АРТПЕДАГОГИКА – НОВЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оценка 4.9

АРТПЕДАГОГИКА – НОВЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
русская литература +2
17.04.2020
АРТПЕДАГОГИКА – НОВЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одно из существенных противоречий современного образования заключается в увеличении учебно-воспитательных нагрузок с повышением требований и всё возрастающей интенсивностью процесса обучения при ухудшении здоровья детей. Также наблюдается тенденция утраты духовности у молодого поколения, социальная и педагогическая запущенность детей и связанные с ними ощущение собственной малоценности и попытки компенсировать собственную несамостоятельность за счёт асоциального поведения. В такой ситуации возникает проблема поиска эффективных новых подходов к педагогической деятельности и образования особой образовательной среды в современных условиях для успешной реабилитации, духовному оздоровлению детей и их личностному росту.
АРТПЕДАГОГИКА – НОВЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.docx

Сергеева Татьяна Власьевна

учитель русского языка и литературы

МОБУ «СОШ № 1» ГО «Якутск» РС(Я)

 

 

АРТПЕДАГОГИКА – НОВЫЙ ПОДХОД К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Моё педагогическое кредо:

" Увидеть в ребенке лучик, чтобы зажечь Солнце".

 

Одно из существенных противоречий современного образования заключается в увеличении учебно-воспитательных нагрузок с повышением требований и всё возрастающей интенсивностью процесса обучения при ухудшении здоровья детей. Также наблюдается тенденция утраты духовности у молодого поколения, социальная и педагогическая запущенность детей и связанные с ними ощущение собственной малоценности и попытки компенсировать собственную несамостоятельность за счёт асоциального поведения. В такой ситуации возникает проблема поиска эффективных новых подходов к педагогической деятельности и образования особой образовательной среды в современных условиях для успешной реабилитации, духовному оздоровлению детей и их личностному росту.

С целью возрождения духовных общечеловеческих ценностей особенно актуально появление арт-педагогики. Создание таких условий, при которых «возможны изменения и рост» (С. Роджерс) и осуществляется «самоактуализация личности» (А. Маслоу). В этих условиях от педагога требуется иная, нестандартная психологическая готовность в работе с учащимися.

Наш многолетний опыт в системе артпедагогики, исследования на тему по методу творческой активности детей в этих условиях – источник для создания данного проекта, который мы назвали «Творчество». Положительные результаты убедили нас в правильности избранного направления и побудили к продолжению и логическому завершению этой исследовательской работы. Её сущность: воспитание и обучение средствами искусства, в художественном развитии и социальной адаптации. Позволяет сочетать методы искусства и науки. Это актуально, потому что без насилия корректирует просчёты воспитания и негативные черты личности подростка.

Инновационный подход в современной педагогике направлен на мобилизацию творческого потенциала личности.

Каждый ребёнок талантлив, и задача нашей программы – помочь ему найти сферу реализации своей личности – ту нишу, среду, в которой он будет чувствовать себя комфортно, ощущать собственную значимость и найдёт свой неповторимый путь к достижению индивидуальных вершин.

В процессе этой работы появляются лидеры, ярко проявляющиеся в том или ином виде творчества, но смысл Программы не сводится к выявлению наиболее одарённых детей, а к тому, чтобы познанный ими механизм творчества мог быть применён ими в любой сфере деятельности, которую в будущем изберёт ребёнок.

Стратегия реализации

      Организация личностно-развивающей деятельности учащегося, так и педагога.

      Участие всех субъектов процесса: соцпедагога, психолога, родителей, учителей.

      Профессиональная компетенция педагога в 3-х областях научно-практической деятельности: психологии, искусствознания, собственно педагогики, обеспечивающей субъект - субъектный подход и качество организуемой образовательной среды.

      Введение сотрудничества в учебную и внеучебную деятельность.

Ожидаемый результат: формирование социально успешной личности, гармонизация её внутреннего мира.

Меня как педагога заинтересовала артпедагогика  как сравнительно новое направление педагогической науки, базирующейся, как минимум, на трех областях научного знания: психологии, искусства и педагогики.

На начальном этапе в поисках новых форм работы я ввела в практику уроки, построенные на интеграции литературы, живописи, музыки, игровых элементов. Был создан театральный кружок «Ералаш», который помог раскрыться многим талантам, стал стартовой площадкой их творческому взлёту.

 Всё это: интегрированные уроки, и театр – синтез музыки, поэзии, изоискусства, игры, это множество мироощущений слились в единый блок мировосприятия.

Опираясь на известные методологии, ориентированные на гармонизацию традиционного и инновационного подходов к обучению, я разработала уроки, в которых применяются различные приёмы активизации учащихся, устраняется однообразие стиля урока литературы.

Применение данной методики (творческие мастерские с артпедагогическим сопровождением) поднимает качество обучения; повышает интерес к предмету; позволяет существенно поднять уровень интеллектуального развития каждого ученика; развивает коммуникативные навыки; учит исследовательской работе. 

Мастерская ценностных ориентаций – это одна из разновидностей мастерских, решающих задачу воспитания, духовного развития личности. В мастерских ценностных ориентаций подчёркивается значение литературы как человекоформирующей учебной дисциплины, жизненно важной для современного школьника, направляющей его к духовным истокам культуры.

Такие уроки не должны проводиться раз от разу, должна существовать определенная система. Система учебных занятий в режиме технологии мастерских, на мой взгляд, такова: уроки  проводятся два раза в четверть. В основном они посвящены подведению итогов изучения произведения, темам, связанным с изучением теории литературы и художественным своеобразием литературных произведений.

Принципы, на которых базируется артпедагогический урок –  это

 принцип гуманизации;

 принцип креативности;

принцип рефлексивности

принцип интегративности.

Основополагающие методы, которые используются в артпедагогическом уроке:

метод педагогической драматизации;

метод педагогической импровизации;

метод игры;

проблемно-диалоговый метод.

Образовательные технологии, которые позволяют реализовать артурок:

«Педагогическая мозаика» (автор Т . А. Соколова)

«Пересекающиеся параллели» (автор Т. А. Соколова)

«Педагогический Театр» (автор Т. А. Соколова).

Проблемами организации могут быть:

1) «нехватка» учебных часов, т.к. мастерская – это прежде всего общение, и оно требует времени. Время проведения мастерской – 2 часа;

2) мастерская акцентирует внимание на творчество, состоянии, мыслях, общении учащихся, поэтому есть опасность потерять или не заметить собственно образовательный компонент;

3) алгоритм уроков-мастерских пригоден не для любого содержания и не для любого класса. Конечно же, мастерская проходит с пользой для учащихся только тогда, если у них уже имеются необходимые учебные и интеллектуальные умения.

Для того чтобы диалог литературы и других видов художественного творчества стал реальностью, необходимо наличие ряда условий:

1) Поскольку, как образно и точно пишет В. Г. Маранцман, «перед произведением искусства всякий человек «иноземец», то ему необходимо овладеть языком различных видов искусства, иначе диалог просто не состоится.

2) Необходимо сформировать в школьнике эстетическую восприимчивость.

Реализация этих условий должна осуществляться в системе и поэтапно.

Каждый ребёнок в  мастерской имеет возможность продвигаться к истине своим путем. Первостепенная задача педагога – приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Способности ученика требуют оптимально подобранных для него условий обучения.

Для  начинающих пяти-шестиклассников нужно проводить мастерские, на которых они учатся работать на этапе восприятия текста, отбирать материал для ответов на проблемные вопросы, делать наблюдения, выполнять сравнения, обобщения, ставить вопросы. По мере взросления учеников меняется и характер учебной деятельности. Следующим этапом совместной деятельности «учитель-ученик» становится поиск самим школьником путей решения поставленной учителем учебной задачи. В старших классах исключительно важное значение приобретает такая форма общения между учениками и учителем, как коллективный учебный диалог по поставленной проблеме. Проблемная учебная задача является мыслительной и требует от учеников самостоятельного добывания знаний. Толчком, порождающим процесс творческого мышления, является проблемная ситуация, стимулирующая обучающихся к переосмыслению имеющихся знаний и самостоятельному поиску новых, нестандартных ответов и решений.

Итогом нашей деятельности становится совместное проектирование уроков-мастерских, построенных по принципам сотрудничества с обязательным включением элементов артпедагогики. Так, проведена система уроков-мастерских по духовным ценностям в жизни человека: по роману «Война и мир» Л.Н.Толстого «Проблема нравственной свободы героев романа. Что есть истина?»; по пьесе М.Горького «На дне» «Идейный смысл пьесы. Спор о человеке»; по произведению Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» «Нравственные заповеди Достоевского»; 20 век. Лагерная тема по творчеству А.И.Солженицына, В.Шаламова, якутского поэта Ивана Арбиты «Непогибшее слово правды»; по произведению М.Веллера «Приключения майора Звягина» «Путь к успеху».

            Класс разделён на 4 творческие группы с учётом индивидуальных особенностей, психологической совместимости и степени обученности.

Алгоритм работы мастерской.

Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы. Мотивационный этап мастерской отражен в предъявлении индуктора – предмета, побудителя направленной деятельности, который помогает ученикам пробиться через опыт, через заслон своих знаний. Прозреть, увидеть проблему – вот задача мастера, придумывающего индуктор.

Каковы же  основные приемы работы в мастерской? Они таковы:

1) предъявление индуктора – побудителя познавательной деятельности;

2) организация поиска ответа на проблемный вопрос;

3) афиширование – предъявление своих идей, планов, результатов своей работы;

4) рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.

 

Структура уроков-мастерских

 

      Этапы

Формы организации познавательной деятельности

 

М.Веллер «Приключения майора Звягина»

М.Горький «На дне»

Л.Толстой «Война и мир»

20 век. Лагерная тема . А.Солженицын, В.Шаламов, И.Арбита

Индуктор

Что такое счастье?

Что такое сострадание?

Что такое истина?

Пророк – это…

Самоконструкция

Работа с текстом.

Художественные

календари глав. Выводы по главам о главных событиях.

Работа с текстом.

В чём смысл философии Луки?

«Мысль, поразившая меня…»

Три судьбы, три личности…

Что их объединяет?

Социализация

Рассказ о главном герое романа.

Что же это «волшебник, умеющий делать чудеса»?

Ролевой анализ. Обращение к персонажам.

Путь князя Андрея и Пьера Безухова.

Путь к истине Наташи Ростовой

Творческие монологи героя Солженицына Шухова, майора Пугачёва, Ивана Арбиты

Полилог (разрыв)

Каких людей больше вокруг нас: Звягиных или его «пациентов»?

Кем бы вы хотели быть: Звягиным или его подопечным?

Что нужно человеку: настоящая правда или утешающая ложь?

Что есть истина по Толстому? Как он показывает это через своих героев?

Масса беззащитных людей перед лицом смерти – это безликая, покорная толпа, слепо подчиняющихся чужой воле или разумная сила, способная к организованному сопротивлению?

 

Рефлексия

Анализ  своего психологического состояния и интеллектуального уровня

                                                                

Методы и приёмы:

театрализация;

диалог, полилог;

метод смысловых ассоциаций;

метод «ключевых» слов;

метод сравнения версий (сравнение своей версии с выводами учёных, философов, критиков);

метод эвристического исследования;

метод творческого конструирования;

метод стимулирования и мотивации учения: (создание ситуации познавательной новизны, создание ситуации эмоционально-нравственных переживаний);

метод активизации мышления;

метод проведения дискуссий.

   Уроки «мастерская» помогают достичь основных целей филологического образования:

1) развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, формирования навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности;

2) воспитания чувства ответственности по отношению к родному слову, чуткости к красоте и выразительности родной речи;

3) становления духовного мира человека, формирования внутренней потребности личности в непрерывном духовно-нравственном совершенствовании, позволяющем осознать и реализовать свои личные возможности;

4) воспитания чувства прекрасного, культуры мышления и общения, эмоциональной отзывчивости, способности к переживанию и сопереживанию, художественного вкуса и культуры речи учащихся;

5) (И самое главное!!!) формирования потребности в систематическом чтении художественных произведений.

 Мастерские, проводившиеся мной на протяжении ряда лет, показали, что восприятие художественной литературы у учеников становится более глубоким, их взгляды на мир расширяются, изменяются способы общения. Творческие мастерские с артпедагогическим сопровождением создают то необходимое состояние души и ума, благодаря которому формируется настоящая личность, воспринимающая мир цветным и многогранным.

Результатом работы каждой мастерской становится продукт коллективного творчества со следующей структурой:

1) круг решённых проблем

2) творческие работы на компьютере;

3) собственное творчество учеников (индивидуальные, коллективные сочинения, произведения, рисунки, эскизы, газеты и др.).

О высокой результативности использования современных образовательных технологий в моей педагогической деятельности свидетельствуют позитивная динамика учебных достижений моих учеников, больше половины которых обучаются на «4» и «5», повышение учебной мотивации, личные достижения, умение работать в команде, развитие коммуникативных и исследовательских навыков, организаторских способностей.

Все ученики сдают ЕГЭ на 100 %, качество 95 %, средний балл – 75 б. Трое выпускников сдали ЕГЭ русский язык в разные годы на 100 баллов.

А также результатами являются:

1) создание благоприятного климата, условий для реализации их творческого потенциала, росту общественной активности;

2) личные достижения учащихся:                                                    

социокультурные:

Ученики  являются  победителями и призерами  городских олимпиад, Дипломантами Международных конкурсов по русскому языку «Кириллица», «Звезда»,  Дипломантами городских и республиканских конкурсов чтецов,  Победители Всероссийского конкурса сочинений,   Победителями регионального этапа Всероссийского конкурса «Русский медвежонок». 

3) А также коллектив театрального кружка «Ералаш» - активный участник городских и республиканских конкурсов: Дипломант республиканских конкурсов, Лауреат 1 степени городского фестиваля «Театральная весна», обладатель Почётных Грамот Министерства образования, ГУО за успешные выступления.

Все члены кружка – одарённые личности, лидеры школы, победители городских и республиканских конкурсов, не раз выступавшие на телевидении НВК. Творческие выступления освещались в прессе: «Юность Севера», «Наше время», «Журфикс».

У него есть свой почерк, своё лицо, основными чертами которого являются творчество, коллективизм, юмор.

4) Осознание школьных лет как событие в жизни, как успешное и радостное начало биографи

Воспитать  человека творческого, созидающего,  дать силы, вдохновляющие на новые свершения, ведущие к новым высотам и достижениям, окрылить их к самостоятельному полёту во взрослую жизнь, подарив им веру в себя, Свет в душе, Надежду на счастливое будущее – вот великая миссия Учителя.

 

 

Литература

1. Амфилохиева М. В. «Традиции и инновации в преподавании литерату­ры».

Издательство «Паритет», г. С-Петербург, 2003.

2. Еремина Т. Я.  «Мастерские по литературе». Издательство «Паритет», г. С-Петербург, 2004.

3. Иоффе Г. А. «Педагогическая мастерская». Издательство «Паритет»,   г. С-Петербург, 2003.

4. Мухина И. А., Еремина Т. Я. Мастерские по литературе: интеграция ин­новационного и традиционного опыта. Книга для учителя. – С-Петербург., 2002.

5. Окунев А. А.  «Как учить не уча». Издательство «Питер Пресс», г. С-Петербург, 1996.

6. Окунев А. А.  «Урок? Мастерская? Или...». Издательство «Питер Пресс», г. С-Петербург,  2001.

7. Педагогические мастерские: Теория и практика. С-Петербург, 1998.

8. Якиманская  И. С. «Личностно-ориентированное обучение в современной школе»


 

Сергеева Татьяна Власьевна учитель русского языка и литературы

Сергеева Татьяна Власьевна учитель русского языка и литературы

Каждый ребёнок талантлив, и задача нашей программы – помочь ему найти сферу реализации своей личности – ту нишу, среду, в которой он будет чувствовать себя…

Каждый ребёнок талантлив, и задача нашей программы – помочь ему найти сферу реализации своей личности – ту нишу, среду, в которой он будет чувствовать себя…

Мастерская ценностных ориентаций – это одна из разновидностей мастерских, решающих задачу воспитания, духовного развития личности

Мастерская ценностных ориентаций – это одна из разновидностей мастерских, решающих задачу воспитания, духовного развития личности

Поскольку, как образно и точно пишет

Поскольку, как образно и точно пишет

Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы

Мастерская имеет свои принципы, свой алгоритм работы

Полилог (разрыв) Каких людей больше вокруг нас:

Полилог (разрыв) Каких людей больше вокруг нас:

Мастерские, проводившиеся мной на протяжении ряда лет, показали, что восприятие художественной литературы у учеников становится более глубоким, их взгляды на мир расширяются, изменяются способы общения

Мастерские, проводившиеся мной на протяжении ряда лет, показали, что восприятие художественной литературы у учеников становится более глубоким, их взгляды на мир расширяются, изменяются способы общения

У него есть свой почерк, своё лицо, основными чертами которого являются творчество, коллективизм, юмор

У него есть свой почерк, своё лицо, основными чертами которого являются творчество, коллективизм, юмор
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020