Автоматизация звука [р] в словах, предложениях
Цели: закрепление правильного произношения звука [р] в словах, в предложениях; развитие навыков фонематического анализа и синтеза;развитие навыка связного высказывания; формирование навыка правильного написания буквы «эр»; уточнение и активизация словаря; совершенствование памяти, внимания, мышления; развитие воздушной струи; воспитание прилежания, аккуратности.
Оборудование: предметная картинка (тигр);карточки с буквами, со словами, с предметными картинками; мяч; части дома в конвертах.
Ход занятия
I. Орг.момент.
- Договорите слово
Как большая кошка он, грациозен и умён,
Но не любит разных игр полосатый, грозный … (тигр).
- Какой последний звук в этом слове? Звук [р].
- Как вы думаете, с каким звуком мы будем сегодня работать на уроке? Мы будем работать с звуком [р].
II. Повторение пройденного.
1) Пальчиковая гимнастика
Ребёнок выполняет вслед за логопедом упражнения для развития мелкой моторики.
Упражнения: «Крыша», «Солнечные лучи», «Гнездо», «Цветок».
2) Дыхательная гимнастика
Упражнения: «Вертолёт», «Сдуть перо с плеча».
3) Артикуляционная гимнастика
Упражнения: «Маляр», «Лошадки», «Дятел».
4) Проверка домашнего задания
- Произносить звук [р] громко – тихо, длительно – коротко.
- Произносить чистоговорки
Ра – ра – ра – высокая гора, ро – ро – ро – новое перо,
ру – ру – ру – скачет кенгуру, ры – ры – ры – синие шары.
III.Сообщение темы занятия.
Сегодня на занятии мы продолжаем работать со звуком [р].
IV. Изучение нового материала.
1) Поставить цифры над буквами, в порядке увеличения букв.
РШАУГ
УКГЕУНР
УРАТБ
АРСУП
- Какие слова получились? Груша, кенгуру, труба, парус.
- Сколько в этих словах слогов? Два, три слога.
2) Зачеркнуть все неправильные буквы [эр].
3) Посчитать количество слов в предложении. Назвать слова, в которых есть звук [р].
- Роет землю старый крот. В этом предложении четыре слова, слова со звуком [р]: роет, старый, крот.
- Врач несёт градусник. Карась плавает под водой. Корова любит есть траву.
4) Буквы смыло дождиком. Обвести все буквы, а затем их верно прочитать.
V. Физкультминутка.
Под весёлые напевы повернёмся вправо – влево,
Руки вверх, руки вниз, вверх и снова вниз.
Вправо шаг, на месте стой, топни правою ногой,
Влево шаг, на месте стой, топни левою ногой,
Повернёмся мы друг к другу,
Правую дам руку другу.
5) Назвать повторяющиеся картинки (рыбы, ромашки, ручки, ракеты).
Все рыбы обвести в синий круг, ромашки – в жёлтый, ручки – в красный, ракеты – не обводить.
6) Игра с мячом. Заменить первый звук в слове на звук [р].
Танец – ранец, нога – рога, мычать – рычать, высь – рысь, пыжик – рыжик, козы – розы, мука – рука.
7) Задание в парах. Рассмотреть картинки, назвать лишнюю картинку в каждом домике, объяснить свой ответ, подобрать обобщающее слово к картинкам, которые у вас остались.
самовар, сахарница,
сковорода, мясорубка
крапива, подорожник,
мухомор, укроп
трамвай, парусник,
грузовик, маршрутка
Крапива, подорожник, мухомор, укроп – лишняя картинка мухомор, т.к. мухомор – это гриб, а крапива, подорожник, укроп – травы.
Трамвай, парусник, грузовик, маршрутка – лишняя картинка парусник, т.к. он плавает по воде, а трамвай, грузовик, маршрутка ездят по земле, это транспорт.
VI. Подведение итогов.
- Ребята, каких результатов мы достигли на уроке? Что у вас получилось? Что было трудно? Что запомнилось? Что хотелось бы повторить? Что пока не удаётся?
- Ваша задача - составить домик из частей (труба, крыша, веранда, забор с воротами), но для этого их надо раскрасить. Если у вас было гармоничное, комфортное состояние на уроке, раскрасьте свою часть в оранжевый цвет, если спокойное и ровное – в серый, если тревожное – в красный.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.