АВТОМАТИЗИРУЕМ ЗВУКИ В ИГРЕ.
Одним из этапов коррекции нарушения произносительной стороны речи является этап автоматизации звуков, на котором учитель-логопед добивается правильного произношения звука сначала в словах, словосочетаниях, потом во фразовой речи.
Этот этап коррекции, как правило, представляет определенные трудности, связанные с нежеланием ребенка выполнять определенные правила. Поэтому необходимо строить свою работу в игровой форме. Существуют игры и игровые упражнения на автоматизацию звуков в речи:
«Шапка-невидимка»
Цели:
· развитие зрительной памяти;
· автоматизация звука [Ш] в словах.
Оборудование: небольшие предметы, фигурки из киндер-сюрпризов, в названии которых есть звук [Ш], (мышка, кошка, карандаш, машинка, шишка и др.).
Ход игры: в течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их, правильно произнося звук [Ш].
«Кто живет в зоопарке»
Цели:
· развитие зрительной памяти;
· автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.
Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.).
Ход игры: педагог предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти.
«Фотограф»
Цели:
· развитие зрительной памяти;
· автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.
Ход игры: ребенок играет роль фотографа. Он внимательно рассматривает того, кого будет фотографировать (или картинку с изображением ребенка или любой предмет), потом отворачивается и дает его словесный портрет, отвечая на вопросы педагога:
– Какая рубашка у Юры? (У Юры красная рубашка.)
– Какие шорты у Юры? (У Юры черные шорты.)
– Что Юра держит в правой руке? (Юра держит в правой руке карандаш.)
– Что у него в другой руке? (В другой руке у него красный шар.)
«Магазин»
Цели:
· развитие слуховой памяти;
· автоматизация звука [Л] в предложениях.
Оборудование: натуральные предметы, муляжи овощей и фруктов или предметные картинки, в названии которых есть звук [Л] (яблоки, свекла, лук, халва, халат, заколка, лупа, булавка, лодка, кукла, белка, палка, скакалка, мел, иголка, бутылка и т. д.)
Ход игры: педагог может послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 2–3 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5–7. После того как ребенок вернется из «магазина» и принесет покупки, он рассказывает взрослому, что он купил, правильно произнося звук [Л]. Например: «Я купил в магазине яблоки, клубнику и лук», или: «Я купила две свеклы и одно яблоко», или: «Я купила две заколки, одну булавку и пять вилок», или: «Я купила голубое платье и белые колготки».
«Мемори»
Цели:
· развитие и тренировка кратковременной зрительной памяти;
· автоматизация звука [Л] в словах.
Оборудование: набор карточек (5 пар) с изображениями, содержащими в названии звук [Л], например: лампа, лупа, ложка, лыжи, ласточка.
Ход игры:
карточки тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Ребенок и педагог могут открыть и назвать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточек за игру.
«Запомни слова»
Цели:
· развитие слуховой памяти;
· автоматизация звука [Ш] в словах.
Оборудование: карточка со словами для запоминания; карточка с картинками, предъявляемыми ребенку на слух (шапка, ромашка, мышка, крыша, мишка) и «лишними» картинками.
Ход игры: педагог медленно называет слова, предназначенные для запоминания. Ряд слов предъявляется дважды. Затем взрослый дает ребенку карточку с картинками. Ребенок обводит и называет картинки, названия которых нужно было запомнить.
«Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)
Цели:
· развитие мышления;
· автоматизация звука [Р] в словах.
Ход игры: педагог предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Взрослый следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах:
белка – дупло, лиса –… (нора);
белка – орехи, корова – … (трава);
сачок – бабочка, удочка – … (рыба);
котенок – кошка, теленок – … (корова);
поезд – рельсы, автобус – … (дорога);
человек – дом, крот – … (нора);
молоток – гвозди, топор – … (дрова);
человек – ребенок, дрозд – … (дрозденок);
барабан – барабанщик, труба – … (трубач);
пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);
солонка – соль, сахарница – … (сахар);
лиса – нора, медведь – … (берлога);
гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);
краски – художник, лекарства – … (врач);
крановщик – кран, тракторист – … (трактор);
шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);
картина – художник, суп – … (повар);
жираф – юг, морж – … (север).
«Назови одним словом»
Цели:
· развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию);
· автоматизация звука [Р] в словах.
Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р].
Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).
Москва, Псков, Новгород – это… (города).
Россия, Англия, Франция – это… (страны).
Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).
Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).
Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).
Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).
Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).
Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).
Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).
«Четвертый лишний»
Цели:
· развитие мышления;
· автоматизация звука [Ш] в предложениях.
Оборудование: предметные картинки со звуком [Ш].
Ход игры: педагог предлагает ребенку рассказать, какая из четырех картинок лишняя и почему.
«Исправь ошибки»
Цели:
· развитие мышления;
· автоматизация звука [Л] в предложениях;
Ход игры: педагог читает ребенку предложения со смысловыми ошибками. Ребенок должен исправить ошибки и правильно произнести переделанные предложения.
(Пример: платье надело Аллу. Халва съела Володю и т. п.).
«Составь предложение»
Цели:
· развитие мышления (развитие у детей способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов);
· автоматизация звука [Р] в предложениях.
Ход игры: детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, в названии которых есть звук [Р]. Затем дается задание: составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).
«Чего не стало»
Цели:
· развитие зрительной памяти;
· автоматизация звука [Р] в словах.
Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р].
Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало.
«Слушай и повторяй»
Цели:
· развитие внимания;
· автоматизация звука [Л] в словах.
Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть:
лук, лампа, свекла;
лыжи, яблоко, халва;
булка, масло, колбаса;
баклажан, мыло, пастила.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.