Урок русского языка в 7 классе Тема: Правописание суффиксов -ыва\-ива, -ова/-ева в глаголах

  • Работа в классе
  • docx
  • 09.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Урок русского языка разработан в соответствии ФГОС с применением технологической карты урока.
Иконка файла материала 7 кл.docx

Урок русского языка в 7 классе.

Тема: Правописание суффиксов –ЫВА-/-ИВА, \ОВА-/-ЕВА- в глаголах.

Тип урока: Освоение новых знаний.

Цель: создание условия для усвоения правописания суффиксов глаголов в прошедшем времени.

Задачи:

Образовательные:

-содействовать систематизации знаний учащихся об образовании глаголов прошедшего времени;

-упражнять в правописании суффиксов в глаголах прошедшего времени;

-способствовать развитию орфографической зоркости, внимания, речи, памяти, наблюдательности;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной, индивидуальной работе. Прививать интерес к русскому языку

Формировать УУД:

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; оценивать правильность выполнения задания; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Технологическая карта урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Результаты УУД

1.Мотивационная деятельность учащихся

Урок русского языка я хочу начать словами Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено уси­лиями своей мысли, а не памятью». ( слайд 1)

·        Перечитайте внимательно слова Л. Н. Толстого.

Как вы их понимаете?

Осмысливают слова Л.Н. Толстого, высказывают свое мнение.

Мотивация.

2 Самоопределение деятельности

Решите орфографическую задачу:

У побережья зеленого,

Наклонив головки нежные,

Перешепт(ы/о)вались лилии

С ручейками тихозвонными.

С. Есенин.

 

Читают четверостишие. Пытаются объяснить, какую гласную надо писать в глаголе

перешептываются

Л. Мотивация, смыслообразование

П. Моделирование, построение логической цепи рассуждений.

Р. Волевая саморегуляция.

П. Планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками

3.Актуализация опорных знаний учащихся

Выявляет уровень знаний, необходимых для усвоения новых знаний:

1 К какой части речи относится данное слов? Почему?

В какой части слова находится орфограмма?

2. Как вы думаете, что вы должны знать и уметь, чтобы правильно написать гласную в суффиксе?

Воспроизводят знания в устной форме, проговаривают материал. Вспоминают, что такое глагол, разбирают слова по составу и определяют, в какой части слова находится данная орфограмма. Вспоминают, какие знания им нужны для новой темы.

П. Анализ, синтез, моделирование, построение логической цепи рассуждений.

Р. Контроль, коррекция.

К. Умение устанавливать и поддерживать контакт с учителем, вести диалог и быстро отвечать на вопросы собеседника

4. Формулирование проблемы.

Вы смогли сразу же правильно выполнить задание? В какой части слова написание вызвало затруднение? Почему?

Фиксируют возникшее затруднение ( написание гласной в суффиксе глагола). Причина – не знают способа проверки данной орфограммы

П. Формулирование проблемы

5. Формулирование темы урока, постановка задач урока.

Какой возникает вопрос? ( когда в суффиксах глаголах пишется Ы (И), а когда О(Е). Сформулируйте тему урока.

Тема: Правописание гласных в суффиксах глаголов. ( слайд 2)

Чему вы должны научиться на уроке?

Цель: Познакомиться с правилам и научиться без ошибок писать гласные в суффиксах глаголов п. ( слайд 3)

Исходя из темы и цели урока, какие задачи ставим на урок.

Формулируют вопросы. Формулируют тему урока:

Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Задачи: узнать способ проверки гласной в суффиксах глаголов – ыва-/ - ива-, -ова-/-ева-

Научиться правильно использовать этот способ при написании суффиксов

 

Р. Целеполагание.

К. Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

6. Лабораторная работа.

Для того, чтобы справиться с поставленными задачами выполните лабораторную работу. Лабораторную работу на русском языке вы выполняете впервые, но уже выполняли на уроках физики. Найдите карточку с лабораторной работой. Прочитайте внимательно, что вам непонятно?

Лабораторная работа.

Тема: Правописание гласных в суффиксах глаголов.

Дано: 1. Суффиксы: -ЫВА-/-ИВА-, -ОВА-/-ЕВА-

2. Слова: ночевать, командовать, развешивать, докладывать.

Цель: Определить условия написания букв Ы,И,О,Е в суффиксах глаголов.

Ход работы:

1.Запишите данные слова в тетрадь и выделите суффиксы –ЫВА-/-ИВА,-ОВА-/-ЕВА-

2. Поставьте данные глаголы в форме 1 л ед. ч.. Обозначьте суффиксы.

3. Определите, кв каких словах суффиксы сохранились.

4. сделайте вывод, в каких случаях пишут буквы Ы,И, о когда – О,Е.

5. прочитайте свою работу, сделайте обобщение и вывод. Что же является условием выбора для написания букв Ы-И и О-Е в суффиксах. Сформулируйте правило.

Проговорите вывод, сверьте с эталонной карточкой.

Описание работы: Я выписываю слова ночевать, командовать, развешивать, докладывать, потом я выделяю в этих словах суффиксы, получится: ноч-ева-ть, команд-ова-ть, развеш-ива-ть, доклад-ыва-ть. Ставлю данные глаголы в форме 1 лица ед. ч. и обозначаю суффиксы: ноч-у-ю, команд-у-ю, развеш-ива-ю. доклад-ыва-ю. Следовательно, буквы О и Е пишутся, если в форме 1 л, ед .ч. суффикс не сохранился, Ы, И, если суффикс сохранился. Вывод: чтобы определить правильное написание  суффиксов –ЫВА-/-ИВА-, -ОВА-/-ЕВА- в глаголах, надо поставить  глагол в форме 1 л. ед. ч, , если суффикс сохранится , то мы напишем суффикс –ЫВА -/-Ива-, а если не сохранится, то –ОВА-\_ЕВА-.

П. Поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепочки рассуждений.

Р. Планирование, прогнозирование.

К. Умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации ( в письменной форме)

7. Первичное закрепление.

Алгоритм или вывод: ( слайд 4)

Правописание гласных в суффиксах –ова-/ -ева-, -ыва-/-ива-

1.     Образовать форму 1.л., ед.ч..н.вр.

2.     Проверить, оканчивается ли глагол на –УЮ (-ЮЮ)

3.     ДА           НЕТ

4.     Написать

-О(-Е)      -Ы(-И)

Скажите, какую гласную вы напишите в глаголе ПЕРЕШЕПТЫВАЛИСЬ?

Почему?

Создают алгоритм написания суффиксов глаголов. Проговаривают алгоритм вслух.

П. Подведение под понятие, выведение алгоритма, умение структурировать знания.

Р. Коррекция.

К. Умение правильно и осознанно строить высказывания.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Образуйте новые слова: от глагола ЗАНОСИТЬ взять приставку, от глагола ГАДАТЬ – корень, добавить изученный суффикс, от глагола ЛЕПЛЮ – окончание ( загадываю). От глагола ОБЛЕТЕТЬ взять приставку, от существительного РАДОСТЬ – корень, добавить изученный суффикс, написать окончание неопределенной формы глагола ( обрадовать)

Выполняют самостоятельно работу. Проверяют по эталону: загадываю, обрадовать.

Р. Контроль ( проверяют по эталону).

К. Умение выражать свои мысли в соответствии с заданными задачами и условиями коммуникации.

9. Включение в систему знаний

Тест.

Самостоятельно выполняют задания .

Р. Волевая саморегуляция

10. Рефлексия

Используя данные глаголы: ОБРАЗОВЫВАЛИ, ТРЕНИРОВАЛИСЬ, ИСПОЛЬЗОВАЛИ, ДОКАЗЫВАЛИ, ПРОБОВАЛИ, составьте простое предложение с однородными сказуемыми. В своем предложении расскажите о том, чему вы научились на уроке, какую оценку бы вы себе поставили. Почему?

Пишут в тетрадях предложение: Сегодня на уроке русского языка образовывали новые слова, тренировались в написании суффиксов глаголов , используя алгоритм, доказывали выбор гласной в суффиксах и пробовали свои силы в самостоятельной работе. За работу на уроке я поставил себе …, потому что …

П. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

 

 Приложения.

Picture background

 

Алгоритм или вывод:

Правописание гласных в суффиксах –ова-/ -ева-, -ыва-/-ива-

5.     Образовать форму 1.л., ед.ч..н.вр.

6.     Проверить, оканчивается ли глагол на –УЮ (-ЮЮ)

7.     ДА           НЕТ

8.     Написать

-О(-Е)      -Ы(-И)

 

 

Тест: Тема: Правописание суффиксов –ЫВА-/-ИВА-, -ОВА-/-ЕВА-

Выбери нужную букву.

1.     не чувств…вал приближение шторма

o   ы

o   о

2.     участв…вал в соревновании

o   ы

o   о

3.     присутств…вал на открытии выставки

o   ы

o   о

4.     команд…вать кораблем

o   ы

o   о

5.     свирепств…вал ураган

o   ы

o   о

6.     образов..вался новый кружок

o   ы

o   о

7.     обрад…вался возвращению отца.

o   Ы

o   о

8.     уговар…вал подняться на вершину

o   е

o   и

9.     отста…вал интересы команды

o   е

o   и

10. наста..вал на перемене маршрута

o   е

o   и

11. преслед…вать зверя

o   ы

o   и