Тема: «Авторитет родителей в семье» (диспут)
(родительское собрание, 4 класс, кл.рук. Степаненко Т.В.)
Цель: убедить родителей в том, что влиять на ребёнка для того, чтобы помочь ему развиваться, стать счастливым, общественно значимым человеком – вот задача их авторитета; напомнить родителям о том, что основа воспитания детей - пример их поведения.
План:
· о переходе в пятый класс;
· предварительная успеваемость.
Чтобы счастье наше было полно, мы нуждаемся в привязанности и помощи окружающих нас людей, последние же согласятся любить и уважать нас, помогать нам в наших планах, работать для нашего счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать для их благополучия, эту необходимую связь называют нравственным долгом, нравственной обязанностью.
П.Гольбах.
1.Вступительное слово.
Классный руководитель: Многие родители считают, что они являются авторитетом для своих детей только потому, что они родители. В младшем возрасте это может быть и так. Но постепенно подрастающие дети становятся критичнее, особенно по отношению к родителям, которым они до сих пор полностью доверяли.
В чём тут дело? Как поддерживать родительский авторитет на должном уровне? Предлагаю порассуждать об этом сегодня на нашей встрече.
Одной из основных и болезненных черт современной ситуации воспитания является потеря родительского авторитета. А воспитатель без авторитета, без несомненного в глазах ребёнка достоинства старшего – это что угодно, но не воспитатель.
Для детей- особенно маленьких – эталоном личности часто являются родители. Ребёнок склонен идеализировать способ поведения, мышления, действия своих родителей как наиболее близкий ему, непосредственно и ежедневно наблюдаемый образец поведения.
Почему же родительский авторитет зачастую в современных семьях даёт сбои?
Прислушаемся, что говорил по этому поводу актёр, режиссёр Ролан Быков: «Нельзя сводить воспитание в семье к взаимоотношениям родителей с детьми. Это не второе, не третье, а может быть, четвёртое дело. Основной закон, конституция семьи - это взаимоотношения отца и матери: органично ли сочетаются мужское и женское начала в семье по законам справедливости, укоренилось ли в семье уважение к физическому и духовному выражению понятий «женщина» и «мужчина». Этого заменить не может ни школа, ни милиция, ни искусство. Очень дорого стоит потом детям и всему обществу отсутствие подлинного уважения отца к матери и матери к отцу. Можно согласиться или не согласиться с теми, кто ратует за повышение внимания к детям, но в то же время нельзя не учитывать и фактора, кардинально необходимого для воспитания: мать и отец должны иметь время на личную жизнь. Ребёнка нужно приучать к мысли, что эта жизнь важна, иначе он никогда не научится уважать других людей и привыкнет считаться лишь с собственными запросами. Во взаимоотношениях с детьми чрезвычайно важен закон уважения времени, интересов отца и матери. Такие семьи счастливы.
Но часто родители оказываются лишёнными личной жизни, полностью подчинены заботам о детях, домашнему быту. Многие забрасывают былые увлечения, до предела сокращают чтение, занятия спортом. Вся жизнь как бы концентрируется в пространстве семейных отношений. Но порой на этом вполне естественном и законном основании вырастает ложная родительская идеология полного отказа от себя, от личной жизни, своих интересов «во имя ребёнка». Думается, что детям такая позиция не несёт никакого блага. Тут уж не до авторитета.
Дети рождаются и развиваются в семье, но не для семьи, а для самостоятельной жизни в обществе, для труда, любви, творчества. А что им могут дать родители, исключившие себя из активной жизни, знающие лишь одну ценность – благо собственного ребёнка?
Мораль рассуждений ясна: кто безразличен к своему внешнему облику, тот не сможет воспитать соответствующего качества в детях. Кто безразличен к своей духовной жизни, тот плохой духовный наставник молодёжи. Кто не ценит своего дела, своего времени, не оберегает суверенность своих личных прав, то вряд ли станет хорошим воспитателем развивающейся личности.
Конец у этой типичной, к сожалению, для нашего семейного воспитания ситуации один, и достаточно печальный. В один прекрасный момент родители замечают, что дети отдаляются от них, исчерпав запас своих чисто детских потребностей в опёке. Они выходят на путь широко социального взаимодействия, встречаются с другими людьми. Приходит тот момент, когда родительский авторитет, расшатанный позицией исполнителей капризов, подточенный отсутствием интересов и саморазвития, окончательно рушится, и под его обломками мы находим лишь цепь скандальных выяснений отношений. Тут борьба за авторитет бессмысленна: она уже давно проиграна!
Но не менее опасна, по-моему, и другая крайность, когда родительский авторитет абсолютизируется, подаётся как непререкаемая догма. Тогда воспитание становится чисто авторитарным и вряд ли будет способствовать подлинному развитию формирующейся личности.
2.Диспут «Родительский авторитет: данность или саморазвитие».
Вопросы для обсуждения:
· Согласны ли вы с точкой зрения, высказанной выше?
· Являются ли ваши родители для вас авторитетом?
· Считаете ли вы свой авторитет в семье незыблемым?
· Как вы стараетесь поддержать свой авторитет в семье?
· Как вы относитесь к авторитарному воспитанию?
· Как вы относитесь к утверждению: «Воспитание- это пример любви и больше»?
· Всегда ли ваши слова соответствуют вашим поступкам?
3.Виды родительского авторитета. (карточки индивидуальные)
* Авторитет подавления.
*Авторитет родительского положения.
*Авторитет педантизма.
*Авторитет назидания.
*Авторитет любви.
*Авторитет доброты.
*Авторитет подкупа.
Для того, чтобы ребёнок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что его основой являются шесть принципов общения родителей с детьми, которое можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание может быть примерно таким:
Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определённым количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим и материнским авторитетом.
4.Выводы по теме собрания.
Классный руководитель: Отношения родителей к детям и друг к другу, их внимание, предупредительность, исходящая от них атмосфера, настроение- всё это дети воспринимают с самого младшего возраста отчётливо, получая положительные или отрицательные впечатления. Поэтому от поведения родителей зависит, станут ли они образцом для своих детей.
Если отношения между отцом и матерью проникнуты уважением друг к другу, если они создают доверительную товарищескую атмосферу в семье, тогда они влияют на своих детей, не произнося громких слов об авторитете и т. д.
Вывод: мало хотеть правильно, надо делать правильно.
Успехов вам в воспитании ваших детей. И не останавливайтесь в саморазвитии!
Будьте для своих детей хорошим примером.
Использованная литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.