АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ: РЕШЁННЫЕ И НЕРЕШЁННЫЕ ВОПРОСЫ
М.А. Жаров
заместитель директора по научно-методической работе, преподаватель
«Педагог лишь до тех пор способен на самом деле
воспитывать и образовывать, пока сам работает над
своим собственным воспитанием и образованием».
А. Дистервег
Аттестация педагогических работников - один из способов личностного роста. В последнее десятилетие неоднократно отмечалась смена нормативно-правовой базы процедуры аттестации педагогических работников, которая регулярно обновляется в соответствии с тенденциями развития современного образования. Однако, сама процедура как была, так и осталась, поменялась лишь форма представления результатов педагогической деятельности.
В данном контексте большая роль в подготовке преподавателей к всестороннему анализу профессиональной деятельности принадлежит методической службе колледжа, которая координирует работу преподавателей по подготовке к аттестации с одной стороны. С другой стороны – важным для соискателя является межаттестационный период, когда преподавателям нужно не бездействовать и просто чего-то выжидать, а проявлять инициативу, стараться подняться на качественно новую ступень.
Таким образом, целью методической работы по данному направлению является успешное предоставление преподавателем результатов своей профессиональной деятельности в форме портфолио.
Определение самого процесса аттестации общее для всех аттестующих и аттестуемых, но отношение к ней и отзывы различны. Приведу различные точки зрения коллег, размещённые в онлайн-среде и озвученные на различных семинарах.
«Аттестация – это демонстрация достижений педагога в виде грамот, сертификатов, что ставит его в позицию «накопителя подтверждающих документов»…».
«Единственное, что иногда утомляет и напрягает при подготовке – это, порой, объём документации, её разработки и копирования для различных папок, что занимает у преподавателя много времени, которое он мог бы потратить на общение со студентами, на творческую составляющую подготовки к занятиям и др.».
«Аттестация – это стимул достичь определённых высот в освоении образовательных стандартов нового поколения, и соответствовать всем требованиям, предъявляемым к желаемой квалификационной категории».
«Аттестация – это возможность подвести итог профессиональной деятельности за определённый период времени, мотивация к саморазвитию, самосовершенствованию».
В этих нескольких высказываниях можно проследить типичные проблемы и вопросы, которые возникают у педагогов при подготовке к аттестации.
Не случайно, аттестация в целях установления квалификационной категории по должности преподаватель является добровольным выбором каждого.
Существующие требования к аттестации преподавателя на квалификационную категорию побуждают его к личностному и профессиональному росту. И это не случайно. Личностный рост – это движение вперёд, навстречу своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Личностный рост – это способность «творить себя!».
Рабочая гипотеза. Если создать систему устойчивой мотивации педагогических работников при подготовке к аттестации, то результативность аттестации преподавателей будет выше. Направления мотивации могут быть следующие: экономическая мотивация, формирование лидерских качеств, удовлетворённость результатами своей деятельности, мотивация на успешный конечный результат и др.
Задачи координатора, который сопровождает педагогического работника в межаттестационный период можно сформулировать следующим образом:
¾ обеспечение оперативного информирования педагогов о новом содержании образования, инновационных образовательных и воспитательных технологиях, передовом отечественном и зарубежном опыте, достижениях психолого-педагогических наук с целью внедрения в практику своей работы;
¾ систематическое, всестороннее изучение и анализ педагогической деятельности;
¾ стимулирование и развитие творческого исследовательского подхода педагога к образовательному процессу, обеспечение постоянного роста профессионального мастерства через коллективную и индивидуальную деятельность;
¾ выявление, обобщение и трансляция передового педагогического опыта в колледже;
¾ организационно-методическое обеспечение аттестации педагогических кадров.
Обобщая вышесказанное, главное в работе координатора - оказание практической помощи педагогическому работнику, которая должна быть построена таким образом, чтобы преподаватели смогли увидеть эффект от совместной деятельности и осознать свой потенциал и перспективность совместного творчества.
На настоящий момент всем хорошо известна структура портфолио, которая включает в себя 3 раздела (общие сведения о педагогическом работнике, информационно-аналитический отчёт, приложения). Отчёт структурирован по 5 критериям, 14 показателям, включает 13 таблиц, в которых отражаются данные за любые 3 года, прошедшие с момента последней аттестации, а так же материалы, подтверждающие результаты профессиональной деятельности по каждому показателю.
Затруднения при оформлении портфолио испытывают как молодые начинающие педагоги, так и преподаватели, имеющие большой опыт практической деятельности. У начинающих преподавателей основные вопросы: как это сделать? С чего начать? Как набрать необходимое количество баллов? У преподавателей со стажем – как распределить имеющиеся достижения, какие достижения лучше отразить в информационно-аналитическом отчёте, каким образом представить имеющиеся многочисленные наработки и материалы, не превышая регламентированный объем.
Совместно анализируя структуру портфолио, хорошо знакомую экспертам, при содержательном анализе критериев, показателей и таблиц выявляются знакомые всем преподавателям направления деятельности, трансформированные в новом формате представления информации.
Практика по сопровождению педагогов в межаттестационный период и практика всестороннего анализа профессиональной деятельности (экспертизы) педагогических работников профессиональных образовательных организаций показывает, что компетенции планирования профессионального развития и представления достигнутых результатов сформированы далеко не у каждого преподавателя. Таким образом, социальный заказ педагогического сообщества методической службе можно рассматривать как оказание всестороннего содействия педагогу в построении и реализации его индивидуальной траектории подготовки к аттестации.
Индивидуальную траекторию стоит рассматривать как процесс постепенного движения к намеченной ступени профессионального развития, а реальным результатом его достижения – присвоение желаемой квалификационной категории, демонстрирующей поступательный характер совершенствования педагога.
Вышесказанное подчёркивает принципиальное отличие системы деятельности методической службы от сложившейся ранее практики, которая сводилась, как правило, к консультированию по запросу. Основу данной системы составляют такие взаимосвязанные функциональные компоненты как:
¾ диагностико-аналитический компонент – изучение результатов деятельности педагогов с их последующим анализом и определением образовательных потребностей;
¾ информационный компонент – формирование информационного потока по вопросам нормативно-правового характера и процессуальной составляющей порядка аттестации;
¾ организационно-методический компонент – обеспечение условий для реализации индивидуального маршрута педагога по подготовке к аттестации;
¾ учебно-методический компонент – обеспечение непрерывности профессионального образования, осуществляемого в разных формах;
¾ психолого-педагогический компонент – сохранение психологического комфорта при подготовке к предстоящей аттестации;
¾ консультационный компонент – оказание консультативной помощи педагогическому работнику по вопросам подготовки к аттестации.
Деятельность методической службы включает так же:
¾ составление перспективного плана аттестации педагогических работников;
¾ составление плана аттестации педагогических работников на учебный год;
¾ ознакомление педагогов с нормативно-правовой базой по аттестации;
¾ информирование преподавателей по срокам подачи заявлений;
¾ информирование преподавателей по процедуре подачи заявления на установление квалификационной категории педагогическим работникам через региональный портал государственных услуг;
¾ предложение провести преподавателю самоанализ эффективности работы в отчётный период.
Цель самоанализа - всесторонне оценить педагогом результаты своей профессиональной деятельности за отчетный период
Объектом анализа является педагогическая деятельность в отчётный период. Предмет анализа – установление соответствия результатов педагогической деятельности требованиям, предъявляемым к заявленной (первой или высшей) квалификационной категории.
Шаг первый – преподавателю рекомендуем создать рабочую папку – накопитель для систематизации материалов портфолио и заполнить её основные разделы, систематизированные по всем показателям, к каждому из которых прилагается шкала оценивания в баллах.
Шаг второй - по данной шкале преподаватель оценивает результаты своей деятельности. Заполнение всех разделов папки-накопителя носит рекомендательный характер. Таким образом, преподаватель сам оценивает свои достижения, анализирует упущенные возможности (участие в межрегиональных и региональных мероприятиях, педагогических советах, проведении открытых занятий и др.). Корректирующая функция педагога связана с исправлением и сопоставлением результатов своей профессиональной деятельности.
Шаг третий – определение проблемных разделов работы по каждому показателю.
Шаг четвёртый – совместное проектирование индивидуальной траектории подготовки к аттестации на отчётный период.
Шаг пятый - консультирование по составлению плана профессионального педагогического маршрута или плана работы преподавателя на учебный год, в которых отмечаются конкретные мероприятия по основным разделам планов с последующей детализацией достигнутых результатов.
Шаг шестой - сбор и систематизация материалов, подтверждающих результаты профессиональной деятельности по каждому показателю для подготовки информационно-аналитического отчета в папке-накопителе, включая подготовку информационных справок.
Шаг седьмой - отражение результатов в перспективном плане.
Шаг восьмой – сканирование материалов, подтверждающих результаты профессиональной деятельности. Для их систематизации в электронном виде рекомендуем преподавателям создать папки с именами форм информационно-аналитического отчёта.
Далее, в совместной практической деятельности преподавателя и методической службы рекомендуем многократно использовать в работе циклически повторяющийся процесс принятия решения, известный нам как цикл Деминга (планирование – действие – проверка - корректировка), методология которого представляет собой простейший алгоритм действий по управлению процессом, в том числе и процессом подготовки к аттестации и достижению его целей.
Из опыта практической деятельности рекомендуем начать проектирование индивидуальной траектории подготовки к аттестации с показателя 4.3. Применение современных педагогических технологий, в том числе ИКТ (форма 8) информационно-аналитического отчёта. На наш взгляд, это содержательная основа, от которой несложно выстроить связи между показателями, формами и материалами, подтверждающими результаты.
Рисунок 1 – Пример проектирования индивидуальной подготовки к аттестации
В заключении хочется отметить, что важнейшим направлением при подготовке преподавателей колледжа к аттестации является внедрение технологии co-creation - сотрудничества, сотворчества, которая подразумевает сфокусированность на лучших компетенциях педагогического работника и их умножение на лучшие компетенции коллег. В такой ситуации проявляется эффект синергии, когда эффект от работы в команде выше, чем совокупный эффект её каждого участника. Таким образом, показатели аттестации, как конкретного педагога, так и всего педагогического коллектива будут более высокими.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.