Аудит кредитов и займов

  • docx
  • 30.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5 лекция.docx

Тема 5 АУДИТ РАСЧЕТОВ И УЧЕТА КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ

 

         1.      Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами.

         2.      Аудит расчетов с подотчетными лицами.

         3.      Аудит соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда.

         4.      Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

         5.      Аудит кредитов и займов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                 Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами

 

 

В соответствии с П (С) БУ № 11 \"Обязательства\" все обязательства можно разделить на: долгосрочные; текущие; обеспечения; условные обязательства; доходы будущих периодов

В свою очередь, к долгосрочным обязательствам относятся:

- долгосрочные кредиты банков;

- другие долгосрочные финансовые обязательства;

- отсроченные налоговые обязательства:

- прочие долгосрочные обязательства

Обязательства, на которое начисляются проценты и которое подлежит погашению в течение двенадцати месяцев с даты баланса, следует рассматривать как долгосрочное обязательство, если первоначальный срок погашения бил льше чем двенадцать месяцев и до утверждения финансовой отчетности существует соглашение о переоформлении этого обязательства на долгосрочное.

Долгосрочные обязательства, на которые начисляются проценты, отражаются в балансе по их настоящей стоимости Определение настоящей стоимости зависит от условий и вида обязательства

В текущих обязательств включают:

- краткосрочные кредиты банков;

- текущую задолженность по долгосрочным обязательствам:

- краткосрочные векселя выданные;

- кредиторскую задолженность за товары, работы, услуги;

- текущую задолженность по расчетам - с полученных авансов, с бюджетом, по внебюджетным платежам, по страхованию, по оплате труда, с участниками, по внутренним расчетам;

- другие текущие обязательства

Кредит представляет собой соглашение между банком и заемщиком, согласно которой банк за вознаграждение предоставляет средства в распоряжение контрагента на условиях срочности и возврата

Для учета кредитов банков Планом счетов предусмотрен счет 50 \"Долгосрочные займы\", который имеет следующие субсчета:

501 \"Долгосрочные кредиты банков в национальной валюте\";

502 \"Долгосрочные кредиты банков в иностранной валюте\":

503 \"Отсроченные долгосрочные кредиты банков в национальной валюте\";

504 \"Отсроченные долгосрочные кредиты банков в иностранной валюте\";

505 \"Прочие долгосрочные займы в национальной валюте\";

506 \"Прочие долгосрочные займы в иностранной валюте\";

а также счет 60 \"Краткосрочные займы\", который имеет следующие субсчета:

601 \"Краткосрочные кредиты банков в национальной валюте\";

602 \"Краткосрочные кредиты банков в иностранной валюте\":

603 \"Отсроченные краткосрочные кредиты банков в национальной валюте\";

604 \"Отсроченные краткосрочные кредиты банков в иностранной валюте\";

605 \"Просроченные займы в национальной валюте\";

606 \"Просроченные займы в иностранной валюте\"

Цель аудита займов банка в соответствии с МСА 200 \"Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности\" заключается в высказывании аудитором независимой профессиональной мысли относительно правильности отражения в отчетно ости предприятия информации о задолженности предприятия по полученным заем.

Исходя из цели, основными задачами аудита займов банка являются:

- контроль за соблюдением действующего законодательства относительно операций с получением, использованием и возвратом банковских займов;

- реальность данного вида кредиторской задолженности;

- наличие необходимых документов для оформления кредитов, их правильность, достоверность;

- соблюдение установленных требований к оформлению договора залога при получении кредита;

- правильность начисления процентов и их отнесения на счета учета расходов;

- использование полученных кредитов по целевому назначению;

- своевременность уплаты начисленных процентов и суммы кредита;

- наличие и причины возникновения просроченной задолженности предприятия по займам банка;

- правильность отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с получением и использованием банковских кредитов, а также с их возвращением

Объектами аудита являются операции, связанные с получением, использованием и возвратом банковских кредитов

Источниками информации аудита займов банков являются:

1) требования нормативных документов по операциям по получению, использования и возврата ссуд банка;

2) приказ об учетной политике предприятия;

3) кредитные договоры (соглашения) и приложения к ним, расчеты величины залога, перечень объектов залога и т д;

4) первичные документы по учету получения, использования и возврата долгосрочных и текущих кредитов банков;

5) учетные регистры по счетам: 31 \"Счета в банке\"

50 \"Долгосрочные займы\";

60 \"Краткосрочные займы\" и др.;

6) Главная книга;

7) акты и справки предыдущих ревизий, аудиторские заключения, данные внутреннего контроля и другая документация, обобщает результаты контроля;

8) финансовая и статистическая отчетность (ф 1 \"Баланс\", ФЗ \"Отчет о движении денежных средств\", ф 5 \"Примечания к годовой финансовой отчетности\" и т.д.);

9) ответы на запросы аудитора;

10) результаты, полученные в ходе аудиторской проверки и т.д.

 

 

 

 

 

2.      Аудит расчетов с подотчетными лицами.

 

В условиях формирования рыночной инфраструктуры большое значение приобретает аудит соблюдения законодательных норм относительно осуществления расчетных операций, в частности расчетов с подотчетными лицами.

Аудит расчетов с подотчетными лицами осуществляют сплошным порядком. Ревизор руководствуется Постановлением КМУ "О нормах возмещения расходов на командировку в пределах Украины и за границу" от 23.04.99 № 663 и Постановлением КМУ от 06.09.2000 № 1398 о внесении изменений в вышеуказанного Постановления КМУ.

Основными задачами аудита расчетов с подотчетными лицами являются: проверка соблюдения правил издания авансов; контроль за своевременностью сдачи авансовых отчетов; проверка правильности использования подотчетных сумм и оформление документов, приложенных к авансовым отчетам, а также своевременности возврата неизрасходованных сумм. Кроме того, задачей аудита является: выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов.

Источниками аудита являются: приказы и распоряжения по предприятию, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами об использовании подотчетных сумм, отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, Главная книга, баланс предприятия, данные аналитического и синтетического учета по счету 372 "Расчеты с подотчетными лицами". Сальдо этого счета может быть как дебетовым, так и кредитовым. Такие показатели отражаются развернуто: дебетовое сальдо - в составе оборотных активов, кредитовое сальдо - в составе обязательств баланса предприятия. Аудитор проверяет, подотчетное лицо в течение трех дней после возвращения из командировки или после выполнения поручения подала авансовый отчет об использовании подотчетных сумм; к авансовому отчету приложены: командировочное удостоверение, оформленное в установленном порядке (с отметками о выбытии и прибытии), железнодорожный и другие билеты, копии товарных чеков, приемные акты или расписки лиц, принявших от подотчетного лица приобретенные ценности и т.д.

Авансовый отчет бухгалтерия проверяет как с точки зрения правильности его оформления и арифметических подсчетов, так и по сути, то есть правильность и законность расходы каждой суммы, указанной в отчете. О проверке делается запись на бланке авансового отчета, после чего последний утверждает руководитель предприятия. Остаток неиспользованных сумм подотчетное лицо возвращает в кассу предприятия.

На дебете счета 372 "Расчеты с подотчетными лицами" группируют суммы, выдаваемые в подотчет, и отражают задолженность лиц:

* д-т счета 372 "Расчеты с подотчетными лицами";

* к-т счета 30 "Касса".

На кредите счета 372 учитывают суммы выполненных затрат (на основе авансовых отчетов и приложенных к ним оправдательный документов). Например, использованы деньги на командировку на семинар общехозяйственного характера будет записано в:

* д-т счета 92 "Административные расходы";

* к-т счета 372 "Расчеты с подотчетными лицами".

Если деньги выдавались в подотчет на приобретение некоторых хозяйственных материалов, запасных частей, канцелярских материалов и есть подтверждение этих расходов документами, то производят следующую запись:

* д-т счета 201 "Сырье и материалы";

* д-т счета 207 "Запасные части";

* д-т счета 22 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы";

* к-т счета 372 "Расчеты с подотчетными лицами".

Если работник занимался сбытом продукции, будучи в командировке:

* д-т счета 93 "Расходы на сбыт";

* к-т счета 372 "Расчеты с подотчетными лицами".

На возвращен остаток неиспользованных сумм подотчетным лицом:

* д-т счета 30 "Касса";

* к-т счета 372 "Расчеты с подотчетными лицами".

Аудитору следует установить, определен круг лиц, имеющих право получать подотчетные суммы. Далее аудитор требует сдачи в бухгалтерию авансовых отчетов. К лицам, которые не отчитались за полученные деньги в подотчет, применяют меры относительно погашения задолженности из начисленной заработной платы или через суд или прокуратуру. Кроме того, аудитор выясняет, не было ли случаев выдачи авансов при наличии задолженности за предварительно полученные суммы или выдачи денег лицам, которые не числятся в штате. Также следует проверить, не выдавался аванс в размере, значительно превышающем потребность.

Из выручки выдавать аванс в подотчет не разрешается. Аудитор сверяет аналитический и синтетический учет по счету 372 "Расчеты с подотчетными лицами", потом начинает сплошную проверку документов.

Размер суточных расходов для командировки по Украине изменился 12 сентября 2000 г. (с даты опубликования Постановления КМУ от 06.09.2000 № 1398 в газете "Правительственный курьер").

Суточные необходимо определять так:

* по 11.09.2000 г. включительно - 6 грн (в случае, если в счета гостиниц не включены расходы на питание), 4 грн 80 коп., С грн 60 коп., 2 грн 40 коп. (если в счета гостиниц включены расходы на одно-, двух - или трехразовое питание соответственно).

* начиная с 12.09.2000 г. - 18 грн. (в случае, если в счета гостиниц не включены расходы на питание), 14 грн 40 коп., 10 грн 80 коп., 7 грн 20 коп. (если в счета гостиниц включены расходы на одно-, двух - или трехразовое питание соответственно).

Если суточные по "переходным" командировками были рассчитаны в целом по 6 грн (4 грн 80 коп., С грн 60 коп., 2 грн 40 коп.), то необходимо сделать перерасчет. В налоговом учете сумма перечисления суточных включается в состав валовых расходов.

Срок командировки определяется руководителем, но должно составлять не более 30 календарных дней в Украине, 60 дней - за границу.

Кроме того, при наличии подтверждающих документов возмещаются расходы на проезд туда и оттуда (в том числе багаж); на бытовые услуги (стирка, чистка, ремонт одежды, белья, обуви), но не больше 10 % суточных за все дни проживания; бронирование мест в гостиницах до 50 % стоимости места; на служебные телефонные переговоры - по согласованию с руководителем.

Расходы на проезд в мягком вагоне, в каютах 1-4 группы тарифных ставок на судах морского флота, в каютах 1-2 категории на судах речного флота и самолетом И класса возмещаются с разрешения руководителя предприятия в соответствии с предоставленными проездными документами. В других случаях возмещаются расходы на проезд транспортом общего пользования (кроме такси).

Работникам, находящимся в командировке сверх установленных норм компенсации расходов при командировках возмещаются также расходы на оплату НДС за приобретенные проездные документы, пользование в поездах постельными принадлежностями и наем жилого помещения.

За период временной нетрудоспособности лицу, была в командировке, выплачивается пособие по больничным листам, дни которых не включаются в срок командировки.

Руководителям предприятий предоставлено право в случаях, когда размер расходов на служебные командировки известен заранее, проводить оплату указанных расходов по согласию лиц, которые едут в командировку, без представления оправдательных документов. Расчет выданной суммы, подписанный руководителем предприятия, хранится в бухгалтерии предприятия. Удостоверение на командировку подается в бухгалтерию без отчета.

Порой допускают составление бестоварных документов относительно заготовительных операций и фальсифицированных документов, которые оформляют оплату различных работ внештатным сотрудникам (работы фактически не выполнялись или выполнялись в незначительном объеме). В данном случае следует проверить наличие акта приемки-сдачи выполненных работ и сравнить его данные с фактическим объемом выполненных работ в натуре.

На практике встречаются нарушения операций, связанных с закупками сельскохозяйственных продуктов и сырья. Поэтому аудитору следует тщательно проверить авансовые отчеты заготовителей и прилагаемые к ним закупочные квитанции, приемные акты, сведения закупок и т.д. Аудиторы сопоставляют копии квитанций относительно номеров, дат, цены и суммы. Если есть сомнительные документы, выезжают на место или послать письменный запрос.

 

 

 

В процессе хозяйственной деятельности предприятия возникает потребность учитывать расчеты претензионного характера. Они, как правило, учитываются на субсчете 374 «Расчеты по претензиям». Проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств является одним из важнейших завдань.

Изучение задолженности по претензиям начинают с анализа инвентаризации задолженности по каждой сумме. Необходима сверка расчетов на предприятиях. Для проведения сверки расчетов дебиторам посылают выписки из аналитических счетов или направляют к ним специалистов. Одновременно нужно пригласить выписки из аналитических счетов о состоянии расчетов с предприятием у кредиторов. С целью полного изучения всех операций, связанных с расчетами, инвентаризацию их надо проводить на дату обстеження.

В ходе изучения задолженности по претензиям следует обосновать соответствующие документы и установить наличие случаев учета на балансе суммы претензий с просроченным сроком исковой давности. При этом проверяют списанные суммы невозмещенных претензий за счет финансовых результатов предприятия и устанавливают осуществления оперативного контроля за своевременностью и обоснованностью передачи материалов по претензиям в хозяйственный суд для возмещения заборгованости.

Аудитор обращает внимание на своевременность заключения и исполнения договоров на поставку продукции и материалов, определяет ответственность за невыполнение ими обязательств.

Результаты проверки целесообразно отобразить в ведомости по следующей форме (табл. 9.4).

Проверка прочей дебиторской задолженности предполагает предварительное выяснение наличия задолженности со стороны работников предприятия и других лиц, а также причин ее возникновения. Согласно Закону Украины «О налогообложении прибыли предприятий» (п. 5.4 ст. 5) к валовым расходам относятся все суммы средств на командировку, подтверждены документально.

Проверке подлежат все операции, связанные с предоставлением и использованием подотчетных сумм на командировку, хозяйственные нужды и т.п.. Аудитор должен установить, что выдача наличности лицам для командировки производилась в пределах установленных норм и отображалась на соответствующих бухгалтерских счетах.

Согласно П (С) БУ 16 «Расходы» в бухгалтерском учете расходы, непосредственно связанные с производством, отображаются на счете 23 «Производство», а расходы, связанные с управлением или сбытом продукции - на счетах 92 « Административные расходы »и 93« Расходы на сбыт ». Аудитор должен выяснить своевременность возврата в кассу неиспользованных сумм, выданных под отчет. Они должны быть возвращены в кассу не позднее чем через три дня после окончания срока, на который они были выданы.

Аудитору следует помнить, что на подотчетные суммы, которые вовремя не возвращенные работниками предприятия, увеличивается фактическая сумма наличности в кассе. Последняя сравнивается с лимитом кассы, при превышении которого выплачиваются штрафные санкции (суммы превышения) за каждый день превышения лимита. Задолженность не возвращена в кассу, воздерживаться по заработной плате и отображаться в учете по дебету субсчета 661 «Расчеты по заработной плате» и кредиту субсчета 372 "Расчеты с подотчетными лицами», но не более 50 процентов от заработной плати.

Выборочно аудитор проверяет правильность рассчитанных сумм и оформления документов на служебные командировки. Средства на командировку выдаются в размере предварительно рассчитанных сумм в соответствии с установленными нормами оплаты стоимости проезда, суточных, квартирных и т.п.. Правильность определения размера выплат на расходы, связанные с командировкой, аудитор должен проверять с учетом норм возмещения командировочных расходов в пределах Украины и за границу для работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности (кроме финансируемых из бюджетов), утвержденных Кабинетом Министров Украины. Предельные нормы суточных расходов для командировок в пределах Украины с 12.09.2000 г. составляют 18 грн, а для командировок за границу - 252 грн. Эти суммы уменьшаются, если в счет стоимости проживания в гостиницах входит одно-, двух-и трехразовое питание. Срок командировки в пределах Украины не может превышать 30 дней, а за пределы Украины - 60 дней. Реальный срок командировки определяется приказом руководителя, а для командировок за границу - еще и справкой дипломатического или консульского установи.

Правильность оформления командировочных документов определяют сравнением даты, указанной в удостоверениях (даты выбытия и прибытия работника к месту назначения), с количеством дней командировки согласно приказу руководителя и фактически проведенных. По авансовому отчету сверяют даты возвращения из командировки и представления отчета, т.е. устанавливается своевременность этой процедури.

В случае командировки за границу на служебном автомобиле расходы на горюче-смазочные материалы возмещаются в соответствии с действующими нормами за 1 км пробега и утвержденному маршруту. Аудитор должен установить соблюдение установленного действующим законодательством порядка таких розрахункив.

Аспектом проверки выданных под отчет сумм являются средства, предназначенные для хозяйственных нужд. Они выдаются в пределах имеющихся средств на текущем счете. Подобно отчетности о командировках должен быть составлен и утвержден авансовый отчет об их использовании с добавлением оправдательных документов. Аудитор проверяет полноту оприходования материальных ценностей, правильность отнесения на счета бухгалтерского учета. С этой целью анализируются данные, отраженные в журнале № 7 с.-х. «Расчеты с подотчетными лицами», где концентрируется синтетический и аналитический учет. На основе авансовых отчетов сверяют остатки на начало отчетного периода с остатком за предыдущий отчетный период, проверяют суммы выданных авансов за журнал-ордер № 1 «Касса», записи на кредите субсчета 372 "Расчеты с подотчетными лицами». Расчеты с подотчетными лицами на хозяйственные нужды должны осуществляться на следующий день, а сельскохозяйственных предприятий - в течение 10 днив.

Операции расчетов с подотчетными лицами должны быть отражены следующими записями (табл. 9.5).

Особой проверке нуждаются суммы, выданные в счет заработной платы и своевременно не возвращенные, а также выяснения наличия не возвращенных работниками подотчетных сумм, если они не отражены на субсчете 372 «Расчеты с подотчетными лицами», а скрытые на счетах 37 «Расчеты с разными дебиторами », 68« Расчеты по прочим операциям ».

Аудит расчетов по другим операциям. Расчеты по другим операциям, которые учитываются на счете 68 «Расчеты по прочим операциям», проверяют по каждому виду платежей.

Задача аудита задолженности по другим расчетам - установить:

причины возникновения долга и обоснованность осуществленных хозяйственных операций;

цель, с которой были получены авансы;

своевременность погашения ранее выданных предприятиям авансов и переплат;

правильность удержания из заработной платы работников задолженности по подотчетным суммам, возмещению материального ущерба, погашения задолженности за товары, приобретенные в кредит, полученную ссуду и т.п.;

суммы, учитываемые на этом счете и не относятся к авансов полученных (изучают данные Ведомости № 3.5 по каждой сумме, которая учитывается с целью установления их наличии).

Исследованию подлежат бухгалтерские записи на субсчетах 377 «Расчеты с прочими дебиторами» и 685 «Расчеты с прочими кредиторами». Проверка расчетов за товары, проданные в кредит, предусматривает пересмотр договоров, в которых указана сумма кредита, связанную с суммой, отраженной по дебету субсчетов 377 «Расчеты с прочими дебиторами», 685 «Расчеты с прочими кредиторами» субсчет 1 «За товары, проданные в кредит ». После этого проверяют полноту и правильность списания задолженности, проведенной по кредиту субсчетов 377 «Расчеты с прочими дебиторами» и 685 «Расчеты с прочими кредиторами». Аналогично проверяют задолженность на других субсчетах 377, 685.

Расчеты с разными дебиторами и кредиторами изучают по каждому дебитору и кредитору. При журнально-ордерной форме аналитический учет проверяют Сведения аналитического учета расчетов (ф. № 8/1 с.-х.), где на основе первичных документов отображаются обороты по кредиту в корреспонденции с дебетом соответствующих счетов. Проверяя итоги за каждым кредитором и дебитором, аудитор контролирует их достоверность в целом по сведениям, после чего сравнивает с оборотом за месяц перенесены в Журнала-ордера № 8 с.-х. данные, Журнал-ордер № 8 с.-х. сравнивает с Главной книгой и балансом пидприемства.

Проверка расчетов с персоналом по прочим операциям.

Цель аудита - подтвердить достоверность и наличие задолженности по расчетам с персоналом по прочим операциям.

Задача аудита расчетных операций по предоставлению займов работникам - установить:

наличие решения акционеров, владельцев, учредителей о предоставлении займов конкретным работникам - физическим лицам;

правильность оформления договоров на выдачу ссуды на индивидуальное жилищное строительство или строительство садовых домиков;

законность источников, за счет которых предоставлено займа;

реальность отражения в учете задолженности по предоставленным займам;

правильность и достоверность начисления процентов по займам, их соответствие ставкам, предусмотренным договором;

своевременность предоставления займа получателю и погашения ее в установленный срок на основе изучения кассовых документов (приходных и расходных ордеров, отчетов кассира) и данных финансовой звитности.

Источники проверки:

акты инвентаризации счетов;

расчетно-платежные ведомости;

Журнал-ордер № 8 с.-г.

Своевременность и полноту оприходования таких денежных средств в кассу и выдача их получателю при предоставлении ссуды через предприятие проверяют сравнением кассовых документов с выписками банка и с записью по кредиту субсчета 163 «Прочая дебиторская задолженность». Правильность отражения операций по выдаче займов из кассы работникам и служащим определяется аудитором согласно записям по дебету субсчета 163 «Прочая дебиторская задолженность» в корреспонденции с кредитом счета 30 «Касса».

Соблюдение сроков платежей по займам проверяют сравнением сумм и сроков, указанных в обязательствах, с данными платежных документов (кассовых приходных ордеров, расчетно-платежных ведомостей, выписок банка) и записей в учетных регистрах по кредиту субсчета 163 «Прочая дебиторская задолженность» в корреспонденции с дебетом счетов 30 «Касса», 31 «Счета в банках», 66 «Расчеты по оплате труда» в зависимости от порядка осуществления платежив.

Цель аудита расчетов с другими кредиторами - подтвердить обоснованность и законность возникновения таких розрахункив.

Задача аудита - установить:

наличие и правильность оформления договоров;

объем оказанных услуг;

правильность определения сумм кредиторской задолженности и сроков платежив.

Аудитор сопоставить данные по документам предприятия с выписками банка, платежными поручениями, записями на счете 68 «Расчеты по прочим операциям» субсчет 685 «Расчеты с прочими кредиторами».

Кредиторская задолженность учитывается на счете 68 «Расчеты по прочим операциям», должна быть рассмотрена с точки зрения законности ее возникновения и своевременности погашения. Аудитор должен установить:

достоверность отражения в балансе суммы кредиторской задолженности

учтенную задолженность, по которой истек срок исковой давности, выяснить причины ее возникновения и приняты меры для ее недопущения;

обоснованность списания задолженности;

правильность оформления подтверждающих документов;

обоснованность безнадежности долгов.

Другую дебиторскую задолженность отражают в учете следующими бухгалтерскими записями (табл. 9.6).

Аудитор должен установить соблюдение требований П (С) БУ 11 «Обязательства». Для этого целесообразно использовать перечень возможных нарушений требований П (С) БУ 11 «Обязательства», определенные отдельными авторами.

Выявленные аудитором нарушения П (С) БУ 11 «Обязательства» заносятся в его рабочих документов, которые находят отражение в соответствующих обобщающих документах, составленных аудитором.

3. Аудит соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда.

 

Аудит расчетов по оплате труда играет важную роль в системе как внешнего, так и внутреннего контроля Прежде всего потому, что учет труда и его оплаты является трудоемким процессом, связанных с обработкой й большого количества первичной информации, имеет много однотипных операций, осуществление которых требует много времениу.

соответствии с Законом Украины \"Об оплате труда\", заработная плата - это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которую владелец или уполномоченный им орган выплачивает работнику зл выполненную н ним роботним роботу.

Цель аудита расчетов по оплате труда в соответствии с МСА 200 \"Цель и основные принципы аудита финансовой отчетности\" заключается в высказывании аудитором независимой профессиональной мысли относительно правильности мульт ражения в отчетности предприятия информации о расчетах по оплате трудалати праці.

Вопросы оплаты труда регулируется следующими нормативными документами:

- Кодексом законов Украины о труде;

- Законом Украины \"Об оплате труда\" от 240395 г. № 108/95-ВР с изменениями и дополнениями:

- Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 080295 г. № 100, с изменениями и дополнениями;

- Инструкции по статистике заработной платы, утвержденной приказом Государственного комитета статистики Украины от 130104 р № 5;

- Законом Украины \"О налоге с доходов физических лиц\" от 220503 г. № 889-1У;

- Законом Украины \"Об отпусках\" от 151199 р;

- Порядком исчисления средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26 сентября ресня 2001 г № 1266.

Начисление, выплата и учет оплаты труда имеют провода ги согласно действующему законодательству нормативными и инструктивными материалами, которые регулируют трудовые отношения

Основными задачами аудита расчетов и оплат труда с:

- контроль за соблюдением действующего законодательства по расчетам по оплате труда:

- установление правильности заключения трудовых соглашений;

- проверка правильности осуществления нормирования труда и его оплаты:

- проверка эффективности системы внутреннего контроля расчетов по оплате труда:

- проверка выплат заработной платы по трудовым соглашениям на достоверность отражения в их учета;

- проверка правильности расчета размеров основной и дополнительной оплаты труда и премий:

- определение соблюдения установленного порядка отнесения затрат на оплат) труда на себестоимость продукции:

- выяснение законности и полноты удержаний из заработной платы и других выплат работникам;

- проверка правильности определения размера совокупного дохода, подлежащего налогообложению, а также полноты и правильности проведенных по окончании года перерасчетов подоходного налога, соответствующих р рахувань или удержаний

- проверка соблюдения порядка депонирования заработной платы и своевременности перечисления депонированных сумм по истечении срока исковой давности:

- установление правильности создания резерва оплаты отпусков;

- проверка достоверности показателей отчетности предприятия в части отражения показателей оплаты труда

Действующим Планом счетов для учета расчетов по оплате труда предназначен счет 66 \"Расчеты по выплатам работникам\" Он маг следующие субсчета:

661 \"Расчеты по заработной плате\";

662 \"Расчеты с депонентами\";

663 \"Расчеты по другим выплатам\"

Объектами аудита труда и его оплаты является трудовая дисциплина и соблюдение трудового законодательства; политика оплаты труда; обязательства по оплате труда, расчеты по выплатам работникам; начисления и у удержания из заработной платы.

Исходя из этого, можно выделить следующие источники информации аудита расчетов по оплате труда:

1) требования нормативных документов, регламентирующих учет расчетов по оплате труда;

2) коллективный договор;

3) положение о рабочем времени, положение об оплате труда, положение о премировании;

4) контрольные журналы рабочего времени;

5) должностные инструкции;

6) приказ об учетной политике;

7) другие приказы по предприятию;

8) производственно-финансовые планы, бизнес-планы,;

9) трудовые договоры и контракты;

10) формы по учету личного состава:

П-1 \"Приказ (распоряжение) о приеме на работу\"; П-2 \"Личная карточка работника\"; П-3 \"Приказ (распоряжение) о предоставлении отпуска\"; П-4 \"Приказ (распоряжение) о прекращении трудового договора тракта) \"ня трудового договору (контракту)";

П-5 \"Табель учета использования рабочего\";

П-6 \"Расчетно-платежная ведомость работника\";

П-7 \"Расчетно-платежная ведомость (сводная)\";

11) первичные документы по учету труда и его оплаты (наряды на сдельную работу, дорожные листья автомобиля, табели учета рабочего времени и т.п.);

12) накопительные ведомости, журналы учета работ и затрат;

13) расчетно-платежные ведомости, сводные ведомости начисления оплаты труда по составу и категориям работников, лицевые счета, реестр депонированной заработной платы, реестр авансовых выплат рабо работников и т.д.

14) первичные документы по учету произведенной продукции, оказанных услуг и т.д.;

15) регистры синтетического и аналитического учета по счетам: 15 \"Капитальные инвестиции\";

20 \"Производственные запасы\", 23 \"Производство\";

26 \"Готовая продукция\";

27 \"Продукция сельскохозяйственного производства\";

28 \"Товары\";

66 \"Расчеты по выплатам работникам\";

91 \"Обще производственные расходы\";

92 \"Административные расходы\";

93 \"Расходы на сбыт\";

94 \"Прочие расходы\" и др.;

16) аудиторские отчеты, акты ревизий, материалы инвентаризации и т.д.;

17) ответы на залить аудитора;

18) статистическая и финансовая отчетность;

19) результаты, полученные в ходе аудиторской проверки и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.      Аудит расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами.

Цель аудита - подтвердить соблюдение предприятием налогового законодательства, своевременность расчетов с бюджетом и государственными целевыми фондами.

Задача аудита расчетов по налогам и платежам в бюджет - установить:

перечень платежей и налогов, которые по законодательству должны платить предприятие;

правильность исчисления налогооблагаемой базы по каждому налогу;

правильность применения ставок налогов и платежей;

достоверность расчетов сумм налогов и платежей;

перечень льгот по уплате налогов и законность их использования;

полноту и своевременность уплаты налогов и платежей в бюджет;

правильность бухгалтерских записей по налоговым обязательствам и налоговых кредитов;

своевременность представления отчетности в налоговые органы по видам налогов и платежей;

правильность ведения налогового и бухгалтерского облику.

Расчеты с бюджетом по налогам и обязательным платежам проверяются выборочным или сплошным методом на базе таких источников информации (табл. 10.1).

В начале проверки аудитор должен выяснить:

перечень платежей, по которым предприятие ведет расчеты с бюджетом;

состояние внутреннего контроля по каждому виду расчетов с бюджетом по налогам, сборам и платежам;

правильность определения базы налогообложения с использованием приемов прослидковування, сверки документов и регистров бухгалтерского облику.

 

Подоходный налог - один из видов прямых налогов, взимаемый с физических лиц. Регулируется Декретом Кабинета Министров Украины и другими нормативными актами.

Плательщиками налога выступают граждане Украины, иностранные граждане и лица без громадянства.

Объектом налогообложения являются:

Для граждан, имеющих постоянное место жительства - совокупный налогооблагаемый доход за календарный год, полученный как в Украине, так и за ее пределами;

Для граждан, не имеющих постоянного места жительства в Украине - доход, полученный из источников Украини.

Ставка налога исчисляется с совокупного налогооблагаемого дохода граждан:

Для граждан по месту основной работы - по прогрессивной процентной ставкой;

Для граждан, получающих доходы не по месту основной работы, - по пропорциональной процентной ставкой - 20% (без вычета необлагаемого минимума доходов граждан).

В процессе проверки правильности удержаний подоходного налога задачи аудита - установить:

наличие и правильность оформления первичных документов, используемых для начисления заработной платы

правомерность начисления заработной платы

соблюдение порядка начисления заработной платы за ее составляющими;

правильность определения базы налогообложения, исключение тех видов начислений, которые не включаются в Фонд оплаты труда;

своевременность перерасчета подоходного налога с граждан в бюджет;

обоснованность предоставления льгот по подоходному налогу отдельным гражданам;

правильность определения совокупного дохода, подлежащего налогообложению;

правильность проведения годового перерасчета подоходного налога;

правильность налогообложения дохода при выплате заработной платы в натуральной форме;

правильность удержания налога согласно рассчитанной базы налогообложения;

правильность удержания подоходного налога с сумм заработка за выполненные работы по договорам гражданско-правового характеру.

Источниками информации для проверки правильности удержания подоходного налога с доходов граждан являются: приказы, кассовые документы, лицевые счета, ведомости на выплату заработной платы, банковские документы, Главная книга и журналы-ордери.

Основные бухгалтерские записи по начислению заработной платы и содержанию подоходного налога, приведены в табл. 10.2.

В первую очередь аудитор должен установить наличие и правильность оформления первичных документов, являющихся основанием для начисления заработной платы, удержания налогов и обязательных платежей. К ним относятся: штатное расписание, приказы о приеме, увольнении и переводе работника на другую должность; табеле учета рабочего времени; утверждены формы о размерах выполнения выработки (комиссионные за продажу, доставку); листки нетрудоспособности; приказы об отпусках и другие различные распоряжения; договоры гражданско-правового характера, документы, подтверждающие право на льготное налогообложение, наличие трудовой книжки, приказы о выплате сумм материальной помощи согласно коллективному договору; приказы об удержании сумм причиненного материального ущерба; исполнительные листи.

Процентная ставка Фонда социального страхования от несчастных случаев определяется при регистрации в фонде зависимости от кодов экономической деятельности предприятия, указанные в справке Госкомстата. Классификация отраслей экономики и видов работ по профессиональному риску производства является приложением к «Порядку определения страховых тарифов для предприятий, учреждений и организаций на обязательное государственное социальное страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания», утвержденное постановлением Кабинет Министров Украины от 13.09.2000 г. № 1423.

Следующим шагом проверки аудитором расчетов по заработной плате и удержания из совокупного дохода должен быть выяснение соблюдения юридическими или физическими лицами действующего законодательства по налогообложению. Аудитор должен установить соблюдение следующих законодательных актов:

Декрета о подоходном налоге с граждан (с изменениями и дополнениями) от 26 декабря 1992 г. № 13-92;

Закона Украины «О системе налогообложения» от 25 июня 1991 г. № 1251-XII;

Закона Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26 июня 1997 г. № 400/97-ВР;

Закона Украины «О сборе на обязательное социальное страхование» от 26 июня 1997 г. № 402/97-ВР (с изменениями и дополнениями)

Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы» от 2 марта 2000 г. с изменениями и дополнениями, внесенными Законами Украины от 11.01.2001 г. № 2213-III и от 17.01.2002 г. № 2980-III;

Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными рождением и погребением» от 18.01.2001 г. № 2240-III с изменениями и дополнениями;

Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности»;

Закона Украины «Об оплате труда» от 24 марта 1995 г. № 108/95-ВР (с изменениями и дополнениями)

Закона Украины от 26 апреля 2001 г. № 2405-III «О внесении изменений в статьи 5 Декрета Кабинета Министров Украины« О подоходном налоге с граждан »;

Инструкции о подоходном налоге с граждан, утвержденной приказом Главной государственной налоговой инспекции Украины от 21 апреля 1993 р.

Главным при проверке является установить правильность исчисления базы обложения подоходным налогом с граждан. Базой удержания подоходного налога является совокупный налогооблагаемый дохид.

При проверке совокупного дохода, подлежащего налогообложению, необходимо выяснить размер всех возможных выплат, доплаты, суммы предоставленных предприятием социальных благ в денежной и натуральной форме. К ним относятся:

суммы премий как разовые, так и по итогам работы за месяц, квартал, год (проверяется К-т 301, Д-т 661 по Журнала-ордера № 1 «Касса», Главной книге, а затем первичными кассовыми документами в те дни, когда осуществлялась их выдача)

пособие по временной нетрудоспособности;

выплаченные суммы материальной помощи;

суммы предоставленных других выплат в денежной и натуральной форме как непосредственно из кассы, состав предприятия, так и путем перечислений через банк другим организациям;

выданные или перечисленные работникам средства на питание, на погашение займов, на оплату квартиры или наем жилья, оплату газет и журналов, страхование работников, кроме обязательного, покрытие разницы между ценами приобретения и реализации товаров работникам предприятия;

суммы на приобретение акций, туристических и международных путевок, доплаты сверх норм компенсационных выплат за использование личного автотранспорта, выплаты сверх норм расходов;

закупка товара у лиц без постоянного места жительства в Украину без гражданства;

выплаты дивидендов по акциям предприятий, на которые начисляется налог в сумме 30% у источника виплати.

Кроме того, следует учесть типичные нарушения, допускаемые предприятиями при расчетах налога (табл. 10.3).

Проверку необходимо начинать с установления обоснованности предоставленных льгот по налогу отдельным гражданам. Список лиц, которым согласно законодательству предусмотрено предоставление льгот, должна предоставляться бухгалтерией или отделом кадров. По указанному списку аудитор должен выяснить наличие обязательных реквизитов документов, дающих право на получение льготы: номер документа, серия, когда и кем выдан; идентификационный код.

При выплате заработной платы в форме натуральной оплаты, необходимо установить соблюдение установленного срока перечисления в бюджет подоходного налога с граждан. Он должен быть перечислен на следующий день после выплаты заработной плати.

Для установления правильности налогообложения натуральной оплаты труда и для установления фактов выплат необходимо проверить с Главной книгой или бухгалтерским регистром, ее заменяет, записи на дебете счета 661 «Расчеты по заработной плате» в корреспонденции с кредитом счетов 70 «Доходы от реализации», 685 « Расчеты с прочими кредиторами ». Таким образом устанавливается наличие фактов таких выплат, период и стоимость товару.

По кассовым платежными документами проверяется правильность удержания подоходного налога с сумм заработка за выполненные работы по договорам гражданско-правового характера, из сумм, полученных гражданами от предприятий, с которыми они постоянно не находятся в трудовых отношениях. О таких случаях предоставляются сведения в налоговые инспекции по месту проживання.

Форма № 2 «О выплаченных доходах и взысканные налоги» отправляется в налоговый орган с обязательным уведомлением о вручении. Необходимо сохранить квитанцию ​​и корешок уведомления о получении налоговым органом формы № 2.

По сведениям начисления заработной платы нужно проверить правильность удержания подоходного налога и правильность подведения итогов по суммам удержанного подоходного налога. Разница между общей суммой начисленной заработной платы и суммой всех удержаний равна общей сумме средств к выплате заработной платы за II половину месяца, которая должна соответствовать итогам в платежных видомостях.

В дальнейшем необходимо проверить общие итоги удержанного подоходного налога по всем расчетным или расчетно-платежным ведомостям ежемесячно и сверить эти суммы с Главной книгой по кредиту балансового счета 641 «Расчеты по налогам", субсчет "подоходный налог". На дебете этого счета отражается сумма перечисленного в доход бюджета налога в корреспонденции с кредитом счета 311 «Текущий счет в банке». Наличие постоянного кредитового остатка в значительных размерах на конец месяца может свидетельствовать о несвоевременное перечисление удержанного подоходного налога, при условии отсутствия роста фонда заработной плати.

Поскольку сумма общего налогооблагаемого дохода определяется по окончании календарного года, проводится проверка правильности перерасчета подоходного налога с работников за год. Необходимо обратить внимание на то, что перерасчет проводится до 1 февраля следующего за отчетным годом, а до 15 февраля ведомости по форме № 3 «Справка о суммах выплаченных доходов и удержанных с них налогов физических лиц» подаются в налоговую инспекции.

Своевременность перечисления в бюджет подоходного налога с граждан проверяется сопоставлением даты выплаты заработной платы (аванса) по кассовым документам с датой перечисления с текущего счета суммы подоходного налога в бюджету.

Необходимо установить, чтобы не допускались перечисления подоходного налога с заработной платы рабочих и служащих за счет средств предприятия, кроме коллективных сельскохозяйственных пидприемств.

Результатом взаиморасчетов с бюджетом субъектов предпринимательской деятельности, имеющих наемных работников, по подоходному налогу с граждан является форма № 8-ДР "Справка о суммах выплаченных доходов и удержания с них налогов физических лиц», подается ежеквартально до 15 числа следующего за отчетным кварталом месяца. В этой форме отображаются все выплаты, произведенные СПД отношении физических лиц. Предметом проверки должно быть соответствие подоходного налога, указанный в форме № 8-ДР, к перечисленного налога согласно платежным поручением в течение отчетного периоду.

Особое внимание следует уделить соблюдению законодательства об отношениях предприятия с субъектами предпринимательской деятельности - физическими лицами. При выплате вознаграждения такому субъекту предприятие должно удержать подоходный налог по ставке 20%, перечислить его в бюджет, направить форму № 2 «О выплаченных доходах и взысканные налоги» по месту регистрации физического лица как субъекта предпринимательской деятельности и в соответствующий отчетный период включить эти выплаты в форму № 8-ДР.

Если физическое лицо - субъект предпринимательской деятельности является плательщиком единого налога и предоставил предприятию копию квитанции об уплате единого налога за соответствующий период, подоходный налог не удерживается, а формы № 2 и форма № 8-ДР состоит как и в предыдущем случае, но сумма подоходного налога указывается - «0».

Зависимости от специфики производства, вида деятельности и собственности предприятия (организации) могут проверяться и другие вопросы, и исследоваться другие документы. Поэтому к каждой проверки аудитор должен подходить творчески, используя все методические подходы к выявлению нарушений в порядке исчисления и уплаты подоходного налога.

Цель аудита - проверка правильности налогообложения субъектов предпринимательской деятельности акцизным сбором и своевременности расчетов с бюджетом.

Задача аудита - установить:

полноту и правильность отражения в учете базы налогообложения акцизным сбором;

правильность применения ставок, а также арифметических расчетов по начислению акцизного сбора;

законность и обоснованность применения льгот по акцизному сбору;

полноту и своевременность уплаты акцизного сбора в бюджет;

правильность составленных деклараций, расчетов по акцизному сбору и своевременность их представления в налоговый орган;

правильность отражения расчетов с бюджетом по акцизному сбору в системе бухгалтерского учета и финансовой отчетности;

обеспеченность клиента информацией о результатах работы с подробным установлением ошибок и фактов обмана и рекомендации по их виправлення.

При осуществлении аудита акцизного сбора следует руководствоваться следующими документами: Декретом Кабинета Министров Украины «Об акцизном сборе» от 26 декабря 1992 г.; Законом Украины «О внесении изменений в Декрет Кабинета Министров Украины« Об акцизном сборе »от 22 марта 2001 г. № 2324 -Ш; Приказом ГНАУ «Положение о порядке начисления, сроках уплаты и предоставления расчетов акцизного сбора» с изменениями и дополнениями от 19 марта 2001 № 111.

В начале проверки следует установить соблюдение действующего законодательства Украины относительно установленного перечня подакцизных товарив.

Аудитор должен выяснить полноту и правильность определения облагаемого оборота акцизным сбором. При этом следует помнить, что объектом налогообложения акцизным сбором являются:

обороты по реализации произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции) путем их продажи, обмена на другие товары (продукцию, работы, услуги), бесплатной передачи товаров (продукции) или с частичной их оплатой;

обороты по реализации (передаче) товаров (продукции) для собственного потребления, промышленной переработки (кроме оборотов по реализации (передаче) для производства подакцизных товаров), а также для своих работников;

таможенная стоимость товаров (продукции), которые импортируются на таможенную территорию Украины, в том числе в пределах бартерных (товарообменных) операций или без оплаты их стоимости, или с частичной оплатою.

Правильность определения облагаемого оборота аудитор должен установить при обмене на территории Украины подакцизными товарами собственного производства, при их безвозмездной передаче, при натуральной оплате труда и использовании их на непроизводственные цили.

Правильность исчисления акцизного сбора аудитор определяет, исходя из даты реализации подакцизных товаров, является датой возникновения налоговых обязательств.

Аудитор выясняет правильность признания факта реализации, даты возникновения налогового обязательства, учитывая, что датой возникновения налоговых обязательств по продаже подакцизных товаров (продукции) является дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого осуществилась событие, произошедшее ранее:

или дата зачисления средств от покупателя (заказчика) на банковский счет плательщика акцизного сбора как оплата товаров (продукции), которые продаются, а в случае продажи товаров (продукции) за наличные - дата их оприходования в кассе плательщика акцизного сбора, при отсутствии такового - дата инкассации безналичных средств в банковские организации, которые обслуживают плательщика акцизного сбора;

или дата отгрузки (передачи) товаров (продукции).

При проверке правильности применения ставок аудитор должен исходить из того, что акцизный сбор исчисляется:

а) по ставкам в процентах к обороту с продажи:

товаров, реализуемых по свободным ценам, исходя из их стоимости по этим ценам, установленным с учетом акцизного сбора без налога на добавленную стоимость;

товаров, реализуемых по государственным фиксированным и регулируемым ценам, исходя из их стоимости по этим ценам без учета торговых скидок, а также сумм налога на добавленную вартисть.

При закупке импортных товаров (продукции) облагаемый оборот определяется исходя из их таможенной стоимости. При определении такой стоимости иностранная валюта пересчитывается в национальную валюту Украины по курсу Национального банка Украины, действующей на день подачи таможенной декларации;

б) в твердых суммах с единицы реализованного товара (продукции).

Установлены ставки акцизного сбора - едины на всей территории Украини.

Сумма акцизного сбора рассчитывается по товарам, на которые установлены ставки сбора в процентах к обороту с реализации, исходя из фактического объема реализации с учетом акцизного сбора, умноженную на процентную ставку акцизного збору.

Акцизный сбор с товаров, которые изготовлены и реализуются на территории Украины, рассчитывается в твердых ставках с единицы их измерения или по ставкам в процентах к обороту с реализации товаров, включающей акцизный сбор без НДС и уплачивается в валюте Украини.

Следует обратить внимание на налогообложение акцизным сбором товаров (продукции), которая изготовлена ​​из давальческого сырья. При этом нужно помнить, что плательщиком акцизного сбора с реализации товаров, изготовленных из давальческого сырья, является владелец товара, а не ее переробник.

При проверке правильности определения налогооблагаемых оборотов при реализации импортных товаров нужно обратить внимание на то, что акцизный сбор рассчитывается исходя из закупочной стоимости с учетом фактически уплаченных сумм таможенных сборов, ввозной пошлины и акцизного сбора без НДС и уплачивается в валюте Украины по курсу Национального банка Украины , который действовал на день предоставления таможенной декларации.

Важным моментом аудиторской проверки является правомерность применения льгот, предусмотренных законодательными актами Украини.

Аудитор особое внимание должен уделить выявлению фактов использования ввезенных товаров с целью, не соответствует заявленной при декларировании, а также случаев неправильного расчета суммы НДС и акцизного сбора, начисленных и уплаченных как при таможенном оформлении, так и при дальнейшем использовании на территории Украины. При выявлении таких злоупотреблений осуществляется взыскание с плательщика в бюджет сумм сборов и других штрафных санкций, предусмотренных законодательством Украини.

При проверке правильности применения льгот по акцизному сбору аудитор должен установить законность применения льгот и соответствие законодательству Украини.

Аудитор должен учитывать, что:

1. Акцизный сбор не взимается при реализации подакцизных товаров (продукции) на экспорт за иностранную валюту (кроме алкогольных напитков и табачных изделий, освобождение которых от акцизного сбора предусмотрено Законом Украины «Об акцизном сборе на алкогольные напитки и табачные изделия» от 15 сентября 1996 г. № 329/96-ВР (код льготы 14020007).

Согласно статье 3 этого Закона не подлежит налогообложению:

таможенная стоимость ввозимых и конфискованных на территории Украины алкогольных напитков и табачных изделий, в отношении которых не определен собственник, а также тех, что перешли в собственность государства по праву наследства;

таможенная стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, перевозимых через территорию Украины транзитом;

стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, экспортированных за пределы таможенной территории Украины за иностранную валюту при условии поступления этой валюты на валютный счет предприятия;

таможенная стоимость алкогольных напитков и табачных изделий, которые ввозятся (пересылаются) физическими лицами на территорию Украины в пределах норм, определенных законодательством Украины для беспошлинного ввоза этих видов товаров;

таможенная стоимость образцов алкогольных напитков и табачных изделий, ввозимых на территорию Украины с целью показа или демонстрации, если они остаются собственностью иностранных юридических лиц и их использование на территории Украины не имеет коммерческого характера. При этом образцы алкогольных напитков и табачных изделий, ввозимых на территорию Украины и предназначенных для показа или демонстрации во время проведения выставок, конкурсов, сборов, семинаров, ярмарок и т.д. пропускаются через таможенную территорию Украины по решению таможенного органа в достаточном количестве с учетом цели перемищення.

2. Не подлежит налогообложению оборот по реализации легковых автомобилей специального назначения для инвалидов, оплата стоимости которых осуществляется органами социального обеспечения, а также легковых автомобилей специального назначения («Скорая медицинская помощь», «Милиция» и др.) по перечню, определенному Кабинетом Министров Украини.

3. Не подлежит налогообложению таможенная стоимость импортируемого украинского сырья или оборота по реализации (передаче), ввозимой или использованной для производства подакцизных товарив.

4. При использовании отечественными производителями спирта этилового на изготовление лекарственных средств, эссенций и уксуса, пищевых, ветеринарных препаратов и кремнийорганических соединений, при приобретении которого был уплачен акцизный сбор, этим производителям возмещаются суммы акцизного сбора в течение года с дня поступления соответствующих сумм в бюджет. Право на возмещение получают отечественные товаропроизводители подакцизных товаров при условии, что при приобретении спирта этилового в его стоимость была включена акцизный сбор и в расчете (платежных документах) предприятия - производителя спирта этилового сумма акцизного сбора выделена отдельной строкой.

Аудитору следует помнить, что на сумму налогового обязательства по уплате акцизного сбора за реализованный спирт этиловый, который используется при изготовлении лекарственных средств, пектина, эссенций и спирта пищевых, ветеринарных препаратов и кремнийорганических соединений предприятиям-производителям может быть выдан налоговый вексель на срок до 90 календарных дней, один экземпляр которого предоставляется органу государственной налоговой службы по месту регистрации предприятия-производителя, второй остается у предприятия, третий предоставляется предприятию-производителю спирту.

Начиная с 18 мая 1998 г. не подлежит налогообложению оборот по реализации спирта этилового, который используется на изготовление лекарственных средств и ветеринарных препаратив.

5. Не подлежат обложению акцизным сбором комплектующие, из которых на украинских предприятиях производят указанные в Законе транспортные засоби.

6. Освобождаются от уплаты налога участники Соглашения между правительством Украины и правительством США относительно:

гуманитарного и технико-экономического сотрудничества;

предоставления помощи Украине в ликвидации стратегического ядерного оружия, а также в предупреждении распространения ядерного озброення.

7. Освобождаются от уплаты налога участники Соглашения между правительством Украины и правительством ФРГ по консультированию и технического спивробитництва.

8. Освобождаются от уплаты акцизного сбора:

участники Программы технической помощи Европейского Сообщества (ТАСИС)

участники Соглашения в соответствии с Законом Украины (Закон № 77/97-ВР) об общих условиях и механизме поддержки развития производственной кооперации предприятий и отраслей государств - участников СНД.

9. Освобождаются от акцизного сбора:

обороты от реализации (таможенная стоимость) одежды меховой, изготовленного из скорняжного и пидножних лоскутов, низькозаликових шкур и шкурок; одежды из натуральной кожи, изготовленной из отходов;

обороты по реализации легковых, вантажнопасажирських автомобилей и мотоциклов, производимых украинскими предприятиями всех форм собственности до 1 января 2007 г. льготы, предусмотренные настоящей статьей, распространяются на обороты по реализации транспортных средств, производимых на украинских предприятиях на импортных и произведенных в Украину комплектующих при условии объема производства не менее 1000 шт. автомобилей и 1000 шт. мотоциклов в год в порядке, определенном Кабинетом Министров Украини.

Своевременность уплаты акцизного сбора в бюджет аудитор определяет в соответствии с установленными действующим законодательством сроков. Плательщики акцизного сбора должны уплатить налог в следующие сроки:

1. Предприятия-производители, реализующие алкогольные напитки, включая спирт питьевой или этиловый, пиво, - на третий рабочий день после осуществления оборота по реализации.

2. Предприятия-производители, реализующие алкогольные напитки и табачные изделия, - ежемесячно, до 16 числа следующего за отчетным месяца, исходя из фактического объема реализации табачных изделий за прошлый мисяць.

3. Владельцы (заказчики) алкогольных напитков, включая спирт питьевой или этиловый, пиво, и табачных изделий, изготовленных в пределах Украины с использованием давальческого сырья, - не позднее дня получения готовой продукции.

4. Предприятия, кроме указанных в пунктах 1-3, в которых среднемесячные суммы акцизного сбора за прошлый год составили более 25 (двадцать пять) тыс. грн, - ежедекадно 15, 25 числа текущего месяца, 5 числа следующего за отчетным месяца, исходя из фактического налогооблагаемого оборота за соответствующую декаду.

5. Предприятия, кроме указанных в пунктах 1-3, в которых среднемесячные суммы акцизного сбора за прошлый год составляли до 25 (двадцати пяти) тыс. грн включительно, а также лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и имеющие постоянное место жительства на территории Украины, - ежемесячно не позднее 15 числа следующего за отчетным месяца из фактического налогооблагаемого оборота по прошлый месяц. Таким же срок уплачивается в бюджет разница между суммами акцизного сбора, начисленными по месячному расчету, и суммами акцизного сбора, уплаченными ежедекадно, а также платежами, уплаченными согласно пунктам 1 и 3.

6. Вновь созданные предприятия, кроме указанных в пунктах 1-3, а также предприятия, которые ранее не были плательщиками акцизного сбора, платят акцизный сбор, исходя из фактического налогооблагаемого оборота за каждый месяц. После трех месяцев с начала реализации подакцизных товаров (продукции) акцизный сбор уплачивается ими в сроки, установленные пунктами 4 и 5.

7. Физические лица, которые ввозят на таможенную территорию Украины алкогольные напитки и табачные изделия в объемах, подпадающих под определение товарной партии и подлежат обложению ввозной (импортной) пошлиной, платят акцизный сбор при таможенном оформлении товаров на основе грузовой таможенной декларации с представлением товарных чеков, а в случае их отсутствия - исходя из индикативных цин.

8. Акцизный сбор с суммы превышения таможенной стоимости импортированных алкогольных напитков и табачных изделий на стоимости, учтенной при исчислении акцизного сбора на момент получения марок , импортер определяет и платит в Государственный бюджет Украины в (или во время) таможенного оформления импортированных алкогольных напитков и табачных изделий. При этом цены на алкогольные напитки и табачные изделия, ввозимые на таможенную территорию Украины, указанные в грузовой таможенной декларации, не могут быть ниже индикативных цин.

Задачей аудитора является также проверка правильности сделанного расчета акцизного сбора, плательщик ежемесячно, не позднее 15 числа следующего за отчетным, составляет и представляет в государственные налоговые инспекции по месту своего нахождения (регистрации). Аудитор должен установить соответствие расчета акцизного сбора данным накопительных ведомостей реализации подакцизных товаров (продукции), которые являются основой при составлении розрахунку.

При проверке расчета акцизного сбора аудитору нужно установить соблюдение установленного порядка относительно содержания этого расчета по графам и правильности необлагаемых оборотов, отражаемых в расшифровке-подтверждении.

В графе 2 «Код товара по Гармонизированной системе описания и кодирования товаров» следует проверить соответствие кода товара (продукции), на которые законами Украины определены ставки акцизного сбора и ввозной пошлины. В графе 3 «Наименование товара в соответствии с указанным кода, фактического содержания спирта, объема цилиндра и другие показатели »указано название (наименование) сгруппированных подакцизных товаров (продукции), которые заполняются в соответствии с названием (наименование) товаров (продукции), предусмотренных приведенным законами с указанием конкретной характеристики, присущей каждому товару (группе или подгруппе ) (фактическое содержание спирта, объем цилиндра, содержание тетраетидсвинцю т.п.).

В графе 4 «Единица измерения товара для исчисления акцизного сбора (шт., л, куб. см, кг, грн)» проверяют соответствие единицы измерения, приведенная к единице измерения подакцизного товара, предусмотренного указанным законам и которая используется для исчисления акцизного сбора (алкогольные напитки - л, автомобили - куб. см, сигареты - 100 шт., сигары - 100 шт., бензин - кг т.п.).

В графе 5 «Единица измерения товара для определения оборота по реализации (шт., л, грн)» проверяют правильность проставленной количественной единицы измерения, которая должна быть аналогичной количественной единицы, по которой ведется учет реализации продукции на предприятии (алкогольные напитки - л, автомобили –

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.        Аудит кредитов и займов.

Цель аудита кредитных операций - установить соблюдение законодательства относительно использования и погашения кредита банка, правильность отражения кредитных операций в бухгалтерском облику.

Задача аудита - установить:

наличие всех документов по оформлению кредитов;

ежемесячное начисление процентов и правильность их отражения по источникам покрытия;

соблюдение установленных правил по оценке и оформления залога при получении кредита;

целевое использование полученных предприятием кредитов;

своевременность погашения основного долга и начисленных процентов;

наличие непогашенной задолженности предприятия по займам банка;

наличие и правильность оформления всех документов по полученным долгосрочным кредитам;

обеспеченность необходимыми ресурсами, объемами капитальных вложений и подрядных работ;

наличие и правильность оформления всех документов по операциям лизинга;

правильность отнесения на счета бухгалтерского учета уплаченных процентов за пользование кредитом (в том числе по просроченным кредитам)

обоснованность отнесения процентов за пользование кредитами в себестоимость продукции (работ, услуг) в зависимости от источника получения кредита, а также суммы видсоткив.

Источники информации для аудита долгосрочных и текущих обязательств:

приказ об учетной политике предприятия;

первичные документы по учету долгосрочных и текущих обязательств;

учетные регистры, используемые для отражения операций по учету долгосрочных и текущих обязательств;

аудиторские заключения и другая документация, обобщает результаты контроля;

звитнисть.

Проверка кредитных операций начинается с выяснения аудитором условий предоставления кредитов и их видив.

Сельскохозяйственные предприятия имеют право получить в банке такие кредиты:

на текущие нужды, включающие займы на покрытие сезонных затрат в растениеводстве и животноводстве (заготовку кормов, семян, удобрений, горючего, а также на покупку скота для откорма)

Сельскохозяйственным предприятиям, которые наряду с производством продукции выполняют заготовительные функции (например, закупка у населения молока, мяса, овощей и фруктов), могут предоставляться:

авансовый кредит. Авансовый кредит предоставляется в форме наличных, используемые для расчетов с гражданами за сданное ими сельскохозяйственную продукцию;

кредит для выдачи денежных авансов индивидуальным производителям сельскохозяйственной продукции;

кредит на оплату скота и птицы, выращенных в личных подсобных хозяйствах по договору, животных для дальнейшего доращивания и откорма и пчелиных семей, излишков плодоовощной и сельскохозяйственной продукции, диких плодов, ягод и грибов, предназначенных для переработки на своих подсобных производствах, а также шерсти, закупленной по договорам. Для получения займа хозяйства подают в учреждение банка реестры приемо-сдаточных актов или квитанций по договорным ценам. Средства для расчетов с населением за купленный скот и сельскохозяйственную продукцию выдаются сельскохозяйственным предприятиям наличными для выплаты через их кассы почтовым переводом или зачислением суммы на их текущие счета;

кредиты для выдачи денежных авансов частным лицам на приобретение инвентаря, материалов и средств малой механизации, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции на договорной основе (в размере до 50 процентов суммы договора)

займа от граждан и других предприятий. Аудитор должен помнить, что получение сельскохозяйственным предприятием займов от граждан и других предприятий регулируется нормами ст. 375 Гражданского кодекса Украины, согласно которым кредитор передает заемщику в оперативное управление средства, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую ​​же сумму денег через указанный промежуток времени. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег. Сельскохозяйственные предприятия могут возвращать деньги как наличными, так и в безналичной форми.

Согласно действующему законодательству при получении прибыли от операций по договору займа операция считается не соответствующим законодательству и уставной деятельности сельскохозяйственного предприятия, и прибыль, полученная за ней, может быть удаленным в доход бюджета;

лизинговый кредит.

Аудитор, кроме указанных видов кредитов, которые могут предоставляться предприятиям, должен учесть типичные нарушения, допускаемые ими при расчетах с банком по кредитам. Основные из них приведены в табл. 9.8.

Для проверки кредитных операций аудитору нужно спросить подтверждения банков по всем счетам, кредитные договоры и приложения к ним. По кредитному договору аудитор выясняет, какие объекты прокредитованы, условия получения и погашения кредита, ставки процентов за кредит, их повышения и понижения, размер собственных оборотных средств, направленных предприятием на формирование материальных запасов и производственных затрат, обязательства по залогу , источники погашения кредита, сроки, на которые предоставляется кредит, другие условия кредитования и взаимоотношений предприятия с банком.

Краткосрочное кредитование сельскохозяйственных предприятий осуществляется по кредитной линии, которая открывается на период до одного года. Кредит предоставляется за оплату со ссудного счета расчетных документов за приобретенные сельскохозяйственными предприятиями товарно-материальные ценности и услуги, а погашается с его текущего счета в размере и в срок, указанные в кредитном договоре или срочных обязательствах. Сроки погашения кредитов устанавливаются на те кварталы, в которые прирост продукции по плану превышает плановые расходы и прирост остатка материальных ценностей. Кварталы погашения долга определяются на основе расчета сельскохозяйственного предприятия, в котором отображается потребность в краткосрочных кредитах.

В начале квартала, в котором предусмотрено снижение задолженности по ссудам, сельскохозяйственное предприятие подает учреждению банка срочные обязательства на сумму кредита, который нужно погасить в соответствующем квартале. По периодам поступления средств от реализации продукции внутриквартальные кредиты оформляются срочным обязательствам один раз в конце месяца на сроки погашения задолженности в течение кварталу.

В срочных обязательствах указывается как конкретный день, так и десятидневный период соответствующего месяца, в течение которого кредит погашается каждый из денежных поступлений на расчетные счета хозяйств в соответствии с установленной черговости.

Обеспечением займов сельскохозяйственным предприятиям могут быть кроме обычных видов имущества урожай (собранный или на корню), сельскохозяйственная техника и худоба.

При проверке кредитных операций аудитор должен осуществить анализ учета расчетов в национальной и иностранной валютах по кредитам банков, срок возврата которых не превышает двенадцати месяцев с даты баланса, а также по займам, срок погашения которых истек. Аудитор проводит анализ счета 60 «Краткосрочные займы», который имеет следующие субсчета:

601 «Краткосрочные кредиты банков в национальной валюте»;

602 «Краткосрочные кредиты банков в иностранной валюте»;

603 «Отсроченные краткосрочные кредиты банков в национальной валюте»;

604 «Отсроченные краткосрочные кредиты банков в иностранной валюте»;

605 «Просроченные займы в национальной валюте»;

606 «Просроченные займы в иностранной валюте».

По дебету этого счета отражаются суммы погашения и отнесения к долгосрочным обязательствам в случае отсрочки краткосрочных займов, а по кредиту - суммы полученных кредитов (займов).

Для учета затрат по долгосрочным ссудам банков и другим привлеченным заемным средствам у других лиц, которые не являются текущими обязательствами, ведется счет 50 «Долгосрочные займы», который имеет следующие субсчета:

501 «Долгосрочные кредиты банков в национальной валюте»;

502 «Долгосрочные кредиты банков в иностранной валюте»;

503 «Отсроченные долгосрочные кредиты банков в национальной валюте»;

504 «Отсроченные долгосрочные кредиты банков в иностранной валюте»;

505 «Прочие долгосрочные займы в национальной валюте»;

506 «Прочие долгосрочные займы в иностранной валюте».

По дебету этого счета отражается погашение задолженности по долгосрочным ссудам, а по кредиту - суммы полученных долгосрочных займов, а также перевод отсроченных позик.

В процессе аудита необходимо проверить изменения относительно сальдо по расчетам банковских кредитов и установить достоверность других данных, отражающих потоки денежных средств (например, изменения состояния задолженности по кредитам), учитывая условия возврата кредитив.

При проверке учета кредитов банка анализируют условия предоставления кредитов, источники их покрытия, а также правомерность осуществления хозяйственных операций, проведенных за счет кредитов банку.

Сначала по данным отчетного бухгалтерского баланса, записей на счетах 50 «Долгосрочные займы» и 60 «Краткосрочные займы» и в Главной книге выясняют общую сумму (объем), виды полученных кредитов, затем проверяют их использования, своевременность погашения предоставленных кредитов, правомерность отнесения на себестоимость продукции начисленных процентов за пользование ими и правильность отражения кредитных операций на счетах бухгалтерского учета. Сверяют данные аналитического учета с Главной книгой и остатками отражены в бухгалтерском баланси.

Целевое использование кредитов проверяют сравнением условий договора с оплатой со счета расчетных документив.

При проверке соответствия отражения в учете кредитов банка действующему законодательству определяют правильность корреспонденции счетов при зачислении средств на счет, использовании кредита на оплату счетов поставщиков без зачисления на текущий счет в банке, оплату работ подрядчиков, погашении краткосрочных и долгосрочных займов. Приведенные операции должны быть отражены бухгалтерскими записями (табл. 9.9).

Проверку своевременности погашения задолженности банка по полученным кредитам осуществляют сопоставлением даты погашения кредитов на основе выписок банка со сроками их погашения, указанными в обязательствах. Особое внимание уделяется выявлению просроченной задолженности банка по кредитам, причин ее возникновения, установлению суммы потерь предприятия в связи с оплатой повышенных видсоткив.

Сельскохозяйственным предприятиям, подвергшихся финансовых затруднений в результате гибели урожая, животных, а также недозбирання продукции из-за стихийных бедствий, когда краткосрочные кредиты, выданные хозяйствам на производственные расходы, не возмещаются доходами от полученной продукции, может предоставляться отсрочка погашения задолженности по займам на срок до решения вопрос о покрытии убытков. Отсрочка погашения задолженности по займам предоставляется на основе отчетных данных на 1 октября или по расчету сельскохозяйственного предприятия на другие даты в пределах величины ущерба и недозбирання продукции от стихийных бедствий, не покрывается средствами резервного фонда хозяйства и другими целевыми джерелами.

Отсроченная задолженность оформляется срочным обязательствам на сроках погашения и учитывается на отдельном кредитном субсчете 605 «Просроченные займы в национальной валюте». Она погашается за счет средств, поступающих в сельскохозяйственных предприятий от органов страхования и от других организаций на возмещение убытков, путем зачисления их суммы на тот счет, где она учитывается. Непогашенная в установленный срок задолженность взыскивается с текущего счета:

Д-т 605 «Просроченные займы в национальной валюте»

К-т 31 «Счета в банках».

Сельскохозяйственные предприятия могут приобретать оборудование и технику на условиях договора лизинга, близкого к долгосрочных банковских кредитов. Приобретение техники на условиях лизинга отражается записями в учете, приведенными в табл. 9.10.

Аудитор при проверке соответствия синтетического учета аналитическом должен убедиться в правильности отражения в учете сельскохозяйственными предприятиями при журнально-ордерной форме учета хозяйственных операций по кредитованию на счетах 50 «Долгосрочные займы», 60 «Краткосрочные займы», в журнале-ордере № 4 с.-х ., который открывается на месяц и в котором для каждого счета выделены отдельные разделы, и в аналитическом учете по видам займов в специальной таблице аналитических данных, используемых при составлении бухгалтерского баланса. Аудитор суммировать остаток на конец месяца по счетам займов, определенных в аналитических данных, и сверить с остатками в Главной книге, а также убедиться в правильности переноса в Главную книгу в конце месяца кредитовых оборотов этих счетов из Журнала-ордера № 4 с.-х .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также