Автоматизируем звуки в игре
Оценка 4.8

Автоматизируем звуки в игре

Оценка 4.8
Игры
docx
русский язык
Детсад
08.11.2020
Автоматизируем звуки в игре
Представлены игры и игровые упражнения на автоматизацию звуков в речи
Автоматизируем звуки в игре.docx

АВТОМАТИЗИРУЕМ ЗВУКИ В ИГРЕ.

   Одним из этапов коррекции нарушения произносительной стороны речи является этап автоматизации звуков, на котором учитель-логопед добивается правильного произношения звука сначала в словах, словосочетаниях, потом во фразовой речи.

   Этот этап коррекции, как правило, представляет определенные трудности, связанные с нежеланием ребенка выполнять определенные правила. Поэтому необходимо строить свою работу в игровой форме. Существуют игры и игровые упражнения на автоматизацию звуков в речи:

«Шапка-невидимка»

Цели:

·         развитие зрительной памяти;

·         автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: небольшие предметы, фигурки из киндер-сюрпризов, в названии которых есть звук [Ш], (мышка, кошка, карандаш, машинка, шишка и др.).

Ход игры: в течение 3 секунд надо запомнить все предметы, собранные под шапкой, которая на это время поднимается, а затем перечислить их, правильно произнося звук [Ш].

 

«Кто живет в зоопарке»

Цели:

·         развитие зрительной памяти;

·         автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Оборудование: 4–5 картинок с изображением животных или небольшие фигурки животных (корова, воробей, грач, сорока, тигр, зебра, бобер, барсук, носорог, крот, кенгуру и др.).

Ход игры: педагог  предлагает ребенку посмотреть на картинки (фигурки), запомнить, какие животные живут в зоопарке, и перечислить их по памяти.

 

«Фотограф»

Цели:

·         развитие зрительной памяти;

·         автоматизация звука [Р] в словах и предложениях.

Ход игры: ребенок играет роль фотографа. Он внимательно рассматривает того, кого будет фотографировать (или картинку с изображением ребенка или любой предмет), потом отворачивается и дает его словесный портрет, отвечая на вопросы педагога:

 

– Какая рубашка у Юры?  (У Юры красная рубашка.)

– Какие шорты у Юры? (У Юры черные шорты.)

– Что Юра держит в правой руке? (Юра держит в правой руке карандаш.)

– Что у него в другой руке? (В другой руке у него красный шар.)

 

«Магазин»

Цели:

·         развитие слуховой памяти;

·         автоматизация звука [Л] в предложениях.

Оборудование: натуральные предметы, муляжи овощей и фруктов или предметные картинки, в названии которых есть звук [Л] (яблоки, свекла, лук, халва, халат, заколка, лупа, булавка, лодка, кукла, белка, палка, скакалка, мел, иголка, бутылка и т. д.)

Ход игры: педагог  может послать ребенка в «магазин» и попросить запомнить все предметы, которые надо купить. Начинают с 2–3 предметов, постепенно увеличивая их количество до 5–7. После того как ребенок вернется из «магазина» и принесет покупки, он рассказывает взрослому, что он купил, правильно произнося звук [Л]. Например: «Я купил в магазине яблоки, клубнику и лук», или: «Я купила две свеклы и одно яблоко», или: «Я купила две заколки, одну булавку и пять вилок», или: «Я купила голубое платье и белые колготки».

 

«Мемори»

Цели:

·         развитие и тренировка кратковременной зрительной памяти;

·         автоматизация звука [Л] в словах.

Оборудование: набор карточек (5 пар) с изображениями, содержащими в названии звук [Л], например: лампа, лупа, ложка, лыжи, ласточка.

Ход игры:

карточки тщательно перемешиваются между собой и раскладываются в случайном порядке «рубашкой» вверх в любом порядке, главное, чтобы карточки не перекрывали друг друга. Ребенок и педагог  могут открыть и назвать любые две карточки за один ход. Если при открытии образовалась «парочка», то игрок забирает обе карточки себе и делает следующий ход. Если картинки на перевернутых карточках разные, то игрок кладет открытые карточки на их прежнее место лицевой стороной вверх так, чтобы все участники игры могли на них посмотреть и запомнить их расположение, после чего открытые карточки переворачивают обратно «рубашкой» вверх и ход переходит к следующему игроку. Выигрывает тот, кто набирает больше всех парных карточек за игру.

 

«Запомни слова»

Цели:

·         развитие слуховой памяти;

·         автоматизация звука [Ш] в словах.

Оборудование: карточка со словами для запоминания; карточка с картинками, предъявляемыми ребенку на слух (шапка, ромашка, мышка, крыша, мишка) и «лишними» картинками.

Ход игры: педагог  медленно называет слова, предназначенные для запоминания. Ряд слов предъявляется дважды.  Затем взрослый  дает ребенку карточку с картинками. Ребенок обводит и называет картинки, названия которых нужно было запомнить. 

 

 «Догадайся, каким будет четвертое слово» (смысловые ряды)

Цели:

·         развитие мышления;

·         автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: педагог предлагает ребенку послушать смысловые ряды и досказать слово, которое подходит по смыслу. Взрослый следит за правильностью произнесения звука [Р] в этих словах:

белка – дупло, лиса –… (нора);

белка – орехи, корова – … (трава);

сачок – бабочка, удочка – … (рыба);

котенок – кошка, теленок – … (корова);

поезд – рельсы, автобус – … (дорога);

человек – дом, крот –  … (нора);

молоток – гвозди, топор – … (дрова);

человек – ребенок,  дрозд – … (дрозденок);

барабан – барабанщик, труба – … (трубач);

пальто – пуговица, ботинок –… (шнурок);

солонка – соль, сахарница – … (сахар);

лиса – нора, медведь – … (берлога);

гвозди – молоток, гайка – … (отвертка);

краски – художник, лекарства – … (врач);

крановщик – кран, тракторист – … (трактор);

шкаф – одежда, холодильник – … (продукты);

картина – художник, суп – … (повар);

жираф – юг, морж – … (север).

 

«Назови одним словом»

Цели:

·         развитие мышления (формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию);

·         автоматизация звука [Р] в словах.

Ход игры: Дети должны послушать ряды слов и назвать каждую группу одним словом, правильно произнося звук [Р].

Окунь, лещ, щука – это… (рыбы).

Москва, Псков, Новгород – это… (города).

Россия, Англия, Франция – это… (страны).

Лимон, виноград, груша – это… (фрукты).

Трамвай, автобус, вертолет – это… (транспорт).

Прятки, жмурки, догонялки – это… (игры).

Кукла, пирамидка, мяч – это… (игрушки).

Топор, молоток, грабли – это… (инструменты).

Хлеб, молоко, колбаса – это… (продукты).

Врач, продавец, парикмахер – это… (профессии).

 

«Четвертый лишний»

Цели:

·         развитие мышления;

·         автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Оборудование: предметные картинки со звуком [Ш].

Ход игры: педагог  предлагает ребенку рассказать, какая из четырех картинок лишняя и почему.

 

«Исправь ошибки»

Цели:

·         развитие мышления;

·         автоматизация звука [Л] в предложениях;

Ход игры: педагог  читает ребенку предложения со смысловыми ошибками. Ребенок должен исправить ошибки и правильно произнести переделанные предложения.

(Пример: платье надело Аллу. Халва съела Володю и т. п.).

 

«Составь предложение»

Цели:

·         развитие мышления (развитие у детей способности быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов);

·         автоматизация звука [Р] в предложениях.

Ход игры: детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, в названии которых есть звук [Р]. Затем дается задание: составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

 

 «Чего не стало»

Цели:

·         развитие зрительной памяти;

·         автоматизация звука [Р] в словах.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть звук [Р].

Ход игры: логопед предлагает ребенку запомнить 4–5 картинок, лежащих на столе. Затем ребенок отворачивается, логопед убирает одну картинку. Ребенок должен сказать, чего (кого) не стало.

 

«Слушай и повторяй»

Цели:

·         развитие внимания;

·         автоматизация звука [Л] в словах.

Ход игры: логопед предлагает ребенку послушать несколько слов и назвать только то, что можно есть:

лук, лампа, свекла;

лыжи, яблоко, халва;

булка, масло, колбаса;

баклажан, мыло, пастила.

 

 

 


 

АВТОМАТИЗИРУЕМ ЗВУКИ В ИГРЕ.

АВТОМАТИЗИРУЕМ ЗВУКИ В ИГРЕ.

Ход игры: ребенок играет роль фотографа

Ход игры: ребенок играет роль фотографа

Ребенок и педагог могут открыть и назвать любые две карточки за один ход

Ребенок и педагог могут открыть и назвать любые две карточки за один ход

Назови одним словом» Цели: · развитие мышления ( формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию); · автоматизация звука [Р] в словах

Назови одним словом» Цели: · развитие мышления ( формирование умения делить объекты на классы по заданному основанию); · автоматизация звука [Р] в словах

Цели: · развитие мышления; · автоматизация звука [Ш] в предложениях

Цели: · развитие мышления; · автоматизация звука [Ш] в предложениях

Слушай и повторяй» Цели: · развитие внимания; · автоматизация звука [Л] в словах

Слушай и повторяй» Цели: · развитие внимания; · автоматизация звука [Л] в словах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2020