Аспекты развития креативности у детей и подростков
Оценка 4.6

Аспекты развития креативности у детей и подростков

Оценка 4.6
Лекции +2
doc
физическая культура
1 кл—9 кл
26.04.2018
Аспекты развития креативности у детей и подростков
Креативные способности во многом зависят и формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотезы не сможет заменить в развитии способностей человека путь к исследованию, пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.Креативные способности во многом зависят и формируются в деятельности самих обучающихся. Никакой рассказ о роли гипотезы не сможет заменить в развитии способностей человека путь к исследованию, пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения ряда проблем приходится отбрасывать все традиционные пути и рассмотреть их под совершенно новым, неожиданным углом зрения. Однако знание этого не обеспечивает нахождение нового угла зрения в процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную способность. Чтобы передать творческий опыт, необходимо конструировать специальные ситуации, требующие творческого решения и создающие для него условия.
aspekty_razvitiya_kreativnosti_u_detey_i_podrostkov.doc
«Аспекты развития креативности у детей и подростков» Наша   жизнь   связана   с   множеством   правил   и   законов.   Часть   из   них (например, чистка зубов по утрам, правила этикета, дорога от дома до работы или   до   учебы,   постоянный   распорядок   дня   и   многое   другое)   выполняется автоматически и рефлекторно. Шаблонность действий, скука от повторяемости и похожести бытия вступают в противоречие с данной человеку способностью быть «творцом». Человек стремится разрешить любое противоречие (так было испокон веков, постоянные вопросы и поиски ответов). В автоматизме действий и   обыденностью   жизни   это   противоречье   разрешается   путем   подавления способности к творчеству, то есть подавления креативности (вот одна из самых главных проблем развития креативности).  Поэтому чтобы развить креативность, прежде всего, необходимо научиться видеть вещи в новом ракурсе, то есть, например, искать необычные способы применения обычных вещей. При этом способность к творчеству расцветает и это дает сильный толчок для дальнейшего развития креативности. Не нужно запирать себя за общественные стереотипы. А чтобы креативность развивалась достаточно применять игровой момент: играйте, выдумывайте, фантазируйте, переносите выдумки (конечно позитивные) в реальность. Задатки   творческих   способностей   присущи   любому   человеку,   любому нормальному   ребенку.   Нужно   суметь   раскрыть   их   и   развить.   Проявление творческих способностей варьируют от крупных и ярких талантов до скромных и малозаметных.   При традиционных формах обучения, подросток, приобретая и усваивая некоторую   информацию,   становится   способен   воспроизвести   указанные   ему способы решения задач, доказательства теорем и т.д. Однако,  он не принимает участия   в   творческом   поиске   путей   решения   поставленной   проблемы   и, следовательно, не приобретает и опыта такого поиска. Чем больше отличается от знакомой подлежащая решению проблема, тем труднее для обучающегося сам процесс   поиска,   если   он   не   имеет   специфического   опыта.   Поэтому   нередки случаи,   когда   подросток     не   справляется   с   заданиями   (построенными   на известном   материале), поскольку они требуют нестандартного подхода к их решению. Креативные   способности   во   многом   зависят   и   формируются   в деятельности самих обучающихся.   Никакой рассказ о роли гипотезы не сможет заменить в развитии способностей человека путь к исследованию, пусть даже маленькой, но самостоятельно выдвинутой гипотезы. Известно также, что для решения   ряда   проблем   приходится   отбрасывать   все   традиционные   пути   и рассмотреть   их   под   совершенно   новым,   неожиданным   углом   зрения.   Однако знание   этого   не   обеспечивает   нахождение   нового   угла   зрения   в   процессе конкретного исследования. Только практический опыт исследования развивает данную   способность.   Чтобы   передать   творческий   опыт,   необходимо конструировать   специальные   ситуации,   требующие   творческого   решения   и создающие для него условия.  Подростки в подавляющем большинстве не создают новых ценностей для общества.   Они   воспроизводят   ценности   уже   обществу   известные   и   только   в отдельных случаях, на определенном уровне своего развития и в зависимости от организующей   деятельности   старших,  могут   создавать   новые   ценности   и   для общества.   Поэтому   применительно   к   процессу   обучения   творчество   следует определить   как   форму   деятельности   человека,   направленную   на   создание качественно новых для него ценностей.   Ещё одной проблемой для развития креативности является то, что само по себе решение задач (как жизненных, так и различных других) для большинства людей не является приоритетным в их жизни.   Так что творческие акты часто следуют за периодами сна или безделья, скорее   всего,   просто   потому,   что   эти   периоды   занимают   много   времени. Творческая   личность   может   почувствовать   порыв   возбуждения,   когда   все кусочки и крупицы идеи вдруг встают на место. Все относящиеся к делу идеи согласуются друг с другом, а несущественные мысли игнорируются. Примеров просветления в истории творческих прорывов множество: открытие строения молекулы   ДНК,   изобретение   телефона,   завершение   симфонии,   неожиданный даже для режиссёра конец фильма и многое другое. Все это примеры того, как в момент просветления в разум приходит творческое решение старой назойливой задачи. Именно   оттого,   что   человек   не   использует   даже   четверти   своих возможностей, можно говорить о существовании такого явления как творческая закостенелость или о людях без каких­либо способностей.   Развитие   креативности   имеет   свои   особенности   в   каждом   возрастном периоде, причем различные факторы, влияющие на ее динамику, в том или ином периоде, могут приобретать первостепенное значение. Основными проблемами развития   креативности   как   личностной   способности   к   творчеству   являются: обыденность   жизни   человека,   закостенелость   общественных   стереотипов, подавление творческой потребности; типичность системы обучения, основанной на рассказах, а не на предоставлении ученикам возможности получать знания через   собственный   опыт;   не   приоритетность   нахождения   решения   задач,   или назовём это не желанием человека работать в силу своих возможностей.  Отрочество   считается   «трудным»   возрастом,   кризисом   личностного развития подростка. С 12 до 15 лет ведущим видом деятельности подростка является   интимно­личностное   общение.   Подросток   начинает   серьезнее воспринимать себя и свои возможности; пытается занять свою нишу в обществе сверстников,   часто   игнорируя   мнения   родителей   и   учителей.   В   структуре личности   подростка   нет   ничего   устойчивого,   окончательного,   неподвижного. Личностная   нестабильность   порождает   противоречивые   желания   и   поступки. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всего того, что привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является   началом   поиска   подростком   собственной   уникальной   сущности. Именно в этом возрасте происходит нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя.  Анализируя данные опроса, проведенного среди подростков и педагогов, было отмечено:  ­   школа   не   предоставляет   подросткам   возможности   для   позитивного творческого общения друг с другом; ­ педагоги во взаимодействии с подростками руководствуются авторитарным, часто смешенным с либеральным, стилями общения; ­   ведущей   направленностью   школы,   по   мнению   педагогов,   является образовательная сторона учебно­воспитательного процесса; ­   опыт   межличностного   взаимодействия   подростки   получают   в   “уличном” неформальном взаимодействии. В     подростковом   возрасте   в   развитии   личности   просматриваются    некоторые особенности детей данного возраста, которые влияют на развитие творческих способной. В   подростковом   возрасте   продолжает   развиваться   теоретическое рефлексивное   мышление.   Подросток   уже   умеет   оперировать   гипотезами   при решении творческих задач. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные подходы в её решении.     Подросток   находит   способы   применения   абстрактных   правил   для решения   целых   классов   задач.   Это   свидетельствует   о   высоком   потенциале развития способности к переносу опыта. Овладение   подростком   в   процессе   обучения   такими   мыслительными   обобщение   способствует операциями   как   классификация,   аналогия, эффективному развитию способности к сближению понятий, определяющейся легкостью анализирования  и отдаленностью анализируемых понятий, высокое качество   этих   показателей   определяется   особенностями   теоретического рефлексивного   мышления,   которые   позволяют   подросткам   анализировать абстрактные   идеи.   Для   этого   возраста   характерен   интерес   к   абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам.    В     связи   с   повышением   интеллектуального   развития   подростка ускоряется и развитие воображения.   Потребность   в   творчестве   возникает   в   том   случае,   когда   оно нежелательно или невозможно из­за внешних обстоятельств, т.е. сознание в этой ситуации провоцирует активность бессознательного. Таким образом, сознание в творчестве   пассивно   и   лишь   воспринимает   творческий   продукт,   а бессознательное активно порождает творческий продукт.   Психическая   жизнь   личности   –   это   процесс   смены   двух   форм внутренней   и   внешней   активности:   творчества   и   деятельности.   При   этом деятельность   целесообразна,   сознательно регулируема, побуждается определенной мотивацией и функционирует по типу   рациональна,   произвольна, отрицательной   обратной   связи:   достижение   результата   завершает   этап деятельности.   Творчество   же   спонтанно,   непроизвольно,   иррационально,   не поддается   регуляции   со   стороны   сознания,   оно   мотивируется   отчуждением человека от мира и функционирует по принципу положительной обратной связи: получение   творческого   продукта   только   подстегивает   процесс,   делая   его бесконечным.   Для   проявления   творческих   способностей   необходима   своеобразная обстановка – креативная среда, характеризуемая следующими признаками: ­   оптимальной   мотивацией,   предполагающей   средний   уровень   мотивации достижения,   а   также   отсутствие   соревновательной   мотивации   и   мотивации социального одобрения; ­   непринужденной   обстановкой,   характеризуемой   отсутствием   угрозы   и принуждения, принятием и стимулированием любых идей, свободой действий и отсутствием критики. В   процессе   создания   творческого   продукта   (креативном   процессе) выделяется ряд обязательных стадий: 1.   появление нестандартной проблемы и возникновение противоречия между необходимостью и невозможностью ее решения; 2.   зарождение и оптимизация мотивации к решению задачи; 3.   созревание   идеи   в   процессе   рационального   отбора   и   накопления   суммы знаний о проблеме; 4.   логический   “тупик”,   сопровождаемый   обязательной   фрустрацией эмоционально­волевой сферы личности; 5.   озарение (инсайт) – интуитивное прозрение, как бы выталкивающее нужную идею в сознание; 6.   экспериментальная проверка идеи. Таким   образом,   при   всем   многообразии   психологических   теорий креативности,   существует   ряд   основополагающих   признаков   творческой деятельности, воздействуя на которые можно, в той или иной степени, повышать продуктивность   творческого   мышления   и   развивать   творческие   способности личности школьника ­ подростка.

Аспекты развития креативности у детей и подростков

Аспекты развития креативности у детей и подростков

Аспекты развития креативности у детей и подростков

Аспекты развития креативности у детей и подростков

Аспекты развития креативности у детей и подростков

Аспекты развития креативности у детей и подростков

Аспекты развития креативности у детей и подростков

Аспекты развития креативности у детей и подростков

Аспекты развития креативности у детей и подростков

Аспекты развития креативности у детей и подростков

Аспекты развития креативности у детей и подростков

Аспекты развития креативности у детей и подростков
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.04.2018