Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях
Выполнила: учитель-логопед
Швенк Екатерина Валерьевна
МКДОУ – детский сад «Лучик»
Шипелочка построила новые дома для слов, в которых могут жить только слова со звуком [Ш]. Она просит тебя помочь расселить эти слова в домики. Домики находятся далеко за лесом, путь неблизкий, поэтому перед дальней дорогой нужно размяться. Давай сделаем гимнастику для язычка.
Артикуляционная гимнастика
Блинчик Качели Маляр Грибок
Гармошка Вкусное Чашечка Киска
варенье сердится
«Покажи фокус»
Приоткрой ротик, улыбнись, высунь язычок и подними его чашечкой вверх. Положи снежинку (ватку или салфетку) на кончик носа. Удерживай язычок в таком положении и сдувай снежинку с кончика носа. Следи, чтобы снежинка летела строго вверх.
Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу мы с тобой возьмем звук [Ш]. Посмотри, куда ведет дорожка? Дорожка ведет в лес. Посмотри, какие высокие деревья растут в лесу. У них зеленые верхушки, веточек и листьев много.
Набегает ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят. Покажи, как дует ветерок? Произнеси «Ш-Ш-Ш» на одном выдохе тихо, затем громко и снова тихо.
А кто это притаился в лесу? Это белочка. Произнеси столько раз звук [Ш], сколько шишек у белочки, на картинке.
Посмотри, куда дальше ведет дорожка? Здесь камыши. Шипелочка любит слушать как они шуршат. Послушай камыши.
ша-шу-ша ше-ша-шу ша-шы-шо
А теперь подними руки вверх над головой и покажи, как качаются камыши, проговаривая слоги.
А кто же прячется в камышах? Это утка. Испугалась утка, захлопала крыльями. Покажи, как она это делает:
аш-аш ыш-ыш ош-ош уш-уш
Шипелочка просит послушать и повторить чистоговорку, выделяя голосом звук [Ш] в словах:
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что-то шепчут камыши.
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Это утка в камыше.
Ша-ша-ша, ша-ша-ша,
Выходи из камыша!
Ше-ше-ше, ше-ше-ше,
Нет уж утки в камыше.
Ши-ши-ши, ши-ши-ши,
Что же шепчут камыши?
Задание:
Какое слово спряталось в слове «камыши»? (Мыши).
Куда же привела нас дорожка? К реке. Как же нам перебраться через реку? На лодке.
Шипелочка предлагает передвигаться по картинкам, называя слова, на которых изображены предметы со звуком [Ш].
Переплыли через речку. Куда же нам дальше идти? Кажется, мы заблудились. Дорогу найдем, если отгадаем загадку с Шипелочкой:
Вылупился я в чужой семье,
В уютном, тепленьком гнезде.
На груди моей тельняшка,
Прокормить меня так тяжко:
Ведь в еде разборчив я,
Гусеницы – вот еда моя.
Растит меня другая мать
с пеленок.
Угадай-ка, кто я?
Задание: Какой звук спрятался в слове кукушонок?
Шипелочка просит повторить скороговорку в медленном, быстром темпе и выделить голосом звук Ш в словах.
Кукушка кукушонку купила
капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!
«Рассели слова в домики»
Ну вот, мы оказались с Шипелочкой на её улице, на которой могут жить слова со звуком [Ш]. Тебе нужно помочь ей расселить эти слова в разные домики.
Слова со звуком [Ш] в начале слова посели в домик в начале улицы, со звуком [Ш] в середине слова – в домик в середине улицы, со звуком [Ш] в конце слова – в домик в конце улицы.
У Шипелочки есть любимое домашнее животное – кошка Машка. Послушай рассказ о ней.
У Шипелочки живет кошка Машка.
Кошка Машка ловит мышек.
Мышки убегают от кошки.
Кошка большая, ловкая,
она догоняет мышек.
«Послушай и выучи стихотворение»
Мышь как мышь, сама с вершок!
Влезла мышка на мешок.
Позвала к себе мышат.
Пусть крупою пошуршат!
Пошуршать бы пошуршали!
Только кошки помешали…
Молодец!
Шипелочка благодарит за помощь и нам пора возвращаться домой. Вспомни, какой звук сопровождал нас вместе с Шипелочкой?
Список литературы:
Баскакина И.В. Логопедические игры. Жужжалочка и Шипелочка. Рабочая тетрадь для исправления недостатков произношения звуков Ж и Ш/ И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
Майорова А.С. Учись говорить правильно. – М.: ЗАО Изд-во Центр-полиграф, 2003.
Новоторцева Н.В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки ш , ж. (Логопедическая тетрадь). Пособие для воспитателей детских садов, логопедов, родителей. – Ярославль: «Академия развития», - 1999.
Светлова И.Е. Звук/Ил. А. Проскурякова. – М.: Изд-во Эксмо, 2007.
Шаблыко Е.И. Коррекция нарушений произношения щипящих звуков. Пособие для логопедов ДОУ и школ, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2013.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.