Асоциальное поведения среди несовершеннолетних

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Представленный методический материал может быть использован при решении различных вопросов, связанных с социализацией школьников в процессе их воспитания, а также для решения проблемных вопросов при работе с детьми особой категории, то есть с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет полезен в работе учителей предметников, специалистов психологов, в работе классных руководителей.
Иконка файла материала асоциальное поведение.docx
Асоциальное поведения среди несовершеннолетних. Асоциальное   в   психологии   рассматривается   как отклоняющееся поведение,   проявляющееся через   отдельные поступки или систему поступков.  поведение   Асоциальное   поведение   личности   подростка   ­   одна   из   важнейших психолого­педагогических   и   социальных   проблем   современного общества. Сам термин «асоциальное поведение» указывает на то, что человек с   таким   поведением   составляет   проблему   не   только   для   себя,   но   и   для общества   в   целом. Такое поведение,   нарушающее   социальные   нормы (уголовные,   административные,   семейные)   и   противоречащее   правилам человеческого общежития, деятельности, обычаям, традициям отдельных лиц и   общества   в   целом,   а   также   предполагающее   деформацию   внутренней регуляции поведения.  Подобное поведение может наносить реальный ущерб самой личности   поэтому   отклоняющееся   поведение   является или   окружающим, разрушительным: в зависимости от формы ­  деструктивным (агрессивное) или   аутодеструктивным   (саморазрушающее).  Это   может   быть дестабилизация   существующего   порядка,   причинение   морального   и материального ущерба, физическое насилие, ухудшение здоровья. В крайних своих   проявлениях   девиантное   поведение   представляет   непосредственную угрозу   для   жизни.   Все   эти   отклонения   от   принятых   в   обществе   норм называются   девиантным   поведением,   которое   изучается  девиантологией, наукой   требующей   междисципланарного   подхода   (педагогики,   социологии, психологии, медицины, философии и др.) Специалисты выделяют четыре вида девиантного поведения. Агрессивное поведение (деструктивное).  1. Агрессия   (лат.   aggressio   –   нападение)   –   мотивированное   деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт.  Ведущими   признаками   агрессивного   поведения   является   выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; тенденция к разрушению; направленность на причинение вреда окружающим людям; склонность к насилию (причинению боли). Агрессивно­асоциальное   поведение   непременно   включает   насилие   — вербальные   или   физические   действия,   которые   причиняют   боль.   Такое поведение протекает на фоне негативных эмоций агрессора (злость, ярость, садистическое   удовольствие,   безразличие)   и   в   свою   очередь   вызывает негативные   переживания   жертвы   (страх,   унижение).   Это   поведениенаправляется агрессивными мотивами – разрушить, устранить, использовать, навредить. Насилие в любых формах является самым серьезным проявлением и нежелательным следствием агрессивного поведения.  Делинквентное поведение – это повторяющиеся, асоциальные по своей 2. направленности   проступки   детей   и   подростков,   складывающиеся   в определенный   стереотип   действий,   нарушающих   правовые   нормы,   но   не влекущих уголовной ответственности из­за ограниченной опасности или не достижения возраста уголовной ответственности. Отличительным признаком делинквентного поведения является то, что оно регулируется социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.  Особенности делинквентного поведения: 1) регулируется преимущественно правовыми нормами – законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами; 2)   признается   одной   из   наиболее   опасных   форм   девиаций, поскольку   угрожает   самим   основам   социального   устройства   – общественному порядку;  3) осуждается и наказывается в любом обществе;  4) означает   наличие   конфликта   между   личностью   и   обществом   – между   индивидуальными   стремлениями   и   общественными интересами.  Зависимое (аддиктивное) поведение – это наиболее распространенный 3. вид   девиации,   так   или   иначе   затрагивающий   любую   семью.   Склонность   к чрезмерной зависимости порождает проблемные симбиотические отношения или созависимое поведение.  Зависимое   поведение   тесно   связано   как   со   злоупотреблением   со стороны личности чем­то или кем­то, так и с нарушениями ее потребностей.  Формы зависимого поведения: 1) химическая   (курение,   токсикомания,   наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость); 2) нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды);  3) гэмблинг   –   игровая   зависимость   (компьютерная   зависимость, азартные игры);  4) сексуальные аддикции  5) религиозное   деструктивное   поведение   (религиозный   фанатизм, вовлеченность в секту).Суицидальное   поведение,  т.е.   осознанные   действия,   направляемые 4. представлениями о лишении себя жизни.  Причины асоциального поведения несовершеннолетних. На   современном   этапе   развития   нашего   общества   наблюдаются радикальные изменения социальной действительности, которые выражаются в повышенной социальной напряженности, ведущей к потере у подрастающего поколения социальных и психологических ориентиров в жизни, к снижению психологической устойчивости, к потере чувства защищенности, повышенной тревожности, дезадаптации . Одной из главных причин асоциального поведения детей и подростков является   недостаточное   (или   неправильное)   воспитание   в   семье,   которое приводит   к   деформации   социализации   и   ценностно­смысловой   сферы подрастающего   человека.  Низкая   педагогическая   грамотность   родителей   в вопросах воспитания ведет к тому, что образуются отрицательные тенденции в   развитии   личности   ребенка,   которые   служат   психологической   основой отклоняющейся   социализации   и   проявляются   в   форме   бродяжничества, наркомании, алкоголизма, проституции, преступных и иных антисоциальных действий.  Причины   неблагополучного   поведения   подростков   многообразны. Многие авторы считают наиболее существенной из них кризисные явления в семье,   которая   является   важнейшим   институтом   социализации   ребенка. Эффект   воздействия   внутрисемейной   атмосферы   аккумулируется   с возрастом,   отражаясь   на   формировании   структуры   личности   подростка, определяя   специфику   его   поведения   и   взаимоотношений   с   окружающим миром, а следовательно и на качестве настоящей и будущей жизни.  Выделяют несколько факторов отклоняющегося поведения. Первая   группа   детерминирует   характер   поведения   извне:  культура   и субкультура,   макро­   и   микросоциум   (общественное   мнение,   семья,   школа, друзья   и   т.п.).   Эту   группу   составляют,   в   свою   очередь,   два   фактора: социальный и педагогический. Важно, в каких социальных, политических и экономических условиях живет человек.  Вторая группа причин  определяет характер  поведения  изнутри.   В   ней также   можно   выделить   два   наиболее   весомых   фактора:  биологический   и психологический. Биологический – действует на уровне психобиологических предпосылок   девиантного   поведения,   которые   затрудняют   адаптацию человека.   Психологические   факторы   подразумевают   наличие   стрессовых ситуаций, а также наличие явной или скрытой психопатологии (акцентуации характера, раздвоение личности, деперсонализация, депрессия и др.).Асоциальное   поведение   может   различаться   по   степени   общественной опасности и проявляться в виде аморальных поступков, правонарушений и преступлений. Обеспечение   системного   подхода   на   основе   межведомственного взаимодействия   в   решении   задач   профилактики   асоциального   поведения несовершеннолетних   определено   Федеральным   Законом   №120­ФЗ   "Об основах   системы   профилактики   безнадзорности   и   правонарушений несовершеннолетних". Согласно данному закону безнадзорным признается несовершеннолетний,   контроль   за   поведением   которого   отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или   иных   законных   представителей   либо   должностных   лиц,     а беспризорный – это безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. В законе закреплено понятие о несовершеннолетних, находящийся в социально опасном положении  – лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершившее правонарушение или антиобщественные действия,   выражающиеся   в   систематическом   употреблении   наркотических средств,   психотропных   и   (или)   одурманивающих   веществ,   алкогольной   и спиртосодержащей   продукции,   пива   и   напитков,   изготавливаемых   на   его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц – это   ребенок,   находящийся   в   опасной   жизненной   ситуации   и   требующий повышенного   внимания   и   особенной   заботы   со   стороны   взрослых   и должностных лиц.