Муниципальное образование Ейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1 имени Семёна Соболя
г.Ейска муниципального образования Ейский район
Краснодарского края
Утверждено
решением педагогического совета
от 30 августа 2023 г. протокол № 1
Председатель педагогического совета
_______________/ /
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Путешествую стихами по родной стране»
Уровень образования: основное общее образование 10 класс
Срок реализации программы - 1 год.
Количество часов: 34 часа.
Автор - составитель: Горбачева Марина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
2023-2024 учебный год
г. Ейск
1. Пояснительная записка
Авторская программа курса внеурочной деятельности «Путешествую стихами по родной стране» составлена учителем русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 им.С.Соболя г. Ейска для учащихся 10 классов, изучающих литературу на базовом и углублённом уровне.
Содержание программного материала соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Курс рассчитан на 34 часа, по 1 часу в неделю.
Внеурочная программа «Путешествуем стихами по родной стране» имеет общую познавательную направленность и рассчитан на такую организацию интеллектуальной деятельности обучающихся, которая способствует углублению и расширению гуманитарных знаний, мотивируя к применению полученных знаний в повседневных занятиях и стремлению к получению новых знаний за рамками учебной программы образовательного учреждения.
Данный курс помогает организовать читательскую деятельность во внеурочное время, способствует духовному становлению личности, выявлению индивидуальных творческих способностей и развитию коммуникативных способностей учащегося. Формирует культуру читательского труда через осмысление основного предмета литературы – текста в его жанрово-видовой специфике. Читательская деятельность, развернутая на базе понимания предмета исследования, строится в особом «культурном поле», которым являются диалоговые отношения между автором и читателем.
Новизна программы заключается в нестандартном подходе к изучению поэтических произведений, их анализу, с учётом места и времени их написания. Такой подход позволяет объединить несколько метапредметных связей. Содержание занятия позволяет охватить знания сразу из учебных предметов «География» и «История», которые выходят за пределы учебной программы. При этом усваивание материала происходит в процессе решения практической и исследовательской задач, различных проблемных ситуаций.
Актуальность курса обусловлена необходимостью расширения общего кругозора и лексического запаса обучающихся в процессе подготовки к сдаче Единого государственного экзамена как по предмету «Литература», так и «Русский язык». Для достижения высоких результатов выпускники могут использовать полученные знания для написания творческих работ, прохождения дополнительных вступительных испытаний. Обучающиеся, успешно освоившие программу дополнительного образования, смогут быстро ориентироваться по тексту, легко анализировать произведения поэтической формы, создавать устные монологические высказывания, вести грамотный диалог на любые культурные, социально-бытовые, нравственно-эстетические и учебные темы; применять основные нормы построения устного и письменного высказывания; соблюдать последовательность изложения; владеть правильной и выразительной интонацией.
Практическая направленность: В процессе освоения материалов курса, обучающиеся смогут приобрести мотивацию к учебной деятельности, улучшению её результатов; навыки общения со сверстниками; знания об этике и эстетике повседневной жизни человека, о принятых в обществе нормах поведения и общения; знания об основах здорового образа жизни; знания об истории своего Отечества, о русских народных культурных традициях; знания о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; знания о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; приобретут опыт исследовательской деятельности; способность проводить самоанализ причин успешной и неуспешной учебной и внеклассной деятельности; опыт публичного выступления; опыт самоорганизации и организации совместной деятельности с другими учащимися; опыт самостоятельного решения проблем и поиска информации.
Цель курса: развитие навыков обучающихся определять, находить, сопоставлять, анализировать и актуализировать полученную информацию, понимать и трансформировать сложные стихотворные формы и использовать свои умения при реализации практических работ и в процессе профессионального самоопределения.
Задачи программы:
Познавательные:
– развитие осознанного интереса к чтению и анализу поэзии;
– формирование основ читательской культуры;
– выработка привычки к вдумчивому чтению;
– развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.
Воспитательные:
– воспитание качеств, присущих гражданину: чувство национальной гордости, бережное отношение к языку, культуре и традициям, бережное отношение к природе.
Развивающие:
– овладение навыками смыслового чтения стихотворений в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
– формирование общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие;
– создание основы для самостоятельной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Программа внеурочной деятельности обучающихся создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности, её интеграции в системе мировой и отечественной культур; способствует раскрытию индивидуальных способностей подростка, развитию у обучающихся интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Такой творческий и познавательный вид внеурочной деятельности обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что даёт большой воспитательный и учебный эффект.
Виды деятельности:
- познавательная деятельность;
- системно-деятельностный подход;
- практико-ориентированный.
Курс «Путешествуем стихами по родной стране» разработан для занятий с обучающимися 10 класса во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФОП основного общего образования. В программу включены: экскурсии в библиотеку; презентации по прочитанным произведениям; выставки книг поэтов; викторины; конкурс чтецов; индивидуальная самостоятельная работа, выполняемая во внеурочное время.
Методы и формы обучения включают в себя комбинированные типы занятий, беседы, занятия – исследования, лекции, семинары, практикумы, занятие – защита проекта.
В качестве основной формы организации учебных занятий предлагается проведение уроков - бесед, на которых отрабатываются различные приёмы восприятия лирического произведения (выразительное чтение всего текста, выборочное чтение отдельных строф, строк и слов по заданию учителя, стилистический эксперимент, словесное иллюстрирование текста); виды деятельности, связанные с анализом стихотворения, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана, тезисов); написание анализа, мини-рецензии, творческих работ в жанре эссе; наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся подбираются в соответствии с учебными возможностями формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Поэтому предпочтение отдается самостоятельной работе над теоретическим материалом, сбору необходимой информации и определение главного в прочитанном. Работа в группах предполагает формирование коммуникативной компетенции или владение разными видами речевой деятельности, умениями воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания на основе анализа поэтических текстов. На каждом этапе обучения выбирается поэтический текст, который позволяет охватить ряд рекомендуемых в программе практических умений и навыков.
Методы и средства обучения направлены на овладение обучающимися универсальными учебными действиями, которые позволят им осуществлять поиск информации и её анализ, расширять лингвистический кругозор, моделировать предложения различной структуры в соответствии с коммуникативной задачей высказывания, создавать аналитические тексты в соответствии с нормами русского литературного языка.
Предполагаемые метарезультаты освоения программы.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены четырьмя группами универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УДД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам народов России; - воспитание в себе осознанного читателя, понимающего ценность чтения; - проявление инициативы при поиске способа решения задач; - способность вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отрицать).
Регулятивные УДД: определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на занятии; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги; учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УДД: ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы группы и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: передавать содержание смыслового значения поэтического произведения.
Коммуникативные УДД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; выразительно читать и интерпретировать прочитанный текст; обсуждать совместно с одноклассниками и учителем значение стихотворений в определённый временной период; учиться работать в паре и группе.
На базовом уровне после успешного завершения курса обучающийся получит возможность научиться:
· давать историко-культурный комментарий к содержанию лирического произведения (в том числе и с использованием ресурсов библиотеки);
· анализировать лирическое произведение, учитывая воплощение в нём объективных законов литературного развития и субъективные черты авторской индивидуальности;
· анализировать взаимосвязь художественного мира литературного произведения с другими областями гуманитарного знания (географией, историей, культурологией);
· интерпретировать исходный текст лирического произведения.
На базовом уровне после успешного завершения курса обучающийся получит возможность узнать:
· о месте и значении русской литературы в родной культуре;
· о произведениях новейшей отечественной литературы;
· об историко-культурном подходе в литературоведении;
· о региональном литературном становлении XX века;
· имена поэтов разных регионов нашей страны;
· о соотношениях и взаимосвязях литературы с учетом регионального компонента и определённым историческим периодом.
Система оценки результативности внеурочной деятельности является комплексной. Оцениваются следующие критерии:
– уровень воспитанности и общей культуры обучающихся;
– участие класса в школьных воспитательных мероприятиях;
– выбор обучающимися социально приемлемых духовно-нравственных форм самореализации и самовыражения.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«Путешествую стихами по родной стране»
Основные разделы программы
№ |
Название раздела |
Общее кол-во часов |
Часы аудиторных занятий |
Часы внеаудиторных занятий |
1 |
Поэзия юга России |
15 |
14 |
1 |
2 |
Поэзия центральных регионов России |
7 |
7 |
|
3 |
Поэзия западных регионов России |
7 |
6 |
1 |
4 |
Поэзия регионов Зауралья |
2 |
2 |
|
5 |
Поэзия регионов Дальнего Востока |
1 |
1 |
|
|
Итоги курса |
2 |
2 |
|
|
Итого |
34 |
32 |
2 |
Поэзия юга России (15 ч.)
Введение. Знакомство с регионами страны. Многогранность поэзии лирических произведений авторов юга России. Современные подходы к анализу стихотворений. Смысловые виды работ: выборочный анализ, словесная иллюстрация, словообразный анализ, определение видов стихосложений. Видовая классификация лирических произведений. Системы стихосложения. Систематизация и структурирование теоретических знаний в смежных гуманитарных дисциплинах по предметам «История» и «География». Применение практических навыков при постановки задачи, поиску информации, построению логических цепочек для решения поставленной задачи. Отработка умения анализировать объекты и образы с целью выделения признаков. Подготовка и проведение конкурса театрального чтения. Занятие – практикум: посещение школьной библиотеки, составление литературной карты.
Поэзия центральных регионов России (7 ч.)
Лингвистический и литературоведческий, сопоставительный виды анализа. Определение изобразительно-выразительных средств. Передача основной идеи лирического произведения и выявление возможного подтекста. Оформление собственных мыслей в форме диалога и монолога. Составление краткого отзыва, историко-литературного комментария. Классификация стихотворных размеров. Отработка грамматических навыков при построении речевого высказывания в письменной форме.
Поэзия западных регионов России (7 ч.)
Знакомство с диалектом данного региона страны. Комплексный анализ лирических произведений. Определение основной и второстепенной информации. Формулировка проблемы и построение логических цепочек рассуждений с помощью применения теоретических знаний. Анализ пейзажной и военно-патриотической поэзии. Составление мини-рецензии и подготовка к проекту. Самостоятельная и коллективная работа. Контроль полученных знаний: викторина «Мир русской поэзии».
Поэзия регионов Зауралья (2 ч.)
Составление рецензии. Понятие семантического анализа лирического произведения. Нахождение и выделение необходимой информации в тексте для решения рабочей задачи. Повторение и обобщение изученного материала.
Поэзия регионов Дальнего Востока (1 ч.)
Сравнительный анализ произведений нескольких авторов. Использование средств художественной выразительности в пейзажной лирике. Закрепление полученных навыков при комплексном анализе лирических произведений.
Итоги курса (2 ч)
Итоговое практическое занятие: защита проектов на тему «Поэзия моей страны». Подведение итогов.
Тематическое планирование
№ урока |
Тема урока |
Количество часов |
Основные виды деятельности обучающегося (на уровне универсальных учебных действий) |
|
Теорети ческих |
Практи ческих |
|||
Раздел 1. Поэзия юга России (15 ч.) |
|
|||
1 |
Введение. Знакомство с регионами страны «Поэты о родной земле» |
1 |
|
Повторить полученные в основной школе сведения о лирических произведениях. Систематизировать знания о регионах страны. Поставить учебные задачи. |
2 |
Бакалдин В.Б., Хохлов С.Н. о Краснодарском крае |
1 |
|
Смысловое чтение. Выделить и сформулировать познавательную цель. Найти и выделить необходимую информацию в тексте. |
3 |
Анализ стихотворений Котенко Е.А. «Улицы Ейска», «Только в Ейске моем» |
|
1 |
Смысловое чтение. Найти и выделить необходимую информацию в тексте для решения рабочей задачи. Структурировать теоретические знания. |
4 |
Гриценко А.И. «Пока поют сверчки в моем родимом поле…», словесная иллюстрация произведения. Произведения Куликова Б.Н. о Ростовской области
|
|
1 |
Смысловое чтение. Освоить технику словесной иллюстрации лирического произведения. Осознанно и произвольно построить речевое высказывание в устной форме. |
5 |
Поэты Волгоградской области. Военно-патриотическая лирика Кулькина Е.А. и Луконина М. К. |
1 |
|
Смысловое чтение. Найти и выделить необходимую информацию. Структурировать знания в смежной гуманитарной дисциплине по предмету «История». |
6 |
Детальный анализ стихотворения Агашина М.К. «Ты тоже родился в России…»
|
|
1 |
Смысловое чтение. Определить основную и второстепенную информацию. Сформулировать проблему. Построить логическую цепочку рассуждений с помощью применения теоретических знаний. |
7 |
Оформление литературного комментария о стихотворении «Ставрополь» Кашпурова И.В. Произведения Екимцева А.Е. о Ставропольском крае. |
|
1 |
Смысловое чтение. Сформулировать основную идею произведения. Осознанно и произвольно построить речевое высказывание в письменной форме. Уметь точно и полно выражать свои мысли в письменной форме. |
8 |
Особенности лирических произведений чеченских поэтов на примере стихотворений Юсупова И. «Отчизне», «В тигле заката расплавился день сероокий…» из сборника «Суровый край моих отцов» |
1 |
|
Смысловое чтение. Развивать владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
9 |
Словообразный анализ стихотворения «Отец мой - Великий Кавказ» Гешаева М. о Чеченской республике |
|
1 |
Смысловое чтение. Уметь выделять основную идею произведения по ряду слов с использованием цитатной аргументации. |
10 |
Произведения Перетятой Е.И. о Луганской Народной республике. Образ украинского быта в стихотворении Приблудного И. «Детство». |
1 |
|
Смысловое чтение. Уметь анализировать объекты и образы с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
11 |
Общая судьба Крыма и России в стихотворениях Беличенко А. «Восьмая годовщина…», «Немало сделано в Крыму» |
1 |
|
Смысловое чтение. Построить логическую цепочку рассуждений, проанализировать истинность утверждений. |
12 |
Особенности стихосложения произведения Сельвинского И. «Севастополь» |
|
1 |
Смысловое чтение. Структурировать теоретические знания для выделения определённой информации |
13 |
Конкурс театрального чтения «Сегодня я – поэт!» (по выбранным произведениям) |
|
1 |
Самостоятельно создать способы решения проблем творческого и поискового характера. |
14 |
Пейзажная лирика Куликова О.А. об Астраханской области. Любовь к малой Родине в произведениях Ростовского Г.С. «Полночь в Астрахани», «Астраханский край» |
1 |
|
Смысловое чтение. Уметь анализировать объекты и образы с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
15 |
Занятие – практикум «Путешествуем стихами». Посещение школьной библиотеки. Составление литературной карты |
|
1 |
Самостоятельно создать способы решения проблем творческого и поискового характера. |
Раздел 2. Поэзия центральных регионов России (7 ч.) |
|
|||
16 |
Краткий анализ стихотворений «Весна в Тамбове» и «Память о войне» Милосердова С.С., Афанасьева В.Н. «Цна». Определение стихотворных размеров. |
|
1 |
Смысловое чтение. Определить основную и второстепенную информацию. Сформулировать проблему. Построить логическую цепочку рассуждений с помощью применения теоретических знаний. |
17 |
Военно-патриотическая лирика тульских поэтов. Елькин А.А. «На Курской дуге», «У нас на Вятке» |
1 |
|
Смысловое чтение. Найти и выделить необходимую информацию. Структурировать знания в смежной гуманитарной дисциплине по предмету «История». |
18 |
Пахомов В.Ф о родном селе в Тульской области |
1 |
|
Смысловое чтение. Обобщить изученный материал. Выделить основную информацию. |
19 |
Богатство средств художественной выразительности в стихах Заболоцкого Н. «Подмосковные рощи» и «Новый быт» |
1 |
|
Смысловое чтение. Структурировать и применить теоретические знания для поиска необходимой информации для решения поставленной задачи. |
20 |
Анализ стихотворения Казаковой Р. «Любить Россию нелегко», составление отзыва |
|
1 |
Смысловое чтение. Найти и выделить необходимую информацию в тексте для решения рабочей задачи. Структурировать теоретические знания. Оформить собственное мнение в форме отзыва. |
21 |
Составление историко-литературного комментария к стихотворению Глинки Ф. «Москва» |
|
1 |
Смысловое чтение. Сформулировать основную идею произведения. Осознанно и произвольно построить речевое высказывание в письменной форме. Уметь точно и полно выражать свои мысли в письменной форме. |
22 |
«Деревенская» лирика Михайлова С.Н. и Беляева А.В. о Костромской области |
1 |
|
Смысловое чтение. Обобщить изученный материал. Выделить основную информацию. |
Раздел 3. Поэзия западных регионов России (7 ч.) |
|
|||
23 |
Диалектные слова в стихотворении Половникова В. «Псковский говорок» |
1 |
|
Смысловое чтение. Проанализировать с целью подведения под понятия, вывести следствия, определить причины использования диалектов. |
24 |
Анализ стихотворения «Ленинграду» Асадова Э. |
|
1 |
Смысловое чтение. Определить основную и второстепенную информацию. Сформулировать проблему. Построить логическую цепочку рассуждений с помощью применения теоретических знаний. |
25 |
Пейзажи Ленинградсткой области в стихах современных поэтов. Дымчишин А. «Край тосненский», Валеева А. «Ленинградская область» |
1 |
|
Смысловое чтение. Обобщить изученный материал. Выделить основную информацию. |
26 |
Поэзия подвига на примере произведений Решетова А. «Клятва ленинградки», «На ленинградской улице», «Огонь войны» |
1 |
|
Смысловое чтение. Сформулировать проблему, провести сравнительный анализ произведений путём составления и сопоставления отдельных частей. |
27 |
Конкурс мини-рецензии к стихотворению «Карелия» Хлебниковой Г.А. |
|
1 |
Самостоятельно создать способы решения проблем творческого и поискового характера. Осознанно и произвольно построить речевое высказывание в письменной форме. |
28 |
Подготовка к проекту по теме «Поэзия в моей жизни». Посещение школьной библиотеки. Подготовка выставки книг российских поэтов XX века. |
|
1 |
Использовать полученные знания. Подобрать материал, оформить работу. Составить план выполнения. Самостоятельно работать с печатным материалом в библиотеке. |
29 |
Викторина «Мир русской поэзии» |
|
1 |
Использовать полученные знания. Коллективно работать для нахождения верной информации. Работа в группах. |
Раздел 4. Поэзия регионов Зауралья (2 ч.) |
|
|||
30 |
Знакомство с республикой Коми. Федорова А. «Коми-Родина моя», Королева В. «Республика Коми». Составление рецензии. |
|
1 |
Смысловое чтение. Обобщить полученную информацию. Провести синтез детального описания и на его основе составить письменное высказывание в форме рецензии. |
31 |
Семантический анализ стихотворения «Кедровая ветка» Крека В. об Алтайском крае. |
|
1 |
Смысловое чтение. Найти и выделить необходимую информацию в тексте для решения рабочей задачи. Структурировать и применить теоретические знания. |
Раздел 5. Поэзия регионов Дальнего Востока (1 ч.) |
|
|||
32 |
Произведения Пирагис Р.А., Анищенко С., Молчанов К., Гаркавцев А. о Камчатке и Сахалине. Сравнительный анализ |
1 |
|
Смысловое чтение. Сформулировать проблему, провести сравнительный анализ произведений путём составления и сопоставления отдельных частей. |
Итоги курса (2 ч.) |
|
|||
33 |
Защита проектов по теме: «Поэзия моей страны». |
|
1 |
Доказать правильность выбранного решения при помощи аргументов. Провести защиту проектов. |
34 |
Подведение итогов |
1 |
|
Проанализировать итоги проведённой работы. Рефлексия. |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Литература для учителя
1. Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования [Текст]: [Приказ Минпросвещения России от 16 ноября 2022 г. № 993]. //
http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212220024
2. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. [Текст]: [Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897]. // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 9, 28.02.2011
3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М., 2013.
4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ сост.Е.С.Савинов. М.: Просвещение, 2011г.
Литература для учащихся
1. Аннинский, Лев Александрович. Век мой, зверь мой...: русское, советское, всемирное свидетельство стиха / Л. А. Аннинский. Иркутск : Издатель Сапронов, 2004.
2. Бройтман, Самсон Наумович. Поэтика русской классической и неклассической лирики: научное издание / С. Н. Бройтман. М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2008 г.
3. Вдохновение. Сборник стихов современных авторов. М.: Издательские
решения, 2018 г.
5. Полная хрестоматия русской поэзии для школьников и студентов в 2 т. Сост. И.Мизинина. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003 г.
6. Руссова, Светлана Николаевна. Автор и лирический текст: монография / С. Н. Руссова. М. : Знак, 2005 г.
7. Серия книг «Поэзия XX века» издательства «Профиздат», с 2000 г.
8. Теоретическая поэтика: понятия и определения [Текст] : хрестоматия для студентов / авт.-сост. Н. Д. Тамарченко. - М. : РГГУ, 2002 г.
9.
Томашевский,
Борис Викторович. Теория литературы. Поэтика [Текст] : учебное пособие / Б. В.
Томашевский. - М. : Аспект Пресс, 2002 г.
Интернет-ресурсы
1. Биографические сведения о поэтах и писателях- https://www.culture.ru/
2. Национальная электронная библиотека - https://rusneb.ru/
3. Портал «Читай и пиши Стихи» - http://pishi-stihi.ru
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания № 1 методического объединения русского языка и литературы от 30 августа 2023 года _______ Горбачева М.Ю.
|
|
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора школы _________________________.
«30» августа 2023 года |
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.