ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ г. ДОКУЧАЕВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА
Аспекты
здоровьесберегающих технологий на занятиях по хореографии 
руководитель коллектива современного
танца "КАРУСЕЛЬ" Чередниченко М. Л
Г. Докучаевск
Хореографическое
искусство очень популярно среди детей, широко и глубоко захватывает различные
сферы личности ребенка, эффективно воздействует на его эмоционально-психическое
и физическое развитие. Поэтому на занятиях по хореографии в нашей школе придаётся
огромное значение применению здоровьесберегающих технологий.
Термин «здоровье» рассматривается
как нормальная, правильная деятельность организма, его психическое благополучие
(словарь С.И. Ожегова). Выделяются следующие компоненты здоровья:
соматическое – текущее состояние органов и
систем организма человека; физическое– уровень роста и развития органов и
систем организма;
психическое – состояние психической сферы,
душевного комфорта; нравственное – комплекс характеристик мотивационной и
потребностно - информативной сферы жизнедеятельности.
Картины мира, складывающиеся в сознании младшего
школьника на основе реальных образов окружающей действительности, уникальны.
Они отличаются красочностью, радостью и не доступны человеку на других
возрастных этапах развития. Образно - мифологическое мироощущение, чувственное
отношение к объектам природы, отзывчивость, творческая активность позволяют
создать условия для полноценной реализации и развития личности ребенка.
Насколько мы оценим значимость эмоционально-чувствительной сферы личности,
будет зависеть психическое здоровье обучающегося.
По результатам психологических тестов на
внимательность, адаптацию, психологическую сплоченность, проводимых
педагогом-психологом, у детей, занимающихся хореографией в коллективе,
выявляются более высокие положительные результаты, чем у сверстников.
Опыт переживаний, практической деятельности,
поведения и отношений из игровых ситуаций, из творческих образов ребенок
переносит в реальную жизнь. Потребность в активной деятельности, интенсивность
накопления опыта по взаимодействию с окружающим миром, весь этот полученный
опыт в значительной степени определяет нравственное здоровье личности. Какие
роли проживет ребенок в танце, какие ценности, какой стиль взаимоотношений
будут нести воплощаемые им на сцене пластические образы – от этого во многом
будет зависеть его поведение. В танцевальных постановках нашего коллектива дети
перевоплощаются в трудолюбивых пчелок, собирающих нектар с цветов, в беленьких
котят, защитивших черного котенка, в озорниц, которые делят между собой
стул.
К нравственному здоровью также
относится и воспитание толерантности. Толера́нтность (от лат. tolerantia
—терпение) — социологический термин, обозначающий принятие, понимание иного
образа жизни, поведения, обычаев, чувств, мнений, идей, верований без чувства
дискомфорта.
Оказывается, очень не просто –
любить свою культуру и быть толерантным к культуре чужой. Ведь обычно любовь к
своей культуре вырастает в какой-то защите от окружающего мира.
Цель воспитания толерантности –
воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному
взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной,
социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей
мышления и поведения. Все это осуществляется через изучение традиций, обрядов,
национальных костюмов и праздников, постановку танцев разных народов мира
(украинский «Гопак», индийский, испанский, латиноамериканский, французский
танец.
На занятиях применяется принцип интеграции –
органическая связь учебного и воспитательного процесса, которая заключается во
взаимопроникновении хореографического образования и экологического воспитания.
Обогащение педагогического процесса осуществляется за счет разнообразных
взаимосвязей с другими видами художественно-практической деятельности,
отражающих экологическую тему (участие в городской акции «Праздник ВОДЫ»,
мероприятиях экологического клуба «Экос», в международном Дне экологии и
здоровья в форме выступления экологических агитбригад). Дети активно включаются
в творческий процесс по созданию экопластических образов, являясь либреттистами
и исполнителями ролей в постановочной работе по теме природы.
На 1 году обучения у детей нередко
проявляются неразвитая самоорганизация, отсутствие чувства ответственности и
самоопределения. Посредством участия в концертной деятельности создается
ситуация успеха, в результате дети становятся более собранными,
организованными, ответственными, повышается творческий потенциал.
Очень высок потенциал искусства
хореографии в формировании у детей соматического и физического здоровья. Это не
только развитие физических данных ребенка (выворотность, растяжка, гибкость,
прыжок), но и развитие координации движений, ловкости и выносливости, умения
правильно управлять своим телом при физических нагрузках, профилактика
нарушений осанки.
В младшем школьном возрасте
происходит существенное развитие опорно-двигательной системы: скелета,
мускулатуры, суставно-связочного аппарата. Кости скелета изменяются по форме,
размерам и строению, но процесс окостенения еще не завершен, а в некоторых
отделах еще только начинается. Неправильная посадка, длительная работа за
столом, продолжительные графические упражнения — все это может привести к
нарушениям осанки, искривлению позвоночника, это важно знать и учитывать при
организации занятий с детьми.
Кабинет хореографии оборудован двухуровневым
станком, во время занятий используются гимнастические коврики, на которых
проводятся уроки балетной гимнастики: упражнения для укрепления всего мышечного
корсета, позвоночника, голеностопного сустава, гибкости и растяжки. Эти
упражнения являются стержневым компонентом в партерной гимнастике и очень важны
для укрепления физического здоровья.
Группы детей формируются по
возрастам. Протяженность занятия для 1-2 классов - 45 минут 2 раза в неделю,
3-4 классы – 1,5 часа (с перерывом 15 минут) 2 раза в неделю; 5-8 классы – 1,5
часа (с перерывом 15 минут) 3 раза в неделю.
Так как в школьное хореографическое
объединение зачисляются все желающие дети, у многих из них полностью
отсутствуют специальные физические данные. Учитывая физиологические особенности
детей, применяю дифференцированный подход: увеличение или уменьшение частоты и
количества повторения движения; использования верхнего и нижнего станка при
исполнении растяжек; местоположение в зале.
Ребенка можно назвать здоровым, если
он: в физическом плане – умеет преодолевать усталость, его здоровье позволяет
ему действовать в оптимальном режиме. В интеллектуальном плане – проявляет
хорошие умственные способности, любознательность, воображение. В нравственном
плане – честен, самокритичен. В социальном плане – уравновешен, способен
удивляться и восхищаться.
Культура здоровья (в образовательном
процессе) – это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние
на нормальную деятельность детского организма в процессе образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.