А.С Пушкин "Няне"
Оценка 4.8

А.С Пушкин "Няне"

Оценка 4.8
Лекции
docx
чтение
3 кл
10.11.2018
А.С Пушкин "Няне"
В технологической карте урока написана сама работа со стихотворением и рассказ о Пушкине и его няне Арине Родионовне. Проведен конкурс чтецов и опрос по стихотворению, как учащиеся его понимают. И в конце урока время осталось и задание было для детей нарисовать няню, как они ее представляют.
А.С Пушкин «Няне».docx
Предмет: Тема: Дидактическая система, класс Тип урока: Цель урока: Задачи урока: Планируемый результат: Ресурсы: Учитель: Технологическая карта урока Литературное чтение А.С  Пушкин «Няне» Начальная школа 21 века 3 Г класс ОНЗ Знакомство учащихся со стихотворением  А.С Пушкина Познакомить учащихся со стихотворением  А.С Пушкина; Создавать условия для развития памяти, мышления, воображения; Создавать условия для воспитания усидчивости и внимательности. Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД Презентация, учебник Фёдорова Екатерина Алексеевна Ход урока:   создание Этапы урока 1.Организационный момент. Цель: эмоционального настроя, благоприятствующего творческой деятельности.   Актуализация 2. знаний. Цель:   организация повторения ранее изученного материала.         страну уже   путешествие Деятельность  учителя Здравствуйте ребята. Садитесь. Урок литературного чтения. Прозвенел Начинается В В   Слушай, Сказку Глазки Сказку в душу пропускайте. Проверка дом . задания . Учитель   читает   несколько   отрывков   из   жизни   поэта,   которые связаны с его няней. Предлагается ответить на вопрос, почему Пушкин   посвятил   няне   ряд   произведений   и   в   том   числе   то произведение, о котором говорим сегодня. звонок. урок. пойдём. попадём. наблюдай, отгадай. закрывайте.   думай, нашу дружно сказок                 Деятельность  учащихся ­   приветствуют   учителя   и садятся за парты О Т В Е Т УУД Коммуникативные: планирование   учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Личностные: самоопределение.   Коммуникативные: выражение   своих   мыслей с достаточной полнотой и точностью;   слушать   и понимать речь других. 3.   Формирование новых знаний, умений, навыков. ы У Ч А Щ И Х С Я На доску вывешивается: Арина Родионовна Яковлева (Матвеева)   приложение)   на   доску После   прочтения   текста   (см. вывешиваются качества человека и детям предлагается выбрать те, которыми обладала няня поэта (любящая, чужая, сердитая, понимающая,   родная,   равнодушная,   добрая,   отзывчивая, холодная, преданная,  умная, строгая, внимательная) Арина Родионовна Яковлева (в замужестве Матвеева) родилась в 1758   году   в   с.   Суйда   Петербургской   губернии   в   семье крепостных крестьян. С 1759 г. это село стало  принадлежать Абраму   Петровичу   Ганнибалу   (прадед   Пушкина).   Арина Родионовна бала его крепостной в течение 22 лет. В   дом   Пушкиных   Арина   Родионовна   была   взята   в   1797   г. нянькой при рождении первенца. Этим первым ребенком была старшая сестра поэта Ольга. Арина Родионовна вынянчила всех детей Надежды Осиповны и Сергея Львовича Пушкиных.  огда ей и ее детям дали вольную, она отказалась от свободы и осталась жить в семье Пушкиных до последних дней. Она умерла в доме Ольги Сергеевны Павлищевой (Пушкиной) в 1828 г. В памяти воспитанников Арина Родионовна осталась как добрая, любящая   и   очень   много   знавшая   женщина.   Она   «мастерски говорила сказки, знала народные поверья и сыпала пословицами, поговорками», ­ вспоминала Ольга Сергеевна. Пушкин слушал в ее исполнении народные песни. Он отразил это в стихотворении «Зимний вечер»: Спой   мне   песню,   как   синица   Тихо   за   морем   жила;   Спой   мне песню, как девица За водой поутру шла. Арина Родионовна нежно любила Александра Сергеевича, была рядом с ним и в радости, и в горе. Он отвечал взаимностью.  Сохранился   рассказ   Михайловского   кучера   Пушкиных   Петра: «... он все с ней, коли дома. Чуть встанет утром, уже бежит ее Коммуникативные: Учатся   аргументировать, высказывать   свою   точку зрения,   общаться   в коллективе с учителем и одноклассниками, контроль,   коррекция   и оценка своих действий. Познавательные: самостоятельное выделение логическое формулирование решение   построение проблемы, логической цепи рассуждений; доказательство, умение   осознанно   и произвольно строить речевое высказывание главного, глядеть: «Здорова ли, мама», ­ он ее все мамой называл. А она ему, бывало, эдак, нараспев (она ведь из­за Гатчины была у них взята, с Суйды, там эдак все певком говорят): «Батюшка, ты за что меня все мамой зовешь, какая я тебе мать?» ­ «Разумеется, ты мне мать: не то мать, что родила, а то, что своим молоком вскормила».  Выявить умение слушать, первые впечатления от прочитанного Каким чувством проникнуто это стихотворение? Как вы определили его настроение? Какой вы представляете себе няню Пушкина? Опишите. Как   вы   думаете,   почему   стихотворение   заканчивается многоточием? Это стихотворение не закончено. Оно неожиданно оборвалось. Многое, наверное, мог еще сказать о своей няне Пушкин. Но и в этом   маленьком   по   объему,   «отрывочном»   произведении   поэт сказал   много.   Надо   просто   внимательно   вчитаться   в   текст   и постараться открыть его потаенный смысл, авторское отношение к изображаемому. Грустным, печальным. Поэт   тоскует,   поэтому   грустно.   Он   передаёт   своё   главное ощущение: преданность, любовь, тоску. Очень тихой, спокойной и одновременно волнующейся за своего воспитанника. Наверное, автор что – то не успел сказать о своей няне, о её переживаниях в ожиданиях Пушкина в Михайловском. Подготовка к анализу стихотворения Прочитайте стихотворение «тихим шёпотом» и постарайтесь глубже определить его настроение. Какие слова и выражения вам были не понятны при чтении? Как вы их понимаете? Светлица – светлая парадная комната в доме. Спицы – тонкие палочки для вязания. Вороты – старинная форма ворот. Всечасно – всегда, каждый час. Теснят заботы – печалится, переживает. Самостоятельное чтение учащихся. У   Пушкина   много   таких   стихотворных   писем,   обращенных   к разным   лицам,   в   основном,   к   друзьям.   Такие   стихотворения называются «посланиями». «Няне» ­ тоже послание. Письмо в стихах. Прочитайте еще раз стихотворение и запишите в тетрадь, как поэт называет няню? Почему он использует такие разные слова, обращаясь к Арине Родионовне? Разберемся в их значении. Что выражается словом «няня»? Кто такая няня? Но ведь Пушкин был уже не маленьким ребенком. Зачем ему няня? Только   ли   заботливой   няней   была   Арина   Родионовна   для Пушкина? Как еще он называет ее? Почему? Светлица, вороты, всечасно, теснят заботы. Почему поэт называет свою няню «голубка дряхлая моя»? Попробуйте   заменить   это   выражение   похожим   по   смыслу. (голубка старая, старушка, дряхлая моя.) Прочитайте   еще   раз   первые   строки,   заменив   пушкинские выражения. Какой вариант вам нравится больше? Почему? Подруга дней моих суровых, Голубка старая моя! – Подруга дней моих суровых, Старушка дряхлая моя! Настроение пронизывающее, щемящее сердце, грустное. Причина   грусти   ­   в   одиночестве.   Автор   подчеркивает заброшенность   своей   няни   в   далекой   деревне.   В   полном одиночестве. Она в ожидании смотрит в окно, не приедет ли ее любимец Сашенька. Она боится за него, тревожится. «Дней суровых», «одна», «в глуши», «давно, давно», «горюешь», «наморщенных руках», «забытые ворота», «черный отдаленный путь», «тоска, предчувствия, заботы». Няни. Нет.   Один   образ.   Всё   стихотворение   посвящено   няне.   В дательном падеже, так как стихотворение посвящено няне. Это как   бы   стихотворное   письмо,   в   котором   поэт   изливает   свои чувства. Дети   записывают   в   тетрадях:   «Няня»,   «подруга   дней   моих суровых», «голубка дряхлая моя». Няня заботится о ребенке, одевает его, кормит, гуляет с ним. Няня добрая, любящая. Она сама не хотела с ним расставаться, любила его, продолжала о нем заботиться, как мать. Она с ним в ссылки ездила, помогала ему. Няня была Пушкину настоящим другом, с которым можно было говорить о самом главном, о самом важном и о мелочах ­ обо всем. Друг не бросит в беде. Он готов разделить и радость, и печаль. Друг ­ это еще и добрый наставник. Это ласковое обращение. Как­то грубо получается, здесь нужно слово «дряхлая». Оно вызывает жалость, нежность. Тоже грубо звучит: «старушка» и так старая, да еще и «дряхлая». А «голубка» означает «любимая», это ласковое обращение к кому­либо. Конечно же, нет. Именно используя данные слова и выражения, поэт   показывает   свою   любовь   и   привязанность   к   Арине Родионовне. Выразительное чтение учащихся. Получается, что Пушкин, соединив в одной строчке два таких далеких   друг   от   друга   слова:   «голубка»   ­   «дряхлая»,   ­   смог выразить   свою   любовь,   нежность,   заботу   о   няне.   Она   совсем старенькая, а живет одна, в «глуши лесов сосновых». Она все еще   живет   любовью   к   своему   повзрослевшему   воспитаннику, тревожится о нем, печалится тяжкими предчувствиями. А ведь ее самой нужна помощь, забота и ласка. Учитель   читает   стихотворение   наизусть   и   просит   детей определить непонятные, новые для них слова. Учитель просит прочитать стихотворение молча. 1) Работа с вопросами учебника стр. 120 (поисковое чтение) ­ Как поэт называет няню? ­ Какие слова подтверждают любовь к няне? ­ Какие слова передают тревогу няни? ­Найдите сравнения 2) Работа с тетрадью. учитель уточняет, что означает строчка «то чудится тебе…» ­ Вспомните какие стихи мы с вами читали? ­ Какое стихотворение стало вашим любимым? ­  Хорошо ребята. Откройте свои дневники и давайте запишем Д/З стр.119 учить наизусть 4.   Домашнее   задание, подведение   итогов урока, рефлексия. Цель   –   подведение итогов     проделанной работе на уроке.   записывают   домашнее ­ задание Личностные: адекватное   понимание причин   успешной   и неуспешной деятельности; самооценка   на   основе критерия успешности. вдруг   и     ­   сразу,   без   его   полюбили Арина Родионовна Яковлева – няня Пушкина. Она рассказывала сказки и пела народные песни великому поэту. Нелюбимый Маленький Саша, «большой увалень и дикарь», не смог вызвать любви в родителях. Зато когда родился брат Лев ­ кудрявый, веселый и круглый памяти. ­ Сашка, поди вон, ­ приказывал Сергей Львович. Александр вставал из­за стола и выходил. Глядя жалостливо, Арина мимоходом прижимала его к широкой, теплой груди. Жалость ...Арина входила в комнату бесшумно и садилась у постели Саши в ногах. Не глядя на него, медленно покрехтывая, позевывая и покачивая головой, рассказывала о бесах. Бесов было великое множество. В лесу были лешие, в озере, что за господским домом в Михайловском, у деда Осипа Абрамовича... Исследователь Ю.Тынянов так описывает день отъезда поэта в лицей: мать, отец, тетки сидели чинные, притихшие и смотрели на отъезжающего посторонним взглядом. Арина же стояла бледная, ни кровинки... Материнский гнев Надежда   Осиповна   бесилась.   В   девичьей   в   углу   она   заметила   Александра,   схватила   его   за   ворот   и   почти   понесла   в   комнаты... У плечом: ­ розог! Арина   перекрестилась   и   пошла.   побелела   и   взялась   рукой   за   сердце. Надежда Осиповна била сына долго, пока не устала. Сын молчал. Потом, отдышавшись, она бросилась в подушки и заснула, усталая. Арина долго еще сидела в темной людской. Потом она пошарила в своем сундучке, нашла пузырек, отпила; полегчало немного. И только тогда, уже пьяная, качаясь из стороны в сторону, заплакала скупыми, мелкими слезами. завещания Вместо Из письма няни Пушкину 6 марта 1827 года: «Любезный мой друг, Александр Сергеевич, я получила ваше письмо и деньги, которые вы мне прислали. За все ваши милости я вам всем благодарна ­ вы у меня беспрестанно в сердце и на уме, и только, когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Ваша любезная сестрица тоже меня не забывает. Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю. Наши в Петербурге летом не будут: они все едут непременно в Ревель ­ я вас буду ожидать и молить Бога, чтоб он дал нам свидеться... Прощайте, мой батюшка, Александр Сергеевич. За ваше здоровье я просвиру вынула и   молебен   отслужила,   поживи,   дружочек,   хорошенько,   самому   слюбится.   Я,   слава   богу,   здорова,   цалую   ваши   ручки   и   остаюсь   вас многолюбящая няня ваша Арина Родионовна».   В   людской   она   села   на   скамью, порога Тварь! Арину ­   своей ­ она Надежда Осиповна, толкнула спальни         сказала

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"

А.С Пушкин "Няне"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.11.2018