Материал для изучения и понимания, что такое артикуляция в пении. Как мы применяем артикуляцию, приемы и методы применение в пении. Какие мышцы участвуют при артикуляции в пении. Устранение зажимов при артикуляции. И многое другое, полезного, для начинающих певцов и педагогов.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ В ПЕНИИ.docx
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ В ПЕНИИ.
Формирование звуков речи осуществляется артикуляционным аппаратом. В
артикуляции речевых звуков принимают участие многочисленные мышечные
органы ротоглоточного канала : губы, язык, мягкое нёбо, зев, глотка, а также
мускулатура, двигающая нижнюю челюсть. Главным артикуляционным
органом является язык .
Разборчивость речи — это прежде всего четкое произнесение согласных, чего
певцы добиваются путем утрированного произношения. Эта утрировка
достигается специальным развитием артикуляторных мышц и некоторым
растягиванием во времени согласных, задержкой на них. Певец не имеет
возможности задерживаться на согласных, так как это поведет к
скандированию, к нарушению канителенного звучания голоса. В случае пения
дикционная четкость достигается путем быстрого и активного произнесения
согласных.
При пении резко меняется работа всего артикуляционного аппарата:
• увеличивается сокращение мышечных стенок резонаторных полостей;
• увеличиваются полости ротоглоточного канала;
• изменяются речевые уклады языка и губ и мягкого нёба; увеличивается
степень раскрытия рта.
Чтобы правильно организовать новую функцию артикуляторных органов при
пении, необходимо, прежде всего, снять перенапряжение с отдельных органов
(если оно есть).
Сначала надо добиться полной свободы всех органов артикуляции, а затем
четкой, согласованной их работы и максимальной активизации. Укорочение
согласных в пении и быстрая смена согласных гласными требует мгновенной
перестройки артикуляторных органов.
Поэтому особенно важна полная свобода в движениях языка, губ, нижней
челюсти и мягкого нёба.
Начинающие петь плохо открывают рот оттого, что у них малоподвижна,
«скованная» нижняя челюсть, напряжены мышцы, ее поднимающие.
При таком положении нижней челюсти через подъязычную кость
подтягивается вверх гортань. Она оказывается в неестественно высоком положении, поэтому сильное зажатие нижней челюсти может быть причиной
горлового призвука. При скованной нижней челюсти невозможна хорошая
вокальная дикция, так как ротовая полость мала для формирования
вокальных гласных.
Хорошего открытия рта добиваются на гласных «а», «о», «у».
Для осознания учащимися свободного опускания челюсти nри пении нужно
добиться этого сначала при речевом произношении гласных.
3ажатие нижней челюсти часто сочетается с перенапряжением языка,
который, как и нижняя челюсть, связан через подъязычную кость с гортанью.
Поэтому перенапряжение языка нарушает работу гортани, и тоже может
послужить причиной горления.
К тому же скованный язык мешает созданию нужных артикуляционных
укладов. Являясь же главным артикулятором гласных звуков, скованный язык
искажает певческие гласные. Положение языка изменяет форму ротового
резонатора и существенно влияет на тембр голоса.
До недавнего времени в пении классическим считался лежащий мягко,
свободно на дне рта язык ложечкообразной формы (с yглублением в средней
части}, с несколько опущенным корнем, с кончиком, касающимся задней
поверхности нижних зубов.
Однако современные исследования показали, что «никакого единства в
положении языка на разных гласных никогда не наблюдается». Различия в
положении языка у разных певцов объясняются индивидуальными
особенностями строения голосового аппарата.
У детей при перенапряжении корня язык часто лежит горбом, оттянут назад,
и закрывает зев.
При перенапряжении кончика язык загибается наверх и назад. Обычно
освобождение нижней челюсти снимает напряжение и с корня языка.
Пассивный и малоподвижный язык также искажает звук и слово.
При малоподвижном языке рекомендуется применять слоги с согласными «л»,
«р», «д», «т», «ц», «ч». Хорошо активизирует кончик языка согласный «л». Губы, как известно, принимают участие в окончательном образовании гласных
и являются основными формирователями губных согласных звуков.
Мягкое нёбо играет исключительно важную роль в певческом
голосообразовании. Его положение существенно влияет на резонаторные
свойства ротоглоточного канала, при его сокращении меняется форма
ротоглоточного рупора. Непременным условием правильного певческого
голосообразования является активное сокращение мягкого нёба. При пении
оно должно быть поднятым, почти полностью перекрывающим проход в
носоглотку. Такое положение мягкого нёба достигается при помощи
полузевка.
Вялое, опущенное мягкое нёбо является причиной носового призвука, что
довольно часто встречается у детей, у которых мягкое нёбо малоподвижно.
Исследователи указывают на рефлекторную сонастроенность мягкого нёба и
гортани, что очень важно, так как через подчиненное нашему сознанию мягкое
нёбо мы можем влиять на гортань.
Установка мягкого нёба в положении зевка, создает условия для вокального
формирования гласных звуков, влияет на их округление, тембровую окраску и
высокую позицию.
Хорошему поднятию мягкого нёба способствует произношение гласных «о»,
«у» и согласных «к», «г». Особенно рекомендуется сочетание этих согласных
и гласных (ку, гу, ко, го).
Оптимальная степень сокращения мягкого нёба — величина зевка —
индивидуальна и зависит от особенностей строения ротоглотки, а также от
высоты воспроизводимого звука, от его положения в диапазоне певца.
Высокие тоны требуют большей степени поднятия мягкого нёба, более
высокого «купола».
Особенно это важно при формировании верхних тонов у мужских голосов.
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ В ПЕНИИ
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ В ПЕНИИ
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ В ПЕНИИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.