания и обновления в соответствии с современными подходами в гуманитарной сфере для повышения качества социально-педагогических мероприятий.

1.5.Задачи арт-терапии

— Диагностика. С помощью творчества можно выявить, в чем главные проблемы клиента, на какую сферу ему стоит обратить более пристальное внимание, что происходит с ним на самом деле.

 — Коррекция. С помощью средств арт-терапии можно помочь человеку изменить поведение в более конструктивную сторону, исцелиться от страхов, тревог, ограничивающих убеждений, фобий и т.д. — Развитие. Одна из главных функций арт-терапии – выявление сильных и слабых сторон человека, и их развитие.

 — Удовлетворение эстетических потребностей. В ходе арттерапевтического процесса начинается истинное творчество. Клиенты создают картины, музыку, стихи, даже книги. Что интересно, чаще всего это происходит именно с теми, кто считал себя совершенно «земным», далеким от творчества и вдохновения.

— Психотерапия. И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями.   

2. Арт-терапия в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в младшем дошкольном возрасте

     Внутренний мир ребёнка с проблемами в развитии сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем, развивать себя и в то же время заботиться о своём здоровье.

      В данном случае необходимо использовать новые технологии, одновременно обеспечивающие познавательное развитие детей. Такой технологией, несущей особые коррекционные и развивающие возможности, на мой взгляд, является арт-терапия.

     Главная цель арт-терапии - гармонизация личности, поэтому значение метода особенно возрастает, когда речь заходит о детях с ограниченными возможностями здоровья. Через развитие возможностей самопознания и самовыражения средствами художественной деятельности можно изменить стереотипы поведения, повысить адаптационные способности, найти компенсаторные возможности такого ребенка и в конечном итоге - успешно интегрировать его в общество.

      Арт-терапия в работе с детьми с ОВЗ в первую очередь подразумевает совместное рисование. Фундаментом такого способа помощи детям является цветовая система. После того, как будет сделан рисунок, педагог и психолог смогут увидеть, какие цвета используются ребенком чаще всего. Это и будет сигналом к его эмоциональному состоянию.

       Помимо того, что арт-терапия дает возможность провести диагностику психического состояния ребенка, она дает возможность раскрыть художественные способности. Чтобы занятие по арт-терапии не превратилось в обычный урок по изобразительной деятельности, нужно соблюдать некоторые условия. Арт-терапия - безопасная среда, способствующая самовыражению и спонтанной активности. Поэтому приемы и техники подбираются с учетом возможностей ребенка, любые усилия ребенка в ходе работы должны быть интересны и приятны ему. Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности. Взрослый должен избегать оценочных суждений и сравнений. Помнить, что основные цели арт-терапевтического занятия - психотерапевтическая и коррекционная, а не обучающая. Поэтому ориентироваться нужно, прежде всего, на процесс, а не результат.  

      Искусство - лишь средство, которое помогает лучше понять себя, свой внутренний мир. Существует несколько видов арт-терапии для работы с детьми с особенностями развития: изотерапия; имаготерапия; игротерапия; музыкотерапия; сказкотерапия, библиотерапия, мульттерапия.

      Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием. В основе изобразительной арт-терапии лежит особая «сигнальная цветовая система», согласно которой посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном состоянии. Изобразительная арт-терапия, это с одной стороны - метод художественной рефлексии; с другой стороны - технология, позволяющая раскрыть художественные способности человека в любом возрасте, и чем раньше, тем лучше; а с третьей стороны - артпедагогический метод, с помощью которого можно корректировать ощущения, которые испытывает каждый от работы: что мешало рисовать, а что помогало; какая из работ особенно нравится и почему; как изменилось ваше внутреннее состояние после рисования и т.д.     

      Музыкотерапия основана на процессе слушания музыки и музицирования. Она основа на способности музыки регулировать и развивать эмоциональную сферу личности. Еще в 19 2 веке ученые установили, что эмоции вызывают изменения пульса дыхания, скорости реакции, мускульной силы и т. д. Известно, что при снижении эмоционального тонуса или при наличии негативных эмоций ослабевает иммунитет человека, в результате - он чаще болеет. Различные по эмоционально-образному содержанию музыкальные произведения поразному воздействуют на организм человека, вызывая различные эмоции и, соответственно, разные биохимические процессы. Так, мажорная музыка обычно вызывает светлое и радостное настроение, а минорная, как правило, связана с грустью, печалью. Правда, минорная музыка, выражая суровую энергию, драматические переживания, может способствовать активизации физиологических процессов и вызывать активное состояние.

      Игротерапия - один из наиболее эффективных средств коррекции. Это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

     Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Этот метод особенно эффективен в работе с детьми с задержкой психического развития, так как позволяет ребёнку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть пути их решения.

      Имаготерапия – занятия театрализованной деятельностью детей с ограниченными возможностями здоровья дают положительную динамику в качественном развитии воображения, формировании его творческого компонента. Обеспечивают становление знаково-символической функции мышления, произвольного внимания, коррекции психоэмоционального состояния, а также способствуют развитию многих компонентов личности.

      Библиотерапия - чтение под руководством взрослого специально подобранной литературы с последующим обсуждением способствует не только нормализации, но и оптимизации психического состояния ребенка. Библиотерапия помогает при разного рода проблемах: страхах, отсутствии учебной мотивации, лжи, непослушании, упрямстве.

       Мульттерапия. Силу воздействия зрительных образов на психику доказывать не надо, но только просмотр без обсуждения и игры по мотивам мультфильма все же будет недостаточным. Именно опора на несколько репрезентативных систем ребенка: визуальную, аудиальную и кинестетическую позволит достичь максимального эффекта. Беседа после просмотра анимационного фильма способствует не только переводу сказочных, волшебных смыслов в багаж реальных жизненных знаний ребенка, но и параллельно решает задачи развития речи, мышления, внимания, умение отстаивать свою точку зрения.

 

 2.1. Виды техник для работы с детьми:

 - Техника каракулей. Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии. Полученные рисунки никого не оставляют равнодушными. Эту технику можно использовать в работе с гиперактивными детьми как инструмент развития ценных социальных качеств (терпения, внимательности и др.), а также для повышения самооценки. Изображение создаётся без красок, с помощью карандашей и мелков. Под каракулями в нашем случае понимается хаотичное или ритмичное нанесение тонких линий на поверхность бумаги. Линии могут выглядеть неразборчивыми, небрежными, неумелыми либо, наоборот, вычерченными и точными. Из отдельных каракулей может сложиться образ, либо сочетание предстанет в абстрактной манере. Каракули помогают расшевелить ребёнка, дают почувствовать нажим карандаша или мелка, снимают мышечное напряжение;

 - Техника «Волшебный клубок». Для работы потребуются клубки ниток разного цвета, лист ватмана или кусок обоев. Помимо того, что данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Технику можно смело использовать для гиперактивных, импульсивных, агрессивных детей. Работать можно как индивидуально, так и в паре. Использование детьми приёмов и техник создания изображений выступает у них как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных, а также выступает средством для снижения психоэмоционального напряжения, агрессивности, гиперактивности, тревожности у детей;

    2.2. Приемы изотерапии:

 - Рисование предметами окружающего пространства. Рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания изображений всегда приветствуется, если, конечно, не является вредительством в чистом виде, не ущемляет права других детей. Привлечение окружающих предметов по инициативе ребёнка служит для педагога и психолога знаком вовлечённости в творческую деятельность, возрастания самооценки, появления сил для выдвижения и отстаивания собственных идей; - рисование пальцами, ладошками. Ценность рисования пальцами и ладонями заключается в свободе от двигательных ограничений; от культурного влияния; от социального давления. Рисование пальцами, ладонями — это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме. Ребёнок, незаметно для себя, может осмелиться на действия, которых обычно не совершает, так как опасается, не желает или не считает возможным нарушать правила. Именно для этих детей «игры с грязью» служат профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности; - рисование по мокрому листу. Данная техника способствует снятию напряжения, гармонизации эмоционального состояния, а также используется в работе с гиперактивными детьми;

 - Рисование сухими листьями, сыпучими материалами и продуктами. Сухие листья приносят детям много радости, они натуральны, приятно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь.С помощью листьев и клея ПВА можно создавать изображения. На листе бумаги клеем, который выдавливается из тюбика, наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Эффектно выглядят изображения на тонированной и фактурной бумаге. Также можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена), сахарного песка, вермишели и т.д. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности;

- Марания. Данный приём нетрадиционного рисования эффективен в работе по коррекции агрессивности и гиперактивности у детей. Определение «марание» выбрано в связи с неструктурированностью изображений, отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Кроме внешнего подобия изображений, есть сходство в 4 способе их создания: ритмичности движения руки, композиционной случайности мазков и штрихов, размазывании и разбрызгивании краски, нанесении множества слоёв и смешивании цветов. Марания по внешнему виду порой выглядят как деструктивные действия с красками, мелками. Однако игровая оболочка оттягивает внимание от не принимаемых в обычной жизни поступков, позволяет ребёнку без опасений удовлетворить деструктивные влечения.  

      Выделяют два основных механизма психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арт-терапиии: - первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта; - второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

    2.3. Формы арт-терапии:

- пассивная (ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения);

 - активная (ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, скульптуры). Работа по методу арт-терапии в коррекционной работе позволяет получить следующие позитивный результаты:

1. Обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, придает ему (даже в случае агрессивного проявления) социально приемлемые, допустимые формы.

 2. Облегчает процесс коммуникации для замкнутых, стеснительных или слабоориентированных на общение детей с ограниченными возможностями. 3. Дает возможность невербального контакта (опосредованного продуктом арт-терапии), способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защит.

 4. Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Эти условия обеспечиваются за счет того, что изобразительная деятельность требует планирования и регуляции деятельности на пути достижения целей.

5. Существенно повышает личностную ценность, содействует формированию позитивной «Я-концепции» и повышению уверенности в себе за счет социального признания ценности продукта, созданного ребенком с ОВЗ.

      Об эффективности арт-терапии можно судить на основании положительной динамики в развитии и активизации участия в занятиях, усиления интереса к результатам собственного творчества, увеличения времени самостоятельных занятий. Многочисленные данные показывают, что дети с ограниченными возможностями нередко открывают в себе творческие возможности и после прекращения арт-терапии продолжают самостоятельно увлеченно заниматься разными видами творчества, навыки которых они приобрели в процессе занятий.

 

 

 

 

 

3.Из опыта работы

В ГКУЗ «Областной дом ребенка № 7» образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государствен-ного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Воспитательный процесс в ГКУЗ «Областной дом ребенка № 7» по ор-ганизован на основе настоящей рабочей программы воспитания, сформиро-ванной на период с 1 июня 2021 по 31 декабря 2021гг..

Основной целью педагогической работы ГКУЗ «Областной дом ребен-ка № 7» является формирования общей культуры личности детей, в том чис-ле ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравствен-ных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

Воспитательный процесс в образовательной организации базируется на традициях профессионального воспитания:

- гуманистический характер воспитания и обучения;

- приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья челове-ка, свободного развития личности;

- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающему миру, Родине, семье;

- развитие национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

- демократический государственно-общественный характер управле-ния образованием.

Основными традициями воспитания в ГКУЗ «Областной дом ребенка № 7» следующие:

- Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятель-ность. Игра широко используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и метод развития, воспитания и обуче-ния в других организационных формах. Приоритет отдается творческим иг-рам (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игры-драматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности) и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хоровод-ные т.п.).

- Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности вос-питанников. Ее содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и навыков, уровня развития творческого воображе-ния, самостоятельности, инициативы, организаторских способностей, а так-же от имеющейся материальной базы и качества педагогического руковод-ства. Организованное проведение этой формы работы обеспечивается как

непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны воспи-тателя.

- Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в сво-бодные часы в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных заня-тий с отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле.

- Воспитательный процесс организуется в развивающей среде, кото-рая образуется совокупностью природных, предметных, социальных усло-вий и пространством собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности, гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости изменениям и динамичности, соот-ветствия возрастным и половым особенностям детей, проблемной насы-щенности и т.п. Воспитатели заботятся о том, чтобы дети свободно ориен-тировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его состав-ляющим, умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.

- Приоритетным в воспитательном процессе ГКУЗ «Областной дом ребенка № 7» является физическое воспитание и развитие воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня, двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других факторов. ГКУЗ «Областной дом ребенка № 7» отказался от жесткой регламентации в построении режима дня. Однако, это ущемляет воспитанников во времени, отведенным на прогулки, сон и питание. Двига-тельный режим в течение дня, недели определяется комплексно, в соответ-ствии с возрастом детей. Ориентировочная продолжительность ежедневной двигательной активности малышей устанавливается в следующих пределах: младший дошкольный возраст – до 3–4 часов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения различных подвижных, спортив-ных игр, упражнений, занятий физкультурой, физминуток, динамических пауз, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.

- Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный под-ходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых зада-ний, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда.

- Для коллектива ГКУЗ «Областной дом ребенка № 7» важно инте-грировать семейное и общественное дошкольное воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, по возможности привлекать семьи к уча-стию в образовательном процессе. С этой целью проводятся индивидуаль-ные консультации, беседы, просмотры родителями отдельных форм работы с детьми, применяются средства наглядной пропаганды (информационные бюллетени – размещаются на сайте, родительские уголки, тематические стенды – в комнате встреч, фотовыставки – в группах и др.), приглашают родителей на детские праздники, развлечения.

     Наша группа разновозрастная, дети с 2 до 4 лет, большинство детей с задержкой развития. В группе находится не более 6 детей.

     В своей работе с детьми в рамках арт-терапии я использую правополушарное рисование. Дети с большим удовольствием включаются в данный вид НОД.

      В настоящее время арт-терапия охватывает все сферы искусства и творчества. Рисование пользуется огромным успехом у детей всех возрастов. С помощью рисования можно выразить свои эмоции, избавиться от страхов, а также освоить новые знания. 

 

      Заполняю тех карты занятий, благодаря которым, осмысливается собственная педагогическая деятельность, её результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определённые моменты в новом ракурсе. Для детей – польза технологической карты мы видим в достижении целевых ориентиров образования в младенческом и раннем возрасте в нашем учреждении.

Провела мастер класс среди педагогов в своём учреждении по правополушарному рисованию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тема«Зимние узоры» 

Вид НОД:   занятие творчество.

Тип НОД:  творческое применение знаний и умений.

Цель:   закреплять знания о зиме. 

Задачи:

¾    Развивающая:

1.Развитие  умений и навыков работать щёткой в нетрадиционной технике рисования.

2.Развитие психических процессов –творческое воображение, мышления, внимания, памяти, координаций движений.

3.Развитие личностных качеств  - трудолюбия, аккуратности, умение доводить начатую работу до конца, радоваться результатом своей деятельности.

Обучающая – закрепление сенсорных эталонов:  мягкая – колючая, высокая – низкая и.т.д. 

Воспитывающая –  воспитание интереса и любви к искуству.

Литературный ряд: Стихотворение  «Зимняя ёлочка»

Музыкальный ряд: Песенка «Ёлочка  в лесу жила»

Зрительный ряд: Игрушка ёлочка

Оборудование: альбомный лист, зубная щётка, расчёска, два трафарета ёлочки разной величины, кисть, гуашь.

План:

1.     Орг. Момент – 1мин.

2.     Беседа - 3мин.

3.     Физ минутка – 1мин.

4.     Практическая часть – 4мин.

5.     Рефлексия – 1мин.

Составитель: Половинкина Ирина Евгеньевна

                              ФИО воспитателя, 

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Задача на этап

Орг. момент –

1 мин.

Воспитатель в руках держит ёлочку

- Ни листочка, ни травинки!

Тихим стал наш сад,

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только ёлочка одна

Весела и зелена,

Видно ей мороз не страшен,

Видно смелая она!

Дети сидят вокруг воспитателя,

слушают.

 

 

 

- Развитие интереса и любви к искусству в литературной форме.

 

Беседа – 3мин.

 

 

 

 

 

Воспитатель – Ребятки, посмотрите, что у меня в руках?

- Правильно, ёлочка. Давайте рассмотрим нашу ёлочку.    

  - Посмотрите, какая она красивая, зелёная, пушистая, большая, а другая маленькая (показывает).

- А у меня есть ещё две ёлочки вырезанные из бумаги, посмотрите какие они разные, одна маленькая, а другая большая и они не такие красивые как наша ёлочка.

- А давайте мы порадуем нашу ёлочку и нарисуем её подружку!

- Но сначала мы с вами поиграем!

- Ёлочка.

 

Рассматривают ёлочки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Да!

- Развитие внимания мышления, памяти, восприятия.

Закрепление сенсорных эталонов:  мягкая – колючая, высокая – низкая.

 

 

 

 

Физминутка – 1 мин.

 Ёлочка в лесу жила,

Да вот так она росла

Так, так, да вот так

Да вот так она росла(2р.)

Дед мороз внизу сидит

Мишенька под ёлкой спит

 Так, так, да вот так

Мишенька под ёлкой спит(2р.)

Уж медведь не хочет спать

Хочет с нами он плясать

Так, так, да вот так

Хочет с нами он плясать(2р.)

Дети встают вкруг повторяют движения за воспитателем.

- Показывают, как она росла.

 

- Присели и показывают, как спит мишка.

 

 

- Показывают, как пляшет мишка.

 

 

- Садятся за столы

- Развитие движений в соответствии с текстом.

Координация движений.

Дружеское отношение друг к другу.

Практическая часть -  4 мин.

 

 

 

 

Показывает и объясняет приёмы рисования

- Для рисования мы берём трафарет маленькой ёлочки и кладём на альбомный лист, на неё аккуратно кладём трафарет ёлочки большой.

Теперь берём в левую руку расчёску, а в правую руку зубную щётку. Зубную щётку аккуратно макаем в баночку с гуашью, аккуратно об краешек баночки убираем лишнюю краску. Вот теперь мы будем зубной щёткой шоркать по расчёске, вот так (показ). А теперь надо пальчиками убрать большую ёлочку (убираем), и ещё раз тоже – самое, только над ёлочкой, чтобы её было лучше видно.

-Посмотрите, как красиво получилось! На рисунке у нас идёт снег, какое это время года?

- Правильно ребята, а теперь вы сами будете рисовать подружек для нашей ёлочки.

Воспитатель контролирует приёмы работы, помогает детям, затрудняющимся в выполнении задания.

Слушают и наблюдают за действиями педагога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Зима.

 

 

 

 

Дети рисуют.

- Развитие внимания, памяти, речевого мышления, восприятия, развитие мелкой и общей моторики.

Воспитание интереса и любви к искусству.

Развитие умения доводить начатую работу до конца.

Рефлексия – 0,5 мин.

 

Какие вы у меня молодцы! Наша большая ёлочка будет радоваться, что у неё так много подружек! Вам понравилось так рисовать? Похлопайте в ладоши!

-Да!

Хлопают в ладошки.

Развитие положительных эмоций.

Развитие умения радоваться результатам своей деятельности.

 

 

 


 

Тема«0сеннее дерево» 

Вид НОД:   занятие творчество.

Тип НОД:  творческое применение знаний и умений.

Цель:   закрепление знаний об осени. 

Задачи:

¾    Развивающая:

1.Развитие  умений и навыков работать кистью и гуашью.

2.Развитие психических процессов –творческое воображение, мышления, внимания, памяти, координаций движений.

3.Развитие личностных качеств  - трудолюбия, аккуратности, умение доводить начатую работу до конца, радоваться результатом своей деятельности.

Обучающаязакрепление сенсорных эталонов: название и определение цвета.

Воспитывающая –  воспитание интереса и любви к искусству.

Литературный ряд: Стихотворение  «Осень» автор: А. Тесленко

Музыкальный ряд: «Лунной сонаты » Л.Бетховена

Оборудование: альбомный лист, губка, 2 кисти разных рамеров, гуашь.

План:

6.     Орг. Момент – 1мин.

7.     Беседа - 2мин.

8.     Физ минутка – 1мин.

9.     Практическая часть – 6мин.

10. Рефлексия – 1мин.

 

Составитель: Половинкина Ирина Евгеньевна

Этап

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Задача на этап

Орг. момент –

1 мин.

Ребятки, какое время года у нас наступило?

Правильно, молодцы!

Листья начали желтеть,
Солнце стало хуже греть,
Это осень наступила,
Нас дождями окатила.

- Осень.

 

Дети сидят вокруг воспитателя,

слушают.

 

 

 

- Развитие интереса и любви к искусству в литературной форме.

 

Беседа – 3мин.

 

 

 

 

 

Воспитатель – Ребятки, сегодня с вами мы будем рисовать осеннее дерево.

- Осень нам подарила много красок, и мы сейчас с вами передадим это в нашем рисунке.

У нас с вами на столе стоит много цветов гуаши, стаканчики с водой, кисточки, салфетки.

- Давайте вспомним и назовём цвета, которые стоят воле вас.

(По очереди показывает на цвета гуаши)

- Это какой цвет?

- Правильно.

- Это какой цвет?

- Это какой цвет?

- Умнички.

- Это какой цвет?

- Это какой цвет?

- Вы такие молодцы, все цвета вспомнили!

- А сейчас мы с вами поиграем нашими пальчиками.

Слушают и наблюдают за педагогом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Белый.

 

- Красный.

- Жёлтый.

 

- Синий.

- Коричневый.

- Развитие внимания мышления, памяти, восприятия.

Закрепление

 

- Развитие сенсорных эталонов: название и определение цвета.

 

Физминутка – 1 мин.

 «Листья осенние тихо кружатся»

Листья осенние тихо кружатся

Листья под ноги плавно ложатся

И под ногами, шуршат, шелестят,

Будто опять кружиться хотят.

 

 Плавные движения с лева направо.

 Плавно опускают руки вниз.

Трут ладошками друг об друга.

Поднимают ручки вверх и плавно машут.

- Развитие движений в соответствии с текстом.

Координация движений.

Развитие мелкой моторики.

Практическая часть -  4 мин.

 

 

 

 

Показывает и объясняет приёмы рисования

- С начало разбудим кисточку, опустим её в водичку и тихонечко побалакаем, посмотрите, как она купается.

- Теперь макнём в белую гуашь, нам надо много её, поэтому не жалейте, и наносим её на бумагу, по всему листу.

- Сейчас надо хорошенько помыть кисточку.

- Теперь берём синюю гуашь и макаем кисточку.

- Посмотрите, как я буду делать, вот куда вам нравиться опускаем кисточку на бумагу и делаем тык, тык, тык. Посмотрите, как интересно!

- Опять ополаскиваем кисточку, и берём другой цвет, какой вам нравиться. Повторяем те же движения.

- Ещё раз ополаскиваем кисточку, и берём другой цвет, какой вам нравиться, только чтобы такого цвета здесь не было.

- Теперь берём губку, макаем её в белую гуашь и плавным движение проводим губкой по нашему рисунку,

- Посмотрите, как красиво получается!

- Возьмём тоненькую кисточку, посмотрите, ей мы будем рисовать деревья, набираем на кисточку коричневую гуашь, и проводим по листку снизу вверх, вот так (показывает).

- Вот видите и у вас всё очень замечательно получилось!

- Теперь будем рисовать крону нашего дерева.

- Какие у нас листики на деревьях?

- Берём другу кисточку, макаем в жёлтую гуашь, и будем рисовать с вами крону дерева – «Тык, тык, тык»

- Ещё, какие листики?

- Ополаскиваем кисточку в стаканчике с водой, макаем в красную гуашь, и опять делаем – «Тык, тык, тык»

- А каких у нас листиков не хватает?

- Правильно, ведь не все ещё листики поменяли цвет.

- Опять ополаскиваем кисточку в стаканчике с водой, макаем в зелёную гуашь, и делаем – «Тык, тык, тык»

Слушают и наблюдают и повторяют  за действиями педагога.

 

Опускают кисточку в воду.

 

 

 

Опускают кисточку в белую краску и раскрашивают весь лист.

 

 Моют кисточку в стаканчике с водой.

Опускают кисточку в синюю краску.

 

Повторяют за воспитателем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Желтые.

 

Повторяют за воспитателем.

 

- Красные.

 

Повторяют за воспитателем

 

 

- Зелёных.

 

 

Повторяют за воспитателем

 Развитие внимания, памяти, речевого мышления, восприятия, развитие мелкой и общей моторики.

Воспитание интереса и любви к искусству.

Развитие умения доводить начатую работу до конца.

Рефлексия – 0,5 мин.

 

Какие вы у меня молодцы! Наше осеннее дерево получилось очень красивое! Полюбуйтесь на свои рисунки! Вам понравилось так рисовать? Похлопайте в ладоши!

 

Любуются своими рисунками.

- Да!

Хлопают в ладошки.

Развитие положительных эмоций.

Развитие умения радоваться результатам своей деятельности.

                     

 


 

 

 

 

                                     Л И Т Е Р А Т У Р А

1.        Башкирова Е. Н. Развитие детей с ОВЗ приемами арт-терапии [Текст] //  Психология в России и за рубежом: материалы II междунар. науч. конф.       (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2013 г.). - СПб.: Реноме, 2013. - С. 85-90

2.      Беляева Л. А., Чугаева И. Г. Ценностно-смысловое моделирование на уроках мировой художественной культуры // Педагогическое образование в России. – 2011. – № 1. – С. 126-133.

3.       Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / пер. с англ. М. Злотник ; под ред. С. Пьянковой. – М. : Эксмо-Пресс, 2002. – 251 с.

4.      Выготский Л.С. Психология искусства. - М., Искусство, 2006. 3. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. - М., 2001.

5.       Дженнингс С., Минде А. Сны, маски и образы. Практикум по арт-терапии [Электронный ресурс] / пер. с англ. И. Динерштейн. – М. : Эксмо, 2003. – 384 с. – Режим доступа: http://www.ereading.mobi/bookreader.php/107286/Dzhennings_-_Sny%2C_maski_i_obrazy.pdf (дата обращения: 17.01.17).

6.       Евтушенко Г. Н., Белова Е. А. Роль артпедагогики и арт-терапии в гармоничном развитии ребенка с проблемами [Электронный ресурс] // Интерактивная наука. – 2016. – № 2. – C. 85-88. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/rol-artpedagogiki-i-art-terapii-v-

7.      Забара Л. И., Якина Л. Н. Инновационные технологии в методике преподавания МХК // Педагогическое образование в России. – 2013. – № 5. – С. 20-24.

8.      4. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб, 2002. 5. Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии. Подходы, диагностика, системы занятий. - СПб: Речь, 2003.

9.      garmonichnom-razvitii-rebenka-s-problemami (дата обращения: 12.01.17).

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Оглавление 1. Целевой раздел «Арт – терапия» 1

Оглавление 1. Целевой раздел «Арт – терапия» 1

Целевой раздел «Арт – терапия» 1

Целевой раздел «Арт – терапия» 1

Направление арт-терапии

Направление арт-терапии

То есть в социально-педагогической сфере арттерапия носит несистемный характер в ситуации неопределенности методологии, отсутствия современной научно обоснованной концепции, проработки технологических аспектов и качественных инновационных методик

То есть в социально-педагогической сфере арттерапия носит несистемный характер в ситуации неопределенности методологии, отсутствия современной научно обоснованной концепции, проработки технологических аспектов и качественных инновационных методик

Психотерапия. И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями

Психотерапия. И, конечно же, с помощью арт-терапии можно работать с глубокими пластами подсознания, с психотравмой, тяжелыми переживаниями

Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности

Ребенок имеет право отказаться от выполнения некоторых заданий и выбирать подходящие для него виды и содержание творческой деятельности

В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности

В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности

Техника каракулей. Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии

Техника каракулей. Вариант - рисунок по кругу: техника каракулей всегда была ценной методикой психотерапии

Рисование пальцами, ладонями — это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме

Рисование пальцами, ладонями — это разрешённая игра с грязью, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются в социально приемлемой форме

Формы арт-терапии : - пассивная (ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения); - активная (ребенок сам создает продукты…

Формы арт-терапии : - пассивная (ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает музыкальные произведения); - активная (ребенок сам создает продукты…

Из опыта работы В ГКУЗ «Областной дом ребенка № 7» образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государствен-ного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом

Из опыта работы В ГКУЗ «Областной дом ребенка № 7» образовательный процесс осуществляется в соответствии с требованиями федерального государствен-ного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности вос-питанников

Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности вос-питанников

Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления

Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного становления

"Арт- терапия в работе с детьми с ОВЗ в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС"

"Арт- терапия в работе с детьми с ОВЗ в системе дошкольного образования в условиях реализации ФГОС"

Тема : «Зимние узоры» Вид

Тема : «Зимние узоры» Вид

ЭтапДеятельность воспитателяДеятельность воспитанниковЗадача на этап

ЭтапДеятельность воспитателяДеятельность воспитанниковЗадача на этап

Да вот так она росла(2р.) Дед мороз внизу сидит

Да вот так она росла(2р.) Дед мороз внизу сидит

Практическая часть - 4 мин

Практическая часть - 4 мин

Тема : «0сеннее дерево»

Тема : «0сеннее дерево»

ЭтапДеятельность воспитателяДеятельность воспитанниковЗадача на этап

ЭтапДеятельность воспитателяДеятельность воспитанниковЗадача на этап

А сейчас мы с вами поиграем нашими пальчиками

А сейчас мы с вами поиграем нашими пальчиками

Опять ополаскиваем кисточку, и берём другой цвет, какой вам нравиться

Опять ополаскиваем кисточку, и берём другой цвет, какой вам нравиться

Практическая часть - 4 мин.

Практическая часть - 4 мин.

Л И Т Е Р А Т У Р А 1.

Л И Т Е Р А Т У Р А 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2022