Конспект урока по русскому языку в 9 классе.
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку в 9 классе.

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
21.04.2020
Конспект урока по русскому языку в 9 классе.
Урок русского языка в 9 классе. Тема: "Знаки препинания в БСП"
Конспект РУ. 9 кл.docx

Конспект урока по русскому языку.  9 класс. 

Тема:  «Знаки препинания в БСП»

Цели урока:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны знать:

- что такое бессоюзное сложное предложение и его отличие от других сложных предложений;

- какие смысловые отношения бывают между частями бессоюзного сложного предложения;

- основные правила постановки знаков предложения (запятая, тире, двоеточие, точка с запятой) в бессоюзных сложных предложениях.

уметь:

- обосновать выбор знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;

- создавать устные высказывания научного характера;

- производить замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;

- строить схемы бессоюзных сложных предложений.

Тип учебного занятия: урок повторения, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.

Методы обучения:

- по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый (работа с учебником, демонстрация слайдов презентации);

- по источнику знаний: словесные, догматические «знания в готовом виде»;

- по способу организации деятельности: практические, самостоятельные под руководством учителя;

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; парная; индивидуальная.

 

Ход урока

1.Организационный момент.

Цели: установление взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса на уроке, создание благоприятной психологической атмосферы урока, установление эмоционального доверительного контакта.

 

Эпиграф:

«Есть желание - будут возможности.

Будут действия - появится результат».

(Высказывания ребят).

- Как вы думаете, почему именно это высказывание я взяла к сегодняшнему уроку?

- Великая ценность образования – это не знания, а действия, - утверждал

Герберт Спенсер, английский философ и педагог. Так давайте начнем действовать.

2. Актуализация знаний.

а) Проверка домашнего задания.

Упражнение 200

 

б) Фронтальный опрос.

- Какие виды сложных предложений вам известны? (союзные и бессоюзные)

- Дайте определение сложносочиненному предложению.

( ССП – сложное союзное предложение. Состоит из нескольких независящих друг от друга простых предложений, (равноправных) связанных сочинительной связью при помощи сочинительных союзов, которые находятся между частями простых предложений, и интонации).

– Дайте определение сложноподчиненному предложению.

( СПП – сложное союзное предложение. Состоит из главного и придаточных (зависимых) простых предложений, связанных подчинительной связью, при помощи подчинительных союзов, союзных слов и интонации)

- Какие виды СПП вам известны?

- Чем могут отличаться ССП, СПП от предложений подобных конструкций? (смысловыми отношениями)

3. Целеполагание.

- О каком виде предложений я не сказала? (БСП)

- Значит, речь сегодня пойдет речь…? (О бессоюзных сложных предложениях и знаках препинания в них)

- Как можно получить необходимую информацию? (варианты ответов: прочитать в учебнике, самостоятельно рассмотреть БСП) 

- На что должны опираться? (на изученный материал)

- Что мы будем делать на уроке?

Цель: обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП.

         Правильно, ребята, мы постараемся обобщить всё изученное о бессоюзном сложном 

         предложении, будем закреплять навыки постановки знаков препинания в БСП, развивать  

         навыки пунктуационного анализа предложений. И, конечно же, опираясь на уже  

         известное, изученное, узнаем и кое-что новое и интересное о БСП. И так же, как и на 

         предыдущих уроках, мы будем готовиться к государственной итоговой аттестации.

 

- Что такое бессоюзное сложное предложение? (Бессоюзным сложным предложением называется предложение, которое образует единое целое в структурном и смысловом плане посредством интонации, без союзов и союзных слов.

Однако любое бессоюзное сложное предложение соотносится с каким-либо союзным: либо со сложносочиненным со значением сопоставления, противопоставления, либо со сложноподчинённым времени, условия, причины, изъяснительным и т.п. В результате этого определяются смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.

- В чем его отличие от других сложных предложений? 

- Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?

- Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении? 

- А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке.   (Постановка запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении).

- Ребята, в каких случаях ставится запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?

 

4.Изучение материала.

Объяснить постановку знаков препинания в предложении.

1.Началась весна, прилетели птицы, зазвенели звонкие их голоса. (перечисление)

2. Началась весна,  принесшая много забот; птицы, возвратившиеся с юга, прилетели к строительству гнёзд.  (если части предложения уже имели внутри себя запятые или отделены в пространстве или во времени, то между частями ставится точка с запятой) 

Подсказка. Схема

- Очень часто в БСП бывают не запятые, а двоеточие или тире. Вот тут нам нужно разобраться и вспомнить правила, так как смысловые отношения между частями другие.

- Какие отношения между частями БСП могут быть?  

 

1.Если вторая часть обозначает причину того, о чем говориться в первой части. 

Под вечер идёшь через перелесок, а беляк сидит на дороге: комары из леса выгнали. (помогает подчинительный союз потому что)        

[ ]: [причина]

 

2. Если вторая часть является дополнением или пояснением первой части.

Самое главное было сделано: мы поняли правило. (помогает союз а именно)

[ ]: [пояснение]   (а именно)           

б) Арифметическая задача.

-Попробуйте решить арифметическую задачку. Исправьте ошибку.

Пальцев у него 25: на каждой руке 10, на ногах всего 20

Решение.

Эту задачу нельзя записывать цифрами, нужно записать ее словами.

Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать.

- В этом предложении появился еще один знак препинания – это тире. Давайте вспомним, когда в БСП мы должны ставить тире.

1.Если первая часть является временем или условием действия во второй части, помогут союзные слова когда, если.  

Любишь кататься - люби и саночки возить.  (если)   

[условие] - [ ]

 

Закуковала кукушка – сей ячмень. (когда)  

[время] - [ ].

 

2. Если первая часть по содержанию резко противопоставляется содержанию второй части (между частями сложного предложения можно вставить союзы а или но)

Лето припасает - зима поедает. (а, но)    

[ ] - [ ]. (противопоставление)

 

3. Во второй части содержится сравнение, сопоставление с тем, о чем сказано в первой части (между частями сложного предложения можно вставить союзы словно, как будто)

Береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому. (словно)

Молвит слово - соловей поёт. (Пословица) 

[ ] - [ ]. (сравнение (будто, как))

 

в) Беседа.

- Мы с вами вспомнили правила постановки знаков препинания в БСП. А вот теперь давайте вспомним знаменитую фразу «Казнить, нельзя помиловать»

- По правилам СРЯ в нем должна стоять не запятая, а двоеточие или тире.

Казнить: нельзя помиловать. (потому что)

Казнить нельзя – помиловать. (вывод)

- Главное в нашем языке - это умение общаться. Все эти фразы продемонстрировали нам что такое синтаксис, ведь синтаксис – это смысловые отношения в нашем языке. Хочется вспомнить знаменитую переписку Виктора Гюго с его издателем. Во время издания романа «Отверженные», Гюго очень интересовала судьба того, как расходиться его роман. И он послал издателю выразительное письмо (?). И получил на него ответ (!) Они прекрасно поняли друг друга, потому что умили общаться.

 

г) Задание.

Продолжите предложения, сделайте их бессоюзными.

  

Я остановился

 

1. Я остановился, собака дёрнула поводок, дети побежали.

2. Я остановился: передо мной упал кирпич.

3. Я остановился – все за мной затормозили.

 

5. Физминутка.

Посмотрите вправо-влево,

Руки сжали у груди,

А теперь их отведи,

Дотянись до потолка,

Сбрось усталость всю с себя!

 

6. Закрепление материала.

А) Работа по карточкам.

         Карточка слабым учащимся.

Подчеркнуть грамматические основы, составить схемы данных предложений, объяснить постановку знаков препинания.

1.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому. (условие)

2. Сделал доброе дело ( ) сердце радостью наполнилось.(следствие)

3. Добро побеждает ( ) зло погибает. (противопоставление)

4. В беде другу помогаешь ( ) себя от многих бед спасаешь. (условие)
5. Посеешь добрый характер ( ) пожнешь добрую судьбу. (следствие)
6. Добро желаешь ( ) добро и делай. ( условие)

 

Б)Работа в паре.

Цифровой диктант.

В первом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится  двоеточие, а во втором – тире.

1 вариант

1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро.

2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.

3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

4.Злой плачет от злости ( )добрый — от жалости.

5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь.

6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.

8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность.   

Двоеточие

Тире

   1,3,6,8

 2,4,5,7

 

2.      вариант.

1. Добро не лежит на дороге ( )его случайно не подберешь.

2.Мы знаем( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

3. Поговоришь с добрым человеком ( )солнечный луч озарит твою душу.

4.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому.

5.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

6.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

7.Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

8. Слушайся добрых людей ( ) на путь наведут.

Двоеточие

Тире

2,6,

1,3,4,5,7,8

 

Ответы:

1 вариант.

1.      Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)

2.      Ты сделал добро -  скрой, тебе сделали добро -  расскажи. (Арабская пословица.) условие

3.      Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение

4.      Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление

5.      Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие

6.      Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающе­му. (По М. Панину.) пояснение

7.      Доброта как солнце — без нее не­мыслима сама жизнь. (следствие)

8.      Доброта бессмертна: в ней наша ду­ховная сущность. (По Е. Ильину.) причина

 

2 вариант.

1. Добро не лежит на дороге ( )его случайно не подберешь.( следствие, тире)

2.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.(дополнение)

3.Поговоришь с добрым человеком - солнечный луч озарит твою душу.(сравнение)     4.Желаешь себе добра - не делай зла другому.(условие)

5.Будешь думать о хорошем - мысли созреют в добрые поступки.(условие)

6.Добрые деяния никогда не следует откладывать : всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (причина)

7.Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.(противопоставление)

8. Слушайся добрых людей ( ) на путь наведут. (следствие)

 

В) Подготовка к ГИА( задание 9) Первые 3 задания выведены на слайд, проводится совместная работа. Затем самостоятельная работа.

1) Среди предложений 28-34 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30) А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31) А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32) Наконец мы дождались: позвонил папа. (33) Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34) Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.
Ответ: 32

2)Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2) Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3) Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие минуты думаешь о какой-то безысходности…
Ответ: 2
 

3) Среди предложений 17-19 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер предложения.
(17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании приближающего поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти. (18)Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19)Словом, мама умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.
Ответ: 18

 

Самостоятельная работа в тетради.
4. Среди предложений 12–16 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера этих предложений.

 (12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые... Ответ: 14,16

 

5. Среди предложений 5–12 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.

 (5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает. Ответ: 12

 

6. Среди предложений 15–17 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

 (15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся? Ответ:16

 

7. Итог урока.

- Что было сегодня на уроке предметом обсуждения?

- Какие новые знания добавились?

-Решили ли поставленные задачи?

 

Рефлексия.

- Какие затруднения возникали по ходу урока?

-Что помогло выйти из ситуации затруднения?

- Добились ли вы своей поставленной цели?

- Закончите фразу «Теперь я знаю/ умею, у меня получается…»

- Замените свою самооценку учебной деятельности на уроке на отметку.

 

8.Домашнее задание.

Написать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию известного учёного

Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 вариант

1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро.

2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.

3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

4.Злой плачет от злости ( )добрый — от жалости.

5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь.

6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.

8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность.   

 

2        вариант

1. Добро не лежит на дороге ( )его случайно не подберешь.

2.Мы знаем( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

3. Поговоришь с добрым человеком ( )солнечный луч озарит твою душу.

4.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому.

5.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

6.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

7.Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

8. Слушайся добрых людей ( ) на путь наведут.

 

1 вариант

1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро.

2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.

3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.

4.Злой плачет от злости ( )добрый — от жалости.

5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь.

6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.

7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.

8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность.   

 

2        вариант

1. Добро не лежит на дороге ( )его случайно не подберешь.

2.Мы знаем( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.

3. Поговоришь с добрым человеком ( )солнечный луч озарит твою душу.

4.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому.

5.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.

6.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

7.Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.

8. Слушайся добрых людей ( ) на путь наведут.

 

 

 

 

 


 

Конспект урока по русскому языку

Конспект урока по русскому языку

Эпиграф: «Есть желание - будут возможности

Эпиграф: «Есть желание - будут возможности

Что такое бессоюзное сложное предложение? (Бессоюзным сложным предложением называется предложение, которое образует единое целое в структурном и смысловом плане посредством интонации, без союзов и союзных…

Что такое бессоюзное сложное предложение? (Бессоюзным сложным предложением называется предложение, которое образует единое целое в структурном и смысловом плане посредством интонации, без союзов и союзных…

Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать

Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать

Физминутка. Посмотрите вправо-влево,

Физминутка. Посмотрите вправо-влево,

Ответы: 1 вариант. 1.

Ответы: 1 вариант. 1.

В такие минуты думаешь о какой-то безысходности…

В такие минуты думаешь о какой-то безысходности…

Рефлексия. - Какие затруднения возникали по ходу урока? -Что помогло выйти из ситуации затруднения? -

Рефлексия. - Какие затруднения возникали по ходу урока? -Что помогло выйти из ситуации затруднения? -

Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро

Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро

Конспект урока по русскому языку в 9 классе.

Конспект урока по русскому языку в 9 классе.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2020