Артикуляционная гимнастика на музыкальных занятиях

  • doc
  • 20.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Артикуляционная гимнастика на музыкадьных занятиях.doc

Казенное учреждение Омской области

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Гармония»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артикуляционная гимнастика

для дошкольников

на музыкальных занятиях

 

 

                                                                      

                                                                                                 

 

 

                                                       Подготовила:

                                                        специалист по

                                                                          реабилитационной работе

                                                                в социальной сфере

                                                                         Осипова Ольга Сергеевна

                                                                     

 

 

 

 

\

 

 

Омск - 2017

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

При разучивании песен на музыкальных занятиях специалисту часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Эго говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Взрослые могут помочь каждому ребенку справиться с этими трудностями с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношения звуков, слогов, целых слов.

Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях:

·       развивать певческие способности детей;

·       формировать артикуляцию различных звуков;

·       закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах;

·       совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ;

·       развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание;

·       развивать чувство ритма;

·       учить детей правильно расставлять акценты при пропевании слов, фраз;

·       совершенствовать пространственное ориентирование в               координатах: вправо-влево, вверх-вниз, в сторону, вперед-назад.

Артикуляционная гимнастика бывает двух видов: пассивная (взрослый выполняет движения за ребенка) и активная (ребенок самостоятельно выполняет упражнения). Пассивные движения постепенно переводятся в пассивно-активные, а затем и в активные. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На музыкальных занятиях эти упражнения проводятся под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной. Игра с язычком продолжается не более 2-3 минут, чаще перед пением.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность идти от простых  упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Например: «Сегодня наши язычки - веселые котята, которые любят дрыгать, играть в прятки» и т. д. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и специалист во время проведения артикуляционной гимнастики должны располагаться перед настенным зеркалом или использовать небольшие зеркальца с удобной ручкой, тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

В процессе выполнения артикуляционных упражнений специалистом необходимо следить за точностью выполняемых ребенком движений, темпом выполнения, симметричностью по отношению к правой и левой стороне лица и, самое главное, за сохранением положительного эмоционального настроя у каждого ребенка.

 

 

                 Список литературы

 

1.     Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: метод. пособие. – М.: Сфера, 2008.

2.     Куликовская С. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках: пособие для логопедов, воспитателей и родителей. – М.: Гном и Д, 2005.