АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
Оценка 4.7

АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
русская литература +1
30.09.2020
АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ  В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
использование интеллект-карт
СТАТЬЯ.docx

АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫШЛЕНИЯ

 В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

 

Архипова Галина Александровна,

преподаватель русского языка и литературы

Высшего педагогического колледжа     им.Ж.Досмухамедова

 

Интеллектуальная карта (далее – ИК), ментальная карта, карта ума, интеллект-карта… Наверняка, уважаемые коллеги, вы слышали эти термины.

В основе ИК лежит теория радиантного мышления, предложенная британским психологом Тони Бьюзеном. Посвятив десятилетия своей жизни изучению этой темы, однажды он пришел к выводу: информация в текстовом виде воспринять тяжелее, также нелегко её заложить в память. В конце 60-х годов прошлого столетия   ученый предложил свой способ восприятия и запоминания информации. Центральную идею лучше всего представить словами автора: «Что происходит в мозге, когда человек жуёт сочную грушу, наслаждается ароматом цветов, слушает музыку, наблюдает за течением воды, обнимает любимого человека или просто вспоминает о пережитом? Каждый миг информации, поступающий в мозг, каждое ощущение, воспоминание или мысль (включая каждое слово, число, вкус, запах, линию, ритмический удар, ноту, прикосновение к объекту) – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы «крючков». Каждый «крючок» представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. Количества использованных ассоциаций можно считать тем, что называют памятью, т.е. базой данных или архивом… В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит «информационные карты», сложности которых позавидовали бы лучшие картографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть».

С 80-годов XX в. по настоящее время последователи активно развивают эту методику. Сегодня о ментальных картах знают множество людей, их используют во всем мире.

Чем интеллектуальная карта интересна нам, преподавателям русского языка и литературы, как, впрочем, и любого другого предмета?

Системно-деятельностный подход, лежащий в основе обновленного содержания образования, предусматривает развитие личности обучающегося. Данный подход в обучении направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей.  Любое усвоение знаний строится на усвоении студентом учебных действий, овладев которыми, он смог бы усваивать знания самостоятельно, пользуясь различными источниками информации. ИК формирует  умения, связанные с восприятием и  переработкой любого информационного,  а также художественного текста. Карта памяти вынуждает задействовать оба полушария (включается наглядно-образное мышление, раскрывается творческая жилка, развивается логика). Это помогает мыслить яснее, нагляднее, рождать новые мысли, идеи, ассоциации, помогает посмотреть на ситуацию с другой точки зрения, увидеть полную картину. А главным достоинством техники является возможность структурировать информацию, развивать мышление.

Работа со студентами, для которых русский язык не является родным, создает для них  трудности в виде преодоления языкового барьера. Эти трудности обусловлены расхождениями в системах родного и русского языков, отсутствием некоторых грамматических категорий русского языка в родном языке студентов, расхождениями в способах выражения тех или иных грамматических значений и т.д. Поэтому использование ИК является  условием для  «мягкого» включения обучающихся  в процесс обучения, помогает скорректировать имеющиеся и сформировать новые знания в области русского языка, а также учить  видам речевой деятельности (аудированию, чтению, говорению, письму)

С помощью ИК  можно глубже вникать в читаемый текст, останавливаться на важных деталях, видеть смысловые образы, выходить на тему и идею. Одной из главных задач уроков русского языка и литературы является  развитие навыков монологической речи, но время  урока  ограничено. И здесь как раз выручают  интеллект - карты, обладающие уникальной особенностью: они позволяют сворачивать объемную информацию, не теряя при этом её элементов. А свёрнутая информация, представленная в графической форме, – хорошая опора для развития монологической речи.  Интеллект-карты помогают собрать  материал на одной информационной панели, увидеть общее, сфокусироваться на деталях.

При самостоятельном создании интеллект – карт реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что студент получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок нужен сегодняшнему студенту.

Первые ИК мы составляли по биографиям поэтов и писателей, включали  биографические факты, их основные произведения.  Студенты не очень умеют и не любят составлять конспекты, а при работе над  ИК не требуется много писать,  её создаешь, проявляя творчество.

Каким образом строилась такая работа? Студенты читали статью в учебнике, определяли центральный образ, отображающий тему.  Затем определяли основные подтемы, затем  добавляли второй уровень мыслей. Сначала  намечалась  только структура будущей карты, к следующему уроку - завершение работы по оформлению  карты (цветовое решение, картинки, рисунки и пр.) и подготовка пересказа по ней.

Ментальные карты нельзя составить при беглом чтении информации. Нужно вдумчивое чтение, направленное на возможно более полное и точное понимание основного содержания текста, с сохранением подробностей и деталей. ИК концентрирует внимание учеников на всех основных аспектах содержания и обычно сопровождается  анализом, извлечением главной идеи, формулировкой выводов, заключения.

Одной из задач использования ИК является  формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, т.е. студент при необходимости повторно перечитывает части текста, намеренным выделением наиболее важных тезисов и неоднократным проговариванием их вслух с целью лучшего запоминания содержания для последующего пересказа, обсуждения, использования в работе.

Метод интеллект-карт можно назвать универсальным, его можно использовать на разных этапах урока (изучение нового материала,  самостоятельная работа по теме, обобщение материала), а также при написании творческой работы, доклада, реферата, научно-исследовательской работы, работе над проектом, презентацией.

 

Хотите узнать больше именно о ментальных картах? Начните с изучения первоисточника.

·         «Работай головой». Книга Тони Бьюзена.

Один из первоисточников. Тони Бьюзен рассказывает преподавателям, как использовать в своей работе интеллект-карты, чтобы ученики лучше запоминали материал и эффективнее обрабатывали информацию любого уровня сложности.

·         Тони и Барри Бьюзен. «Супермышление»

Книга рассказывает, как во всех сферах жизни применять интеллект-карты ради собственной успешности. Объясняет, как строить планы, убеждать собеседников, вести успешно переговоры, запоминать любой сложный материал.

·         Тони Бьюзен. «Интеллект-карты. Полное руководство по мощному инструменту мышления»

Книга учит  применять ментальные карты. Автор обещает: ваша жизнь изменится, если вы научитесь правильно применять ИК. Генерируйте идеи, улучшайте память, повышайте эффективность своей работы, грамотно планируйте свои дела, обрабатывайте информацию. Одним словом, научитесь реализовать свой потенциал.

 

Использованная литература:

1.    Бьюзен Т. и Б. «Супермышление», пер. с англ. Е.А.Самсонов.-4-е изд.-Мн.: «Попурри»,2007.

2.      Бершадский М.Е. Метод интеллект-карт http://bershadskiy.ru

3.      «Открытый урок» ИД «1 сентября» Горовая Т.П. «Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка». Методический портал учителя

4.      «Методсовет» - http://metodsovet.su

5.      BiblioFond.ruview.aspx?id=465408

 


 

Скачано с www.znanio.ru

АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ

АССОЦИАТИВНЫЕ МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ

Работа со студентами, для которых русский язык не является родным, создает для них трудности в виде преодоления языкового барьера

Работа со студентами, для которых русский язык не является родным, создает для них трудности в виде преодоления языкового барьера

Одной из задач использования ИК является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, т

Одной из задач использования ИК является формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании изучаемого текста, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2020