Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Оценка 4.7
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
06.08.2017
Чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод положительного психологического воздействия, таким методом является Арт-терапия, так как арт-терапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это современный метод положительного психологического воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша.Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации.
Арт - терапия СТАТЬЯ.doc
Арт терапия как средство адаптации детей раннего возраста
к ДОУ.
Проблема адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока.
Только придя в детский сад, ребенок испытывает сильнейший стресс, который иногда
затягивается на несколько месяцев, переходя в тяжелую форму адаптации. С одной
стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство родителей
сразу после рождения ребенка выходить на работу, с другой все шире
распространяющийся личностноориентировочный подход к детям не допускает
безразличного отношения к проблемам маленького человека, с трудом принимающего
жизнь в новых условиях детского сада. Адаптационный период для ребёнка серьезное
испытание, вызванные адаптацией стрессовые реакции надолго нарушают эмоциональное
состояние детей.
Так как адаптация – это приспособление или привыкание организма к новой
обстановке и поэтому для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще
неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.
О трудностях адаптационного периода говорили и отечественные, и зарубежные
исследователи, такие как Н.М. Аксарина, Н.Д. Ватутина, Ганс Селье, но Теплюк С.
проанализировав деятельность дошкольных учреждений в период адаптации выявила,
что эта проблема одна из трудно решаемых. Хотя цель каждого дошкольного
образовательного учреждения – адаптировать личность ребенка к социуму, и в каком бы
возрасте ребенок не пришел впервые в детский сад, для него это сильное стрессовое
переживание, которое необходимо смягчить.
В данном случае необходим метод положительного психологического
воздействия, с целью поддержания и укрепления душевного баланса малыша.
Самым оптимальным подходом в обеспечении адаптации детей раннего возраста
можно считать творческий подход, раскрывающий особенности личности и
индивидуальности каждого ребенка. [4]
Таким современным методом является арттерапия.
Арттерапия – это
специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь
изобразительной и творческой деятельности.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через
развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания
продуктов искусства, творческой деятельности.
Арттерапия, как профессиональная деятельность, – сравнительно новая
область науки и практики, однако то, что художественная деятельность обладает
целительным эффектом.[1]
Арттерапия, самый продуктивный и незаменимый способ психологической работы
с детьми и сегодня Арттерапия считается одним из наиболее мягких, но эффективных
методов, используемых педагогами. Так как, существует и педагогическое направление
арттерапии, задачи, которой развитие коррекции, воспитание и социализация.
Словосочетание «арттерапия» в научнопедагогической интерпретации
понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье
личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.
Арттерапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка.
Разнообразные занятия искусством способствуют развитию творческих способностей
ребенка, формированию у него правильного мировоззрения и позитивного
мировосприятия. В процессе детского творчества, раскрывается внутренний мир
ребенка.[2] Используя арттерапию в работе с детьми, мы стремимся достичь следующих
целей: формирование высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с
окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между
ребенком и взрослыми. Мы учим ребенка самовыражению, умению управлять своими
чувствами, переживаниями, эмоциями.
В конечном итоге использование метода арттерапии способствует развитию
мышления, логики, воображения, памяти, внимания, речи, мелкой моторики, творческих
способностей, навыков успешного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, ну и,
конечно же, отличному самочувствию ребенка.
Арттерапию применительно к образованию следует рассматривать как синтез
нескольких областей научного знания, как совокупность методик, построенных на
применении разных видов искусства в своеобразной символической форме и
позволяющих с помощью стимулирования художественнотворческих (креативных)
проявлений ребенка осуществить его эффективное личностное развитие.
Так как, соприкасаясь с искусством в разных его проявлениях, ребенок
избавляется от психических напряжений, стрессов, общение с прекрасным дает ему
возможность успокоиться, научиться быть сосредоточенным, внимательным и жить в
гармонии с самим собой,
следовательно, намного легче и безболезненнее
адаптироваться к новым условиям детского сада.[3]
В процессе адаптации детей к детскому саду можно использовать этюды и игры с
элементами арттерапии. Эффективность воздействия этих упражнений, этюдов и игр на
детей значительно повышается, если они сопровождаются музыкой и рисованием, в
одном совместной деятельности сочетаются разные виды воздействия. В основе
создания продуктов деятельности в процессе арттерапии лежит система побуждений,
где основным является, выражение субъектом своих чувств, переживаний во внешней
форме; стремление понять и разобраться в том, что происходит в своем внутреннем
мире; удовлетворение потребности в общении с другими людьми через продукт своей
деятельности; познание окружающего мира через символизацию его в особой форме,
конструирование мира (в виде рисунков, историй, сказок, поделок). Различные виды арт
терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют
личности подняться на более высокую ступень своего развития.
Рассмотрим некоторые виды арттерапии и их формы, которые можно
использовать в процессе адаптации с детьми раннего возраста в детском саду:
игротерапия это игры на знакомство; игры на общение; игры с
предметами; игры по сказке; игры с песком и водой; игры с конструктором;
изотерапия это рисование пальчиками; рисование ладошками; печать
поролоном; восковые мелки; акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками; рисование песком; монотипия;
сказкотерапия это инсценированние сказок; чтения или обсуждения
самой сказки; знакомство с образными выражениями; подведение к умению
выразительно интонировать реплики героев; передавать ритмизацией движения героев
сказок; угадывать по выразительному исполнению эмоциональные ситуации;
песочная терапия это конструирование из песка; рисование песком и
на песке; экспериментирование; оставление узоров на песке; создание картин на песке и
“песочного мира; создание песочных композиций и “секретов”.[1]
Для того чтобы определить уровень адаптации ребенка к детскому саду можно
использовать авторскую диагностику М.В. Корепановой, Е.В. Харламповой
«Диагностика развития и воспитания дошкольников в Образовательной системе».[5]
Цель, которой определить уровень адаптации детей к дошкольной
образовательной организации.
Для определения успешности адаптационного периода, используются следующие
критерии:
общий эмоциональный фон поведения, познавательная и игровая
деятельность, взаимоотношения со взрослыми, взаимоотношения с детьми, реакция на
изменение привычной ситуации.
Данная диагностика, учитывая сложность приспособления к новым условиям и к
новой деятельности детей раннего возраста, предусматривает все факторы,
способствующие адаптации ребенка к дошкольному учреждению либо, наоборот,
мешающие ей или ее замедляющие.
Эта диагностика имеет два аспекта: биологический и психологический.
Биологический аспект, включает приспособление к устойчивым и изменяющимся
условиям среды (температуре, освещенности и т. д.), а также к изменениям в организме,
например заболеванию, смена режима дня. Вместе с тем у ребенка обнаруживаются
способности к произвольной психической регуляции некоторых биологических
процессов и состояний, что расширяет его адаптационные возможности.
Психологический аспект подразумевает приспособление ребенка как личности к
жизни в обществе в соответствии с нормами этого общества и с собственными
потребностями, мотивами и интересами. Психологическая адаптация осуществляется
путем усвоения норм и ценностей данного общества (как в широком смысле, так и
применительно к ближайшему социальному окружению в группе детского сада). Ее
проявления обнаруживаются, прежде всего, во взаимодействии ребенка с окружающими
людьми и его активной деятельности. Важнейшим средством достижения
психологической адаптации является образование и воспитание.
Учитывая данные аспекты, необходимо проводить раннюю диагностику
адаптированности ребенка к условиям дошкольной образовательной организации. Она
поможет целенаправленно организовать жизнь, как младшего, так и старшего
дошкольника в детском саду, найти правильный и безболезненный способ
приспособления ребенка к новым условиям, сформировать у него навыки общения со
сверстниками и, в итоге, положительное отношение к детскому саду.[5]
Таким образом, чтобы адаптировать ребенка к детскому саду, необходим метод
положительного психологического воздействия, таким методом является Арттерапия,
так как арттерапия – не просто красивое и модное слово, а прежде всего, это
современный метод положительного психологического воздействия, с целью
поддержания и укрепления
душевного баланса малыша. В основе этого
психологического метода лежит как медицинская практика, так и разностороннее
художественное творчество: рисование, визуализация, лепка, монотипия, музыка,
аудиальное развитие, литература и др., что позволяет создать наиболее эффективные
условия для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Список литературы
Киселева М.В. Арттерапия в работе с детьми: Руководство для детских
психологов, педагогов, врачей. – СПб.: Издво: Речь,2008 г.
Левченко И.Ю. Артпедагогика и арттерапия в специальном
1.
2.
3.
образовании.– M.: Издво: Академия, 2001.
Свистовская Е.Е., Копытин А.И. Арттерапия детей и подростков. –М.:
КогитоЦентр, 2010 г.
4.
Теплюк С. Улыбка малыша в период адаптации / Дошкольное воспитание.
2006. 5.
Белова О.Е. «Циклы игровых комплексов с детьми 24 лет в
адаптационный период по программе «От рождения до школы» Волгоград: Учитель,
2014.
Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Арт - терапия как средство адаптации детей раннего возраста к ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.