Авторская программа "Увлекательная микробиология
Оценка 4.9

Авторская программа "Увлекательная микробиология

Оценка 4.9
doc
15.10.2020
Авторская программа "Увлекательная микробиология
курс микробиология.doc

 

 

 

 

 

 

 

Увлекательная микробиология

 

 

 

 

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

Шкребтий Натальи Александровны,

учителя химии, биологии  ГОУ  ЛНР

«Краснолучская школа I- № 11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красный  Луч

2019-2020

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


          Факультативные занятия в условиях современной школы играют особую роль, благодаря ним, возможно, реализовать индивидуальный подход к ученикам, создавая максимальные учет склонностей, возможностей, способностей каждого ученика, то есть обеспечивается личностно-ориентированная структура обучения.
Предложенная программа факультативного курса «Увлекательная микробиология» предусматривает изучение биологии, физиологии и химии. Эти науки состоят в основе школьного курса, но шире их рассмотреть не хватает времени. Программа предусматривает изучение больше теории и практической части.


Цель факультативного курса «Увлекательная микробиология» - углубленное изучение научных исследований в области биологии, химии, физиологии, содействие общекультурному развитию, морально-нравственному воспитанию молодых поколений.
Предложенная структура курса соответствует – средней школе (9-11 классам).

         Микробиология – это наука о жизни мельчайших организмов. Она изучает их строение, процессы жизнедеятельности, взаимосвязи между собой и с условиями среды, существование в различных видах сырья и готовых продуктах; их влияние на качество и продолжительность хранения, а также на здоровье человека. По результатам микробиологических исследований можно установить с какими болезнями нужно бороться, а  какие возможно предупредить, и как предотвратить загрязнение окружающей среды. Именно поэтому микробиологию считают ведущей наукой ХХІ века.


       Идея создания данного спецкурса.


        Для поднятия рейтинга заинтересованности учеников биологией, химией, физиологией растений и животных, естествознанием.
       Весь курс обучения рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и состоит из 6 тем.
В процессе изучения курса происходит постепенное обогащение знаний учащихся по биологии, естествознания, физиологии, химии. Учащиеся смогут приобрести практические умения работать с биологическим и химическим оборудованием, ознакомиться с терминами, которыми смогут использоваться для дальнейшего обучения в высших заведениях и школе.
Практическая часть заключается в том, чтобы выработать основные умения и навыки применения биологической и химической принадлежности.

       Методические формы, к которым целесообразно обращаться учителю в процессе преподавания курса, могут быть как традиционными (лекция, семинарские занятия), так и инновационными. Очень важно, чтобы слушатели факультативного курса смогли получить на занятиях знания и применять их на практике: могли выступать на семинарах, конференциях, с лекциями или беседами перед учениками других классов.
      Программа предполагает творческий подход учителя к преподаванию курса, давая возможность варьировать распределение учебных часов, предназначенных для изучения отдельных тем и выполнение отдельных видов работ (лабораторный практикум, исследования и тому подобное).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать: 
• символы химических элементов;
• правила работы с веществами, оборудованием;
• правила поведения в лаборатории.

 

Основные понятия:
• микробиология;                        инфекция;                               ферменты;
• автотрофы;                                загрязнения;                           хемоавтотрофы;
• агар-агар;                                   конкуренция;                         штамм;
• аминокислоты;                         обмен веществ;                      хлорамин;
• антибиотики;                            организмы;                             сателизм;
• бактерия,                                   бактериофаг;                          сапрофиты; 
• гетеротрофы;                            симбиоз;                                 биотехника;  
• бионика;                                   стерилизация;                         таксон;
• вирусы;                                     жесткость воды;                     токсичность;
• гифы;                                         тургор;                                    ферментация;
• грибница;                                  иммунитет;                             эукариоты.
• дыхание;                                    прокариоты;                          

 

Учащиеся должны уметь: 
- объяснять значение микробиологических терминов;
- на основании знаний проводить лабораторные исследования, показывать (демонстрировать) опыты, делать выводы;
- формировать проблему своей деятельности на уроке;
- правильно вычислять по формулам (делать нужные расчеты);
- уметь работать с пробирками, микроскопом, мерными сосудами,           лабораторным штативом;
- растворять твердые вещества, проводить нагревание, фильтрование;
- работать с кислотами, щелочами, солями, знать ТБ во время работы с ними;
- проверять, распознавать и готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
на учебный год – 35 часов
в неделю – 1 час

Количество часов

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

3

Тема 1. Вступление.
• Общее понятие о микробиологии. Связь между предметами: биологией, химией, физиологией.
• Понятие о биотехнологии и бионике.
• Полезные и вредные микроорганизмы.
• Краткая история развития микробиологии. Открытия и достижения ученых-микробиологов.
• Различные виды микробиологических наук.
• Электронный микроскоп.
Лабораторный практикум № 1. Ознакомление с оборудованием и принадлежностями микробиологической лаборатории. Т.Б во время работы в лаборатории.

Ученик:
- рассказывает о роли микробиологии в мире современной науки;
- раскрывает вклад микробиологии в ее историю развития, великие открытия и достижения ученых – микробиологов;
- объясняет, из чего состоит современный микроскоп;
- высказывает суждения о применения знаний по микробиологии и истории ее развития

4

Тема 2. Правила и приемы работы в биологическом и химическом кабинетах.
• Техника безопасности при работе в кабинетах химии и биологии.
• Старые знакомые: предметы и вещества, которые нас окружают. Сложные и простые вещества, очистка веществ, распознавания веществ, способы разделения смесей и очистки.
Лабораторный практикум № 2. Определение при помощи микроскопа морфологии бактерии дрожжей и микроскопических грибов.

Ученик:
- соблюдает правила техники безопасности при работы в химическом и биологических кабинетах;
- описывает с помощью микроскопа морфологию бактерий, грибов;
- приводит примеры химических и биологических явлений в природе и быту.

7

Тема 3. Морфология микроорганизмов.
• Клетка, ее форма и размеры.
• Морфология.
• Бактерии, их форма, строение, размножение. Характеристика.
• Спорообразование. Дрожжи. Форма. Величина и строение клетки, размножение. Использование. Понятие о культурные дрожжи.
• Микробиологические грибы, строение, размножение, представители микроскопических грибов: Аспергиллус (Aspergillus), Пеницилиум (Penicillium), Мукор (Mucor), Фузариум (Fusarium).
• Вирусы. Понятие о фильтрующиеся вирусы и бактериофаги, форма, размеры. Паразитический развитие вирусов.
Лабораторный практикум №3. Строение микроскопа и правила пользования им.
Лабораторный практикум № 4. Способы приготовления препаратов для микроскопирования.

Ученик:
- различает бактерии, микроскопические грибы, вирусы, бактериофаги;
- умело обращается с лабораторным оборудованием;
- соблюдает инструкции по использованию опытов и правил техники безопасности во время работы в лаборатории;
- анализирует клетки и морфологию различных микроорганизмов;
- объясняет значение, морфологию, строение, размножение, использование микроорганизмов.

7

Тема 4. Физиология микроорганизмов.
• Жизнедеятельность микроорганизмов. Химический состав. Содержание воды. Органические и минеральные вещества клетки.
• Ферменты. Белки. Углеводы. Жиры.
• Обмен веществ. Поступление в организм питательных веществ, усвоения, выделения во внешнюю среду. Расписание веществ.
• Дыхания и брожения. Микроорганизмы по способу дыхания, их характеристика.
• Питание микроорганизмов. Классификация микроорганизмов по типу питания и их характеристика.

Лабораторный практикум №5. Лабораторное исследование с измерением рН воды.
Лабораторный практикум №6. Окраски микроорганизмов по методу Грамма.

Ученик:
- описывает жизнедеятельность, химический состав, минеральные вещества клетки, дыхание, брожение, обмен веществ;
- приводить примеры как классифицируют микроорганизмы;
- анализирует лабораторные исследования и делает выводы;
- оценивает роль кислорода в жизнедеятельности организмов, последствия процесса брожения;
- объясняет обмен веществ, усвоения и распада веществ;
- определяет наличие кислорода опытным путем.

 

7

Тема 5. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы.
• Физические, биологические и химические факторы и их действие на микроорганизмы. Влияние температуры на микроорганизмы.
• Использование высоких температур, консервирования продуктов. Пастеризация и стерилизация.
• Влияние химических веществ на микроорганизмы. Понятие об антисептиках неорганических и органических.
• Понятие о симбиозе и метабиозе, паразитизме, антагонизме. Биологические факторы.
• Понятие об антибиотиках.
• Микрофлора воды, почвы, загрязнение пищевых продуктов через воздух, воду, почву. Способы очистки речной воды. Санитарная очистка питьевой воды в соответствии со стандартом.
• Понятие о круговороте веществ в природе. Значение микроорганизмов в круговороте веществ.
Лабораторный практикум №7. Санитарно-бактериологическое исследование воздуха.

Ученик:
- различает физические, а биологические химические факторы воздействия на микроорганизмы;
- владеет понятиями пастеризация, стерилизация, симбиоз, метабиоз, паразитизм, антагонизм, антибиотики;
- объясняет суть процесса круговорота веществ в природе;
- раскрывает значение микроорганизмов.

 

7

Тема 6. Питание и здоровье. Микрофлора сырья.
• Определение свежести и качества пищевых продуктов. Пищевое сырье и продукты – благоприятная среда для развития микроорганизмов.

• Основные причины микробиологической порчи сырья.
Лабораторный практикум №8. Исследование наличия белковых молекул в продуктах питания.
Лабораторный практикум №9. Наличие
альдегидной группы в образцах меда, ванилина, винограде, яблоках.
Лабораторный практикум №10. Исследования определение наличия нитратов в растительных образцах.
• Пчелиный мед и другие продукты пчеловодства. Биологическое происхождение меда.  

• Физические и химические свойства меда.

Ученик:
- оценивает значение здорового и правильного питания;
- определяет причины микробиологической порчи вещества;
- обосновывает зависимость между составом, свойствами и применением веществ;
- прогнозирует ход химических реакций, используя свои знания.

 

 

 


Увлекательная микробиология

Увлекательная микробиология

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предполагает творческий подход учителя к преподаванию курса, давая возможность варьировать распределение учебных часов, предназначенных для изучения отдельных тем и выполнение отдельных видов работ (лабораторный…

Программа предполагает творческий подход учителя к преподаванию курса, давая возможность варьировать распределение учебных часов, предназначенных для изучения отдельных тем и выполнение отдельных видов работ (лабораторный…

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Тема 4. Физиология микроорганизмов

Тема 4. Физиология микроорганизмов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.10.2020