А.С.Пушкин "У лукоморья дуб зелёный" Литературное чтение 2 класс Школа России

  • ppt
  • 12.01.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала А.С.Пушкин У лукоморья дуб зелёный.ppt

Игра "Привет сосед»

Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки свои дарил.

Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь.

Напомню секреты успеха на уроке:

1. Подготовь всё необходимое к уроку до звонка.
2. Сосредоточься на уроке.
3. Готовь свой полный ответ, даже если учитель не спросил тебя.
4. Соблюдай правила этикета.
5. Сиди ровно, следи за посадкой.

Работа по учебнику

стр. 83

Русские писатели

-Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?
-Какие вы читали самостоятельно?

Цели урока:
познакомиться с произведениями
А.С. Пушкина,
- будем учиться понимать содержание произведения и читать выразительно,
- научимся гордиться русскими писателями и своей страной.

Александр Сергеевич Пушкин (1799 -1837)

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Рождение и его семья

Родился Александр Сергеевич в Москве 6 июня 1799 года в дворянской семье.

Дом на Немецкой улице, где родился Пушкин

Болдино

Н.О.Пушкина. Мать поэта

С.Л.Пушкин. Отец поэта

Арина Родионовна. Няня Пушкина

Брат и сестра Александра Сергеевича Пушкина

Пушкин Лев Сергеевич (1805-1852гг.), младший брат.

Пушкина (Павлищева) Ольга Сергеевна (1797-1868 гг.), старшая сестра.

Детство

В детстве, маленького Сашу воспитывала его няня, Арина Родионовна Яковлева.

Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Лицейские годы

В 12 лет был отвезен учиться в новое, учебное заведение - Царскосельский лицей под Петербургом.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку.

Поэт гусиным пером, торопливо записывает её.

Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.

Наталья Гончарова

Натали Гончарова – жена А. С. Пушкина Зимой 1829 года на одном из московском балу Пушкин познакомился с Натальей Николаевной Гончаровой. Ей было тогда 16 лет.

Вызов

В ноябре 1836 года Александр Сергеевич получает от Дантеса по почте письмо, содержание которого оскорбляет его и честь его жены. Пушкин вызывает Дантеса на дуэль.

7 января 1837 года, в 5-м часу вечера, на Чёрной реке в предместье Петербурга состоялась роковая дуэль Пушкина с Дантесом, на которой Пушкин был смертельно ранен в живот. Прожив два дня, в страшных мучениях, Пушкин умер 29 января (ныне 10 февраля) 1937 года.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка  и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.

А. С. Пушкин – «солнце русской поэзии»

Царь Салтан гостей сажает
За свой стол и вопрошает:
«Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?
Ладно ль  за морем иль худо?
И какое в свете чудо?»

Отгадай сказки А.С. Пушкина.

«Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре  князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Петушок  с высокой спицы
Стал стеречь его границы.
Чуть опасность где видна,
Верный сторож, как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй, лёжа на боку!»

«Сказка о золотом петушке»

Воротился старик ко старухе.
Что  ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчевая  на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.

«Сказка о рыбаке и рыбке»

Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда
Идёт, сам не зная куда.

«Сказка о попе и о работнике его Балде»

«Свет наш солнышко! ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей».

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане»,  «Сказка о золотом петушке. Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

Жанры произведений
А. С. Пушкина

сказки

стихотворения


К Д Ж
О М
Т
П Э А
С И
Ш З Ц


П О Э М А


Поэма – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.
(из словаря С. И. Ожегова)

Жанры произведений
А. С. Пушкина

сказки

стихотворения

поэма

А. С. Пушкин. Пролог к поэме
« Руслан и Людмила»

"Руслан и Людмила"

Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!

«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог поэмы. Это вступление.
Оно представляет собой «собирательное» полотно сказочных мотивов, изобилующее необыкновенным, волшебным. Картины, изображенные в прологе, даны поэтом необычайно выразительно: часто несколько пушкинских строк или слов вызывают у читателя художественные образы представление о картине, героях.

«Руслан и Людмила» - это сказочная поэма.
Похищение невесты, ее поиски, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов для ее спасения и, наконец, счастливый конец – все это похоже на сказку. Но по ходу повествования, внутри сюжета, происходит постоянное сталкивание сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового.

Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.

Я приглашаю вас в мир сказок, к Лукоморью. Там, на морском берегу, у зеленого дуба, мы встретимся со многими сказочными героями

- Скажите, можно ли по этому вступлению к знаменитой поэме Пушкина догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного?

Избушка там на курьих ножках…

Там царь Кащей над Златом чахнет…

Русалка на ветвях сидит…

Колдун несет богатыря…

Там ступа с Бабою – ягой…

В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит…

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута: то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря - Лукоморье. Получается залив.

Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вышедшие из употребления формы слов.
чередой – по очереди
неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.
дол- пространство без деревьев – долина.
о заре- на заре.
воды ясные -прозрачные
пленяет - берет в плен.
тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится.
чахнет – сохнет.

у Лу-ко-морь-я       не-ве-до-мых
не-ви-дан-ных       из-буш-ка
при-хлы-нут           трид-цать
пре-крас-ных         ми-мо-хо-дом

- Понравилось произведение?
До чтения текста, мы предположили, что будет волшебство.
А что волшебного было в произведении?
О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный? - Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.
Какие слова были
непонятны?

"Там русский дух… Там Русью пахнет!"

- Какое чувство вложил поэт в эти строки?

Какой раздел начали изучать на уроке?
Произведение, какого писателя читали?
Какая сказка вам нравится больше всего?
Почему?
Что нового узнали?

- Вам понравилась работа на уроке?
Кого вы бы похвалили за работу?
Давайте вспомним цели урока.
Достигли ли мы их?

http://www.youtube.com/watch?v=cuGakYLwC-o
Смотреть «У лукоморья дуб зелёный»

http://www.youtube.com/watch?v=AAA79-HZ3_Y
Старый мультфильм

1. Учебник (с. 83 - 87).
2.Выразительное чтение стихотворения:
«У лукоморья дуб зеленый…» (с. 86 – 87).
3. Выучить наизусть первые 18 строк
Стихотворения.

Спасибо за работу!