сновные этапы организации учебной деятельности. Время |
Цель этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Планируемые результаты (УУД) |
Организационный момент (3 мин) |
Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. |
Приветствие: Пальчиковая гимнастика Будем мы варить компот (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки Фруктов нужно много. Вот. «размешивают») Будем яблоки крошить, (Загибают пальцы по одному, начиная с большого.) Грушу будем мы рубить. Отожмём лимонный сок, Слив положим и песок. Варим, варим мы компот, (Опять «варят» и «мешают».) Угостим честной народ. |
Приветствуют учителя и оценивают свою готовность на работу.
Выполняют пальчиковую гимнастику
|
Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу; |
Актуализация опорных знаний (4 мин)
|
- сформировать тему и учебную задачу на основе создания проблемного вопроса: |
Открываем тетрадь, записываем число, классная работа. На доске даны слова: рисует, плачет, готовит, играет, спит – Ребята, прочитайте про себя эти слова. Лиза прочитай вслух эти слова. Спасибо, Лиза. Ребята, как вы думаете, что эти слова объединяет? - Саша, как ты считаешь, верно, ли сказали ребята? Почему? - Ребята, а какая часть речи обозначает действие предмета? - Правильно ребята! Действия предмета обозначает глагол. |
Записывают число, классная работа.
- Эти слова объединяет то, что они обозначают действия - Да. Потому что, все слова показывают нам, что кто то выполняет эти действия. - Действие предмета обозначает глагол |
Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. |
Постановка учебной задачи (2 мин) |
Активизация знания учащихся. Создание проблемной ситуации. Мотивация к пробному учебному действию, выявление и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности каждого. |
- Скажите, какая тема нашего урока? - Молодцы! Чему мы должны сегодня научиться? |
- Глагол
- Повторить, что такое глагол, узнать, чем является глагол в предложении, узнать, как изменяется по времени глагол |
Коммуникативные: развитие монологической, диалогической форм речи; умение учитывать позиции одноклассников; проявлять интерес к русскому языку; |
Открытие новых знаний (30 мин) |
Организовать учащихся по исследованию проблемной ситуации.
|
- Вы правильно сказали, сегодня мы будем работать с вами с глаголом. Открываем учебник на странице 100, упражнение 169. Давайте прочитаем первую строчку, читаем по цепочке. Ксюша, пожалуйста, начинай. - Ребята, какие слова вам не понятны? - Маляр – это тот, кто красит стены. А швея, ребята, это та, которая шьет вещи. Посмотрите на доску, и вы увидите маляра и швею на картинках. – На какой вопрос отвечают эти слова? - Почему? - Правильно ребята! Прочитаем вторую строчку. Серафима, читай первое слово. - А на какой вопрос отвечают эти слова, Вова? - Влад, как ты считаешь на какой вопрос отвечают эти слова? - Правильно. А какая это часть речи, Саша? - Молодцы ребята! У вас на столах лежат карточки, возьмите карандаш и соедините стрелочками по смыслу эти пары слов. Работаем в парах, половину слов соединяет сначала один человек, но при этом вы вместе совещаетесь, затем вторую половину соединяет второй человек. – Давайте проверим, что у вас получилось. Первая пара зачитывайте, что у вас получилось. - Так, ребята, сейчас поработаем у доски. Ксюша, выйди к доске и запиши первое предложение. Остальные записывают в тетради и вместе с нами выполняют задание. - Давай выдели основу в этом предложении. Задавай вопрос к слову художник. – Какая это часть речи?
- Правильно, какой чертой подчеркиваем? - Чем существительное является в предложении?
- Молодец. Задавай вопрос ко второму слову
- Какая это часть речи? Почему?
- А чем глагол является в предложении? - Молодец, садись. Вика, выйди и запиши второе предложение.
- Выделим основу в этом предложении. Задавай вопрос к слову строитель. – Какая это часть речи?
- Правильно, какой чертой подчеркиваем?
- Молодец. Задавай вопрос ко второму слову
- Какая это часть речи? Почему?
- Ребята, сделаем вывод. Что такое глагол?
- На какой вопрос отвечает глагол?
- Чем он является в предложении?
Работа с правилом - Молодцы ребята! А теперь прочитаем правило на странице 101, чтобы проверить, правильно ли мы сказали о глаголе. Читаем про себя. – Ярослава, прочитай правило вслух. – Спасибо, Ярослава. Ребята, так правильно ли сказали, что глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопрос Что делает? - Какие мы молодцы. А сейчас я вижу, что вы устали и поэтому мы выполним физминутку. Смотрим на доску и повторяем движения за Крошем. - Садитесь ребята на свои места. Посмотрите на доску и прочитайте предложения, по цепочке. Дима, начинай. – Так, сейчас прочитайте слова, которые прикреплены на магниты к доске. Андрей, прочитай вслух. – Сейчас вам нужно будет определить время, когда совершалось действие, сначала поднимаем руку, а затем отвечаем. Читаем, первое предложение и записываем его в тетрадь. Ласточки щебечут. Ласточки «вчера» щебечут? - Лена, а как ты определила, когда они щебечут?
- Правильно, Лена. Ребята, «сегодня» это значит, действие выполняется сейчас, «вчера» это значит, они уже щебетали, а «завтра» значит они только будут щебетать. – Давайте определим время второго глагола. Аркадий читай второе предложение и подставляй слова, которые прикреплены - Треснул «сегодня»? - Ребята, все согласны? Почему?
- Молодцы! И давайте прочитаем третье предложение. Влад, читай. - Запоют «вчера»? - Кирилл, а ты как считаешь, правильно Влад определил время? Почему?
- Молодцы, ребята! Сделаем вывод из этого упражнения. Как меняется глагол, Ксюша? - Серафима, ты согласна с Ксюшей? - Саша, назови опорные слова, с помощью которых мы определили время глагола? - Откройте страницу 102, упражнение 173. Прочитайте 5 предложение. Влад читай предложение. Найди в этом предложение грамматическую основу. – Вика, назови основу - Лена, задай вопрос к существительному и глаголу - Верба нарядилась «завтра»? - Почему?
- А если бы верба нарядилась «завтра», какой бы мы вопрос задали б к глаголу, Саша? - Молодцы! |
Читают задание и само упражнение.
- Слово Маляр и швея
- Эти слова отвечают на вопрос кто? - Потому что, это одушевленные предметы Читают вторую строчку упражнения. - Эти слова отвечают на вопрос Что делает? - Эти слова отвечают на вопрос Что делает? - Это глагол. Работают с карточкой в паре.
- Зачитывают, что у них получилось Выходит к доске и записывает первое предложение
- Кто? Художник
- Это существительное, потому что отвечает на вопрос Кто? - Подчеркиваем одной чертой - В предложении существительное является подлежащим - Художник (Что делает?) рисует
- Это глагол, потому что отвечает на вопрос Что делает?
- Глагол является сказуемым и подчеркивается двумя чертами Записывает второе предложение. - Кто? Строитель
- Это существительное, потому что отвечает на вопрос Кто? - Подчеркиваем одной чертой
- Строитель (Что делает?) строит
- Это глагол, потому что отвечает на вопрос Что делает?
- Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета - глагол отвечает на вопрос Что делает?
- В предложении он является сказуемым
Читают правило про себя, а затем вслух.
- Правильно, потому что об это говорится и в правиле.
Выполняют физминутку
Читают предложения
Читает слова
- Нет. Ласточки «сегодня» щебечут
- Щебечут, это глагол, который выполняет действие сейчас, т.е. сегодня
- Лед треснул
- Нет, лед треснул вчера
- Да. Потому что Лед уже треснул, а значит, это действие уже было - Птички запоют
- Птички «запоют» завтра - Я согласен с Владом. Потому что Птички только собираются запеть, а значит, они запоют завтра - Глагол меняется по временам - Я согласна с Ксюшей - Сейчас, вчера, завтра
Выполняют упражнение
- Верба нарядилась - (Что?) верба, верба (что сделала?_ нарядилась - Нет - Верба уже нарядилась, значит верба нарядилась вчера - Верба (что сделает?) нарядится |
Предметные: формирование знаний о глаголе, формирование умений определять чем является глагол в предложениях орфографических навыков; Личностные: формировать положительную мотивацию к учебной задаче; Регулятивные: понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя; оценивать достаточность и достоверность информации; формировать умение в целеполагании, планировании, прогнозировки, контроле, оценке; |
Первичное закрепление (2 мин) |
закрепить пройденный материал на уроке |
Итак, давайте подведем итог урока. - Какой частью речи является глагол?
- На какой вопрос отвечает глагол? - Как меняется глагол?
|
- Глагол - это часть речи, которая обозначает действие предмета - Глагол отвечает на вопрос Что делает? - Глагол меняется по времени |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; |
Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин) |
осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов своей деятельности
|
- Какая была тема нашего урока? - Что для вас оказалось новым? - Чему вы научились? - Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Вы все молодцы! Запишите домашнее задание страница 102, упражнение 172. - Урок закончен, до свидания! |
- Повторение и углубления понятий о глаголе Отвечают на вопросы |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия; |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.