Конспект урока по русскому языку. 9 класс.
Тема: «Знаки препинания в БСП»
Цели урока:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания в нестандартных ситуациях; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны знать:
- что такое бессоюзное сложное предложение и его отличие от других сложных предложений;
- какие смысловые отношения бывают между частями бессоюзного сложного предложения;
- основные правила постановки знаков предложения (запятая, тире, двоеточие, точка с запятой) в бессоюзных сложных предложениях.
уметь:
- обосновать выбор знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях;
- создавать устные высказывания научного характера;
- производить замену сложных предложений с союзной и бессоюзной связью;
- строить схемы бессоюзных сложных предложений.
Тип учебного занятия: урок повторения, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Методы обучения:
- по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый (работа с учебником, демонстрация слайдов презентации);
- по источнику знаний: словесные, догматические «знания в готовом виде»;
- по способу организации деятельности: практические, самостоятельные под руководством учителя;
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная; парная; индивидуальная.
Ход урока
1.Организационный момент.
Цели: установление взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса на уроке, создание благоприятной психологической атмосферы урока, установление эмоционального доверительного контакта.
Эпиграф:
«Есть желание - будут возможности.
Будут действия - появится результат».
(Высказывания ребят).
- Как вы думаете, почему именно это высказывание я взяла к сегодняшнему уроку?
- Великая ценность образования – это не знания, а действия, - утверждал
Герберт Спенсер, английский философ и педагог. Так давайте начнем действовать.
2. Актуализация знаний.
а) Проверка домашнего задания.
Упражнение 200
б) Фронтальный опрос.
- Какие виды сложных предложений вам известны? (союзные и бессоюзные)
- Дайте определение сложносочиненному предложению.
( ССП – сложное союзное предложение. Состоит из нескольких независящих друг от друга простых предложений, (равноправных) связанных сочинительной связью при помощи сочинительных союзов, которые находятся между частями простых предложений, и интонации).
– Дайте определение сложноподчиненному предложению.
( СПП – сложное союзное предложение. Состоит из главного и придаточных (зависимых) простых предложений, связанных подчинительной связью, при помощи подчинительных союзов, союзных слов и интонации)
- Какие виды СПП вам известны?
- Чем могут отличаться ССП, СПП от предложений подобных конструкций? (смысловыми отношениями)
3. Целеполагание.
- О каком виде предложений я не сказала? (БСП)
- Значит, речь сегодня пойдет речь…? (О бессоюзных сложных предложениях и знаках препинания в них)
- Как можно получить необходимую информацию? (варианты ответов: прочитать в учебнике, самостоятельно рассмотреть БСП)
- На что должны опираться? (на изученный материал)
- Что мы будем делать на уроке?
Цель: обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП.
Правильно, ребята, мы постараемся обобщить всё изученное о бессоюзном сложном
предложении, будем закреплять навыки постановки знаков препинания в БСП, развивать
навыки пунктуационного анализа предложений. И, конечно же, опираясь на уже
известное, изученное, узнаем и кое-что новое и интересное о БСП. И так же, как и на
предыдущих уроках, мы будем готовиться к государственной итоговой аттестации.
- Что такое бессоюзное сложное предложение? (Бессоюзным сложным предложением называется предложение, которое образует единое целое в структурном и смысловом плане посредством интонации, без союзов и союзных слов.
Однако любое бессоюзное сложное предложение соотносится с каким-либо союзным: либо со сложносочиненным со значением сопоставления, противопоставления, либо со сложноподчинённым времени, условия, причины, изъяснительным и т.п. В результате этого определяются смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения.
- В чем его отличие от других сложных предложений?
- Какие знаки препинания ставятся между частями бессоюзного сложного предложения?
- Что является основным средством связи между простыми предложениями в бессоюзном сложном предложении?
- А сейчас давайте вспомним тему, которую мы изучили на предыдущем уроке. (Постановка запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении).
- Ребята, в каких случаях ставится запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении?
4.Изучение материала.
Объяснить постановку знаков препинания в предложении.
1.Началась весна, прилетели птицы, зазвенели звонкие их голоса. (перечисление)
2. Началась весна, принесшая много забот; птицы, возвратившиеся с юга, прилетели к строительству гнёзд. (если части предложения уже имели внутри себя запятые или отделены в пространстве или во времени, то между частями ставится точка с запятой)
Подсказка. Схема
- Очень часто в БСП бывают не запятые, а двоеточие или тире. Вот тут нам нужно разобраться и вспомнить правила, так как смысловые отношения между частями другие.
- Какие отношения между частями БСП могут быть?
1.Если вторая часть обозначает причину того, о чем говориться в первой части.
Под вечер идёшь через перелесок, а беляк сидит на дороге: комары из леса выгнали. (помогает подчинительный союз потому что)
[ ]: [причина]
2. Если вторая часть является дополнением или пояснением первой части.
Самое главное было сделано: мы поняли правило. (помогает союз а именно)
[ ]: [пояснение] (а именно)
б) Арифметическая задача.
-Попробуйте решить арифметическую задачку. Исправьте ошибку.
Пальцев у него 25: на каждой руке 10, на ногах всего 20
Решение.
Эту задачу нельзя записывать цифрами, нужно записать ее словами.
Пальцев у него двадцать: пять на каждой руке, десять на ногах – всего двадцать.
- В этом предложении появился еще один знак препинания – это тире. Давайте вспомним, когда в БСП мы должны ставить тире.
1.Если первая часть является временем или условием действия во второй части, помогут союзные слова когда, если.
Любишь кататься - люби и саночки возить. (если)
[условие] - [ ]
Закуковала кукушка – сей ячмень. (когда)
[время] - [ ].
2. Если первая часть по содержанию резко противопоставляется содержанию второй части (между частями сложного предложения можно вставить союзы а или но)
Лето припасает - зима поедает. (а, но)
[ ] - [ ]. (противопоставление)
3. Во второй части содержится сравнение, сопоставление с тем, о чем сказано в первой части (между частями сложного предложения можно вставить союзы словно, как будто)
Береза в лесу без вершины – хозяйка без мужа в дому. (словно)
Молвит слово - соловей поёт. (Пословица)
[ ] - [ ]. (сравнение (будто, как))
в) Беседа.
- Мы с вами вспомнили правила постановки знаков препинания в БСП. А вот теперь давайте вспомним знаменитую фразу «Казнить, нельзя помиловать»
- По правилам СРЯ в нем должна стоять не запятая, а двоеточие или тире.
Казнить: нельзя помиловать. (потому что)
Казнить нельзя – помиловать. (вывод)
- Главное в нашем языке - это умение общаться. Все эти фразы продемонстрировали нам что такое синтаксис, ведь синтаксис – это смысловые отношения в нашем языке. Хочется вспомнить знаменитую переписку Виктора Гюго с его издателем. Во время издания романа «Отверженные», Гюго очень интересовала судьба того, как расходиться его роман. И он послал издателю выразительное письмо (?). И получил на него ответ (!) Они прекрасно поняли друг друга, потому что умили общаться.
г) Задание.
Продолжите предложения, сделайте их бессоюзными.
Я остановился
1. Я остановился, собака дёрнула поводок, дети побежали.
2. Я остановился: передо мной упал кирпич.
3. Я остановился – все за мной затормозили.
5. Физминутка.
Посмотрите вправо-влево,
Руки сжали у груди,
А теперь их отведи,
Дотянись до потолка,
Сбрось усталость всю с себя!
6. Закрепление материала.
А) Работа по карточкам.
Карточка слабым учащимся.
Подчеркнуть грамматические основы, составить схемы данных предложений, объяснить постановку знаков препинания.
1.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому. (условие)
2. Сделал доброе дело ( ) сердце радостью наполнилось.(следствие)
3. Добро побеждает ( ) зло погибает. (противопоставление)
4. В беде другу помогаешь ( )
себя от многих бед спасаешь. (условие)
5. Посеешь добрый характер ( ) пожнешь добрую судьбу. (следствие)
6. Добро желаешь ( ) добро и делай. ( условие)
Б)Работа в паре.
Цифровой диктант.
В первом столбике отметьте номера сложных бессоюзных предложений, в которых ставится двоеточие, а во втором – тире.
1 вариант
1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро.
2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.
3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
4.Злой плачет от злости ( )добрый — от жалости.
5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь.
6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.
8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность.
Двоеточие |
Тире |
1,3,6,8 |
2,4,5,7 |
2. вариант.
1. Добро не лежит на дороге ( )его случайно не подберешь.
2.Мы знаем( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
3. Поговоришь с добрым человеком ( )солнечный луч озарит твою душу.
4.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому.
5.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
6.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
7.Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
8. Слушайся добрых людей ( ) на путь наведут.
Двоеточие |
Тире |
2,6, |
1,3,4,5,7,8 |
Ответы:
1 вариант.
1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)
2. Ты сделал добро - скрой, тебе сделали добро - расскажи. (Арабская пословица.) условие
3. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение
4. Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление
5. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие
6. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающему. (По М. Панину.) пояснение
7. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (следствие)
8. Доброта бессмертна: в ней наша духовная сущность. (По Е. Ильину.) причина
2 вариант.
1. Добро не лежит на дороге ( )его случайно не подберешь.( следствие, тире)
2.Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.(дополнение)
3.Поговоришь с добрым человеком - солнечный луч озарит твою душу.(сравнение) 4.Желаешь себе добра - не делай зла другому.(условие)
5.Будешь думать о хорошем - мысли созреют в добрые поступки.(условие)
6.Добрые деяния никогда не следует откладывать : всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (причина)
7.Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.(противопоставление)
8. Слушайся добрых людей ( ) на путь наведут. (следствие)
В) Подготовка к ГИА( задание 9) Первые 3 задания выведены на слайд, проводится совместная работа. Затем самостоятельная работа.
1) Среди предложений
28-34 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите
номер предложения.
(28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29) Бабушка
обычно приходит помогать маме по вечерам. (30) А тут пришла днём и, забыв
раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на
котором он стоит. (31) А потом всё, что находится в коридоре возле столика.
(32) Наконец мы дождались: позвонил папа. (33) Обычно бабушка не любит, когда я
вмешиваюсь в дела взрослых. (34) Но тут она сама стала передавать мне каждую
папину фразу.
Ответ: 32
2)Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с бессоюзной связью
между частями. Напишите номер предложения.
(1) Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)
Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3)
Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала,
измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4) Да, несчастны, ибо
не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5) В такие
минуты думаешь о какой-то безысходности…
Ответ: 2
3) Среди предложений 17-19 найдите
сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер
предложения.
(17) Если мама задерживалась, Колька и отец чувствовали себя какими-то
удивительно неустроенными, словно они сидели на вокзале в ожидании
приближающего поезда, который опаздывал и неизвестно когда должен был прийти.
(18)Мамино возвращение с работы неожиданно преображало всё: зажигался всюду
свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой… (19)Словом, мама
умела делать достижимым всё, что нужно было отцу и Кольке.
Ответ: 18
Самостоятельная работа в
тетради.
4. Среди
предложений 12–16 найдите бессоюзные сложные предложения. Напишите номера
этих предложений.
(12)Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того, что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся – мы возвращаемся живые... Ответ: 14,16
5. Среди предложений 5–12 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.
(5)Во-первых, кличка. (6)Звали его Борожай. (7)Найдите на земле ещё одну собаку, которая имеет такое нелепое имя! (8)Во-вторых, мой пёс был труслив до неприличия. (9)Стоило кому-то из ребят грозно зарычать, как мой Борожай по-бабьи взвизгивал, низко приседал и, петляя, драпал со всех ног под насмешливое улюлюканье. (10)А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. (11)Вон у Толика Карбышева пёс так пёс! (12)3овут Гром, глянет – так дрожь до самых пяток пробирает. Ответ: 12
6. Среди предложений 15–17 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не понадобятся? Ответ:16
7. Итог урока.
- Что было сегодня на уроке предметом обсуждения?
- Какие новые знания добавились?
-Решили ли поставленные задачи?
Рефлексия.
- Какие затруднения возникали по ходу урока?
-Что помогло выйти из ситуации затруднения?
- Добились ли вы своей поставленной цели?
- Закончите фразу «Теперь я знаю/ умею, у меня получается…»
- Замените свою самооценку учебной деятельности на уроке на отметку.
8.Домашнее задание.
Написать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию известного учёного
Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».
1 вариант
1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро.
2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.
3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
4.Злой плачет от злости ( )добрый — от жалости.
5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь.
6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.
8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность.
2 вариант
1. Добро не лежит на дороге ( )его случайно не подберешь.
2.Мы знаем( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
3. Поговоришь с добрым человеком ( )солнечный луч озарит твою душу.
4.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому.
5.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
6.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
7.Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
8. Слушайся добрых людей ( ) на путь наведут.
1 вариант
1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость ( ) человек должен делать только добро.
2.Ты сделал добро ( ) скрой, тебе сделали добро ( ) расскажи.
3.Я убежден( ) правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё.
4.Злой плачет от злости ( )добрый — от жалости.
5.Хочешь людям добра ( )сей в их сердцах любовь.
6.Мудрость доброты в одном( )она не к себе, а к людям, ко всему окружающему.
7.Доброта как солнце ( ) без нее немыслима сама жизнь.
8.Доброта бессмертна( ) в ней наша духовная сущность.
2 вариант
1. Добро не лежит на дороге ( )его случайно не подберешь.
2.Мы знаем( ) главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.
3. Поговоришь с добрым человеком ( )солнечный луч озарит твою душу.
4.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому.
5.Будешь думать о хорошем ( ) мысли созреют в добрые поступки.
6.Добрые деяния никогда не следует откладывать ( ) всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.
7.Добрый человек оставляет добрую память ( ) злой человек будет быстро забыт.
8. Слушайся добрых людей ( ) на путь наведут.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.