"Артикуляционные упражнения"

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Артикуляционная гимнастика.doc

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

 

При работе над правильным произношением логопеду необходимо чётко знать артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произношении того или иного звука находятся губы, зубы, язык, голосовые связки. Перед началом работы над каждым звуком логопед анализирует  положение всех органов  артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук в изолированном виде перед зеркалом.

После того как артикуляционный уклад звука усвоен, следует обратиться к подбору артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звука (см. приложение 1). Эти упражнения помогут ребёнку выработать правильный артикуляционный уклад.

Каждое упражнение имеет своё название. Обучая ребёнка выполнять упражнение, необходимо соотнести его с каким-то образом, предметом, изображённым на картинке. Например: широкий кончик языка – лопаточка, узкий кончик языка – иголочка и т.п.

В последующей работе при показе картинки ребёнок будет выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны логопеда.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА- система упражнений для речевых органов. Она является зарядкой для артикуляционных мышц.

ЦЕЛЯМИ артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

У ребёнка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упражнений, направленная на развитие моторики органов артикуляции.

Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребёнка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.

Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рождению правильных звуков, а позднее – усвоению слов сложной слоговой конструкции.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно по инструкции логопеда. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики – до 5 мин.

В комплекс должно входить 4-5 упражнений: 2-3 статических и 2-3 динамических.

Примеры комплексов артикуляционной гимнастики.

Комплекс 1. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].

1-я часть. Статические упражнения:

«Дудочка»;

«Чашечка».

2-я часть. Динамические упражнения:

«Маляр»;

«Дятел»;

«Лошадка».

Комплекс 2. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].

1-я часть. Статические упражнения:

«Дудочка»;

«Чашечка».

2-я часть. Динамические упражнения:

«Маляр»;

«Вкусное варенье»;

«Лошадка».

Комплекс артикуляционной гимнастики планируется логопедом на неделю. На следующей неделе комплекс частично видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, подходящим под артикуляцию изучаемого звука.

Таким образом, логопеды каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.

Знакомство с каждым новым артикуляционным упражнением желательно сопровождать небольшой сюжетной зарисовкой. Например, упражнение «Вкусное варенье»:

«Сластёна Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать её банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с вареньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ логопеда).

После показа логопед просит детей выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом логопед контролирует каждого ребёнка, правильно ли он выполняет упражнение.

Затем логопед показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение ещё раз, но уже не по показу логопеда, а по картинке. Логопед при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребёнком.

В работе логопед использует 27 артикуляционных упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Упражнение «Улыбочка» (статическое).

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении 10-15 сек. 

 

 

 

 

 

 

2. Упражнение «Дудочка» (статическое).

Цель: развивать круговые мышцы губ.

Губы сомкнуты и вытянуты вперёд в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении 10-15 секунд.                                      

 

 

 

 

 

 

3. Упражнение «Хоботок» (статическое).

Цель: развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд до предела. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

 

 

 

 

 

4. Упражнение «Лопаточка» (статическое).

Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10. верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.

 

 

 

 

 

 

5. Упражнение «Иголочка» (статическое).

Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10

 

6. Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое).

Цель: развивать подвижность мышцы спинки языка.

Рот приоткрыт. Кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10.

 

 

 

 

 

 

 

7. Упражнение «Желобок» (статическое).

Цель: вырабатывать целенаправленную  воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка.

Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять упражнение следует 3-4 раза по 5-7 секунд.

 

 

 

 

 

 

8. Упражнение «Парус» (статическое).

Цель: вырабатывать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперёд. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10. упражнение повторить 2-3 раза.

   

 

 

 

 

 

9. Упражнение «Чашечка» (статическое).

Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.

Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10. Упражнение выполнить 3-4 раза.

 

 

 

 

 

 

 

10. Упражнение  «Заборчик» (статическое).

Цель: упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.

Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5-6 раз, продолжительность каждого упражнения 10-15 секунд.

 

 

 

 

 

 

11. Упражнение «Утиный клювик» (динамическое).

Цель: развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую

Губы находятся в положении трубочки, затем щёки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.

 

 

 

 

 

12. Упражнение «Шторки» (динамическое).

Цель: вырабатывать подвижность губ.

Рот приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа открывает нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение выполнить 5-6 раз.

 

 

 

 

 

 

13. Упражнение «Лошадка» (динамическое).

Цель: растягивать подъязычную связку языка.

Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощёлкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10-15 раз.

 

 

 

 

 

 

14. Упражнение «Грибок» (динамическое).

Цель: растягивать подъязычную связку языка.

Широко раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая языка от нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5-6 раз.

 

15. Упражнение «Маляр» (динамическое).

Цель: вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.

Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5-6 раз.

 

 

 

 

 

 

16. Упражнение «Дятел» (динамическое).

Цель: вырабатывать подвижность кончика языка.

Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребёнок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15-20 секунд.

 

 

 

 

 

 

17. Упражнение «Утюжок» (динамическое).

Цель: Активизировать кончик языка на бугорках.

Рот приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними зубами: назад – вперёд. Упражнение проводить 20-25 раз.

 

 

 

 

 

 

18. Упражнение «Прогони комарика» (динамическое).

Цель: вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.

Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.

 

 

 

 

 

 

19. Упражнение «Покусывание кончика языка» (динамическое).

Цель: активизировать мышцы кончика языка.

Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.

20. Упражнение «Качели» (динамическое).

Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз).

Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15-20 раз.

 

 

 

 

 

 

21. Упражнение «Катание шарика» (динамическое).

Цель: укреплять боковые мышцы языка.

Губы сомкнуты. Напряжённый кончик языка движется между губами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) – 5-6 кругов, затем в другом направлении (против часовой стрелки) – 5-6 кругов. Скорость движения языка можно менять.

 

 

 

 

 

 

22. Упражнение «Часики» (динамическое).

Цель: развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).

Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счёт логопеда или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения – 20 секунд.

 

 

 

 

 

 

23. Упражнение «Мясорубка» (динамическое).

Цель: вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.

Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперёд до предела. Упражнение повторить 3-4 раза.

 

 

 

 

 

 

 

24. Упражнение «Прятки» (динамическое).

Цель: развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.

Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остаётся на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.

 

 

 

 

 

 

25. Упражнение «Вкусное варенье» (динамическое).

Цель: развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.

Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Упражнение повторить 5-6 раз.

 

 

 

 

 

 

26. Упражнение «Змейка» (динамическое).

Цель: развивать боковые мышцы языка.

Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперёд, а затем убрать в глубь рта. Движения языка производятся в медленном темпе и выполняются 5-6 раз.

 

 

 

 

 

 

 

27. Упражнение «Настроение» (динамическое).

Цель: вырабатывать подвижность губ.

Губы растянуть в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребёнку принять рассерженный вид. Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т.е. хорошим настроением.

 

 

 

 

 

 

 

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

1.      Артикуляционную гимнастику нужно разучивать перед зеркалом. Ребёнок должен копировать ваши действия. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.

2.      Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того, чтобы развить их подвижность и гибкость, повысить точность движений. Поэтому при её выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. Просите ребёнка, чтобы все движения он совершал «мягким» языком и «нежными» губами.

3.      При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребёнка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребёнок не должен делать лишних движений – округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.

4.      Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребёнка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.

5.      Когда какое-то упражнение совершается на выдохе, следите, чтобы этот выдох был направлен в самые зубы.

6.      Каждое упражнение нужно повторять не более пяти-шести раз. 

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

В артикуляционную гимнастику следует вводить упражнения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание существенно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём лёгких. В основном присутствует ротовой тип дыхания.

Работа над речевым дыханием ребёнка способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.

Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из лёгких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребёнок должен научится одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.

1.      Ребёнка обучают, не надувая щёки, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы сдувать поднесённый ко рту любой лёгкий предмет (ватный шарик, бумажную бабочку или снежинку, перышко и т.д.).

Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твёрдом поле (картонный цветок, листок и т.п.). Можно использовать для поддувания предмет, привязанный ниткой к штативу или твёрдому полю.

2.      Исходная позиция для поддувания та же, но ребёнку предлагается для перемещения более тяжёлый предмет, например карандаш. Причём сначала используется круглый карандаш, а затем ребристый. Карандаш кладётся на гладкую поверхность стола, и ребёнок дует на него, чтобы он покатился до определённой границы. (кубика, книги и др.).

3.      С детьми отдельно отрабатывается холодный выдох и тёплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздушная струя. В упражнении используется любое пособие для поддувания (жучок на листике, пчела на цветке и т.п.).

4.      Ребёнка тренируют в умении сочетать произнесение звука с началом выдоха (например, игра «Паровозик» - ч-ч-ч-ч).

5.      Детей учат на одном выдохе произносить 3-4 слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып и т.п.).

6.      Детей учат слитно произносить фразу из 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 слов – с коротким вдохом и длительным выдохом.

7.      У детей вырабатывают дифференцированное дыхание:

                    Вдох ртом, выдох ртом;

                    Вдох ртом, выдох носом;

                    Вдох носом, выдох ртом;

                    Вдох носом, выдох носом.

Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артикуляционные упражнения

 

[л]

[р]

[ч]

[щ]

[ж]

[ш]

[ц]

[з]

[с]

[х]

[к-г]

[т-д]

[в-ф]

[б-п]

[н]

[м]

[ы, а, у, и, э, о]

Звуки

+

+

 

+

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

«Улыбочка»

Кинестетические упражнения

 

+

+

+

+

+

+

 

 

 

+

+

+

+

+

+

+

+

«Дудочка»

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

«Хоботок»

 

 

 

+

+

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

«Лопаточка»

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Иголочка»

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

+

 

 

 

 

 

 

«Сердитая кошечка»

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

«Желобок»

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Парус»

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Чашечка»

 

 

 

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

+

+

 

 

 

«Заборчик»

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

+

«Утиный клювик»

Кинетические упражнения

 

 

 

 

+

 

 

 

+

+

 

 

 

+

+

 

+

+

«Шторки»

 

+

+

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Лошадка»

 

 

+

 

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Грибок»

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Маляр»

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

«Дятел»

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Утюжок»

 

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Прогони комарика»

 

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Покусывание

кончика языка»

 

+

+

 

+

+

+

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

«Качели»

 

+

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

+

+

+

 

+

 

«Катание шарика»

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Часики»

 

 

 

 

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мясорубка»

 

 

 

 

 

 

 

+

+

+

+

+

 

 

 

 

 

 

«Прятки»

 

 

 

+

+

+

+

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

 

«Вкусное варенье»

 

+

 

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Змейка»

 

+

+

 

+

+

+

+

+

+

+

+

+

 

 

+

+

+

«Настроение»