КОНСТРУКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
по практике в рамках ПМ.02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников в начальных классах и начальных классах компенсирующего и коррекционно-развивающего образования
Шибановой Дарьи Андреевны, Столбовой Татьяны Дмитриевны
Дата: 28.09.2020 г
Курс : Школа юного астронома
Класс: 4
Руководитель практики: Чащина Татьяна Васильевна Подпись ________________________
Тема: Астрономия- наука древняя и современная
Планируемы результаты:
Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.
Метапредметные:
обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);
обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации );
обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).
Предметные: обучающиеся понимают строение солнечной системы и называют объекты которые в ней располагаются, понимают основы развития астрономии в древности и современности, различают планеты солнечной системы, умеют ориентироваться в сторонах горизонта по солнцу.
ТЦ: расширение знаний обучающихся в области астрономии посредством проблемных практических заданий.
Воспитательная: развивать целостный-ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, учатся воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию.
Развивающая:
развивать регулятивные УУД: ( умения планировать, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации);
развивать познавательные УУД: (умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации );
развивать коммуникативные УУД: (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).
Образовательная: актуализировать знания о строение солнечной системы, расширить знания основ развития астрономии в древности и современности, актуализировать знания о планетах солнечной системы, закрепить умение ориентироваться в сторонах горизонта по солнцу.
Форма занятия:урок-путешествие
Форма работы: фронтальная, парная.
Принципы воспитания и обучения:
Принципы обучения:
• принцип наглядности;
• принцип систематичности и последовательности;
• принцип доступности;
• принцип сознательности и активности;
• принцип психологической комфортности.
Принципы воспитания:
● создание положительного эмоционального подъема;
● воспитание через взаимодействие.
Методы воспитания и обучения:
Метод стимулирования деятельности и поведения:
создание ситуации успеха;
поощрение.
Методы формирования социального опыта:
педагогическое требование;
Методы по источнику получения новых знаний:
Словесные:
беседа;
объяснение;
рассказ.
Наглядные:
организация наблюдения;
демонстрация.
Практические:
Упражнения.
Методы эмоционального стимулирования:
создание ситуации успеха;
поощрение;
использование игровых форм;
постановка системы перспектив.
Метод закрепления и повторения изученного материала:
Повторение.
Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей:
Постановка проблемы или создание проблемной ситуации
Методы развития познавательного интереса:
формирование готовности к восприятию;
стимулирование занимательным содержанием.
временная работа в парах.
создание креативного поля.
Демонстрационные материалы:
Индивидуальные: дневник наблюдений , задания в гугл классе
Список литературы:
1. ФГОС НОО: текст изм. и доп. На 2011 г. / М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.
2. Программа внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно – ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. Просвещение, 2011. – 96с.- (работаем по новым стандартам).
3. Методические рекомендации. Программа внеурочной деятельности для учащихся младших классов «ШКОЛА ЮНОГО АСТРОНОМА»,Симонова Елена Николаевна,Солдатенко Лариса Васильевна, 2017.
Ход внеурочного мероприятия
Этап, задача |
Методы и приёмы |
Деятельность учителя и обучающихся |
Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап (3-4 мин) Задача: организовать положительную мотивацию на предстоящую деятельность, собрать внимание обучающихся, создать психологический комфорт, снять эмоциональное напряжение |
Метод стимулирования деятельности и поведения: поощрение. Методы формирования социального опыта: педагогическое требование; Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей: Постановка проблемы или создание проблемной ситуации Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию; стимулирование занимательным содержанием. создание креативного поля |
- Здравствуйте, ребята! Мы с вами встретились в первые, нас зовут Дарья Андреевна и Татьяна Дмитриевна, мы очень рады видеть вас и ждали с вами встречи! - Свое занятие мы бы хотели начать с прослушивания мелодии. Я предлагаю сейчас вам сесть поудобнее, закрыть глаза и расслабиться. (мелодия) Ребята, откройте глазки. С чем ассоциируется у вас мелодия? -С космосом. -А что вы представляли себе, когда слышали мелодию? -Кометы, млечный путь, вселенная, звезды, космос, планеты, метеоры. - Ребята, какое у вас воображение! |
Обучающиеся демонстрируют: регулятивные УУД (демонстрируют умение контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации); обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, умение оформлять свою мысль в устной речи).
|
Этап целеполагания и планирования предстоящей деятельности (7-10 мин) Задача: актуализировать субъектный опыт обучающихся; поставить перед обучающимися тематическую проблему занятия, обозначить цель занятия, план действий по достижению поставленной цели. |
Метод стимулирования деятельности и поведения: создание ситуации успеха; поощрение. Методы формирования социального опыта: педагогическое требование; Методы по источнику получения новых знаний: Наглядные: организация наблюдения; демонстрация. Методы эмоционального стимулирования: поощрение; использование игровых форм; постановка системы перспектив. Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей: Постановка проблемы или создание проблемной ситуации Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. временная работа в парах. создание креативного поля.
|
- А сейчас мы предлагаем вам посмотреть видеоролик, который поможет нам узнать, о чём мы с вами будем говорить на каждом занятии! Смотрите видео ролик внимательно, чтобы ответить на вопросы. (Видео) Вопросы:
- Сегодня мы посвящаем вас в школу юных астрономов и вручаем вам как настоящим астрономам дневник наблюдений и значки астрономов. - А как вы думаете, для чего нам - астрономам дневник наблюдений? (она нужна нам для того, чтобы быть наблюдательными, быть умными). - Вы правы! Каждый астроном должен быть наблюдательным! И этот дневник нам очень поможет при создании проекта в конце прохождения всего года обучения в нашей школе астрономов. - Впереди нас ждут много новых открытий и увлекательных путешествий по просторам Вселенной! - Кто запомнил, как называется наука, изучающая Вселенную? (Астрономия) - Но так, как мы стали астрономами, нужно ли нам знать, что такое астрономия? - Тогда предположите, какая же будет тема первого занятия? (предположения детей) - Тема нашего первого занятия - это “Астрономия - наука древняя и современная” - Какую цель мы с вами можем поставить? (Цель - узнать, что такое астрономия) - А чтобы достичь цели нашего занятия, предлагаем вам из предложенных пунктов плана составить правильный план сегодняшнего занятия 1) Узнать, что такое солнечная система и объекты входящие в нее 2) Познакомится со сторонами горизонта 3) Научиться различать планеты солнечной системы - Ваня, прочитай свой составленный план. - Ребята, вы согласны с Ваней? (да/нет, если нет, то почему?) - Молодец, Ваня! (Ребята, молодцы, помогли Ванечке найти ошибку и исправить её) - Ну теперь нам пора отправляться в прекрасный мир космоса! |
Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, проявляют готовность к саморазвитию. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации); коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи).
|
Деятельностный этап(17-23 мин) Задача: обучающимися материала занятия, содействовать усвоению обучающимися способов поведения, которые привели к определенному выводу, создать содержательные и организационные условия для усвоения обучающимися материала занятия. |
Метод стимулирования деятельности и поведения: создание ситуации успеха; поощрение. Методы формирования социального опыта: педагогическое требование; Методы по источнику получения новых знаний: Словесные: беседа; объяснение; рассказ. Наглядные: организация наблюдения; демонстрация. Практические: Упражнения. Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение; использование игровых форм; Метод закрепления и повторения изученного материала: Повторение. Методы развития псих.функций творческих способностей,личностных качеств детей: Постановка проблемы или создание проблемной ситуации Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. временная работа в парах. создание креативного поля.
|
Но для начала выясним, кто такие астрономы и что изучает наука – астрономия. - Кто сможет своими словами дать определение слову астрономия? астроном? Астрономы – люди, изучающие звезды. Астрономия – наука о звездном небе. - Молодцы! Вы правы. Слово «астрономия» происходит от двух греческих слов: «астрон» – звезда и «номос» – закон. Значит, астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом. Специалиста по астрономии называют астрономом. А первых астрономов называли звездочетами. Астрономия – одна из самых древних наук. Еще первобытные люди наблюдали звездное небо и изображали космические тела в своих рисунках на стенах пещер. Позднее на помощь астрономам пришли приборы. - А теперь мы предлагаем вам прочитать самостоятельно текст в паре, чтобы узнать что-то новое, о чём мы вам не рассказали. У каждой пары свой текст. После прочтения вам необходимо в тексте выделить главную мысль и озвучить её! 1. Астрономия является одной из самых древних наук на Земле. В переводе с греческого «астрон» — это «звезда», а «номос» — «закон». Другими словами, астрономия — наука, изучающая закономерности существования звезд. В Древнем Египте астрономия считалась самой важной и почетной наукой. Ею занимались только избранные люди высокого происхождения — жрецы. Им уже было известно, что сутки на Земле продолжаются 24 часа, а год — 365 суток, они знали все лунные фазы и легко могли составить любой календарь. 2. Для наблюдений за небом современные астрономы располагают сложным высокотехнологичным оборудованием вроде мощных фотоаппаратов, телескопов и других. Астрономия «поставляет» для физики новые любопытные объекты, а физика объясняет их строение, природу и физические свойства. - Ребята, озвучьте свой вывод, который отражает основной смысл астрономии древности и современности. - Спасибо! Молодцы! - Какой тогда можем сделать общий вывод по данным текстам? (Астрономия это древняя наука, которая помогает нам и по сей день узнавать что-то новое о нашем мире и космосе/Вселенной) - Теперь мы с вами можем смело отправляться в путешествие по нашей Вселенной! - Ребята, а знаете ли вы, что находится во Вселенной? А хотите узнать? Для этого мы с вами посмотрим видеоролик (https://www.youtube.com/watch?time_continue=173&v=qd_jkqMg1XA&feature=emb_logo с 2.30мин. ) и заполним схему на 3 странице дневника наблюдений: - Миша, прочитай, что ты написал в окошечках. - Кто хочет дополнить? - Молодцы, ребята! Представляете, насколько большая наша Вселенная и как много в ней интересных и удивительных вещей! Но нам пора отправиться дальше в путешествие! - И вот мы с вами оказались в знакомом нам месте, кто сможет назвать, где мы с вами сейчас находимся? (Мы находимся в солнечной системе) - Какие вы умные астрономы! - Coлнeчнaя cиcтeмa - мecтo в кocмичecкoм пpocтpaнcтвe, в кoтopoм pacпoлaгaeтcя Coлнце, плaнeты пo пopядку и мнoжecтвo дpугиx кocмичecкиx oбъeктoв и нeбecныx тeл. Coлнeчнaя cиcтeмa - caмoe дopoгoe мecтo, в кoтopoм мы живём, нaш дoм. Haшa Bceлeннaя пpeдcтaвляeт coбoю oгpoмнoe мecтo, гдe мы зaнимaeм кpoшeчный угoлoк. Ho для зeмлян Coлнeчнaя cиcтeмa кaжeтcя caмoй нeoбъятнoй тeppитopиeй, дo дaльниx угoлкoв кoтopoй мы лишь начинаем приближаться. https://www.youtube.com/watch?time_continue=195&v=pg9gelaIJmM&feature=emb_logo
Физминутка Один, два, три, четыре, пять, (ходьба на месте) В космос мы летим опять. (соединить руки над головой) Отрываюсь от Земли, (подпрыгнуть) долетаю до Луны. (руки в стороны, покружиться) На орбите повисим, (покачать руками вперед-назад) И опять домой спешим. (ходьба на месте) - Вот так мы с вами и оказались на Земле! - Ребята, а сейчас мы с вами отправимся в планетарий. - А вы знаете, что такое планетарий? - Планетарий - это такое здание в виде купола, где с помощью цифровых технологий можно наблюдать за звёздным небом! - А кто-нибудь из вас был в планетарии? Вам понравилось? (Или - если вы не были никогда в планетарии, то сейчас вы в нём побываете!) - https://stellarium-web.org/
(виртуальный планетарий) https://www.google.com/earth/index.html (Играет спокойная/космическая музыка и ведется рассказ учителя) - Звездное небо всегда притягивало внимание людей, недаром астрономия – одна из самых древних наук. Кажется, что ясной ночью на небе видно бесчисленное количество звезд. На самом же деле невооруженным глазом человек может увидеть всего лишь несколько тысяч. Когда-то давным-давно, глядя на звездное небо, люди думали, что над их головами простирается огромный купол небосвода, на котором держатся маленькие светящиеся точки... Я с детства очень люблю смотреть на звездное небо, такое глубокое, завораживающее своей красотой. В звездах заключена какая-то загадка, которую нам людям пока не удается разгадать. Звездное небо манит своей непостижимой таинственностью и обещает исполнение заветных желаний. Если очень внимательно рассматривать звездное небо, можно увидеть на немало различных рисунков из звезд, которые придумали люди, когда о звездном небе никто ничего не знал. Это и есть созвездия. И так ребята, вы прослушали небольшую историю о том , что такое звездное небо, мы с вами увидели звёздное небо в виртуальном планетарии - И сейчас, мы предлагаем вам поработать на 4 странице дневника, чтобы научиться работать со звёздной картой как настоящие астрономы! - Миша, прочитай задание (рассмотри звездную карту. Найди 5 созвездий: Кит, Малая Медведица, Компас, Змееносец, Козерог. Выдели название цветом). - На эту работу у вас есть 2 минуты!
- Саша, покажи свою карту! Нашла ли ты все созвездия? Легко ли ты их нашла? Что тебе было сложно? - Не расстраивайтесь, если у вас не получилось найти все созвездия, ведь мы только учимся быть астрономами! Дома вы можете вместе с родителями поизучать эту звёздную карту и найти все созвездия! - Ребята, а как вы думаете, как нам может помочь солнце, если мы с вами заблудились, например, в лесу? (оно может помочь сориентироваться в сторонах горизонта) - Правильно! - На уроках окружающего мира вы уже познакомились со сторонами света. -Какие
стороны горизонта вы знаете? - Вспомните, с какой стороны вы видите солнце, когда просыпаетесь рано утром и когда ложитесь вечером спать. Вспомнили? - А теперь посмотрите на 5 страницу, Какое задание там дано? (Прочитай предложения и заполни пропуск) 1. Солнце всегда восходит на ____________( востоке), 2. Заходит Солнце всегда на ____________ (западе). 3. В 12 часов дня (т.е. в полдень) Солнце находится на ____________ (юге), а полуденная тень от предметов направлена на____________ (север). - Таня, прочитай как ты заполнила пропуски. - Ребята, вы все согласны? (Почему нет?) - Если в полдень встать лицом по направлению полуденной тени, то впереди будет север, позади – юг, справа – восток,слева – запад. - Помни! определить стороны горизонта по солнцу можно только днём и только в ясную погоду. - Ниже под заданием у вас дана картинка с человечком, нам необходимо подписать стороны горизонта, чтобы лучше запомнить их расположение относительно солнца! - Миша и Лера, можете ли вы нам помочь в небольшом эксперименте? - Мишенька, ты будешь солнцем, вот тебе фонарик. А Лера у нас будет заблудившимся астрономом! Миша, направь свой луч света на Леру так, чтобы её тень падала прямо, как будто сейчас полдень. А вы, ребята, назовите, где будет восток относительно тени? Запад? Север? Юг? - Молодцы! Теперь мы точно с вами никогда не заблудимся в лесу или в поле!
|
Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют регулятивные УУД (демонстрируют умения планировать, контролировать и оценивать свои действия, в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации); обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы поиска, интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации ); обучающиеся демонстрируют коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи). Предметные: обучающиеся понимают строение солнечной системы и называют объекты которые в ней располагаются, понимают основы развития астрономии в древности и современности, различают планеты солнечной системы. |
Этап контроля (3-4 мин) Задача: дать качественную оценку деятельности обучающихся и взаимодействия с педагогом и одноклассниками |
Метод стимулирования деятельности и поведения: создание ситуации успеха; поощрение. Методы формирования социального опыта: педагогическое требование; Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха; поощрение; Метод закрепления и повторения изученного материала: Повторение. Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием. создание креативного поля.
|
- Ребята, вот мы с вами и побывали на просторах Вселенной, побывали в планетарии и даже смогли вспомнить, как ориентироваться в сторонах горизонта по Солнцу!. - Понравилось ли вам по наше сегодняшнее путешествие? (ответы детей) - А что больше всего запомнилось? (ответы детей) - Ребята, мы предлагаем вам составить синквейн по теме нашего занятия, чтобы вы пришли домой и рассказали родным, что мы узнали сегодня на занятии! - Откройте 6 страницу дневника. На ней дан план составления синквейна, если кто-то из вас его забыл. - Какое слово будет главным в синквейне? - Правильно! Астрономия. Астрономия.
- Можете начать составлять синквейн, на это у вас есть 1 минута. Пишите аккуратно, разборчивым почерком. - Кто хочет поделиться своим синквейном? (спросила 1го ребёнка) - Молодец Маша/Миша! Ребята, похлопаем! |
Личностные: обучающиеся проявляют целостный ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии, умеют воспринимать новую информацию и находить ей место в системе своих знаний упорядочивать свои опыт, проявляют готовность к саморазвитию. Метапредметные: обучающиеся демонстрируют познавательные УУД (демонстрируют умения выполнять познавательные и практические задания; умение использовать различные способы интерпретация информации в соответствии с поставленной задачей, согласовывать имеющиеся знания с новым материалом и стремиться к их систематизации ); коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи). |
Этап рефлексии (4-5 мин) Задача: инициировать рефлексию обучающихся по поводу своего психолого - эмоционального состояния, обеспечить усвоение обучающимися принципов саморегуляции и сотрудничества
|
Метод стимулирования деятельности и поведения: поощрение. Методы формирования социального опыта: педагогическое требование; Методы эмоционального стимулирования: поощрение; использование игровых форм; Методы развития познавательного интереса: стимулирование занимательным содержанием.
|
- Сегодня мы с вами узнали много нового и полезного про наш мир, побывали в разных местах нашей большой Вселенной! - Ребята, посмотрите внимательно на доску, на что она похожа? (на космос - украшена планетами). - А чего нам не
хватает? (звезд, метеоритов, солнца, комет, галактик) - Я предлагаю украсить наш космос звёздами, кометами и метеоритами! Звезда означает, что вам очень понравилось занятие; Комета - было очень интересно, я узнал много нового; Метеорит - я хочу узнать ещё больше про космос и Вселенную. - Каждый астроном по очереди выйдет и украсит наш космос! - А я прикреплю звезду, потому что мне очень понравилось работать с такими умными, любознательными и дружными учениками школы астрономов! - Спасибо всем за занятие! До свидания! |
Личностные: обучающиеся проявляют готовность к саморазвитию. коммуникативные УУД (умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на занятии, совместно договариваться о правилах общения и следовать им, умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи). |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.