Консультация для родителей
"Автоматизация поставленных звуков с помощью игровых приёмов"
В результате посещения коррекционно-развивающих занятий логопеда, у детей появляются новые (чистые) звуки в речи. Этот процесс индивидуален и зависит от многих факторов, у одного ребенка дефектное звукопроизношение исправляется быстро, а другому на это потребуется не один месяц кропотливой работы, причем, не только работы логопеда, а совместного труда логопеда, родителей и воспитателя. Постановкой звука занимается логопед. Следующий этап работы – автоматизация звука в слоге, в слове, в речи. В ряде исследований показано, то от момента появления того или другого звука у ребенка, т. е. его первого правильного произнесения, до включения его в речь проходит довольно длительный период времени. А. Н. Гвоздев назвал его периодом овладения звуком. Он длится 30—45 и более дней и имеет свои особенности. Сначала новый звук употребляется параллельно со старым, который был его заменителем (субститутом), при этом прежний звук употребляется чаще, чем новый. В дальнейшем новый звук начинает употребляться чаще своего бывшего субститута, а через некоторое время он теснит субститут по всем позициям и употребляется даже в тех случаях, когда последний выступает в собственной функции, т. е. он его полностью вытесняет из речи, и только после этого начинается процесс разграничения (этап дифференциации) нового звука и того, который выступал в качестве субститута.
Таким образом,
после того, как логопед научил ребенка произносить звук, необходим
контроль со стороны взрослых. Так как ребенок больше времени проводит в детском
саду, очень важна роль воспитателя в процессе автоматизации нового звука в
речи. Чем чаще взрослые будут исправлять неправильное произношение, тем быстрее
звук закрепится в речи. Необходимо помнить, что делать это нужно корректно,
доброжелательным тоном, чтобы не вызвать у ребѐнка негативной реакции.
Помогут автоматизировать поставленный звук специальные игры и упражнения:
многократное проговаривание слогов, а затем слов с поставленным звуком, работа
с чистоговорками, нахождение слов с нужным звуком, составление словосочетаний и
предложений и т. д. Главное добиваться чистого произношения как во время
специальных упражнений на занятиях, так и во время игр и в свободной
деятельности. И не забывайте хвалить ребенка!
Игра "Найди нужное слово"
Взрослый называет слова, а ребенок должен сказать "ОЙ", если в слове
услышит изучаемый звук, о котором договариваются заранее. Игра развивает
фонематический слух и приучает ребенка вслушиваться в звучание слов.
Игра
"Что я загадал?"
Взрослый предлагает отгадать загаданное слово, по словам
подсказкам. Например: Этот предмет большой, железный, тяжелый, у него есть
колеса и руль. Конечно, ребенок с радостью отгадывает, что это Машина, а заодно
и произносит слово с определенным звуком, который необходимо автоматизировать.
Хитрость заключается в том, что взрослый сознательно загадывает слова с
определенным звуком, но не забывает, что звук может быть в начале, середине и
конце слова. Для усложнения данной игры- можно предложить ребёнку, при
правильном ответе- меняться ролями.
Игра "Чего не стало?"
На столе 4 предмета
или игрушки. Дети называют их. Потом один ребенок отворачивается, а в это время
добавляется еще один предмет или игрушка. Ребенок поворачивается и называет,
что прибавилось. В конце занятия детям предлагают придумать слова со звуком
[л]. Примерный перечень картинок для игры: юла, пила, булавка, игла, клоун,
волк, белка и др.
Игра "Образуй родственные
слова"
Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.
Чулок - чулочек, чулочная (фабрика).
Глоток- глоточек, глотать, проглотить, глотка.
Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.
Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.
Игра "Посчитай-ка"
Детям
предлагают посчитать предметы с определенным звуком. Например: давай мы
посчитаем все машины которые встретятся нам на пути: одна машина, две машины,
три машины, четыре машины, пять машин; и т.д.
Игра "Всезнайка"
Дошкольники должны ответить на вопросы, называя слова, которые начинаются
с определенного звука , например звука [л].
Как тебя зовут? Где ты живешь? Что ты любишь кушать?
Каких ты знаешь животных на звук [л]?
Каких ты знаешь рыб на звук [л]?
Какие имена девочек (мальчиков) на звук [л] ты знаешь? и т.д.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.