Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии
Оценка 4.9
Презентации учебные +1
docx
география
7 кл
08.12.2018
На уроках географии в 7-х классах следует сформировать у учащихся общее представление о таком удивительном материке, как Австралия. Научить учащихся сравнивать географические объекты, устанавливать причинно-следственные факты. Развивать творческую работу, используя различные источники информации. Они должны знать, кто и когда открыл этот своеобразный материк.
Документ Microsoft Office Word (16).docx
Урок 27. Тема: Австралия. Общая характеристика. Своеобразие
географического положения. История открытия и исследования.
Геологическое строение. Формы рельефа и полезные ископаемые Австралии.
Практическая работа № 8. Обозначение на к/карте основных
географических объектов Австралии.
Образовательная цель: - сформировать у учащихся общее представление о
своеобразии и особенностях природы Австралии;
-продолжить формирование навыков учащихся составлять характеристику
географического положения объекта, отыскивать закономерности
расположения форм рельефа и полезных ископаемых;
-показать особенности исследования и освоения территории материка
европейцами; -усовершенствовать практические умения
учащихся работать с картами атласа, настенными картами и другими
источниками географической информации, стимулировать творческую,
мыслительную деятельность учащихся, привлекая учащихся к решению
познавательных задач.
Воспитательная цель: формировать коммуникативные навыки через работу
в группах, формировать убеждённость в необходимости сохранения
уникальной природы материка.
Дидактическая цель: Создать условия для формирования у школьников
комплексного подхода в изучении природы материка с умением применять
полученные знания, в практической деятельности используя технологию
критического мышления.
Оборудование: физическая карта Австралии, глобусы, карта полушарий,
атласы, портреты мореплавателей, учебники, Интернет-ресурсы, презентация
«Австралия».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок – путешествие с элементами самостоятельных и
творческих работ.
Ценностный компонент урока: Австралия- самый маленький материк
планеты , своеобразие его природы и причины, которые способствовали
уникальности его природных компонентов.
Организация учебной деятельности:
Актуализация опорных знаний и умений учащихся –
«Географическая разминка»:
I Организационный момент.
II
-По какому плану составляется характеристика материка?
-Почему изучение любой территории начинается с определения её
географического положения?
-Что вам известно об Австралии
-Показать этот материк на карте и на глобусе. Что вы заметили? (своеобразие
расположения данного материка).
IV.Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся:
Рассказ учителя: Если бы вас попросили подобрать для Африки эпитет, вы бы
сказали «жаркий материк». Теперь для Австралии подберите эпитет –
«странный», «уникальный». Здесь всё наоборот: когда у нас зима, там – лето,
деревья сбрасывают зимой не листья, а кору. Только здесь живут сумчатые
животные, которые так удивили европейцев при их первой встрече. Австралия
– особый материк, удалённый от всех других континентов, кроме Евразии и
Антарктиды. В переводе означает «южная земля».
Итак, начинаем путешествие по загадочному «материку-наоборот». Материк
тайн и неожиданностей. Материк, где «самый страшный зверь – кролик, а
среди птиц – обычный воробей. Почему? Вот вам и предстоит это узнать
сегодня.
V.Изучение нового материала: 1.Рассказ учителя: Австралия – материк, расположенный в Южном
полушарии (отсюда и его название – «южная земля») в пределах
субэкваториального, тропического и субтропического поясов. Площадь
материка 7,687 млн.кв.км. Население 18,5 млн.человек. Самая высокая точка
над уровнем моря – гора Косцюшко (2228 м). Самая низкая точка – уровень
оз.Эйр (-16 м). Самый длинный коралловый риф – Большой Барьерный риф,
более 2000 км. (слайд 3)
Самостоятельная работа: а) с помощью карт атласа, настенных карт,
глобуса определить ФГП Австралии;
б)назвать характерные черты географического положения Австралии (при
ответе используйте «Типовые планы изучения географических объектов»);
в)назовите общие и отличительные черты в географическом положении
Австралии и Африки; данные внести в таблицу:
Африка
Австралия
План
Площадь
Положение
относительно экватора
Положение
относительно нулевого
меридиана
И т.д. (см.стр.269)
г)определите координаты крайних точек Австралии (ответ: Северной – мыс
Йорк – 10*ю.ш и 143* в.д;
южной – м.Юго-Восточный – 39*ю.ш. и 147* в.д.
западной – мыс Стип-Пойнт – 26* ю.ш. и 113* в.д.;
восточной – мыс Байрон – 28* ю.ш. и 153* в.д.
д)вычислите протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в
градусах и километрах.
-Практикум - Сравните способом наложения площадь самого
маленького материка и самого крупного острова (Гренландия – площадь
2,22 млн.кв.км) и дайте ответ: а) во сколько раз площадь Австралии больше
острова Гренландия? б) где правильно показано соотношение площадей
Австралии и Гренландии на глобусе, карте полушарий, карте мира?
-Географический кросс: продолжайте мою мысль:
-Материк омывается океанами …
-Имеет два значительных залива …
-Берега омываются течениями …
-Вдоль восточного побережья находится крупнейший в мире коралловый риф
…
-Он протянулся …
-На юге расположен остров …
-Остров Тасмания отделяет от материка пролив …
Открытие и исследование материка (слайд 4)
Рассказ учителя: Человек появился в Австралии 40 тыс. лет назад. Это были
пришельцы из Южной и Юго-Восточной Азии, предшественники современных
аборигенов. Залив Восточную часть Австралии, люди проникли и в Тасманию.
Тот факт, что тасманцы являются потомками древних австралийцев,
подтверждается археологическими находками на острове Хантер в Басовом
проливе. Предположения о существовании загадочной Terra incognita Australis
– «Неизвестной южной земли» к югу от экватора высказывали ещё древние
географы. На картах в ХVI - ХVII вв. в южном полушарии изображалась
территория, очертания которой не были похожи на современную Австралию.
Вплоть до ХVII в.никому из европейцев не удалось увидеть Австралию
собственными глазами. Открытие Австралии очень долго связывали с именем
английского мореплавателя Джеймса Кука. Так ли это? VI.«Творческая лаборатория» - ответы на проблемные вопросы дают
ученики, которым было дано опережающее задание:
1-й ученик рассказывает об открытии Австралии голландцем Виллем
Янсзоном(1606 г.);
2-й ученик об открытии Абеля Тасмана (1642-1643);
3-й ученик – об экспедиции Джеймса Кука, которая плыла со стороны Новой
Зеландии (1770 г.)
4-й ученик защищает реферат «История исследования внутренних районов
Австралии», где выделяет три периода: (слайд 5)
1)наиболее длительный, конец XVIII – первая половина XIX вв. – начались
детальные съёмки южного, восточного и северного побережий.
2) 1843 – 1875 гг.- исследование западных пустынь и центральных равнин. В
1859-1862 гг.шотландец Джон Стюарт пересёк материк с юга на север.
Широтные пересечения материка были осуществлены в 1861, 1872-1877, 1874
и 1875-1876 годах. Таким образом были определены основные черты
географии Австралии. 3) 1875-1952 гг. – детальное
изучение отдельных районов и внесение уточнений в составленные ранее
карты и описания.
Выводы делает учитель: контуры материка были нанесены на карту, но
внутренние области оставались «белым пятном». Первая попытка проникнуть
вглубь Австралии была предпринята в 1813 г. экспедицией английских
колонистов, которые открыли гряду Голубых гор. В 1840 г. П.Стшелецким в
Австралийских Альпах была открыта самая высокая вершина материка –
г.Косцюшко.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
Рассказ учителя: По информации геологов, поверхность материка
длительное время разрушалась и выветривалась, что привело к образованию
в конце третичного периода так называемого Большого Австралийского
пеноплена – широких равнин с островными горами, лежащими на различных
уровнях. Посмотрите на тектоническую карту Австралии. Материк расположен
на докембрийской платформе, кристаллические и метаморфические породы
которой выходят на поверхность на западе континента. (слайд 6)
Самостоятельная работа: Используя текст учебника – стр.105-107 и карты
атласа, определите черты различия в рельефе Африки и Австралии. Данные
внесите в таблицу и сделайте вывод: (слайд 7)
есть
нет
Вывод: причины различия в рельефе двух материков объясняются историей
их формирования. В основе рельефа Африки лежит Африкано-Аравийская
платформа, мощность осадочного чехла в отдельных местах достигает 7000
м. Рельеф Австралии похож на африканский. В его основании тоже лежит
платформа – Австралийская. Абсолютная высота рельефа – 215 м. Платформа
в западной части приподнята, много массивов-останцов.
Работа с учебником: прочитать текст на стр.106-107 и выписать основные
месторождения полезных ископаемых и дать им оценку.
Признаки
Плоскогорья
Низменности
Горы
Вулканическая
деятельность
Землетрясения
Африка
Высокие, с
преобладанием высот
1000-2000 м
Мало, вдоль долин рек и
побережья
Много, высокие,
глыбовые, складчатые
есть
Австралия
Более низкие, высоты в
пределах 500-1000м
Много, на востоке
материка и вдоль
побережья
Низкие и средние,
складчато-глыбовые
нет VII.Практическая работа проводится в тетрадях с печатной основой.
Заключительное слово учителя8.
VIII.Домашнее задание: выучить п.25; опережающее задание: подготовить
сообщение о реках и озёрах Австралии. Для любознательных: составить
информацию для туриста под рубрикой «Это интересно знать».
Урок 28 . Тема: Общие особенности климата. Климатические пояса и тип
климата Австралии. Воды суши.
Цель:- сформировать знания о общие особенности климата и внутренних вод,
климатические пояса и типы климата Австралии;
- способствовать пониманию особенностей климата материка, его влияния на
формирование вод суши;
-содействовать пониманию учащимися причин своеобразия органического
мира Австралии и влияние на него человека;
-совершенствовать практические умения и навыки работы с тематическими
картами атласа.
Оборудование: физическая карта Австралии, карта климатических поясов,
шаблоны, атласы,
учебники.
Основные понятия: климат, климатообразующий факторы, воздушные массы,
циркуляция атмосферы,
пассат, климатический пояс, тип климата, воды суши, режим реки,
питания, крик, остаточное озеро, подземные воды.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
II . Актуализация опорных знаний и умений
1. Географическая разминка
Учитель (ученик) показывает на карте географические объекты Австралии,
ученики дают ответ с места.
2. Вопросы:
• Какое положение занимает Австралия относительно экватора? тропиков?
• В каких полушариях и географических поясах расположен материк?
• Назовите крайние точки Австралии и покажите их на карте. Когда и кем был
открыт материк Австралия?
• Какие причины препятствовали быстрому изучению и освоению Австралии?
• Назовите основные формы рельефа материка. На какие полезные
ископаемые богатая Австралия?
• Сделайте предположение относительно климата Австралии в связи с
особенностями ее географического положения.
- Подумайте! Ассоциация к слову «Австралия»:
А - абориген
В - волшебный
С - сумчатые
Т – Тасмания
Р – разнообразный
А – австралийцы
Л – летний
И – интересный
Я - яркий
III . Мотивация учебной и познавательной деятельности
Начиная свое знакомство с Австралией, вы имели возможность убедиться в
том, что это необычный для нас, европейцев, материк. Даже трудно себе
представит, как австралийцы встречают Новый год посреди жаркого лета. Но поэтому необычность материка не заканчивается. Климат Австралии в целом
характеризуется как жаркий. Причина – расположение территории в жарких
экваториальных и тропических широтах. Зимний период – июнь - август,
летний – декабрь – февраль.
IV. Изучение нового материала
1. Общая характеристика климата Австралии
Климат Австралии засушливый и жаркий. Это определяется расположением
материка вблизи экватора, по обеим сторонам тропика. Материк получает
большое количество солнечной радиации. Самый теплый месяц — январь,
самый холодный — июль.
Над значительными территориями преобладает нисходящее движение
воздуха, препятствует образованию облаков. В тропических широтах
формируются сухие и жаркие воздушные массы, которые главным образом и
определяют климатические особенности крупных массивов суши.
Расположение Большого Водораздельного хребта вдоль побережья в виде
параллельных хребтов создает препятствие для юго-восточных пассатов с
Тихого океана. Влага, которую они несут, оседает на восточных и юго-
восточных склонах гор. Холодное течение вдоль западных берегов материка
усиливает сухость тропических широт побережья. Следствием жаркого и
сухого климата является небольшое количество растительности или ее
отсутствие во многих районах, что, в свою очередь, усиливает повышение
температуры воздуха днем и не препятствует быстрому охлаждению
поверхности ночью.
Обозначения на шаблонах в тетрадях температурных показателей,
количества осадков, направлений циркуляции воздушных масс в разных
частях материка
2. Климатические пояса
В Австралии выделяются субэкваториальный, тропический, субтропический и
умеренный климатические пояса. Значительная часть Австралии расположена
в тропическом поясе, где формируются два основных типа климата:
тропический влажный (на восточном побережье материка) и тропический
континентальный (в центре и на западе). Охватывает север Австралии
субэкваториальный климатический пояс. В субтропическом поясе выделяются
три типа климата: субтропический влажный на юго-востоке, субтропический
континентальный — вдоль Большого Австралийского залива и субтропический
средиземноморской— на юго-западе континента. Они различаются
количеством осадков и их режимом. Остров Тасмания почти целиком
расположенный в умеренном поясе, где преобладают западные ветры,
которые приносят много осадков. Здесь относительно теплая зима и
сравнительно прохладное лето.
3. Внутренние воды Австралии
Из-за чрезвычайной засушливости климата Австралия бедна поверхностными
водами. Большая часть площади материка не имеет стока в океан.
Крупнейшая речная система Австралии — Муррей с притоком Дарлинг.
Муррей (2570 км), начинается в Австралийских Альпах в районе горы
Косцюшко. Питания большинства рек дождевое, а в Австралийских Альпах —
смешанное. Крики — временные водотоки, которые наполняются водой
только во время коротких дождей. Крупнейший крик Австралии — Куперс
Крик — имеет длину около 1400 км. Начинается она на склонах Большого
Водораздельного хребта,
постоянное течение имеет только в верховьях. Большинство озер Австралии
засолены, не имеют стока и заполняются водой еще во время влажного
периода. Самое большое озеро Австралии — Эйр. Недостаток вод частично
компенсируется значительными запасами подземных вод. В недрах материка
обнаружено около 30 артезианских бассейнов. Крупнейший из них — Большой
Артезианский бассейн под Центральной низменностью. V. Закрепление изученного материала
1. Вопросы:
• Какие типы циркуляции воздушных масс формируют особенности климата
Австралии?
• Почему значительная часть территории материка получает малое
количество осадков?
• В каких климатических поясах расположена Австралия? Назовите
характерные
для них типы климата.
• Почему некоторые реки изображены на карте Австралии пунктиром?
• Почему в Австралии существует проблема водоснабжения? В каких районах
Австралии эта проблема встает особенно остро?
• Какое озеро в Африке такого же происхождения, что и озеро Эйр? Чем
объясняется их происхождения?
2. Географический практикум
Охарактеризуйте реки Австралии (И вар. — Мюррей, II вар. — Дарлинґ),
используя типивой план.
VI. Итог урока: географическое положение Австралии обусловило
характериную особенность: когда на материке лето, в Евразии – зима. Здесь
мало рек, а органический мир уникальный: в его состав входит много видов
реликтов и эндемиков.
VII . Домашнее задание
• Проработать параграф...
• Выполнение практической работы 8 (продолжение). Обозначить контурной
карте реку Муррей с притоком Дарлинґ, озеро Эйр.
• Составить сравнительную характеристику внутренних вод Австралии и
Южной Африки.
Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии
Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии
Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии
Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии
Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии
Австралия. Географическое положение и исследование территории - методическая разработка урока географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.