Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии
Оценка 4.9

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии

Оценка 4.9
Презентации учебные +1
docx
география
7 кл
08.12.2018
Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии
На уроках географии в 7-х классах следует сформировать у учащихся общее представление о таком удивительном материке, как Австралия. Научить учащихся сравнивать географические объекты, устанавливать причинно-следственные факты. Развивать творческую работу, используя различные источники информации. Они должны знать, кто и когда открыл этот своеобразный материк.
Документ Microsoft Office Word (16).docx
Урок 27. Тема: Австралия. Общая характеристика. Своеобразие географического положения. История открытия и исследования. Геологическое строение. Формы рельефа и полезные ископаемые Австралии. Практическая работа № 8. Обозначение на к/карте основных географических объектов Австралии. Образовательная цель: - сформировать у учащихся общее представление о своеобразии и особенностях природы Австралии; -продолжить формирование навыков учащихся составлять характеристику географического положения объекта, отыскивать закономерности расположения форм рельефа и полезных ископаемых; -показать особенности исследования и освоения территории материка европейцами; -усовершенствовать практические умения учащихся работать с картами атласа, настенными картами и другими источниками географической информации, стимулировать творческую, мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению познавательных задач. Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки через работу в группах, формировать убеждённость в необходимости сохранения уникальной природы материка. Дидактическая цель: Создать условия для формирования у школьников комплексного подхода в изучении природы материка с умением применять полученные знания, в практической деятельности используя технологию критического мышления. Оборудование: физическая карта Австралии, глобусы, карта полушарий, атласы, портреты мореплавателей, учебники, Интернет-ресурсы, презентация «Австралия». Тип урока: урок изучения нового материала. Форма урока: урок – путешествие с элементами самостоятельных и творческих работ. Ценностный компонент урока: Австралия- самый маленький материк планеты , своеобразие его природы и причины, которые способствовали уникальности его природных компонентов. Организация учебной деятельности: Актуализация опорных знаний и умений учащихся – «Географическая разминка»: I Организационный момент. II -По какому плану составляется характеристика материка? -Почему изучение любой территории начинается с определения её географического положения? -Что вам известно об Австралии -Показать этот материк на карте и на глобусе. Что вы заметили? (своеобразие расположения данного материка). IV.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся: Рассказ учителя: Если бы вас попросили подобрать для Африки эпитет, вы бы сказали «жаркий материк». Теперь для Австралии подберите эпитет – «странный», «уникальный». Здесь всё наоборот: когда у нас зима, там – лето, деревья сбрасывают зимой не листья, а кору. Только здесь живут сумчатые животные, которые так удивили европейцев при их первой встрече. Австралия – особый материк, удалённый от всех других континентов, кроме Евразии и Антарктиды. В переводе означает «южная земля». Итак, начинаем путешествие по загадочному «материку-наоборот». Материк тайн и неожиданностей. Материк, где «самый страшный зверь – кролик, а среди птиц – обычный воробей. Почему? Вот вам и предстоит это узнать сегодня. V.Изучение нового материала: 1.Рассказ учителя: Австралия – материк, расположенный в Южном полушарии (отсюда и его название – «южная земля») в пределах субэкваториального, тропического и субтропического поясов. Площадь материка 7,687 млн.кв.км. Население 18,5 млн.человек. Самая высокая точка над уровнем моря – гора Косцюшко (2228 м). Самая низкая точка – уровень оз.Эйр (-16 м). Самый длинный коралловый риф – Большой Барьерный риф, более 2000 км. (слайд 3) Самостоятельная работа: а) с помощью карт атласа, настенных карт, глобуса определить ФГП Австралии; б)назвать характерные черты географического положения Австралии (при ответе используйте «Типовые планы изучения географических объектов»); в)назовите общие и отличительные черты в географическом положении Австралии и Африки; данные внести в таблицу: Африка Австралия План Площадь Положение относительно экватора Положение относительно нулевого меридиана И т.д. (см.стр.269) г)определите координаты крайних точек Австралии (ответ: Северной – мыс Йорк – 10*ю.ш и 143* в.д; южной – м.Юго-Восточный – 39*ю.ш. и 147* в.д. западной – мыс Стип-Пойнт – 26* ю.ш. и 113* в.д.; восточной – мыс Байрон – 28* ю.ш. и 153* в.д. д)вычислите протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах. -Практикум - Сравните способом наложения площадь самого маленького материка и самого крупного острова (Гренландия – площадь 2,22 млн.кв.км) и дайте ответ: а) во сколько раз площадь Австралии больше острова Гренландия? б) где правильно показано соотношение площадей Австралии и Гренландии на глобусе, карте полушарий, карте мира? -Географический кросс: продолжайте мою мысль: -Материк омывается океанами … -Имеет два значительных залива … -Берега омываются течениями … -Вдоль восточного побережья находится крупнейший в мире коралловый риф … -Он протянулся … -На юге расположен остров … -Остров Тасмания отделяет от материка пролив … Открытие и исследование материка (слайд 4) Рассказ учителя: Человек появился в Австралии 40 тыс. лет назад. Это были пришельцы из Южной и Юго-Восточной Азии, предшественники современных аборигенов. Залив Восточную часть Австралии, люди проникли и в Тасманию. Тот факт, что тасманцы являются потомками древних австралийцев, подтверждается археологическими находками на острове Хантер в Басовом проливе. Предположения о существовании загадочной Terra incognita Australis – «Неизвестной южной земли» к югу от экватора высказывали ещё древние географы. На картах в ХVI - ХVII вв. в южном полушарии изображалась территория, очертания которой не были похожи на современную Австралию. Вплоть до ХVII в.никому из европейцев не удалось увидеть Австралию собственными глазами. Открытие Австралии очень долго связывали с именем английского мореплавателя Джеймса Кука. Так ли это? VI.«Творческая лаборатория» - ответы на проблемные вопросы дают ученики, которым было дано опережающее задание: 1-й ученик рассказывает об открытии Австралии голландцем Виллем Янсзоном(1606 г.); 2-й ученик об открытии Абеля Тасмана (1642-1643); 3-й ученик – об экспедиции Джеймса Кука, которая плыла со стороны Новой Зеландии (1770 г.) 4-й ученик защищает реферат «История исследования внутренних районов Австралии», где выделяет три периода: (слайд 5) 1)наиболее длительный, конец XVIII – первая половина XIX вв. – начались детальные съёмки южного, восточного и северного побережий. 2) 1843 – 1875 гг.- исследование западных пустынь и центральных равнин. В 1859-1862 гг.шотландец Джон Стюарт пересёк материк с юга на север. Широтные пересечения материка были осуществлены в 1861, 1872-1877, 1874 и 1875-1876 годах. Таким образом были определены основные черты географии Австралии. 3) 1875-1952 гг. – детальное изучение отдельных районов и внесение уточнений в составленные ранее карты и описания. Выводы делает учитель: контуры материка были нанесены на карту, но внутренние области оставались «белым пятном». Первая попытка проникнуть вглубь Австралии была предпринята в 1813 г. экспедицией английских колонистов, которые открыли гряду Голубых гор. В 1840 г. П.Стшелецким в Австралийских Альпах была открыта самая высокая вершина материка – г.Косцюшко. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Рассказ учителя: По информации геологов, поверхность материка длительное время разрушалась и выветривалась, что привело к образованию в конце третичного периода так называемого Большого Австралийского пеноплена – широких равнин с островными горами, лежащими на различных уровнях. Посмотрите на тектоническую карту Австралии. Материк расположен на докембрийской платформе, кристаллические и метаморфические породы которой выходят на поверхность на западе континента. (слайд 6) Самостоятельная работа: Используя текст учебника – стр.105-107 и карты атласа, определите черты различия в рельефе Африки и Австралии. Данные внесите в таблицу и сделайте вывод: (слайд 7) есть нет Вывод: причины различия в рельефе двух материков объясняются историей их формирования. В основе рельефа Африки лежит Африкано-Аравийская платформа, мощность осадочного чехла в отдельных местах достигает 7000 м. Рельеф Австралии похож на африканский. В его основании тоже лежит платформа – Австралийская. Абсолютная высота рельефа – 215 м. Платформа в западной части приподнята, много массивов-останцов. Работа с учебником: прочитать текст на стр.106-107 и выписать основные месторождения полезных ископаемых и дать им оценку. Признаки Плоскогорья Низменности Горы Вулканическая деятельность Землетрясения Африка Высокие, с преобладанием высот 1000-2000 м Мало, вдоль долин рек и побережья Много, высокие, глыбовые, складчатые есть Австралия Более низкие, высоты в пределах 500-1000м Много, на востоке материка и вдоль побережья Низкие и средние, складчато-глыбовые нет VII.Практическая работа проводится в тетрадях с печатной основой. Заключительное слово учителя8. VIII.Домашнее задание: выучить п.25; опережающее задание: подготовить сообщение о реках и озёрах Австралии. Для любознательных: составить информацию для туриста под рубрикой «Это интересно знать». Урок 28 . Тема: Общие особенности климата. Климатические пояса и тип климата Австралии. Воды суши. Цель:- сформировать знания о общие особенности климата и внутренних вод, климатические пояса и типы климата Австралии; - способствовать пониманию особенностей климата материка, его влияния на формирование вод суши; -содействовать пониманию учащимися причин своеобразия органического мира Австралии и влияние на него человека; -совершенствовать практические умения и навыки работы с тематическими картами атласа. Оборудование: физическая карта Австралии, карта климатических поясов, шаблоны, атласы, учебники. Основные понятия: климат, климатообразующий факторы, воздушные массы, циркуляция атмосферы, пассат, климатический пояс, тип климата, воды суши, режим реки, питания, крик, остаточное озеро, подземные воды. Тип урока: комбинированный. Ход урока I. Организационный момент II . Актуализация опорных знаний и умений 1. Географическая разминка Учитель (ученик) показывает на карте географические объекты Австралии, ученики дают ответ с места. 2. Вопросы: • Какое положение занимает Австралия относительно экватора? тропиков? • В каких полушариях и географических поясах расположен материк? • Назовите крайние точки Австралии и покажите их на карте. Когда и кем был открыт материк Австралия? • Какие причины препятствовали быстрому изучению и освоению Австралии? • Назовите основные формы рельефа материка. На какие полезные ископаемые богатая Австралия? • Сделайте предположение относительно климата Австралии в связи с особенностями ее географического положения. - Подумайте! Ассоциация к слову «Австралия»: А - абориген В - волшебный С - сумчатые Т – Тасмания Р – разнообразный А – австралийцы Л – летний И – интересный Я - яркий III . Мотивация учебной и познавательной деятельности Начиная свое знакомство с Австралией, вы имели возможность убедиться в том, что это необычный для нас, европейцев, материк. Даже трудно себе представит, как австралийцы встречают Новый год посреди жаркого лета. Но поэтому необычность материка не заканчивается. Климат Австралии в целом характеризуется как жаркий. Причина – расположение территории в жарких экваториальных и тропических широтах. Зимний период – июнь - август, летний – декабрь – февраль. IV. Изучение нового материала 1. Общая характеристика климата Австралии Климат Австралии засушливый и жаркий. Это определяется расположением материка вблизи экватора, по обеим сторонам тропика. Материк получает большое количество солнечной радиации. Самый теплый месяц — январь, самый холодный — июль. Над значительными территориями преобладает нисходящее движение воздуха, препятствует образованию облаков. В тропических широтах формируются сухие и жаркие воздушные массы, которые главным образом и определяют климатические особенности крупных массивов суши. Расположение Большого Водораздельного хребта вдоль побережья в виде параллельных хребтов создает препятствие для юго-восточных пассатов с Тихого океана. Влага, которую они несут, оседает на восточных и юго- восточных склонах гор. Холодное течение вдоль западных берегов материка усиливает сухость тропических широт побережья. Следствием жаркого и сухого климата является небольшое количество растительности или ее отсутствие во многих районах, что, в свою очередь, усиливает повышение температуры воздуха днем и не препятствует быстрому охлаждению поверхности ночью. Обозначения на шаблонах в тетрадях температурных показателей, количества осадков, направлений циркуляции воздушных масс в разных частях материка 2. Климатические пояса В Австралии выделяются субэкваториальный, тропический, субтропический и умеренный климатические пояса. Значительная часть Австралии расположена в тропическом поясе, где формируются два основных типа климата: тропический влажный (на восточном побережье материка) и тропический континентальный (в центре и на западе). Охватывает север Австралии субэкваториальный климатический пояс. В субтропическом поясе выделяются три типа климата: субтропический влажный на юго-востоке, субтропический континентальный — вдоль Большого Австралийского залива и субтропический средиземноморской— на юго-западе континента. Они различаются количеством осадков и их режимом. Остров Тасмания почти целиком расположенный в умеренном поясе, где преобладают западные ветры, которые приносят много осадков. Здесь относительно теплая зима и сравнительно прохладное лето. 3. Внутренние воды Австралии Из-за чрезвычайной засушливости климата Австралия бедна поверхностными водами. Большая часть площади материка не имеет стока в океан. Крупнейшая речная система Австралии — Муррей с притоком Дарлинг. Муррей (2570 км), начинается в Австралийских Альпах в районе горы Косцюшко. Питания большинства рек дождевое, а в Австралийских Альпах — смешанное. Крики — временные водотоки, которые наполняются водой только во время коротких дождей. Крупнейший крик Австралии — Куперс Крик — имеет длину около 1400 км. Начинается она на склонах Большого Водораздельного хребта, постоянное течение имеет только в верховьях. Большинство озер Австралии засолены, не имеют стока и заполняются водой еще во время влажного периода. Самое большое озеро Австралии — Эйр. Недостаток вод частично компенсируется значительными запасами подземных вод. В недрах материка обнаружено около 30 артезианских бассейнов. Крупнейший из них — Большой Артезианский бассейн под Центральной низменностью. V. Закрепление изученного материала 1. Вопросы: • Какие типы циркуляции воздушных масс формируют особенности климата Австралии? • Почему значительная часть территории материка получает малое количество осадков? • В каких климатических поясах расположена Австралия? Назовите характерные для них типы климата. • Почему некоторые реки изображены на карте Австралии пунктиром? • Почему в Австралии существует проблема водоснабжения? В каких районах Австралии эта проблема встает особенно остро? • Какое озеро в Африке такого же происхождения, что и озеро Эйр? Чем объясняется их происхождения? 2. Географический практикум Охарактеризуйте реки Австралии (И вар. — Мюррей, II вар. — Дарлинґ), используя типивой план. VI. Итог урока: географическое положение Австралии обусловило характериную особенность: когда на материке лето, в Евразии – зима. Здесь мало рек, а органический мир уникальный: в его состав входит много видов реликтов и эндемиков. VII . Домашнее задание • Проработать параграф... • Выполнение практической работы 8 (продолжение). Обозначить контурной карте реку Муррей с притоком Дарлинґ, озеро Эйр. • Составить сравнительную характеристику внутренних вод Австралии и Южной Африки.

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии

Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2018