Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведением нашего любимого писателя Александра Сергеевича Пушкина. Встретимся с героями «Сказки о рыбаке и рыбке».
Какие бывают сказки?
Что объединяет все сказки?
С какой целью мы читаем сказки?
Как вы думаете, что мы сегодня будем делать по отношению к этому произведению: знакомиться с ним, продолжим работу или обобщим по нему свои знания?
Сказки А.С. Пушкина - это тайна, где каждая строчка хранит частицу души поэта. Читая его произведения, мы с вами становимся богаче душой, щедрее, счастливее.Удивительные сказки писал Пушкин: добрые, весёлые, они полны красоты и вдохновения, не похожи одна на другую.
Прочитайте название произведения
Что можно узнать из заголовка?
Перелистайте страницы, посмотрите какая большая сказка.
Она не написана сплошным текстом, а поделена на части.
Каждая часть – это новая картина или рассказ о новых событиях.
Словарь:
Простофиля ─ глупый человек.
Душегрейка ─ верхняя женская одежда для праздников (наподобие кофты).
Кичка ─ женский головной убор.
Палата – царские палаты, дворец.
Боярин – знатный человек в Древней Руси, который служил царю.
Печатный пряник – пряник с рисунком, буквой.
Ветхая землянка - дом, вырытый в земле, очень старый.Невод - сеть рыболовная.Откуп - плата.Простофиля- глупый, несообразительный человек.
Кликать – звать.Пуще - больше.Корысть - выгода.
Столбовое дворянство — в дореволюционной России представители дворянских родов, относившиеся к древним потомственным дворянским родам. Название происходит от так называемых Столбцов — средневековых списков о предоставлении представителям служилого сословия поместий на время их службы.
Столбовые дворяне - потомственные дворяне знатных родов, в XVI-XVII вв. занесены в столбцы - родословные книги (в отличие от дворян более позднего происхождения). Столбцы - документы в виде склеенных свитков.
1.Зачин, концовка.
2.Магическое число «3», троекратные повторы.
3.Волшебный помощник – золотая рыбка – помогает слабому герою выполнить трудное задание.
4.Повтор эпизода.
5.Справедливый конец.
Назовите черты народной сказки, которые вы обнаружили в сказке Пушкина.
- Где жили старик со своею старухой?
-Как жили?
- Сколько лет?
-Чем занимался старик? А старуха?
-Найдите, ребята сказочную примету.
-Что просила старуха в первый раз?
- Что второй раз захотелось старухе?
Что происходило с морем?
Почему?
Как характер героев отразится на их голосе, интонациях?
- Где в ее словах обращение? Найдите.
- Определите тон чтения.
-Как разговаривает старик?
- А как он рассказывает о чуде старухе?
-Как отнеслась старуха к рассказу старика?
- Какими словами обращается старик к рыбке?
- Как отзывается старик о своей старухе в первый раз, во второй раз?
1. Что делал герой? (действия)
2. Каков герой? (характер)
3. Зачем он это делал? (цель)
4. Добился ли герой того, чего хотел? (результат)
5. Мораль.
Кто ... (характер), тот
... (результат).
«5 вопросов герою»
Дайте характеристику старику и старухе по плану:
Характер старика: мягкий, добрый, податливый, безответный, безвольный, смиренный.
Назовите черты характера старика.
Характер старухи: властный, злобный, жадный, грубый, неуживчивый,
требовательный,
неблагодарный.
Почему вам не нравится характер старухи?
Назовите черты характера старухи.
отпустил рыбку,
ничего не попросил;
сказал ласковое слово рыбке;
уважительно разговаривает со старухой;
рассказал старухе о рыбке;
подчинился старухе;
возмутился, сказал старухе правду;
долго ждал ответа рыбки.
Действия старика:
Цель старика:
избежать гнева, брани старухи;
освободиться от зависимости старухи;
остановить старуху, когда она потребовала невозможного.
стал зависимым, «слугой»;
не добился справедливости;
рыбка помогла восстановить справедливость.
Результат (смотрим на цель):
Мораль:
Кто честный, терпеливый, но слабый характером, тот не добьётся справедливости.
Кто доверчивый и покорный, тот станет зависимым.
Кто добрый, бескорыстный и искренний, тому всегда придут на помощь.
Много захочешь—последнее потеряешь.Много желать—добра не видать.Жадность всякому горю начало.
Какая из пословиц, по-вашему мнению, подойдёт к сказке А.С. Пушкина, которую мы читали?
Какой же урок преподал нам великий поэт? Выберите наиболее точную формулировку:
Как здорово поймать волшебную рыбку! Как плохо быть сварливым и жадным. Если ты сварливый и жадный, ты можешь потерять своё счастье. Есть ситуации, когда необходимо проявить твёрдость характера, иначе ты можешь пострадать.
Что нового и интересного вы узнали на уроке?
Что в сказке сказочное, а что реальное, такое, что могло быть в настоящей жизни?
В сказке А. Пушкин высмеивает богатых и бедных. В образе старика показан народ. Старик вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтении, как бы высоко она не вознеслась. Но, как и во всех сказках, добро наказывает зло, так и здесь сказка завершается поучительной картиной превращения старухи из царицы снова в крестьянку. Это ей наказание за жадность и зависть.
Оцените свою работу.
Закончите предложение и поднимите руки в знак согласия.
На уроке я работал:
с интересом/ без интереса
2. Материал урока мне был:
полезен / бесполезен
http://www.youtube.com/watch?v=JM-14m6PZfs
Смотреть сказку в интернете:
http://www.youtube.com/watch?v=9Tzy3A_F0KE
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.