Артикуляционная гимнастика по логопедии (для дошкольников).
Оценка 5
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
15.02.2017
Формирование артикуляционного праксиса у детей преддошкольного возраста следует производить опосредованным путем, так как у них отмечается задержка в формировании контроля и управления органами артикуляции. Дети еще не ощущают положения языка, губ, челюсти при произнесении того или иного звука. Поэтому артикуляционная гимнастика должна производиться не по прямой словесной инструкции взрослого, а опосредованным путем, путем вызывания образа того или иного артикуляционного движения, позы или звука, путем игротерапии. Опосредованная методика предполагает широкое применение в работе игрушек, сказочных масок, трафаретов, фонограмм (с голосами птиц, животных), игр (настольных, ролевых), игр-рассказов. Сказок, текстов-инсценировок.
Артикуляционная гимнастика.docx
Артикуляционная гимнастика (дошкольный возраст).
23
msgonly
Опосредованная артикуляционная гимнастика для детей преддошкольного возраста.
Формирование артикуляционного праксиса у детей преддошкольного возраста следует
производить опосредованным путем, так как у них отмечается задержка в формировании
контроля и управления органами артикуляции. Дети еще не ощущают положения языка,
губ, челюсти при произнесении того или иного звука. Поэтому артикуляционная
гимнастика должна производиться не по прямой словесной инструкции взрослого, а
опосредованным путем, путем вызывания образа того или иного артикуляционного
движения, позы или звука, путем игротерапии. Опосредованная методика предполагает
широкое применение в работе игрушек, сказочных масок, трафаретов, фонограмм (с
голосами птиц, животных), игр (настольных, ролевых), игррассказов. Сказок, текстов
инсценировок.
Таким образом, детей с врожденной расщелиной губы и неба в этом возрасте нельзя
принуждать к выполнению артикуляционных движений, поз, а следует побуждать к
выполнению их опосредованным путем.
Цель артикуляционной гимнастики – вызывание правильного произношения звуков,
формирование яркого, акустикоартикуляционного образа корригируемого звука.
Задачи артикуляционной гимнастики:
стимуляция движений кончика языка, переднесредней части спинки языка, корня языка;
развитие точности движений кончика языка, переднесредней части спинки языка, корня
языка;
умение воспроизводить и удерживать определенные артикуляционные позы;
активизация мышц верхней губы;
перевод артикуляционной базы в передние отделы ротового резонатора, нормализация
положения языка в полости рта;
развитие координации движений языка, губ, челюсти, выдоха;
снятие напряжения с мышц шеи, гортани, языка, губ, челюсти;
осознанное усвоение артикуляционного уклада изучаемого звука;
яркое восприятие артикуляционного и акустического образа звука.
В жизни, как в грамматике: исключений больше, чем правил.
Игра – рассказ (знакомство с язычком).
Кто живет во рту у нас?
Может рассказать рассказ,
Может песни петь, кричать,
Так не любит он молчать,
Все стрекочет, как сверчок!
Кто же это? – Язычок!
Кто же прячет язычок?
Запирает на крючок.
Не дает гулять ему,
Так, что скучно одному.
Двери две – сначала губы,
Дверь вторая – это зубы. Много может язычок:
Он и тонок и широк,
Хочет – в домике сидит,
Хочет – дверку отворит,
На крылечко прибежит,
Влево, вправо поглядит.
Вот какой у нас дружок –
Добрый, славный язычок!
Формирование и развитие артикуляционного праксиса звуков «А», «Э», «И», «О»,
«У».«А».
«Птенчики».
Дети исполняют роль птенчиков, взрослый – птички. Вначале дети широко открывают рот,
выполняя беззвучную артикуляцию, взрослый кладет на кончик языка «зернышко» –
витаминку. Затем это же упражнение выполняется с выведением кончика языка на нижнюю
губу. Ребенок произносит «Ам», закрывая рот, и начинает жевать витаминку. Постепенно
время удержания рта в открытом положении увеличивается.
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Ротик на замок закрыт,
Очень тихо все сидят.
(губы сомкнуть, придержать указательным пальчиком)
Мама зернышко несет!
Открывайте шире рот!
«Язычок устал».
Упражнение направлено на формирование правильного артикуляционного уклада языка в
состоянии покоя за нижними зубами.
Бегал, прыгал язычок,
Лег в кроватку, и молчок.
В зубки упирается,
Лежит, не напрягается.
«Язычок гуляет».
Язычок пошел гулять,
(Рот широко открыт, вывести широкий, расслабленный язык на нижнюю губу)
В домик спрятался опять.
(Язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами).
«Песенка для куколки».
В игре используется кукла. Следят за тем, чтобы дети произносили звук А мягко,
спокойно, на длительном фонационном выдохе. Куколку качай,
«А» ей напевай!
Аааа…
«А!» Красивый звук какой!
Нука шире рот открой!
«Э».
«Мишка».
Упражнение проводится с игрушкой «Мишка». Логопед и ребенок находятся в положении
«на четвереньках». Эта поза помогает выведению языка в передние отделы, снятию
напряжения с корня языка. Ребенок за логопедом выполняет все действия и
звукоподражания. Контроль выдыхаемой струи воздуха производится с помощью
тактильного (дутьё на ладони) и оптического (отклонение пёрышка) ощущений.
«Э» как мишка вы пропойте,
Ротик широко откройте!
Ваня с Мишенькой играет,
И по комнате гуляет,
Как Мишутка напевает:
«Ээээээ!»
Мишка песню напевает,
Ьишка ротик открывает.
Шире ротик открывай,
И Мишутке подпевай:
«Эээээ!».
«Кто как поет».
Как поёт Козлёнок? – Мэ, Мэ, Мэ.
Как поёт Барашек? – Бэ, Бэ, Бэ.
«И».
«Улыбаемся».
Дети должны улыбаться без напряжения, показывая верхние и нижние зубы.
Улыбнулись губки,
Показались зубки.
Губы улыбнулись,
К ушкам потянулись.
«Гуляем, отдыхаем».
Язычок у нас гуляет…
(широкий кончик языка лежит на нижней губе)
В ротик лёг и отдыхает…
(язык в состоянии покоя лежит за нижними зубами).
«Петрушка».
Следить за артикуляционным укладом, направлением воздушной струи, используя
слуховой и зрительный контроль. Посмотрите, как Петрушка
Тянет ротик прямо к ушкам.
И скажите: «И,и,и –
Ротик к ушкам растяни!».
«Ослик».
Способствует развитию нижней челюсти.
«Иа,иа!» –
Ослик так поёт всегда!
«О»
«Шарик»
Использование шарика помогает округлению и выдвижению губ вперед, активизации
губной артикуляции.
Шарик губками возьми,
«О» тихонько протяни!
«Кукла заболела».
Упражнение проводится с куклой. Дети произносят звукоподражание на тёплом
фонационном выдохе. Контроль потока воздуха производится с помощью тактильного
(дутьё на ладони) и оптического (отклонение пёрышка) ощущений.
Заболела куколка,
Надо ей поспать.
Заболела куколка,
Начала стонать:
«Оооо!»
«Покачаем головой».
Упражнение способствует снятию напряжения мышц шеи и гортани. Опускание вниз
помогает преодолению патологической позиции языка в ротовой полости, нормализации
выдоха, преодолению назализации.
Покачайте головой: «Ой, Ой, Ой!»
Покрутите головой – влево, вправо, вниз: «Ой, Ой!»
«У»
«Слоник».
На слонёнка погляжу,
Губы хоботом сложу.
А теперь их опускаю
И на место возвращаю.
«В лесу» В звукосочетании»Ау» звук У надо выделять, произнося его длительнее, на мягком выдохе.
Заблудились мы в лесу
И кричим: «Ау! Ау!»
«Самолёт»
«Ууу!» – летит самолёт.
«Ууу!» – так песенку поёт.
Артикуляционная гимнастика по логопедии (для дошкольников).
Артикуляционная гимнастика по логопедии (для дошкольников).
Артикуляционная гимнастика по логопедии (для дошкольников).
Артикуляционная гимнастика по логопедии (для дошкольников).
Артикуляционная гимнастика по логопедии (для дошкольников).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.