АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

  • doc
  • 09.05.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала рес. мат. ч.doc

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч] В ОТКРЫТЫХ СЛОГАХ

      Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ч].

                        ча-чи-че                              ча-чо-чу                ча-чу-чи

чи-че-ча                              чи-чу-чо                чи-чо-че

че-ча-чи                             чу-че-чо                 че-чи-чу

Проговаривать слова, чётко произнося звук [Ч].

      Чай, час, чаша, чашка, чайник, чайка, часто, алыча, калан­ча, причал, мочалка, качалка, молчание.

Дача, куча, туча, удача, добыча.

Чижик, врачи, грачи, калачи.

Мальчик, ключик, пальчик, лётчик, колючий, могучий, пон­чик, кончик, огурчик.

Чек, ручей, качели, учение, печенье.

Черепаха, черешня, черника, человек, чердак, вечер, черто­полох.

      Чёлка, учёба, печёнка, чёрточка, пчёлка, бачок, бычок, вол­чонок, галчонок, дурачок, зайчонок, крючок, крольчонок, ка­бачок, плечо.

      Чудо, чучело, чурка, кольчуга, дочурка, печурка.

      Чудак, чугун, чулан, мальчуган, жемчуг.

      Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Ч].

       У мальчугана мячик. Мама наливает чай в чашку. Папа несёт чемодан. Девочки качаются на качелях. Над черёмухой вьются пчёлы. К вечернему чаю подавали печенье. В чулане чемодан, бечёвка, чайник и чугунок. У зайчихи — зайчата, а у крольчихи — крольчата. На черешне грачи клюют личинок. Чертополох колючий.

  Выучить потешки, отработав произношение звука [Ч].

         Шла собака через мост,

          Четыре лапы, пятый хвост.

 
В лесочке, в лесочке     

Избушка на кочке.

                                    

Бубенчики, бубенчики,

Летали голубенчики.    

Лели-лели-лели, У нас в саду качели.                                                

Черепахе чашку чая 

Чебурашка наливает.

                               Плыли утром по реке

Два барана в челноке.

Чёрный с удочкой, 

Белый с дудочкой.

Черный рыбку ел,   

Белый песню пел.   

     

 

 

      Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ч].    

КРОЛЬЧАТА

     У крольчихи Чары родились крольчата. Крольчата малень­кие, как чёрные мячики. Мы принесли Чаре кочан капусты. Пусть погрызёт, а потом накормит крольчат сладким молоком. Чара сгрызла кочан, одна кочерыжка осталась.

      Отработав произношение звука [Ч] в словах, провести подвижную игру.

МЯЧИК

Раз, два, прыгай, мячик.                                                   Взмахи правой ладонью, как

Раз, два, и мы поскачем.                                                                   удары по мячу.

Девочки и мальчики                                              Ритмичные прыжки на носочках, Прыгают, как мячики.                                                                                 руки на поясе

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Ч] В ЗАКРЫТЫХ СЛОГАХ

      Проговаривать слоги, чётко произнося звук [Ч].

ач-ич-еч                     оч-уч-ёч                  яч-юч-ыч

ич-еч-ач                    уч-ёч-оч                   юч-ыч-яч

еч-ач-ич                          ёч-оч-уч                   ыч-яч-юч

 

      Проговаривать слова, чётко произнося звук [Ч].

Богач, врач, грач, задача, калач, кумач, плач, мяч, удача.

Бич, дичь, водичка, кирпич, яичко.

Меч, печь, речь, сечь, течь.

Дочь, ночь.

Луч, ключ, куча, туча.

      Бочка, дочка, почка, кочка, ночка, мамочка, папочка, бабоч­ка, удочка, тучка, кучка, внучка, Жучка, ручка, колючка, каблучки, паучки.

 

       Проговаривать предложения, чётко произнося звук [Ч].

       Ванечка ловит бабочку. Анечка и Жучка бегут на речку. Шубу белую в колечках носит добрая овечка. Ночью прилете­ли грачи. У Ванечки в коробочке крючки. На тачке привезли кирпич. В лесу растут яблочки-дички. Около бочки тачка. У Сонечки новая ручка. У Валечки косичка.

      У причала — могучий дуб. Мальчуган гнал в поле овечек и бычков. Девочки качались на качелях. Бабочка села на цветы черёмухи. У мальчика — тачка. Прилетели грачи, чижи и лас­точки. Вовочка ел пончики. В бочке солёные огурчики. У врача чемоданчик с инструментами. Грач склевал червяка.

      Выучить потешки, отработав произношение звука [Ч].

Огуречик, огуречик!                                                    Там мышка живёт,

Не ходи на тот конечик —                                         Тебе хвостик отгрызёт.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[С]-[С']

Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [С], [С'].

ча-са                                са-ча                             ча-ся                              ся-ча

чи-сы                              сы-чи                            чи-си                             си-чи

че-сэ                               сэ-че                              че-се                              се-че  

чё-со                              со-чё                              чё-сё                              сё-чё   

чу-су                              су-чу                              чу -сю                          сю-чу

 

      Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [С], [С'].

      Час, часы, часок, часик, часовой, часть, частик, часто, час­токол, чисто, чистить, чистый, числа, честный.

      Сачок, сучок, свеча, скачок, сорочка, сумочка, семечки, си­ничка, саночки, сверчок, собачка, спички, Санечка, Сенечка, Симочка, Сонечка, Светочка.

Чайка — сайка                       Бычок — кусок                Чудак — судак

Чашка — Сашка                    Дочка — доска                 Чурка — сумка

Качать — кусать                    Точка — тоска                 Волчонок — поросёнок

 

       Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [С], [С'].

     У Сонечки сачок. У Санечки красная сорочка. Светочка сидит на скамеечке. У Симочки часики. Синичка клюёт семеч­ки. Санечка катает Сенечку на саночках. Ночью стрекочут сверчки. У часиков сломалась стрелочка. На ночном столике стоит свечка. Мама наливает чай через ситечко.

     

Выучить потешки, отработав произношение звуков [Ч], [С], [С'].

Наступила ночка,

Ты устала, дочка.       

Дочку ждёт кроватка,

Спи, дочурка, сладко.

Киска, киска, киска, брысь!

На песочек не садись;

Наша деточка пойдёт, 

                                                              Через киску упадёт.

Ночью стрекочет за печкой сверчок,

Днём он в чулане хранит свой смычок.

 

СУДАЧОК

      Утром мальчики с удочками и сачками пошли к речке. На берегу они сели на мосточек и забросили удочки. Скоро Вово­чке попался судачок. Саня сачком помог Вовочке вытащить.  Мама сварила из судачка суп.

            Отработав произношение звука [Ч] в словах, провести подвижную игру.

ЛАСТОЧКИ

Ласточки летели,                          Бегут по кругу, взмахивая руками,  как Все люди глядели.                         крыльями. 

Ласточки садились,                          Приседают, руки складывают за спину

Все люди дивились.      

Сели, посидели,

Взвились, полетели,                    Опять бегут по кругу, изображая Полетели, полетели,                      полёт ласточек.

Песенки запели.

 

Отработав произношение звука [Ч] в словах, провести пальчиковую гимнастику.

ЛАСТОЧКА

 

Ласточка, ласточка,                      На каждую строку большой палец Милая касаточка,                      дважды  «здоровывается»

Ты где была,                             каждым пальчиком, начиная

Ты с чем пришла?                   с указательного, сначала на правой, За морем бывала,                      потом на левой руке.

Весну добывала.

Несу, несу       

Весну - красну!

 

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Т]-[Т']

 

      Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [Т], [Т'].

 

ча-тя                       тя-ча                              ча-та-ча

чи-ти                            ти-чи                              чи-ты-чи

че-те                      те-че                               че-те-че

чё-тё                     тё-чё                               чо-то-чо

чу-тю                  тю-чу                                чу-ту-чу

 

      Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [Т], [Т'].

 

      Читать, почта, почтальон, почтовый, птичка, птичник, ткач, ткачиха, туча, тучка, точка, тачка, печать, печатный, пята­чок, толочь, мачта, мечта, точно, течение, отлично, отличник, чинить, чертить, качать, отвечать.

 

Чашка — тяжко                   Крольчата — котята                           Врач — врать

Чайник — тянет                 Бочонок — ботинок                             Мяч — мять

Чижик — тише                  Значок — знаток                                                 Печь — петь

 

      Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [Т], [Т'].

 

      У волка — волчата, у кота — котята. У крольчихи — четыре крольчонка. За печкой начал стрекотать сверчок. Небо закры­ли тучи. Танечка сидит на стульчике. Вовочка нёс веточку. На веточке четыре листочка. Девочки пели частушки. На лодочке мачта. У Тонечки чёрные перчатки.

 

      Выучить потешки, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].

 

Летит над полем птичка. 

Чирик-чик-чик.

А что несёт синичка?

Чирик-чик-чик.

Несёт она травинку.

Чирик-чик-чик.

Зачем нужна травинка?

Чирик - ЧИК-ЧИК.

Несёт травинку птичка.

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьёт синичка.

Чирик-чик-чик.                         (осетинская народная песенка)

Лели – лели – лели.

В саду висят качели.

Пока ребята спят,

Качает кот котят.

 

У речки на поляне

Гулял козел в кафтане.

Подсел козел к костру –

Прожег козел дыру.

Бежит коза кафтан чинить,    

Кафтан чинить, козла бранить.

 

      Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].

 

Ждёт письма мой старший брат.

Я журналу буду рад.

Папа ждет газету.

Где же взять всё это?

 Принесёт нам это он —

Наш знакомый почтальон

 

Грач с грачихой на рассвете

В гнёздышко грачатам-детям

Носят в клювах червячков

 И личинок, и жучков.

Чтоб росли грачатки —

Чёрные ребятки.

 

МЕЧЕНОСЕЦ

 

Ярко-красный или чёрный,

 Очень резвый и проворный.

Длинный острый хвостик носит

И зовётся меченосец.

 

ПАУЧОК

 

По прозрачной паутинке   

Паучок спускается.

 На прозрачной паутинке

 Медленно качается.        

«Лифт не нужен пауку,—

Мне сказала галка,—    

У него, у паучка               

В животе спускалка».   

 

      Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'].

 

У НОВЫЙ ПЕРЕДНИК

 

      Катя решила подарить Танечке новый передничек. Достала материю, нитки, иглу и приступила к работе.

      — Очень просто сшить передничек. Через полчаса он будет готов,— говорила Катя.

      Но передничек не был готов и к вечеру.

     — Где же передничек? — спросили её.

     — Я бы сшила передничек, только нитку в иголку вдеть не смогла,— отвечала Катя.

 

      Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'], [С], [С']

 

НЕУДАЧНАЯ ОХОТА

(иллюстрация 24)

 

      Паучок-старичок плетёт паутинку-сеточку, тянет тонкие ни­точки от веточки к веточке, от листочка к листочку. Хочет па­учок-старичок поймать бабочку или жучка. Летела птичка-си­ничка, не видела тонкой сеточки, порвала паутинку. Остался паучок-старичок без добычи.

 

      Отработав произношение звуков [Ч], [Т], [Т'] в словах, провести пальчиковую гимнастику.

 

ПЧЕЛА

 

Прилетела к нам вчера                           Машут скрещенными ладонями;

Полосатая пчела.                                   Произнося названия насекомых, загибают 

А за нею шмель-шмелёк                        по одному пальчику на обеих руках.  

И весёлый мотылёк,   

Два жука и стрекоза,

Как фонарики, глаза.                            Делают «очки» из пальчиков

 Полетали, полетали,                            Машут скрещенными ладошками

От усталости упали.                             Роняют ладони на стол

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Ц]

 

      Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч] и ГЦ].

 

ча-ца                                ач-ац

чи-цы                               ич-иц

че-це                                еч-ец

чо-цо                               оч - оц

чу-цу                               уч-уц

ца-ча                               ац-ач

цы-чи                              иц-ич

це-че                                ец-еч

цо-чо                               оц-оч

цу-чу                                уц-уч

 

      Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].

 

      Цветочек, цепочка, цыплёночек, волчица, горчица, молоч­ница, птичница, учительница, черепица, перечница.

 

Заяц — зайчик                             Птица — птичка         

Палец — пальчик                Синица — синичка 

Курица — курочка               Улица — улочка 

 

                                      Сестрица — сестричка   

                         Спица — спичка

                         Водица — водичка 

 

      Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч] и [Ц].

 

     На полянке цветочки. Моя мама — учительница. Птичница кормит уточек. Тоня нарисовала цыплёночка. Вымой лицо во­дичкой. Ванечка выпил целую чашку молочка. У волчицы — волчата. Курочка снесла яйцо. Молочница принесла нам мо­лочка. Кузница крыта черепицей.  

 

      Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч].

 

СКВОРЕЧНИК

 

Мы не ели и не пили,

Мы скворечник мастерили.

Очень в гости ждём скворцов,

Пусть выводят там птенцов.

 

      Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч] и [Ц]. 

 

ЗАЙЧАТА

 

      Зайчата родятся у зайчихи ранней весной. В отличие от дру­гих животных, зайчата родятся зрячими и в тёплых шубках. Зайчиха накормит зайчат молочком, и они разбегутся, попря­чутся под кочками. Дня через четыре чужая зайчиха снова на­кормит зайчат молочком. Так уж ведётся у зайчих: всех зайчат кормить. А через неделю зайчата начнут травкой кормиться.

 

 ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ч]-[Щ]

 

      Проговаривать слоги, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

 

ча-ща                                                               ач-ащ

чи-ши                                                             ич-иш    

че-ще                                                                                            еч-ещ

оч-ощ                                                              оч-ощ

 чу-щу                                                            уч-ущ     

ща-ча                                                               ащ-ач

щи-чи                                                              ищ-ич

ще-че                                                              ещ-еч

що-чо                                                             ощ-оч

щу-чу                                                             ущ-уч

 

       Проговаривать слова, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

 

      Чаща, щёчки, щёточка, щеночек, щепочка, ящичек, вещич­ки, часовщик, точильщик.

 

Качать — пищать                                     Мячик — ящик

Кричать — угощать                                 Чепчик — щепка

Встречать — прощать                                        Чеснок — щенок

 

      Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ч], [Щ].

 

      В дощатом ящичке — овощи. У дочки румяные щёчки. В ле­су рыщет волчица. По ручейку плывут щепочки. В бочке — мочёные яблочки, а в ящике — копчёные щучки. Почисти юбочку щёточкой. Часовщик чинит часы. На щенка напали злющие пчёлы. Опусти письмо в почтовый ящик. Точильщик точит ножи.  

 

      Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ч], [Щ].    

 

У ищейки три щеночка:

Два щенка и крошка-дочка.

У щенков, как бочки, щёчки,

У сыночков и у дочки.               

 

В роще со щенком гуляли,  

В роще мы под дождь попали.

Мой щенок залез под плащ,

Я же вымок весь, хоть плачь.  

 

      Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ч], [Щ]. 

 

РОЗКА

 

      У Розки были щенки. Розка ушла. Дети взяли щенка и снес­ли на печку. Розка пришла, не нашла щенка и выла. Потом нашла щенка и выла подле печки. Дети дали щенка Розке. Розка снесла щенка во рту на место.

 (по Л.Толстому)

 

ЁЖ

 

      Осенью у ежей мало добычи. Попрятались черви, скрылись ящерицы. В тёплые осенние дни готовит ёж зимовище, таска­ет в нору сухие листочки. Скоро он заберётся в зимовище на всю зиму.

 (по И. Соколову-Микипгову)

 

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ [Ц]-[Ч]-[Щ]

 

      Проговаривать слоги и слова, чётко произнося звуки [Ц], [Ч], [Щ].

 

ца-ча-ща — цапля — чайка — щавель

цы-чи-щи — циркуль — чибис — щиплет

цо-чё-щё — цоколь — чёртик — щётка

яц-ач-ащ — паяц — богач — плащ

ИЦ-ИЧ-ИЩ — ШПРИЦ — КЛИЧ — СВИЩ    

ец-еч-ещ — отец — печь — лещ

 

      Проговаривать предложения, чётко произнося звуки [Ц], [Ч], [Щ].

      Ящерица юркнула под кучу щепок. В ящике лежат луковица и кочан капусты. Щенок гонится за мальчиком. Отец потерял ключ от почтового ящика. В чаще заяц прячется от лисицы. Девочки гонят овец на пастбище.  

 

      Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].

 

Мчатся тучи, вьются тучи;

 Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

 Мутно небо, ночь мутна.

                                                      (А. Пушкин) 

  

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною.

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

                                                (А. Плещеев)

 

      Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ].   

 

ЖАЛОБЫ ЗАЙКИ

 

       Серенький зайка, под кустиком сидючи, плачет: — Нет доли, хуже моей, серенького зайца! И кто только не точит зубов на меня: и хищная птица — ястреб, и пучеглазая сова. Отовсюду мне грозит беда, а защищаться нечем. Пря­чешься по кустам, по за кочкам. Одно только у меня утешение, что хвостик коротенький: собаке хватать не за что. Будь у меня такой хвостище, как у лисицы, куда бы мне с ним деваться, Пошёл бы и утопился.

 (по К. Ушинскоми)

 

ЗАЯЦ

 

      Заяц прячется от лисицы в чаще. Он затаится и не ше­лохнётся, а потом вдруг вскочит и понесётся прочь через рощу, Выскочит заяц на пастбище, а лисица за ним. Но ей не угнать­ся за быстрым зайцем.

 

      Отработав произношение звуков [Ц], [Ч], [Щ] в словах, провести подвижные игры.

 

ВЕТЕР

 

Ветер, ветерок, ветрище,                     Бегут по кругу на цыпочках поставив руки на пояс.            

Ты чего по свету рыщешь?               

Лучше улицы мети                         Останавливаются, делают взмахи руками.

Или мельницы крути!                 Делают круговые движения руками.

                              (Я.Аким)     

 

 

 

ПАСТУХИ

 

Цок, цок, цок, стучат копытца,               Идут по кругу, высоко поднимая колени.                

Надо нам поторопиться.                                    

Гоним мы своих овечек                               Идут по кругу, ритмично   взмахивая правой рукой.

Вдаль, на пастбище, за речку.     

 

Дифференциация свистящих, шипящих и аффрикат

 

      Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [С5], [3'], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

 

КОРМУШКА

 

  Рано утром на опушке

Мы повесили кормушку

Для щеглов и для синичек,

И для всех голодных птичек.

Не едите вы с ладошки

Зёрна, семечки и крошки.

 Прилетайте на опушку,

Угощенье ждет в кормушке.

 

      Выучить стихотворение, отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ж], [Ч].

 

КРЕПОСТЬ

 

Мы снежную крепость построим с тобой,

Потом закипит в ней отчаянный бой,

Я первым ворвусь в эту крепость на танке,

Но ты закричишь: «Отдавай мои санки!»

 

      Выучить стихотворения, отработав произношение звуков [С], [3], [Ц], [Ш], [Ж].

 

ПОСЛЕ ДОЖДЯ

 

На дорожках — лужи.                  

Солнце в них купается.   

— Можно нам немножко? 

Мама улыбается.

 Мы по лужам топали,

Шлёпали, плескались.

Только наши бантики

Чистыми остались.

 

КОЗЛЁНОК 

 

Лиза козлёнка у леса пасла,

Лиза козлёнку листочков дала,

Свежей травы и студёной водицы,

Чтоб мог козлёнок поесть и напиться.

 

      Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [Щ], [Ч], [Ш].

 

ЩЕНЯТА

(иллюстрация 25)

 

      У Бесси — щенята. Щенята чёрные, а щёки и чёлки у них свет­лые. Щенята ещё слепые. Они пищат, щурятся, копошатся в ящике. Бесси охраняет щенят, рычит на нас, щёлкает зубами.

 

      Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [С'], [3], [3'], [Ч], [Ш].

 

КАТЯ

 

      Пошла Катя поутру по грибы, взяла Машу. Маша была мала. На пути была речка. Катя взяла Машу себе на спину. Сняла чулки и пошла по воде. 

      — Сиди крепче, Маша, да не жми меня за шею. Пусти ручки, а то мне душно.

     И Катя снесла Машу.                                                                          (по Л. Толстому)  

   

П      одготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [С'], [3], [Ц], [Ч], [Ш].

 

ВАСЬКА

 

      Котичек-коток — серенький лобок. Ласков Вася, да хитёр, ноготок остёр. У Васютки ушки чутки, усы длинны, шубка шёлковая.

      Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, глазки за­крывает, песенку поёт, а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки что стальные, зубки-то кривые, когти выпускные.

(по К. Ушинскому)      

 

      Подготовить пересказ, отработав произношение звуков [С], [С'], [3], [3'], [Ш], [Ж], [Ч], [Щ].

 

козёл

 

      Идёт козёл мохнатый, идёт бородатый, рожищами помахи­вает, бородищей потряхивает, копытцами постукивает: идёт, блеет, коз и козляток зовёт. А козочки с козлятками в сад ушли, травку щиплют, кору гложут, молодые прищепы пор­тят, молочко деткам копят; а козлятки молочка насосались, на забор взобрались, рожками передрались.

(по К. Ушинскому)

 

      Отработав произношение звуков [С], [Ц], [Ш], [Ж], [Ч] в словах, провести подвижную игру.

 

ПАДАЮТ ЛИСТЬЯ

 

Падают, Падают листья —                         Идут по кругу, взявшись за руки.     

В нашем саду листопад..                           Меняют направление движения.  

Желтые, красные листья                          Кружатся на носочках, руки — в стороны.

По ветру вьются, летят.                            Кружатся в противоположном направлении.

Птицы на юг улетают —                          Бегут по кругу, взмахивая руками.

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая                           Меняют направление движения.                         

Крыльями машет вдали. -                                                                

(М.Ивенсен)

 

      Отработав произношение звуков [С], [3], [Ш], [Ч] в словах, провести подвижные игры.       

 

 

Воробушек качаться захотел

 

Наш воробушек качаться    захотел,                            Три наклона в стороны.

В гости к тоненькой былинке прилетел,                     Три наклона в стороны.

«Сел на самую вершинку — цинь-цвиринь,               Присели.

Покачай меня, былиночка, подкинь!                            Потянулись на носочках.

Колыхается былинка на ветру.                                     Три наклона в стороны.

Ой, как солнце ярко светит по утру!                         Три наклона в стороны, уф!

Ой, как весело, когда на свете май!                         Бег по кругу друг за другом.

Ты воробушка, былинка,   покачай!                        Меняют направление движения.

                                                   (М.Познанская)

 

ВЕСНЧНКА

 

Солнышко, солнышко,                                     Идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко,

Гори, Гори ясно,                                               Меняют направление движения.

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                                     Бегут по кругу.     

Прилетели сто грачей,                                   «Летят» по кругу.  

А сугробы тают, тают,                                   Медленно приседают.

А цветочки  подрастают.                             Тянутся на носочках, руки вверх.

 

      Отработав произношение звуков [С], [С'], [Ш], [Ж], [Ч] в словах, провести пальчиковую гим­настику.

 

ПРОГУЛКА

 

Раз, два, три, четыре, пять,             Загибают пальчики, начиная с большого

Мы во двор пошли гулять.              «Идут» по столу указательным и сред­ним пальчиками.

 

Бабу снежную лепили,                     «Лепят снежок» двумя ладонями.

Птичек крошками кормили,            «Крошат хлебушек» всеми пальчиками.

 С горки мы потом катались            Проводят указательным пальцем правой руки по левой ладони.

А ещё в снегу валялись.                  Кладут руки на стол то ладонью, то тыльной стороной.

Все в снегу домой пришли,             Отряхивают ладони.

Съели суп и спать легли.                Едят ложкой»; руки — под щёку.

 

 

Выучить стихотворения, отработав произношение звука [Ч].

БЫЧОК В КЛЕВЕРЕ

Идёт по клеверу бычок.

Его бочок, как кабачок,

Как барабан, его живот.

Он клевер целый день жуёт.

И вдруг несётся во весь дух

 К бычку рассерженный пастух.

 Бочком из клевера бычок.

Бочком бычок — и наутёк.

 

ПОДАРОК ЗАЙЧАТАМ

Зайчиха зайчатам купила печенье

 Зайчата не ели печенье. Мученье

Зайчат накормить!  

Чтобы сытыми были,

 Мы им кочерыжку с сестрой

Подарили!

ГРАЧИ

Во дворе журчит ручей,   

На берёзе сто грачей.

Строят гнёзда и кричат, 

Скоро выведут грачат.

 

      Отгадать и выучить загадки, предварительно отработав произношение звука [Ч] в словах.

Чёрный, проворный,

Кричит: «Крак!»

Червякам враг.     (Грач)

 

Когда апрель берёт своё,   

-И ручейки бегут, звеня,     

Я прыгаю через неё,

А она — через меня.    (Скакалка)

                                                      

      Отработав произношение звука [Ч] в словах, выучить считалку.

Я в неё не попадаю.     

Сосчитайте-ка, ребятки,

Сколько пальцев у перчатки. 

Начинаем вслух считать:

«Раз, два, три, четыре, пять!»

— Уточка да луговая,

Серая да полевая,  

Где ты ноченьку ночевала?

— Под мостом мосточком,

Под ивовым кусточком                                                 Чики, чики, кички  

                                                                                                Берёзовые лычки!      

                                                                                          Летели две птички,       

Водичка, водичка!                                                           Собой невелички.  

Умой моё личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы губки краснели,

 Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.                                                     

Ай, качи-качи-качи!

Глянь — баранки, калачи,

Глянь — баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

С пылу, с жару, из печи —

Все румяны, горячи.

Налетели тут грачи,   

Подхватили калачи,

Нам осталися бараночки! 

 

      Подготовить пересказ, отработав произношение звука [Ч].    

ВМЕСТЕ ТЕСНО, А ВРОЗЬ — СКУЧНО

      Говорит брат сестре: «Не тронь моего волчка!» Отвечает се­стра: «Не бери мой мяч!» Дети расселись по углам, но скоро им стало скучно. Отчего детям стало скучно?               (по К. Ушинскому)

РАЗБИТАЯ ЧАШКА

      Вовочка играл дома в мяч. Мяч отскочил от стенки и разбил чашку с блюдечком. Вечером папа спросил Вовочку: «Что слу­чилось?» «Я случайно попал по чашке мячом»,— отвечал Во­вочка. «Почему ты играл в мяч дома? Ты меня очень огорчил и не получишь ничего к чаю»,— заключил папа.

 

РЫБАЧОК

     Ещё с вечера Ванечка собрался рыбачить. Он приготовил удоч­ку, наточил крючки, накопал червей и сложил их в баночку. На рассвете Ванечка пошёл на речку, там у него было заветное мес­течко. Насадил Ванечка червя на крючок, закинул удочку и тут же вытащил судачка, потом щучку. Вот она — удача!