В этой статье я изложила основы, которые могут быть использованы для разработки урока по аудированию. Они развивают умение слушать. Умение слушать является одним из самых сложных навыков и одним из самых важных в изучении английского языка. Для изучения английского языка неотъемлемой частью учебного процесса служит прослушивание аудио материалов на различные темы, которые легко можно найти в сети интернет и, непосредственно работа с интерактивной доской.
Восприятие на слух - это одно из средств обучения говорению. "Именно с предъявления на слух начинается большинство новых тем. Через аудирование происходит активное усвоение лексического состава и его грамматической структуры.
В результате постоянной тренировки такого вида речевой деятельности у учащихся развивается логическое мышление и способность выполнения таких сложных мыслительных операций, как анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, конкретизация и т. д.
Первое, о чём хотелось сказать, это о месте аудирования в системе уроков. Этот вид деятельности в той или иной степени присутствует на каждом уроке, так как учитель всегда старается обращаться к ученикам на английском языке, ученики также, выполняя задания даже по чтению, задают вопросы друг другу и отвечают на них в устной форме.
Я хочу вам показать, как я использую аудиозаписи и интерактивную доску при работе с учениками на уроках, а также привести ряд упражнений для обучения аудированию.
Для начала, учителю необходимо выбрать небольшой диалог или текст на аудиозаписи, к которому прилагается печатный текст. Учитель заранее прорабатывает текст для дальнейшей работы с ним в классе.
Работу с аудиозаписью можно поделить на 10 этапов.
1.Учащиеся дважды прослушивают аудиофайл, не глядя на текст. Текст находится на интерактивной доске, но он вначале скрыт от учащихся.
2 Ученики должны попытаться понять, что говорили ораторы. В сильных классах они должны изложить на английском языке, то, что они поняли из диалога. В слабых классах (или даже просто слабым учащимся) разрешается рассказать на русском языке все, что они поняли.
3 Далее учащимся предлагается выбрать верные слова, спрятанные в тексте с пропусками (открывается текст на интерактивной доске, ранее закрытый).
Заданий столько, сколько спрятанных слов в тексте. Каждое задание имеет четыре варианта ответа, где один является верным. Учащиеся, используя свои пульты, выбирают верный, по их мнению, ответ. Варианты должны быть направлены на выбор лексического значения и на правописание.
4 Теперь учитель открывает исходный текст, и учащиеся проверяют правильность их выбора ответа. Они обращают внимание на то, какие слова было трудно услышать и правильно ли были они написаны.
5 Ученики прослушивают еще раз аудиозапись с опорой на текст.
6 Дети читают вслух диалог без звукового файла. Проделывают это они 2-3 раза. Они пробуют скопировать произношение, ритм и тон английского языка.
7 Учитель предлагает учащимся прослушать аудиофайл и прочитать диалог в тоже время.
Иными словами, говорить вместе с оратором. Пробуют это они 2-3 раза, чтобы воспроизвести тон и ритм английского оратора на аудиофайле. Для этого необходимо сконцентрироваться на произношении, ритме, тембре и скорости. Если есть такая возможность, то можно замедлить запись аудиофайла. Использование медленной записи поможет связать слова вместе более естественно. Также можно записать речь учащихся, а затем сравнить их голос с носителем языка на аудиофайле.
8 Теперь дети слушают аудио еще раз, не читая текст, т.е. не глядя на экран. На этот раз учащиеся понимают разговор отлично. Также они пробуют проговаривать диалог вместе со звуком.
9 Наконец, учащиеся пробуют рассказывать диалог или его части, без аудиосопровождения
и текста. Необходимо настроить детей на то, что это процесс обучения и с каждым разом будет все легче и легче воспроизводить и понимать англоязычную речь.
После многократного прослушивания и проговаривания того же самого диалога, дети автоматически изучают грамматику и слова (лексику) без особых усилий.
10 И заключительный этап - это запись новых слов в тетрадь с переводом.
Так же можно использовать разнообразные упражнения при обучении восприятия на слух.
Упражнения делятся на три группы:
1.Упражнения, предваряющие слушание (предтекстовые)
а) ознакамливают слушающего с типом текста и создают условия для прогнозирования;
б) используют предтекстовые вопросы;
2.Упражнения, выполняемые в процессе слушания (притекстовые). Например:
а) соотнесение содержания прослушанного текста с рисунком;
б) слушание с фиксацией отдельных языковых средств (ключевых слов, географических названий, имен главных героев и т.д.).
3.Контролирующие упражнения (послетекстовые), завершающие работу над аудированием:
а) ответы на вопросы по прослушанному тексту;
б) подбор заглавия к прослушанному тексту из предложенных вариантов;
в) обсуждение текста.
Итак, как вы видите, в этой работе я попыталась описать основы для развития
прослушивания, которые могут быть применены к любому прослушиванию текста.
Разумеется это не единственный способ. Учитель может искать новые подходы в развитии понимания речи на слух.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.