КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ ШИПЯЩИХ ЗВУКОВ
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения языка, губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи, достаточно сильной и направленной по середине языка. Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
Упражнение «Наказать непослушный язык»
Цель упражнения. Вырабатывать умение расслаблять мышцы языка.
Выполнение упражнения. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до 5-10.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При этом следует следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение «Сделать язык широким»
Цель упражнения. Выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном состоянии.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить передний широкий край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под счет от одного до 5- 10.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык».
Упражнение «Кто дальше загонит мяч»
Цель упражнения. Выработать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щеки.
3. Следить, чтобы ребенок произносил звук ф, а не х, т.е., чтобы струя воздуха была узкая, а не рассеянная.
Упражнение «Вкусное варенье»
Цель упражнения. Выработать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, близкое к форме «чашечки», которое принимает язык при произнесении звука ш.
Выполнение упражнения. Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются уголков рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язык». Как только язык будет распластанным, так шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Упражнение «Фокус»
Цель упражнения. Вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму «ковшика» и направлять воздушную струю посередине языка.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не получается, можно слегка их придержать.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
Упражнение «Присоси конфетку»
Цель упражнения. Укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Выполнение упражнения. Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть должна быть неподвижной.
2. Рот открывать на 1,5 – 2 см, не больше.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставит чистый указательный палец сбоку между коренными зубами.
4. Выполнять упражнение надо медленно, постепенно ускоряя темп.
Упражнение «Грибок»
Цель упражнения. Укрепить мышцы языка, укреплять подъязычную связку (уздечку).
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и. не отпуская языка, закрывать и открывать рот. Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
Методические указания.
1. Когда открывается рот, губы должны быть неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая язык в верхнем положении под счет от 3- 10.
Упражнение «Маляр»
Цель упражнения. Учить ребенка поднимать язык вверх.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, открыть рот, и погладить кончиком языка твердое небо, делая движение языком вперед-назад.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов и не высовывался изо рта.Материал полезен и родителям и детям
Инд.зан.зв Ч-2.docx
1.
2.
Отрывисто произнести звук Ч: ЧЧЧ (10 раз)
Автоматизация звука Ч
в слогах:
Ач – оч – ач уч – оч – уч уч – уч – оч ич – еч ич
Оч – оч –ач уч – оч – оч оч – оч – уч еч – ич – еч
в словах:
Мяч течь калач скотч
Луч дичь матч путч
Ключ клич богач ночь
Печь кулич ловкач дочь
в словосочетаниях:
У Леночки чулочки
Червячок с чепчиком
Человек человеку друг
в предложениях:
На небо набежала тучка. Анечка ловила бабочку сочком. На
веточке сидит птичка грач. На кочке отчаянно кудахчет квочка.
Волк учуял овечек.
3. Наизусть
Бычок.
Идёт бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
Ох, досточка кончается,
Сейчас я упаду! 1. Автоматизация звука Ч
в слогах:
ачочоч учучоч ичечич ючячюч
в словах:
ткач ночь бич ключ
врач дочь кирпич меч
калач прочь лечь колючка
грач обруч речь мяч
в предложениях:
Врач лечит больного. Ключ упал на кирпич.
Дочь катит мяч. Врач попросил больного лечь.
В комнате печь. Бич — это кнут.
Вова, не потеряй ключ. У кадки лопнул обруч.
2. Наизусть
Вот какой невежда чижик — Скачет он и днем и ночью
не читает чудных книжек! и о чашку клювик точит.
Научить его хочу, Ну и чиж! Такой чудак!
но никак не научу. Я читаю — он никак. ча — тя чу — тю че — те тё — чо ти — чи
чо — тё чи — ти тя — ча тю — чу те — че
мять — мяч петь — печь
бить — бич медь — меч
редька — речка Петька — печка
печать тянучка
птичка аптечка
читать тягач
читатель течение
чинить машину качать воду нянчить Вовочку
читать книгу начать петь отвечать тихо
Я хочу начаться на качелях. Чижик – птичканевеличка.
У кошечки котёночек. Петя любит тянучки.
Петь надо громче. Тётя печёт печенье.
Автоматизация и дифференциация звука Ч
Автоматизация и дифференциация звука Ч
Автоматизация и дифференциация звука Ч
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.