Урок литературного чтения в 3 классе
Тема: Внеклассное чтение 11. Поэзия современных поэтов.
Цель: содействовать развитию умения воспринимать художественные произведения современных поэтов на эмоционально-образном уровне; содействовать формированию навыков аналитического и выразительного чтения; содействовать развитию речи, творческого мышления и воображения детей; воспитывать интерес к читательской деятельности, бережное отношение к книгам; содействовать воспитанию индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности (умения слушать, внимательно относиться друг к другу, работать в группе).
Вид урока: урок–путешествие
Планируемые результаты:
Предметные: Читать произведение с соблюдением литературных норм, выражая таким образом понимание прочитанного, обосновывать выбор произведения для чтения.
Личностные: Понимать и любить живую природу, беречь ее, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.
Метапредметные: Планировать собственную читательскую деятельность, понимать, принимать и сохранять различные учебно–познавательные задачи, осуществлять поиск информации в тексте, выделять существенную информацию, в коммуникации уметь строить понятные для партнеров высказывания, отстаивать свою точку зрения.
Оборудование:
Мультимедийная презентация; видеофрагмент спектакля «Золотой цыпленок», аудиозапись; литературные сборники; разрезные карточки с заданиями и текстами.
Ход урока
1.Организационный этап
Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Создание эмоционального настроя.
– Какие слова из таблицы могут относиться к ученику, который пришёл на урок за знаниями?
Внимательный |
Аккуратный |
Самостоятельный |
Любознательный |
Активный |
Рассеянный |
Весёлый |
Стильный |
Рассудительный |
– Я желаю вам, чтобы на уроке вы были внимательными, любознательными, активными, рассудительными, тогда наш урок будет интересным, эмоциональным, поучительным.
2. Самоопределение деятельности
Учитель: Сегодня мы отправляемся в страну Детства вместе с удивительным поэтом, который уже много лет остаётся добрым наставником юных читателей. Это Владимир Натанович Орлов.
Учитель: Наверное, нет у нас в стране ни одного человека, который бы не знал творчество этого поэта. За свою долгую жизнь Владимир Орлов создал много произведений для взрослых и детей. Ваши папы и мамы, бабушки и дедушки до сих пор помнят его «Абсолюта» – волшебного человечка из самого лучшего лагеря «Артек».
Как думаете, чему будет посвящен наш урок? Чему он нас научит? Какие цели поставим перед собой?
3 Работа по теме урока
1)Просмотр Презентации «Биография Владимира Орлова»
2)Преподнесения детей «Факты биографии В. Орлова» (задание прошлого урока. В конспекте записаны примерные преподнесения)
Владимир Натанович
Орлов родился 8 сентября 1930 года в городе Симферополе в семье типографского
рабочего. В юношеские годы он успел поработать слесарем и матросом, растирал
краски в художественной мастерской и портняжил... При этом Володя писал стихи.
Первые публикации его стихов стали появляться в крымских газетах. Он писал их
постоянно, даже когда шил. Пришлось сменить профессию. Владимир пошел работать
в типографию, потом в редакцию евпаторийской газеты. Дорос до заместителя
главного редактора.
Его первая книжка
детских стихов увидела свет в 1958 году. Большой талант позволил Владимиру
Орлову войти в детскую литературу сразу, минуя период ученичества и поиска
своего почерка.
Первые его стихи привез в Москву Самуил Маршак, разглядевший в рукописи
крымского паренька, пришедшего к нему в ялтинский Дом творчества писателей,
вполне сложившегося поэта.
Многие стихи, вошедшие в первые книжки Владимира Орлова, давно уже стали
классикой детской литературы. Его перу принадлежат детские книги «Кто в доме
живет», «Первая дорожка», «Утренний поезд», «Если мы вместе», «Хрюша обижается»
– всего около пятидесяти книг, выходивших в издательствах «Малыш», «Детская
литература», а также на родине поэта в Крыму.
Там же, в Крыму, в
1983 году вышла книга сатирических и юмористических стихов поэта «Прочтите
взрослым». Перу Владимира Орлова – драматурга принадлежит около двух десятков
пьес для кукольных театров, из которых самая известная, «Золотой цыпленок»,
обошла почти все сцены детских театров в России и многих театров за рубежом.
На стихи Владимира Орлова написано немало популярных песен для детей.
Владимир Натанович блестяще знал русскую литературу — и детскую, и взрослую.
Обладая тонким языковым чутьем и художественным вкусом, он виртуозно владел
словом и любил словесные игры.
Владимир Натанович Орлов скончался 25 ноября 1999 года в городе Симферополе. На
родине писателя его имя носит Крымская республиканская детская библиотека.
Учитель: Давайте отправимся сегодня в путешествие по страницам произведений нашего земляка и замечательного поэта, сатирика и драматурга – Владимира Натановича Орлова.
Первая остановка «Апрель»
Учитель: Наше детство проходит под стремительные изменения природных явлений. Вот и одно из стихотворений, написанное В. Орловым, попробуем прочитать.. Для этого нужно в парах правильно собрать строфы стихотворения, добавить окончания и прочитать его.
– А что называют «строфой»? Почему стихотворения делят на строфы?
– Выберите из своего ряда человека, который прочитает выразительно 1 строфу, 2 строфу, 3 строфу, 4 – все вместе.
Конница весны
Первый солнечный денёк.
Дyет вешний вете...
Воробьи развеселились
В эти тёплые часы.
А сосyльки прослезились
И повесили но...
Не капель весенняя
Пробивает лёд -
Это в настyпле…
Конница идёт.
Встреченная птицами
В ранние часы,
Цокает копыт…
Конница весны.
И совсем не капельки
Капают крyгом -
Маленькие сабель…
Блещyт сере...
По снегам проворная
Конница летит,
Оставляя чёр…
Ямки от ко....
– Какое настроение передает это стихотворение? Что означает выражение «конница весны»? чем она занимается в природе, докажите , прочитав нужные строки.
Учитель:
Давайте знакомую книжку откроем
И снова пойдем от страницы к странице
Всегда ведь приятно с любимым героем
Опять повстречаться, сильней подружиться.
– Ребята, предложите, кто из вашего ряда будет читать выразительно следующее стихотворение по строфам?
КРОКО-РОКО-КОКО-ДИЛ
(попробуйте по названию определить, о чем это стихотворение?)
Крокодила звали Кроко,
Звали Роко-Коко-Дил.
Он у речки одиноко
Рыбу удочкой удил.
Он вечерними часами
Отдыхал вдали от всех,
Но однажды за кустами
Он услышал чей-то смех:
Ну и Кроко! Ха-ха-ха!
Ну и Роко! Ха-ха-ха!
Ну и Коко! Ха-ха-ха!
Фи, какая чепуха!
Был воспитан Кроко-Роко!
Был воспитан Коко-Дил,
Тот, который одиноко
Рыбу удочкой удил.
Он в ответ не шелохнулся,
И ни слова не сказал.
Только молча улыбнулся,
Только зубы показал.
От улыбки в тот же миг
Смех немедленно затих.
И подумал Кроко-Роко,
И подумал Коко-Дил,
Тот, который одиноко
Рыбу удочкой удил:
- Не пойму, зачем ругаться,
Угрожая и грубя,
Если можно улыбаться,
Чтоб не трогали тебя.
Физпауза (проводится под песню В.Орлова «Черепашонок»)
3. Продолжение работы по теме урока
Остановка «Познавай-ка»
Одним из самых любимых кукольных спектаклей В. Орлова многие взрослые и дети считают спектакль «Золотой цыпленок». Я предлагаю перенестись в кукольный театр и посмотреть отрывок из этого спектакля.
Просмотр и обсуждение отрывка (видеопрезентация)
Остановка «Соображай-ка»
ВСТРЕЧА
Туча тучу повстречала.
Туча туче прорычала:
- Что гуляешь на пути?
Прочь с дороги, дай пройти!
Отвечала туча туче:
-Ты меня не трогай лучше!
Я гуляю, где хочу,
Если тронешь - проучу!
Туча тучу - лбом, лбом,
А по небу - бом, бом!
Бой над городом грохочет,
Уступить никто не хочет.
Бились тучи целый час,
Искры сыпались из глаз.
Подрались они всерьёз -
Довели себя до слёз.
Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Чему оно вас научило? Встречаются ли такие тучи в нашем классе?
Прочитайте медленно, с ускорением, только последнее слово каждой строки. Что заметили? Какая это рифма? (парная). Прочитайте в полголоса выразительно.
Инсценировка стихотворения (автор, 2 тучи). С 9 строки – выразительно хором.
4. Рефлексия
– Наше путешествие подходит к концу. Мы затронули сегодня лишь малую часть творчества В.Н. Орлова. Что нового узнали на уроке? Кем был этот человек? Чем интересен для нас, крымчан?
Мы читали все Орлова
И учили наизусть
Вот теперь мы точно знаем,
Что его боится грусть.
Что он любит в детях смелость
Озорство и шаловливость
И всегда за справедливость...
– Я надеюсь, что наш урок не оставил вас равнодушными, и вы продолжите знакомство с творчеством поэта, ещё очень много замечательных произведений, написанных им, ждут вас.
Обратите внимание на выставку книг автора, которые вы можете почитать.
7.Итоговое обобщение
– Что запомнилось?
– Что нового узнали?
– К каким стихотворениям сделаны иллюстрации?
Выставление и комментирование отметок обучающимися.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.