Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Оценка 4.7

Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
06.08.2017
Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста  к ДОУ
Чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт-терапия, так как арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша.Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации.
Арт - терапия СТАТЬЯ.doc
Арт ­ терапия как средство адаптации детей раннего возраста  к ДОУ. Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается  на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации.  С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей сразу   после   рождения   ребенка   выходить   на   работу,   с   другой   ­   все   шире распространяющийся   личностно­ориентировочный   подход   к   детям   не   допускает безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада. Адаптационный период для ребёнка серьезное испытание, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное состояние детей. Так   как   адаптация   –   это   приспособление   или   привыкание   организма   к  новой обстановке   и   поэтому   для   ребенка   детский   сад,   несомненно,   является   новым,   еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные исследователи,  такие как Н.М. Аксарина,  Н.Д. Ватутина, Ганс Селье,  но Теплюк С. проанализировав деятельность дошкольных учреждений в период адаптации выявила, что   эта   проблема   ­   одна   из   трудно   решаемых.   Хотя   цель   каждого   дошкольного образовательного учреждения – адаптировать личность ребенка к социуму, и в каком бы возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. В   данном   случае   необходим   метод   положительного   психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления  душевного баланса малыша.  Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста можно   считать   творческий   подход,   раскрывающий   особенности   личности   и индивидуальности каждого ребенка. [4] Таким   современным   методом   является   арт­терапия.  Арт­терапия   –   это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная   цель   арт­терапии   состоит   в   гармонизации   развития   личности   через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности. Арт­терапия, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая область   науки   и   практики,   однако   то,   что   художественная   деятельность   обладает целительным эффектом.[1] Арт­терапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы с детьми и  сегодня Арт­терапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых педагогами. Так как, существует и педагогическое направление арт­терапии, задачи, которой развитие  коррекции, воспитание и социализация. Словосочетание   «арт­терапия»   в   научно­педагогической   интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности. Арт­терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка. Разнообразные   занятия   искусством   способствуют   развитию   творческих   способностей ребенка,   формированию   у   него   правильного   мировоззрения   и   позитивного мировосприятия.   В   процессе   детского   творчества,   раскрывается   внутренний   мир ребенка.[2] Используя арт­терапию в работе с детьми, мы стремимся достичь следующих целей:   формирование   высокого   жизненного   тонуса   и   гармоничных   отношений   с окружающим   миром,   развития   взаимопонимания   между   детьми,   а   также   между ребенком и взрослыми. Мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.   В   конечном   итоге   использование   метода   арт­терапии   способствует   развитию мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и, конечно же, отличному самочувствию ребенка. Арт­терапию применительно  к образованию следует рассматривать  как синтез нескольких   областей   научного   знания,   как   совокупность   методик,   построенных   на применении   разных   видов   искусства   в   своеобразной   символической   форме   и позволяющих   с   помощью   стимулирования   художественно­творческих   (креативных) проявлений ребенка осуществить его эффективное личностное развитие. Так   как,   соприкасаясь   с   искусством   в   разных   его   проявлениях,   ребенок избавляется   от   психических   напряжений,   стрессов,   общение   с   прекрасным   дает   ему возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в гармонии   с   самим   собой,     следовательно,   намного   легче   и   безболезненнее адаптироваться к новым условиям детского сада.[3] В процессе адаптации детей к детскому саду можно использовать этюды и игры с элементами арт­терапии. Эффективность воздействия этих упражнений, этюдов и игр на детей   значительно   повышается,   если   они   сопровождаются   музыкой   и   рисованием,   в одном   совместной   деятельности     сочетаются   разные   виды   воздействия.   В   основе создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений, где основным является, выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней форме; стремление понять и разобраться в том, что происходит в своем внутреннем мире; удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей деятельности; познание окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок). Различные виды арт­ терапии   предоставляют   возможность   самовыражения,   самопознания   и   позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития. Рассмотрим   некоторые   виды   арт­терапии   и   их   формы,   которые   можно использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском саду: игротерапия  ­   это  игры   на   знакомство;   игры   на   общение;   игры   с   предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором; изотерапия  ­ это  рисование пальчиками; рисование ладошками; печать поролоном;   восковые   мелки;   акварель;   отпечатки   листьев;   рисунки   из   ладошки; рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия; сказкотерапия  ­ это инсценированние   сказок;   чтения или обсуждения самой   сказки;   знакомство   с   образными   выражениями;   подведение   к   умению выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;  песочная терапия  ­ это конструирование из песка; рисование песком и на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и “песочного мира;  создание песочных композиций и “секретов”.[1] Для того чтобы определить уровень адаптации ребенка к детскому саду можно использовать   авторскую   диагностику   М.В.   Корепановой,   Е.В.   Харламповой «Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе».[5] Цель,   которой   определить   уровень   адаптации   детей   к   дошкольной образовательной организации.  Для определения успешности адаптационного периода, используются  следующие критерии:    общий   эмоциональный   фон   поведения,   познавательная   и   игровая деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на изменение привычной ситуации. Данная диагностика, учитывая сложность приспособления к новым условиям и к новой   деятельности   детей   раннего   возраста,   предусматривает   все   факторы, способствующие   адаптации   ребенка   к   дошкольному   учреждению   либо,   наоборот, мешающие ей или ее замедляющие. Эта диагностика имеет два аспекта: биологический и психологический. Биологический аспект, включает приспособление к устойчивым и изменяющимся условиям среды (температуре, освещенности и т. д.), а также к изменениям в организме, например заболеванию,  смена  режима  дня. Вместе с  тем у ребенка обнаруживаются способности   к   произвольной   психической   регуляции   некоторых   биологических процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности. Психологический аспект подразумевает приспособление ребенка как личности к жизни   в   обществе   в   соответствии   с   нормами   этого   общества   и   с   собственными потребностями, мотивами и интересами.  Психологическая адаптация осуществляется путем усвоения  норм и  ценностей  данного общества  (как в широком смысле,  так и применительно к ближайшему социальному окружению   в группе детского сада). Ее проявления обнаруживаются, прежде всего, во взаимодействии ребенка с окружающими людьми   и   его   активной   деятельности.   Важнейшим   средством   достижения психологической адаптации является образование и воспитание.  Учитывая   данные   аспекты,   необходимо   проводить   раннюю   диагностику адаптированности ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Она поможет   целенаправленно  организовать   жизнь,   как   младшего,   так   и   старшего дошкольника   в   детском   саду,   найти   правильный   и   безболезненный   способ приспособления ребенка к новым условиям, сформировать у него навыки общения со сверстниками и, в итоге, положительное отношение к детскому саду.[5] Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду,  необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт­терапия, так   как  арт­терапия   –   не   просто   красивое   и   модное   слово,   а   прежде   всего,     это современный   метод   положительного   психологического   воздействия,   с   целью поддержания   и   укрепления     душевного   баланса   малыша.   В   основе   этого психологического   метода     лежит   как   медицинская   практика,   так   и   разностороннее художественное   творчество:   рисование,     визуализация,     лепка,   монотипия,     музыка, аудиальное развитие,  литература и др.,  что позволяет создать наиболее эффективные условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду. Список литературы Киселева М.В. Арт­терапия в работе с детьми: Руководство для детских  психологов, педагогов, врачей. – СПб.: Изд­во: Речь,2008 г. Левченко И.Ю. Арт­педагогика и арт­терапия в специальном  1. 2. 3. образовании.– M.: Изд­во: Академия, 2001. Свистовская Е.Е., Копытин А.И. Арт­терапия детей и подростков. –М.:  Когито­Центр, 2010 г. 4. Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание.  2006. 5. Белова О.Е. «Циклы игровых комплексов с детьми 2­4 лет в  адаптационный период по программе «От рождения до  школы» ­ Волгоград: Учитель,  2014.

Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста  к ДОУ

Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста  к ДОУ

Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста  к ДОУ

Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ

Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста  к ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.08.2017