План-конспект урока
Дата____________
Группа_________
Тема урока: «Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования».
Тема программы: Введение
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цели урока:
- обучающая: дать представление об астрономии – как науки, связи с другими науками; познакомится с историей, развитием астрономии; инструментами для наблюдений, особенностями наблюдений; изучить строение и масштабы Вселенной. - развивающая: показать обучающимся различные пути и методы получения знаний об окружающем нас мире; формировать умение обобщать и анализировать опытный материал, самостоятельно делать выводы; совершенствовать интеллектуальные способности и мыслительные умения учащихся, развить практические навыки работы с физическими приборами. - воспитательная: содействовать формированию мировоззренческой идеи познаваемости явлений и свойств окружающего мира; формировать умение работать в группах, уважительно относиться друг к другу, прислушиваться к мнению товарищей; побуждать использовать полученные на уроках знания в повседневной жизни.
Межпредметные связи: история, английский язык.
Методы ведения урока: словесный рассказ с педагогическим приёмом «Чтение с остановками» (вопрос по каждому блоку материала), наглядный метод обучения, индивидуальная работа, работа в группах, решение задач
Оснащение урока:
- ТСО: компьютерная презентация «Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной. Особенности астрономических методов исследования», мультимедийный проектор.
- учебник: Астрономия: учеб.для студ. учреждений сред. проф. Образования; под ред. Т.С.Фещенко.-М.: Издат. центр «Академия», 2018г.
Формируемые ОК:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
Метапредметные результаты:
· владение навыками познавательной деятельности, навыками разрешения проблем, возникающих при выполнении практических заданий по астрономии;
· умение использовать различные источники по астрономии для получения достоверной научной информации, умение оценить ее достоверность;
· владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения по различным вопросам астрономии, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме астрономического характера, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий
Ход урока
1. Организационный момент (2мин)
1.1 Психологический приём расположения учащихся к преподавателю.
1.2 Проверка присутствующих и готовности учащихся к уроку.
1.3 Ознакомление учащихся с темой и целью урока, мотивация на урок.
2. Изучение нового материала (50 мин.)
Астрономия, ее связь с другими науками. Структура и масштабы Вселенной.
Астрономия является одной из древнейших наук, истоки которой относятся к каменному веку (VI-III тысячелетия до н. э.).
Астрономия это наука, изучающая движение, строение, происхождение и развитие небесных тел и их систем.
Астрономия [греч. Астрон (astron) - звезда, номос (nomos) -закон] – наука, которая изучает движение небесных тел (раздел “небесная механика”), их природу (раздел “астрофизика”), происхождение и развитие (раздел “космогония”)
Астрономия – одна из самых увлекательных и древнейших наук о природе – исследует не только настоящее, но и далекое прошлое окружающего нас макромира, а также позволяет нарисовать научную картину будущего Вселенной. Человека всегда интересовал вопрос о том, как устроен окружающий мир и какое место он в нем занимает. У большинства народов еще на заре цивилизации были сложены особые - космологические мифы, повествующие о том, как из первоначального хаоса постепенно возникает космос (порядок), появляется все, что окружает человека: небо и земля, горы, моря и реки, растения и животные, а также сам человек. На протяжении тысячелетий шло постепенное накопление сведений о явлениях, которые происходили на небе.
Потребность в астрономических знаниях диктовалась жизненной необходимостью (демонстрация фильмов: "Все тайны космоса #21 - Открытие - история астрономии" и Астрономия (2⁄15). Самая древняя наука.)
Оказалось, что периодическим изменениям в земной природе сопутствуют изменения вида звездного неба и видимого движения Солнца. Высчитать наступление определенного времени года было необходимо для того, чтобы в срок провести те или иные сельскохозяйственные работы: посев, полив, уборку урожая. Но это можно было сделать лишь при использовании календаря, составленного по многолетним наблюдениям положения и движения Солнца и Луны. Так необходимость регулярных наблюдений за небесными светилами была обусловлена практическими потребностями счета времени. Строгая периодичность, свойственная движению небесных светил, лежит в основе основных единиц счета времени, которые используются до сих пор, - сутки, месяц, год.
Простое созерцание происходящих явлений и их наивное толкование постепенно сменялись попытками научного объяснения причин наблюдаемых явлений. Когда в Древней Греции (VI в. до н. э.) началось бурное развитие философии как науки о природе, астрономические знания стали неотъемлемой частью человеческой культуры. Астрономия - единственная наука, которая получила свою музу-покровительницу - Уранию.
О первоначальной значимости развития астрономических знаний можно судить в связи с практическими потребностями людей. Их можно разделить на несколько групп:
· cельскохозяйственные потребности (потребность в отсчете времени - сутки, месяцы, годы. Например, в Древнем Египте определяли время посева и уборки урожая по появлению перед восходом солнца из-за края горизонта яркой звезды Сотис - предвестника разлива Нила);
· потребности в расширении торговли, в том числе морской (мореплавание, поиск торговых путей, навигация. Так, финикийские мореплаватели ориентировались по Полярной звезде, которую греки так и называли - Финикийская звезда);
· эстетические и познавательные потребности, потребности в целостном мировоззрении (человек стремился объяснить периодичность природных явлений и процессов, возникновение окружающего мира).
Зарождение астрономии в астрологических идеях свойственно мифологическому мировоззрению древних цивилизаций.
Этапы развития астрономии (подробнее смотрите Книгу по истории астрономии)
I-й Античный мир (до н. э). Философия →астрономия → элементы математики (геометрия). Древний Египет, Древняя Ассирия, Древние Майя, Древний Китай, Шумеры, Вавилония, Древняя Греция.
Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии: ФАЛЕС Милетский (625-547, Др.Греция), ЕВДОКС Книдский (408- 355, Др. Греция), АРИСТОТЕЛЬ (384-322, Македония, Др. Греция), АРИСТАРХ Самосский(310-230, Александрия, Египет), ЭРАТОСФЕН (276-194, Египет), ГИППАРХ Родосский (190-125г, Др.Греция).
Археологами установлено, что человек владел начальными астрономическими знаниями уже 20 тыс. лет назад в эпоху каменного века.
· Доисторический этап от 25 тыс.лет до н.э.- до 4 тыс. до н.э.(наскальные рисунки, природные обсерватории и т.д.).
· Древний этап условно можно считать от 4.000лет до н.э.-1000 до н.э.:
o около 4.тыс. лет до н.э. астрономические памятники древних майя, каменная обсерватория Стоунхендж ( Англия);
o около 3000 лет до н.э. ориентировка пирамид, первые астрономические записи в Египте, Вавилоне, Китае;
o около 2500лет до н.э. установление египетского солнечного календаря;
o около 2000 лет до н.э. создание 1-ой карты неба (Китай);
o около 1100 лет до н.э. определение наклона эклиптики к экватору;
· Античный этап
o идеи о шарообразности Земли (Пифагор, 535 г. до н.э.);
o предсказание Фалесом Милетским солнечного затмения (585 г. до н.э.);
o установление 19-летнего цикла лунных фаз (цикл Метона, 433 г. до н.э);
o идеи о вращении Земли вокруг оси ( Гераклит Понтийский, 4 век до н.э);
o идея концентрических кругов (Евдокс), трактат «О Небе» Аристотель (доказательство шарообразности Земли и планет) составление первого каталога звёзд 800 звёзд, Китай (4 век до н.э.);
o начало систематических определений положений звёзд греческими астрономами, развитие теории системы мира (3 век до н.э.);
o открытие прецессии, первые таблицы движения Солнца и Луны, звездный каталог 850 звезд (Гиппарах, (2 Век до н.э);
o идея о движении Земли вокруг Солнца и определение размеров Земли (Аристарх Самосский, Эратосфен 3-2 в. до н.э.);
o введение в римской империи Юлианского календаря (46 г. до н.э);
o Клавдий Птолемей – «Синтаксис»(Альмогест)-энциклопедия античной астрономии, теория движения, планетные таблицы (140 г. н.э).
Представление об астрономических познаниях греков этого периода дают поэмы Гомера и Гесиода: там упоминается ряд звёзд и созвездий, приводятся практические советы по использованию небесных светил для навигации и для определения сезонов года. Космологические представления этого периода целиком заимствовались из мифов: Земля считается плоской, а небосвод - твёрдой чашей, опирающейся на Землю. Главными действующими лицами этого периода являются философы, интуитивно нащупывающие то, что впоследствии будет названо научным методом познания. Одновременно проводятся первые специализированные астрономические наблюдения, развивается теория и практика календаря; в основу астрономии впервые полагается геометрия, вводится ряд абстрактных понятий математической астрономии; делаются попытки отыскать в движении светил физические закономерности. Получили научное объяснение ряд астрономических явлений, доказана шарообразность Земли.
II-ой Дотелескопический период. (наша эра до 1610г). Упадок науки и астрономии. Развал Римской империи, набеги варваров, зарождение христианства. Бурное развитие арабской науки. Возрождение науки в Европе. Современная гелиоцентрическая система строения мира.
Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Клавдий ПТОЛЕМЕЙ (Клавдиус Птоломеус)( 87-165, Др. Рим ), БИРУНИ, Абу Рейхан Мухаммед ибн Ахмед аль – Бируни (973-1048, совр. Узбекистан), Мирза Мухаммед ибн Шахрух ибн Тимур (Тарагай) УЛУГБЕК(1394 –1449, совр. Узбекистан), Николай КОПЕРНИК (1473-1543,Польша), Тихо (Тиге) БРАГЕ (1546- 1601, Дания).
· Арабский период. После падения античных государств в Европе античные научные традиции (в том числе и астрономии) продолжили развитие в арабском халифате, а также в Индии и Китае
o 813г. Основание в Багдаде астрономической школы (дом мудрости);
o 827г. определение размеров земного шара по градусным измерениям между Тигром и Евфратом;
o 829г. основание Багдадской обсерватории;
o Х в. открытие лунного неравенства (Абу-ль-Вафа, Багдад);
o каталог 1029 звёзд, уточнение наклона эклиптики к экватору, определение длинны 1° меридиана (1031г, Ал-Бируни);
o многочисленные работы по астрономии до конца 15 века (календарь Омара Хайяма, «Ильханские таблицы» движения Солнца и планет(Насирэддин Тусси, Азербайджан), работы Улугбека);
· Европейское возрождение.
· В конце 15 века начинается возрождение астрономических знания в Европе, которое привело к первой революции в астрономии. Эта революция в астрономии была вызвана требованиями практики – начиналась эпоха великих географических открытий.
o Дальние плавания требовали точных методов определения координат. Система Птолемея не могла обеспечить возросших потребностей. Страны, которые первыми обратили внимание на развитие астрономических исследований, добивались наибольших успехов в открытии и освоении новых земель.
o В Португалии, еще в 14 веке принц Генрих основал обсерваторию для обеспечения потребностей мореплавания, и Португалия первая из Европейских стран начала захват и эксплуатацию новых территорий.
o Важнейшие достижения европейской астрономии XV - XVI веков это планетные таблицы (Региомонтан из Нюрнберга, 1474г.),
o работы Н.Коперника, которые произвели первую революцию в Астрономии (1515-1540 гг.),
o наблюдения датского астронома Тихо Браге в обсерватории Ураниборг на острове Вэн (самые точные в дотелескопическую эпоху).
III-ий Телескопический до появления спектроскопии (1610-1814гг):
ü Изобретение телескопа и наблюдения с его помощью.
ü Законы движения планет. Открытие планеты Уран.
ü Первые теории образования Солнечной системы.
Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Галилео ГАЛИЛЕЙ (1564-1642, Италия), Иоганн КЕПЛЕР (1571-1630, Германия), Ян ГАВЕЛИЙ (ГАВЕЛИУС) (1611-1687, Польша), Ганс Христиан ГЮЙГЕНС (1629-1695, Нидерланды), Джованни Доминико (Жан Доменик) КАССИНИ> (1625-1712, Италия-Франция), Исаак НЬЮТОН (1643-1727, Англия), Эдмунд ГАЛЛЕЙ ( ХАЛЛИ, 1656-1742, Англия), Вильям (Уильям) Вильгельм Фридрих ГЕРШЕЛЬ (1738-1822, Англия), Пьер Симон ЛАПЛАС (1749-1827, Франция).
· В начале 17 века (Липперсгей, Галилей, 1608 г) был создан оптический телескоп, многократно раздвинувший горизонт познания человечества о мире.
o определяется параллакс Солнца (1671), что позволило с высокой точностью определить астрономическую единицу и определить скорость света,
o открываются тонкие движения оси Земли, собственные движения звёзд, законы движения Луны,
o в 1609- 1618 гг. Кеплер на основе этих наблюдений планеты Марс открыл три закона движения планет,
o в 1687г. Ньютон опубликовал закон всемирного тяготения, объясняющий причины движения планет.
o создаётся небесная механика;
o определяются массы планет;
o в начале ХIХ века (1.01.1801г.) Пиацци открывает первую малую планету (астероид) Цереру;
o в 1802 и в 1804 годах были открыты Паллада и Юнона.
IV-ый Спектроскопия и фотография. (1814-1900гг).
ü Спектроскопические наблюдения.
ü Первые определения расстояния до звезд.
ü Открытие планеты Нептун.
Ученые, внесшие значительный вклад в развитие астрономии в данный период: Йозеф фон ФРАУНГОФЕР(1787-1826, Германия), Василий Яковлевич (Фридрих Вильгельм Георг) СТРУВЕ (1793-1864, Германия-Россия), Джордж Бидделл ЭРИ(ЭЙРИ, 1801-1892, Англия), Фридрих Вильгельм БЕССЕЛЬ (1784-1846, Германия), Иоганн Готфрид ГАЛЛЕ (1812-1910, Германия), Уильям ХЕГГИНС (Хаггинс, 1824-1910, Англия), Анжело СЕККИ (1818-1878, Италия), Федор Александрович БРЕДИХИН (1831-1904, Россия), Эдуард Чарльз ПИКЕРИНГ (1846-1919, США).
· В 1806 - 1817 гг И.Фраунтгофер (Германия) создаёт основы спектрального анализа, измеряет длинны волн солнечного спектра и линий поглощения, заложив таким образом основы астрофизики.
· В 1845 г. И.Физо и Ж.Фуко (Франция) получили первые фотографии Солнца.
· В 1845 - 1850 гг лорд Росс (Ирландия) открыл спиральную структуру некоторых туманностей
· в 1846 г. И.Галле (Германия) по вычислениям У.Леверье (Франция) открыл планету Нептун, что явилось триумфом небесной механики
· Внедрение в астрономию фотографии позволило получить фотоснимки солнечной короны и поверхности Луны, начать исследования спектров звёзд, туманностей, планет.
· Прогресс в оптике и телескопостроении позволил открыть спутники Марса, описать поверхность Марса по наблюдениям его в противостоянии (Д. Скиапарелли)
· Повышение точности астрометрических наблюдений позволило измерить годичный параллакс звёзд (Струве, Бессель, 1838г), открыть движение земных полюсов.
V-ый Современный период (1900-наст.время).
ü Развитие применения в астрономии фотографии и спектроскопических наблюдений.
ü Решение вопроса об источнике энергии звезд.
ü Открытие галактик. Появление и развитие радиоастрономии.
ü Космические исследования.
· В начале ХХ века К.Э.Циолковский издаёт первое научное сочинение по космонавтике - «Исследование мировых пространств реактивными приборами».
· В 1905 г. А.Эйнштейн создаёт специальную теорию относительности
· в 1907 - 1916 годах общую теорию относительности, что позволило объяснить имеющиеся противоречия между существовавшей физической теорией и практикой, дало импульс для разгадки тайны энергии звёзд, стимулировало развитие космологических теорий
· В 1923 г Э.Хаббл доказал существование других звёздных систем - галактик
· в 1929 г. Э.Хаббл открыл закон «красного смещения» в спектрах галактик.
· в 1918 г. установлен 2,5 – метровый рефлектор в обсерватории Маунт-Вилсон, а в 1947 г.там же вступил в строй 5-и метровый рефлектор)
· Радиоастрономия возникла в 30-х годах 20-го века вместе с появлением первых радиотелескопов.
· В 1933 Карл Янский из Bell Labs обнаружил радиоволны, идущие из центра галактики.
· Гроут Ребер в 1937 году сконструировал первый параболический радиотелескоп.
· В 1948 г. запуски ракет в высокие слои атмосферы (США) позволили обнаружить рентгеновское излучение солнечной короны.
· Арономы начали изучение физической природы небесных тел и значительно расширили границы исследуемого пространства.
· Астрофизика стала ведущим разделом астрономии, она получила особенно большое развитие в XX в. и продолжающая бурно развиваться в наши дни.
· В 1957 г. было положено начало качественно новым методам исследований, основанным на использовании искусственных небесных тел, что в дальнейшем привело к возникновению новых разделов астрофизики.
· В 1957 в СССР запущен первый искусственный спутник Земли, что ознаменовало начало космической эры для человечества.
· Космические аппараты позволили выводить за пределы земной атмосферы инфракрасные, рентгеновские и гамма-телескопы).
· Первые полеты человека в космос (1961 г., СССР), первая высадка людей на Луну (1969 г., США), — эпохальные события для всего человечества.
· Доставка на Землю лунного грунта (Луна-16, СССР, 1970 г.),
· Посадка спускаемых аппаратов на поверхности Венеры и Марса,
· Посылка автоматических межпланетных станций к более далеким планетам Солнечной системы.
Связь c
другими предметами.
ПСС т 20 Ф. Энгельс – “Сперва астрономия, которая уже из-за времен года
абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих работ. Астрономия может
развиваться только при помощи математики. Следовательно приходилось заниматься
и математикой. Далее, на известной ступени развития земледелия в известных
странах (поднятие воды для орошения в Египте), а в особенности вместе с
возникновением городов, крупных построек и развитием ремесла развивалось и
механика. Вскоре она становится необходимой для судоходства и военного дела.
Она так же передается в помощь математике и таким образом способствует ее
развитию”.
Астрономия сыграла столь ведущую роль в истории науки, что многие ученые
считают - “астрономию наиболее существенным фактором развития от ее
возникновения - вплоть до Лапласа, Лагранжа и Гаусса” - они черпали из нее
задания и создавали методы решения этих задач. Астрономия, математика и физика
никогда не теряли взаимосвязи, что нашло отражение в деятельности многих
ученых.
Взаимодействие астрономии и физики продолжает оказывать влияние на развитие других наук, технологии, энергетики и различных отраслей народного хозяйства. Пример - создание и развитие космонавтики. Разрабатываются способы удержания плазмы в ограниченном объеме, концепция "бесстолкновительной" плазмы, МГД-генераторы, квантовые усилители излучения (мазеры) и т. д.
1
- гелиобиология
2 - ксенобиология
3 - космическая биология и медицина
4 - математическая география
5 - космохимия
А - сферическая астрономия
Б - астрометрия
В - небесная механика
Г - астрофизика
Д - космология
Е - космогония
Ж - космофизика
Астрономию и химию связывают
вопросы исследования происхождения и распространенности химических элементов и
их изотопов в космосе, химическая эволюция Вселенной. Возникшая на стыке
астрономии, физики и химии наука космохимия тесно связана с астрофизикой,
космогонией и космологией, изучает химический состав и дифференцированное
внутреннее строение космических тел, влияние космических явлений и процессов на
протекание химических реакций, законы распространенности и распределения
химических элементов во Вселенной, сочетание и миграцию атомов при образовании
вещества в космосе, эволюцию изотопного состава элементов. Большой интерес для
химиков представляют исследования химических процессов, которые из-за их
масштабов или сложности трудно или совсем невоспроизводимых в земных
лабораториях (вещество в недрах планет, синтез сложных химических соединений в
темных туманностях и т. д.).
Астрономию, географию и геофизику связывает изучение
Земли как одной из планет Солнечной системы, ее основных физических
характеристик (фигуры, вращения, размеров, массы и т. д.) и влияния космических
факторов на географию Земли: строение и состав земных недр и поверхности,
рельеф и климат, периодические, сезонные и долговременные, местные и глобальные
изменения в атмосфере, гидросфере и литосфере Земли - магнитные бури, приливы,
смена времен года, дрейф магнитных полей, потепления и ледниковые периоды и т.
д., возникающие в результате воздействия космических явлений и процессов
(солнечной активности, вращения Луны вокруг Земли, вращения Земли вокруг Солнца
и др.); а также не потерявшие своего значения астрономические методы ориентации
в пространстве и определения координат местности. Одной из новых наук стало
космическое землеведение - совокупность инструментальных исследований Земли из
космоса в целях научной и практической деятельности.
Связь астрономии и биологии определяется их
эволюционным характером. Астрономия изучает эволюцию космических объектов и их
систем на всех уровнях организации неживой материи аналогично тому, как
биология изучает эволюцию живой материи. Астрономию и биологию связывают
проблемы возникновения и существования жизни и разума на Земле и во Вселенной,
проблемы земной и космической экологии и воздействия космических процессов и
явлений на биосферу Земли.
Связь астрономии с историей и
обществоведением, изучающим развитие материального мира на качественно
более высоким уровне организации материи, обусловлена влиянием астрономических
знаний на мировоззрение людей и развитие науки, техники, сельского хозяйства,
экономики и культуры; вопрос о влиянии космических процессов на социальное
развитие человечества остается открытым.
Красота звездного неба будила мысли о величии мироздания и вдохновлялписателей
и поэтов. Астрономические наблюдения несут в себе мощный эмоциональный
заряд, демонстрируют могущество человеческого разума и его способности
познавать мир, воспитывают чувство прекрасного, способствуют развитию научного
мышления.
Связь астрономии с "наукой наук" - философией -
определяется тем, что астрономия как наука имеет не только специальный, но и
общечеловеческий, гуманитарный аспект, вносит наибольший вклад в выяснение
места человека и человечества во Вселенной, в изучение отношения "человек
- Вселенная". В каждом космическом явлении и процессе видны проявления
основных, фундаментальных законов природы. На основе астрономических
исследований формируются принципы познания материи и Вселенной, важнейшие философские
обобщения. Астрономия оказала влияние на развитие всех философских учений.
Невозможно сформировать физическую картину мира в обход современных
представлений о Вселенной - она неминуемо утратит свое мировоззренческое
значение.
· Современная астрономия – фундаментальная физико-математическая наука, развитие которой непосредственно связано с НТП. Для исследования и объяснения процессов используется весь современный арсенал разнообразных, вновь возникших разделов математики и физики. Существует и профессия астронома.
· Основные разделы астрономии:
Классическая астрономия объединяет ряд разделов астрономии, основы которых были разработаны до начала ХХ века: |
|||
|
Астрометрия: |
Сферическая астрономия
|
изучает положение, видимое и собственное движение космических тел и решает задачи, связанные с определением положений светил на небесной сфере, составлением звездных каталогов и карт, теоретическим основам счета времени. |
Фундаментальная астрометрия |
ведет работу по определению фундаментальных астрономических постоянных и теоретическому обоснованию составления фундаментальных астрономических каталогов. |
||
Практическая астрономия |
занимается определением времени и географических координат, обеспечивает Службу Времени, вычисление и составление календарей, географических и топографических карт; астрономические методы ориентации широко применяются в мореплавании, авиации и космонавтике. |
||
|
Небесная механика |
исследует движение космических тел под действием сил тяготения (в пространстве и времени). Опираясь на данные астрометрии, законы классической механики и математические методы исследования, небесная механика определяет траектории и характеристики движения космических тел и их систем, служит теоретической основой космонавтики. |
|
Современная астрономия |
Астрофизика |
изучает основные физические характеристики и свойства космических объектов (движение, строение, состав и т.д.), космических процессов и космических явлений, подразделяясь на многочисленные разделы: теоретическая астрофизика; практическая астрофизика; физика планет и их спутников (планетология и планетографии); физика Солнца; физика звезд; внегалактическая астрофизика и т. д. |
|
|
Космогония |
изучает происхождение и развитие космических объектов и их систем (в частности Солнечной системы). |
|
|
Космология |
исследует происхождение, основные физические характеристики, свойства и эволюцию Вселенной. Теоретической основой ее являются современные физические теории и данные астрофизики и внегалактической астрономии. |
Особенности астрономических методов исследования.
Наблюдения - основной источник информации о небесных телах, процессах, явлениях, происходящих во Вселенной, так как их потрогать и провести опыты с небесными телами невозможно (возможность проведения экспериментов вне Земли возникла только благодаря космонавтике).
Они имеют и особенности в том, что для изучения какого либо явления необходимы:
ü длительные промежутки времени и одновременное наблюдение родственных объектов (пример-эволюция звезд)
ü необходимость указания положения небесных тел в пространстве (координаты), так как все светила кажутся далекими от нас (в древности возникло понятие небесной сферы, которая как единое целое вращается вокруг Земли)
Самостоятельно изучить материал учебника «Астрономия», стр. 10-11.Выполнить задание для самостоятельной работы на стр.19.
Структура и масштабы Вселенной.
Что такое Вселенная?
Вселенная — это пространство, включающее в себя абсолютно все: Солнце, планеты, нашу Галактику, миллиарды других галактик Ученых полагают, что начало Вселенной положил взрыв колоссальной силы, получивший название Большого нарыва, который произошел 15 млрд. лет назад. Тогда-то и родилась материя, энергия, пространство и время. Вселенная на раннем этапе развития имела вид невероятно горячего и плотного шара, который стал стремительно расширяться и положил начало всему. Во Вселенной все постоянно меняется, рождаются и умирают звезды, а сама Вселенная продолжает расширяться во внешнее пространство.
Глядя в прошлое
Галактику, которая находится от нас на расстоянии 5 млрд. световых лет, астрономы такой, какой она была 5. Следовательно, изучение чрезвычайно удаленных объектов дает нам возможность увидеть Вселенную намного моложе, чем она есть сейчас.
Наиболее удаленные объекты, которые когда-либо удавалось наблюдать, — это новорожденные галактики или галактики, все еще находящиеся в стадии формирования. Информацию, поступающую к нам с еще более далеких расстояний и соответствующую еще более древним временам, астрономы могут только в виде слабых радиоволн, которые приходят изо всех уголков космоса. Это дают о себе знать остывшие остатки огненного шара, который взорвался во время Большого взрыва.
3. Закрепление пройденного материала (19мин.)
Фронтальный опрос.
1. Какие сведения астрономические вы изучали в курсах других предметов? (природоведение, физики, истории и т.д.)
2. Что нового узнали?
3. Что такое астрономия? Особенности астрономии и т.д.
4. В чем специфика астрономии по сравнению с другими науками о природе?
5. Какие типы небесных тел вам известны?
6. Каковы объекты познания в астрономии?
7. Какие методы и инструменты познания в астрономии Вам известны?
Письменная самостоятельная работа.
Ответьте на вопрос:
Какое значение в народном хозяйстве имеет сегодня астрономия?
Ответ: Ориентирование по звездам для определения сторон горизонта; навигация (мореходство, авиация, космонавтика) - искусство прокладывать путь по звездам; исследование Вселенной с целью понять прошлое и спрогнозировать будущее; исследование Земли с целью сохранения ее уникальной природы; получение материалов, которые невозможно получение в земных условиях; прогноз погоды и предсказание стихийных бедствий; спасение терпящих бедствие судов; исследования других планет для прогнозирования развития Земли
4. Подведение итогов урока (3 мин).
4.1 объявление оценок с комментарием.
5.Выдача домашнего задания: с.9-19, подготовить доклады по темам №4,5,6 с. 19
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.