АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
При работе над правильным произношением логопеду необходимо чётко знать артикуляционный уклад каждого звука, т.е. в каком положении при произношении того или иного звука находятся губы, зубы, язык, голосовые связки. Перед началом работы над каждым звуком логопед анализирует положение всех органов артикуляционного аппарата, произнося изучаемый звук в изолированном виде перед зеркалом.
После того как артикуляционный уклад звука усвоен, следует обратиться к подбору артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звука (см. приложение 1). Эти упражнения помогут ребёнку выработать правильный артикуляционный уклад.
Каждое упражнение имеет своё название. Обучая ребёнка выполнять упражнение, необходимо соотнести его с каким-то образом, предметом, изображённым на картинке. Например: широкий кончик языка – лопаточка, узкий кончик языка – иголочка и т.п.
В последующей работе при показе картинки ребёнок будет выполнять соответствующие упражнения без дополнительных объяснений со стороны логопеда.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА- система упражнений для речевых органов. Она является зарядкой для артикуляционных мышц.
ЦЕЛЯМИ артикуляционной гимнастики являются выработка полноценных движений речевых органов, необходимых для правильного произношения звуков, и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.
У ребёнка органы артикуляции (губы, зубы, язык) развиты крайне слабо, поэтому ему следует помочь подготовить мышцы, участвующие в речевом акте. Жевание, сосание, глотание способствуют развитию крупных мышц. Для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и способствует система упражнений, направленная на развитие моторики органов артикуляции.
Артикуляционная гимнастика не только развивает речевой аппарат ребёнка, но и является профилактикой возникновения некоторых речевых нарушений.
Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует рождению правильных звуков, а позднее – усвоению слов сложной слоговой конструкции.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Артикуляционная гимнастика с детьми среднего дошкольного возраста проводится ежедневно по инструкции логопеда. Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом. Продолжительность гимнастики – до 5 мин.
В комплекс должно входить 4-5 упражнений: 2-3 статических и 2-3 динамических.
Примеры комплексов артикуляционной гимнастики.
Комплекс 1. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].
1-я часть. Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я часть. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Дятел»;
«Лошадка».
Комплекс 2. Артикуляционные упражнения к постановке звука [ш].
1-я часть. Статические упражнения:
«Дудочка»;
«Чашечка».
2-я часть. Динамические упражнения:
«Маляр»;
«Вкусное варенье»;
«Лошадка».
Комплекс артикуляционной гимнастики планируется логопедом на неделю. На следующей неделе комплекс частично видоизменяется: одно из упражнений, хорошо выполняемое детьми, заменяется другим, новым упражнением, подходящим под артикуляцию изучаемого звука.
Таким образом, логопеды каждую неделю знакомят детей с одним новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
Знакомство с каждым новым артикуляционным упражнением желательно сопровождать небольшой сюжетной зарисовкой. Например, упражнение «Вкусное варенье»:
«Сластёна Карлсон летом навещал свою бабушку, которая жила в деревне. Однажды он приехал к ней и похвалился, что научился хорошо считать. Карлсон предложил бабушке посчитать её банки с вареньем. Бабушка согласилась и пустила Карлсона в кладовочку, где на полках стояли баночки с вареньем. Когда Карлсон спустя некоторое время вышел оттуда, он почему-то облизывал свои губы вот так (показ логопеда).
После показа логопед просит детей выполнить упражнение (обязательно с визуальным контролем). При этом логопед контролирует каждого ребёнка, правильно ли он выполняет упражнение.
Затем логопед показывает картинку, на которой изображено предлагаемое упражнение, и называет его. Дети выполняют новое упражнение ещё раз, но уже не по показу логопеда, а по картинке. Логопед при этом проверяет правильность выполнения артикуляционного упражнения каждым ребёнком.
В работе логопед использует 27 артикуляционных упражнений.
1. Упражнение «Улыбочка» (статическое).
Цель: развивать круговые мышцы губ.
Губы растянуты в виде улыбки, обнажая сомкнутые зубы. Удерживать губы в таком положении 10-15 сек.
2. Упражнение «Дудочка» (статическое).
Цель: развивать круговые мышцы губ.
Губы сомкнуты и вытянуты вперёд в виде трубочки. Удерживать губы в таком положении 10-15 секунд.
3. Упражнение «Хоботок» (статическое).
Цель: развивать подвижность губ.
Губы плотно сомкнуты и с
напряжением вытянуты вперёд до предела. Удерживать губы в таком положении
следует 10 секунд.
4. Упражнение «Лопаточка» (статическое).
Цель: развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать язык в таком положении длительное время.
Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10. верхняя губа приподнята и не прикасается к поверхности языка.
5. Упражнение «Иголочка» (статическое).
Цель: развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать язык в таком положении.
Узкий
кончик языка высунуть из полости рта, не прикасаясь им к губам. Удерживать язык
в таком положении под счёт до 10
6. Упражнение «Сердитая кошечка» (статическое).
Цель: развивать подвижность мышцы спинки языка.
Рот приоткрыт. Кончик языка
упирается в нижние передние зубы, спинка языка приподнята. Боковые края языка
прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до
10.
7. Упражнение «Желобок» (статическое).
Цель: вырабатывать целенаправленную воздушную струю по средней линии языка на его кончик; развивать боковые мышцы языка.
Высунуть широкий язык из полости рта. Боковые края языка загнуть вверх. Плавно подуть на кончик языка. Выполнять упражнение следует 3-4 раза по 5-7 секунд.
8. Упражнение «Парус» (статическое).
Цель: вырабатывать подъязычную связку; развивать умение расслаблять мышцы языка в приподнятом положении.
Рот широко раскрыт. Широкий кончик языка поставить за верхние зубы на бугорки, спинку языка немного прогнуть вперёд. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10. упражнение повторить 2-3 раза.
9. Упражнение «Чашечка» (статическое).
Цель: упражнять в умении удерживать широкий язык в верхнем положении.
Рот
широко раскрыт. Широкий кончик языка поднять вверх. Потянуть его к верхним
зубам, но не касаться их. Боковые края языка прикасаются к верхним коренным
зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до 10. Упражнение выполнить
3-4 раза.
10. Упражнение «Заборчик» (статическое).
Цель: упражнять в умении удерживать зубы сжатыми; развивать круговые мышцы губ.
Зубы плотно сжаты. Губы находятся в положении улыбки. Упражнение выполнить 5-6 раз, продолжительность каждого упражнения 10-15 секунд.
11. Упражнение «Утиный клювик» (динамическое).
Цель: развивать подвижность губ, быструю переключаемость губ с одной позиции на другую
Губы находятся в положении трубочки, затем щёки втягиваются в полость рта, а губы несколько расслабляются и могут производить смыкательные и размыкательные движения.
12. Упражнение «Шторки» (динамическое).
Цель: вырабатывать подвижность губ.
Рот
приоткрыт. Нижняя губа закрывает нижние зубы, а верхняя губа в этот момент
открывает верхние зубы. Затем положение губ меняется: нижняя губа открывает
нижние зубы, а верхняя губа закрывает верхние зубы. Упражнение выполнить 5-6
раз.
13. Упражнение «Лошадка» (динамическое).
Цель: растягивать подъязычную связку языка.
Присасывать кончик языка к нёбу. Темп пощёлкивания должен меняться (медленно, быстрее, очень быстро). Упражнение способствует растяжению укороченной подъязычной связки. Упражнение выполнить 10-15 раз.
14. Упражнение «Грибок» (динамическое).
Цель: растягивать подъязычную связку языка.
Широко
раскрыть полость рта. Присосать поверхность языка к нёбу. Не отрывая языка от
нёба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Упражнение выполнить 5-6 раз.
15. Упражнение «Маляр» (динамическое).
Цель: вырабатывать подвижность языка в верхнем положении.
Широко раскрыть полость рта. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Упражнение проводить в медленном темпе 5-6 раз.
16. Упражнение «Дятел» (динамическое).
Цель: вырабатывать подвижность кончика языка.
Рот широко раскрыт. Язык с силой ударяет в бугорки, находящиеся за верхними зубами; ребёнок при этом произносит звук [д], подражая стуку дятла: д-д-д-д-д. Упражнение проводится в течение 15-20 секунд.
17. Упражнение «Утюжок» (динамическое).
Цель: Активизировать кончик языка на бугорках.
Рот
приоткрыт. Широким кончиком языка поглаживать бугорки, находящиеся за верхними
зубами: назад – вперёд. Упражнение проводить 20-25 раз.
18. Упражнение «Прогони комарика» (динамическое).
Цель: вызвать самостоятельное дрожание кончика языка под воздействием сильной воздушной струи.
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кончик языка, приводит его в движение. Язык дрожит. Упражнение повторить 3 раза.
19. Упражнение «Покусывание кончика языка» (динамическое).
Цель: активизировать мышцы кончика языка.
Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
20. Упражнение «Качели» (динамическое).
Цель: упражнять в быстрой смене движений кончика языка; отрабатывать координированные движения кончика языка (вверх-вниз).
Рот широко раскрыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы. Упражнение повторить 15-20 раз.
21. Упражнение «Катание шарика» (динамическое).
Цель: укреплять боковые мышцы языка.
Губы
сомкнуты. Напряжённый кончик языка движется между губами и зубами, делая
круговые движения как бы вокруг губ, но с внутренней стороны рта. Движения
выполняются сначала в одном направлении (по часовой стрелке) – 5-6 кругов,
затем в другом направлении (против часовой стрелки) – 5-6 кругов. Скорость
движения языка можно менять.
22. Упражнение «Часики» (динамическое).
Цель: развивать напряжение боковых мышц языка и координацию движения (справа налево).
Рот приоткрыт. Узкий язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счёт логопеда или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Длительность выполнения упражнения – 20 секунд.
23. Упражнение «Мясорубка» (динамическое).
Цель: вырабатывать продвижение тонкого и широкого языка между зубами.
Губы в положении улыбки. Зубы плотно сжаты. Кончик языка проталкиваем между сжатыми зубами. Язык становится широким и тонким. Выдвигаем его вперёд до предела. Упражнение повторить 3-4 раза.
24. Упражнение «Прятки» (динамическое).
Цель: развивать подвижность спинки языка и умение удерживать длительное время кончик языка за нижними зубами.
Рот широко раскрыт. Зубы разомкнуты. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка приподнимается и «выглядывает» из-за нижних зубов. Затем спинка языка опускается вниз, «прячется». Кончик языка при этом остаётся на прежнем месте. Упражнение выполнить до 10 раз.
25. Упражнение «Вкусное варенье» (динамическое).
Цель: развивать движения широкого кончика языка в верхнем положении.
Широким
кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не
закрывать. Упражнение повторить 5-6 раз.
26. Упражнение «Змейка» (динамическое).
Цель: развивать боковые мышцы языка.
Рот
раскрыт. Язык сильно высунуть вперёд, напрячь и сделать узким. Узкий язык
максимально выдвинуть вперёд, а затем убрать в глубь рта. Движения языка
производятся в медленном темпе и выполняются 5-6 раз.
27. Упражнение «Настроение» (динамическое).
Цель: вырабатывать подвижность губ.
Губы
растянуть в улыбке. Зубы заборчиком. Эта часть упражнения представляет хорошее
настроение (помогает мимика). Затем губы принимают положение трубочки. Зубы
находятся в прежнем положении. Мимика помогает ребёнку принять рассерженный
вид. Упражнение повторяется 5 раз и заканчивается улыбкой, т.е. хорошим
настроением.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ
1. Артикуляционную гимнастику нужно разучивать перед зеркалом. Ребёнок должен копировать ваши действия. В дальнейшем, когда порядок действий будет усвоен, зеркало нужно убрать.
2. Артикуляционная гимнастика выполняется не для того, чтобы «накачать» речевые мышцы, а для того, чтобы развить их подвижность и гибкость, повысить точность движений. Поэтому при её выполнении не нужно прилагать лишние мышечные усилия, утрировать позы. Просите ребёнка, чтобы все движения он совершал «мягким» языком и «нежными» губами.
3. При выполнении всех упражнений следите за тем, чтобы у ребёнка работали только те мышцы, которые необходимы для совершения движения. Ребёнок не должен делать лишних движений – округлять глаза, поднимать плечи и совершать синхронные движения другими речевыми мышцами.
4. Абсолютной точности движений сразу добиваться не нужно. Если какое-то движение у ребёнка с первого раза не получается, пусть выполняет его приблизительно. Со временем действия будут совершенствоваться.
5. Когда какое-то упражнение совершается на выдохе, следите, чтобы этот выдох был направлен в самые зубы.
6. Каждое упражнение нужно повторять не более пяти-шести раз.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
В артикуляционную гимнастику следует вводить упражнения на развитие речевого дыхания. Речевое дыхание существенно отличается от физиологического дыхания, так как имеет более быстрый вдох и замедленный выдох. При речевом дыхании значительно увеличивается дыхательный объём лёгких. В основном присутствует ротовой тип дыхания.
Работа над речевым дыханием ребёнка способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания.
Для правильного произношения любого звука необходима воздушная струя, идущая из лёгких. Струя воздуха предназначена прежде всего для дыхания. Значит, ребёнок должен научится одновременно дышать и говорить. Этому и способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие направленную воздушную струю.
1. Ребёнка обучают, не надувая щёки, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы сдувать поднесённый ко рту любой лёгкий предмет (ватный шарик, бумажную бабочку или снежинку, перышко и т.д.).
Сдуваемый предмет может находиться на ладони или на твёрдом поле (картонный цветок, листок и т.п.). Можно использовать для поддувания предмет, привязанный ниткой к штативу или твёрдому полю.
2. Исходная позиция для поддувания та же, но ребёнку предлагается для перемещения более тяжёлый предмет, например карандаш. Причём сначала используется круглый карандаш, а затем ребристый. Карандаш кладётся на гладкую поверхность стола, и ребёнок дует на него, чтобы он покатился до определённой границы. (кубика, книги и др.).
3. С детьми отдельно отрабатывается холодный выдох и тёплый выдох; сильная воздушная струя и плавная воздушная струя. В упражнении используется любое пособие для поддувания (жучок на листике, пчела на цветке и т.п.).
4. Ребёнка тренируют в умении сочетать произнесение звука с началом выдоха (например, игра «Паровозик» - ч-ч-ч-ч).
5. Детей учат на одном выдохе произносить 3-4 слога (гав-гав-гав, цып-цып-цып-цып и т.п.).
6. Детей учат слитно произносить фразу из 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 слов – с коротким вдохом и длительным выдохом.
7. У детей вырабатывают дифференцированное дыхание:
Вдох ртом, выдох ртом;
Вдох ртом, выдох носом;
Вдох носом, выдох ртом;
Вдох носом, выдох носом.
Дыхательные упражнения систематически проводятся в комплексах артикуляционной гимнастики, в повседневной жизни, на занятиях.
Артикуляционные упражнения
[л] |
[р] |
[ч] |
[щ] |
[ж] |
[ш] |
[ц] |
[з] |
[с] |
[х] |
[к-г] |
[т-д] |
[в-ф] |
[б-п] |
[н] |
[м] |
[ы, а, у, и, э, о] |
Звуки |
||
+ |
+ |
|
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«Улыбочка» |
Кинестетические упражнения |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
«Дудочка» |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
«Хоботок» |
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
«Лопаточка» |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Иголочка» |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
«Сердитая кошечка» |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Желобок» |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Парус» |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Чашечка» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
«Заборчик» |
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
«Утиный клювик» |
Кинетические упражнения |
|
|
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
«Шторки» |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Лошадка» |
|
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Грибок» |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Маляр» |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
«Дятел» |
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Утюжок» |
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Прогони комарика» |
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Покусывание кончика языка» |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
+ |
|
|
«Качели» |
|
|
+ |
|
|
|
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
|
+ |
|
«Катание шарика» |
|
|
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Часики» |
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
«Мясорубка» |
|
|
|
|
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
«Прятки» |
|
|
|
|
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
+ |
|
|
|
|
|
«Вкусное варенье» |
|
|
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«Змейка» |
|
|
+ |
+ |
|
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
+ |
+ |
+ |
«Настроение» |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.