А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»
Оценка 5

А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»

Оценка 5
docx
20.05.2021
А.С. Пушкин. Драма «Борис Годунов»
15.А.С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов».docx

Урок литературы в 7 классе № 15

Тема: А.С. Пушкин. Трагедия «Борис Годунов»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: познакомить учащихся  с отрывком из драмы А. С. Пушкина, с особенностями драмы.

Формируемые УУД:

Личностные (внутренняя позиция учащегося, учебно-познавательный интерес к учебному материалу, способность к самооценке);

Коммуникативные (умение объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на вопросы, аргументировать);

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, умение воспроизводить простые логические действия);

Регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование.

Ход урока

Оргмомент.

 Мотивация к учебной деятельности.

I.ПОДГОТОВКА К ПОГРУЖЕНИЮ В ТЕКСТ.

   - Добрый день, дорогие ребята. Известный педагог Я.А.Коменский сказал: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Я думаю, сегодняшний урок пройдет с пользой для нас всех и каждый усвоит что-то важное для себя. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами очень дружно и активно поработаем.

Актуализация знаний. Постановка учебной цели.

Проверка Д/З. ( прием – «Мозговой Штурм»)

- Ребята, с творчеством какого писателя вы познакомились на последних уроках?

- Какие произведения А.С.Пушкина вы уже знаете?

- Назовите героев произведений А.С.Пушкина, которые вам запомнились.

- Как вы думаете, почему именно эти образы Александр Сергеевич выбрал для своих произведений?

- А сейчас я бы хотела прочитать вам отрывок из стихотворения Кондратия Федоровича Рылеева. Послушайте его и подумайте, какое произведение мы будем сегодня проходить, и как будет звучать тема нашего урока:


Москва-река дремотною волной

Катилась тихо меж брегами;

В нее, гордясь, гляделся Кремль стеной

И златоверхими главами.

Умолк по улицам и вдоль брегов

Кипящего народа гул шумящий.

Всё в тихом сне: один лишь Годунов

На ложе бодрствует стенящий.

Пред образом Спасителя, в углу,

Лампада тусклая трепещет,

И бледный луч, блуждая по челу,

В очах страдальца страшно блещет.

Тут зрелся скипетр, корона там видна,

Здесь золото и серебро сияло!

Увы! лишь добродетели и сна

Великому недоставало! ‹…›


( учащиеся называют тему урока)

- Откройте тетради, запишите тему урока. ( «А.С.Пушкин. Трагедия «Борис Годунов».)

- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать его главную цель: что сегодня предстоит нам выполнить?

( Цель – знакомство с отрывком из трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)

II.ПОГРУЖЕНИЕ В ТЕКСТ.

- Итак, сегодня мы знакомимся с новым для вас произведением А.С.Пушкина «Борис Годунов». И начнем мы с истории. 

В 1584 году умер русский царь Иван Грозный. На престол взошёл его сын Фёдор, который отличался кротким нравом, благочестием. Он не обладал большими интеллектуальными способностями и очень мало походил на роль правителя огромной страны. Подлинным правителем страны стал царский шурин (брат жены) Борис Годунов, на сестре которого был женат Фёдор Иоаннович. После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который вместе с матерью был отправлен в город Углич на Волге. Здесь в 1591г. произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (или, как тогда говорили, «падучей»), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом. По крайней мере, так гласила официальная версия. По стране поползли слухи, будто в смерти, Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц. После того, как в 1598 г. Царь Фёдор Иоаннович скончался, царская династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как искушённый и умелый правитель, был избран на царство. Многие сильные люди оказались, однако, недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, тут и там вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры. Не прекращались слухи об убийстве царевича людьми Годунова. В 1603 году до Москвы дошёл новый слух, который вскоре подтвердился, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Димитрия. Проведённое расследование показало, что человеком этим был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев. Чудов монастырь находился прямо на территории Московского Кремля. Находясь здесь, Григорий Отрепьев, возможно, имел какие – то связи в боярской среде. Известно, что он был как – то близок к Романовым. Как написал историк В.О.Ключевский, Лжедмитрий «был только испечён в польской печке, а заквашен в Москве». С начала ХIХ века в России резко возрос интерес к собственной истории, стимулированный появлением «Истории Государства Российского» Н.М.Карамзина, старшего друга Пушкина. Его многотомный труд А.С.Пушкин хорошо знал и высоко ценил и именно Карамзину он посвятил свою трагедию, так как не смог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время. Это был период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся, по сути, с появления в Польше Самозванца, который вступил с войском в Московское государство, взошёл после неожиданной смерти Бориса Годунова на русский трон, а спустя год был убит восставшими жителями Москвы. Трагедия «Борис Годунов» посвящена последним годам правления Годунова.

- Чему же посвящена трагедия «Борис Годунов»

Чтение статьи учебника «Пушкин  - драматург».

Перед вами статья учебника «Пушкин – драматург» (стр.86 - 89). Предлагаю вам прочитать её.

В статье выделены некоторые слова. Назовите их.

-  Мы с вами не раз упомянули на уроке слово «трагедия». Давайте же отыщем в толковом словаре определение трагедии и запишем его в тетрадь.

 Трагедия - драматическое произведение, изображающее напряжённую и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя.

Работа с эпиграфом.

 - Ребята, перед вами два эпиграфа. Давайте прочитаем каждый и выберем, какой нам подходит к уроку больше.

Металися смущенные народы, 
И высились, и падали цари, 
И кровь людей то славы, то свободы, 
То гордости багрила алтари…

                             Два чувства дивно близки нам –

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробом.

А.С.Пушкин.

Выберете и запишите тот эпиграф, который, по вашему мнению, подходит к нашему уроку.

- Ребята, летом вы читали произведение «Борис Годунов» полностью, а дома вы вспоминали отрывок, относящийся к событиям в Чудовом монастыре. Сейчас я хотела бы зачитать вам один из монологов в данной трагедии. (Читает учитель)

- При чтении отрывка вам встретились незнакомые архаизмы. Зачитайте их.

(На доске). Как вы их понимаете? Узнаем их значение из словаря В.И.Даля.

 Словарная работа.

  днесь ( теперь, сегодня), присно (всегда), смирять (смирение гордости, т.е. сознание своих недостатков – гордости и высокомерия), отрок (Мальчик-подросток, среднего возраста между ребенком и юношей), инок (монах, чернец, черноризец; отшельник, пустынножитель), келья (Отдельная комната монаха (церк.). || перен. Комната одинокого человека (шутл.), сетовать (роптать. пенять, плакаться, жаловаться), ратный (Военный, боевой), блаженство (Высшая степень счастья), клобук (У монахов: высокая цилиндрическая шапка с покрывалом), чернец (монах), послушанье

1.только ед. Повиновение, покорность (книжн.) 2.Определенная обязанность, которую должен нести каждый монах (или  послушник) в монастыре, илиработа, обязанность, выполняемая как искупление за какую-нибудь вину (церк.). «Тогда я в дальний Углич на некое был услан послушанье   

Беседа по вопросам.

1) Назовите действующих лиц, ведущих диалог.

2) Кто такой Пимен? (Бывший патриарх, попавший в опалу (немилость), теперь он в монашеской келье, он летописец. Летопись – записи по годам.)

3) Какой завет Бога он выполняет? («Еще одно…», «исполнен долг» – Бог наградил его долгой жизнью, памятью, научил («вразумил») писать и читать, чтобы потомки знали судьбу своей родины, поминали добром царей добрых и молились за «темные деянья» жестоких.)

4) Что узнаем мы о Пимене из слов Григория? («Он летопись свою ведет… ни жалости, ни гнева».)

5) О чем расспрашивает инок (чернец, монах, инок – молодой монах) Пимена с глубоким интересом? («Хотелось мне тебя спросить… был в Угличе. Каких был лет царевич убиенный?)

Задание: комментарий последней реплики Григория. («Каких…лет..? )

6) Какова главная черта летописца? (Объективность, правдивость. «Спокойно зрит… ни жалости, ни гнева».)

7) Попробуйте  домыслить  историю  жизни  Григория. (Гришки Отрепьева, сбежавшего из монастыря и направляющегося через границу в Польшу.)

8) В чем завидует Григорий Пимену? («Как весело… роскошь Иоанна.)

9) О чем мечтает? («Зачем и мне не тешиться… обитель затворится.)

 Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем?

Вывод. Пушкин с уважением относится к собрату по перу, восхищается им, добровольным затворником, часто безвестным, его желанием донести до потомков события, свидетелем которых он был.

Словарная работа.

- Ребята, для вас записаны различные эпитеты и слова, обозначающие черты характера. Выпишите те, которые, по вашему мнению, относятся к  летописцу, в первый столбик, а черты, характеризующие Григория, во второй. (Дети выписывают)

Карточка № 1

Простодушие, гордость, жадность, смиренность, спокойный, жестокий, мудрый, верный Богу, злой, мстительный, усердие, умилительная кротость.

Карточка № 2

Доброта, жажда власти, стремление к богатству, страх, жалость, самозванец, мудрость, простодушие, беглый инок, жалость, хитрость, наивность.

- Ребята, подтвердите текстом те черты, которые Пушкин хотел подчеркнуть в летописце. («простодушие», умилительная кротость», мудрость и усердие).

- Какие черты мы замечаем в Григории?  

(Жажда власти, стремление к богатству, неразборчивое честолюбие).

- Мог ли, по-вашему, автор симпатизировать им?

III. ПОСТКОММУНИКАТИВНЫЙ ЭТАП

Рефлексия.

- Проверим, как вы усвоили полученные на уроке знания. Продолжите фразы:

- Среди героев трагедии я запомнил…

- В произведении «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре) нашли свое отражение мысли о…

-Драматические произведения отличаются от ряда других тем, что…

- Отличительные черты трагедии в том, что…

Итоги урока.

– Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Домашнее задание: подготовиться к инсценированному чтению отрывка из «Бориса Годунова»; читать повесть «Станционный смотритель».


 

Урок литературы в 7 классе № 15

Урок литературы в 7 классе № 15

Трагедия - драматическое произведение, изображающее напряжённую и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя

Трагедия - драматическое произведение, изображающее напряжённую и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу и обычно оканчивающееся гибелью героя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.05.2021