Увлекательная микробиология
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
Шкребтий Натальи Александровны,
учителя химии, биологии ГОУ ЛНР
«Краснолучская школа I- № 11»
Красный Луч
2019-2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультативные
занятия в условиях современной школы играют особую роль, благодаря ним,
возможно, реализовать индивидуальный подход к ученикам, создавая максимальные
учет склонностей, возможностей, способностей каждого ученика, то есть
обеспечивается личностно-ориентированная структура обучения.
Предложенная программа факультативного курса «Увлекательная
микробиология» предусматривает изучение биологии, физиологии и химии. Эти науки
состоят в основе школьного курса, но шире их рассмотреть не хватает времени.
Программа предусматривает изучение больше теории и практической части.
Цель факультативного курса «Увлекательная микробиология» - углубленное изучение
научных исследований в области биологии, химии, физиологии, содействие
общекультурному развитию, морально-нравственному воспитанию молодых поколений.
Предложенная структура курса соответствует –
средней школе (9-11 классам).
Микробиология – это наука о жизни мельчайших организмов. Она изучает их строение, процессы жизнедеятельности, взаимосвязи между собой и с условиями среды, существование в различных видах сырья и готовых продуктах; их влияние на качество и продолжительность хранения, а также на здоровье человека. По результатам микробиологических исследований можно установить с какими болезнями нужно бороться, а какие возможно предупредить, и как предотвратить загрязнение окружающей среды. Именно поэтому микробиологию считают ведущей наукой ХХІ века.
Идея создания данного спецкурса.
Для поднятия рейтинга заинтересованности
учеников биологией, химией, физиологией растений и животных, естествознанием.
Весь курс обучения рассчитан на 34 часа
(1 час в неделю) и состоит из 6 тем.
В процессе изучения курса происходит постепенное
обогащение знаний учащихся по биологии, естествознания, физиологии, химии.
Учащиеся смогут приобрести практические умения работать с биологическим и
химическим оборудованием, ознакомиться с терминами, которыми смогут
использоваться для дальнейшего обучения в высших заведениях и школе.
Практическая часть заключается в том, чтобы
выработать основные умения и навыки применения биологической и химической
принадлежности.
Методические формы, к которым целесообразно обращаться
учителю в процессе преподавания курса, могут быть как традиционными (лекция,
семинарские занятия), так и инновационными. Очень важно, чтобы слушатели
факультативного курса смогли получить на занятиях знания и применять их на
практике: могли выступать на семинарах, конференциях, с лекциями или беседами
перед учениками других классов.
Программа предполагает творческий подход
учителя к преподаванию курса, давая возможность варьировать распределение
учебных часов, предназначенных для изучения отдельных тем и выполнение
отдельных видов работ (лабораторный практикум, исследования и тому подобное).
Основные
требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся
должны знать:
• символы химических элементов;
• правила работы с веществами, оборудованием;
• правила поведения в лаборатории.
Основные
понятия:
• микробиология; инфекция;
ферменты;
• автотрофы; загрязнения;
хемоавтотрофы;
• агар-агар; конкуренция;
штамм;
• аминокислоты; обмен
веществ; хлорамин;
• антибиотики; организмы;
сателизм;
• бактерия, бактериофаг;
сапрофиты;
• гетеротрофы; симбиоз;
биотехника;
• бионика; стерилизация;
таксон;
• вирусы; жесткость
воды; токсичность;
• гифы; тургор;
ферментация;
• грибница; иммунитет;
эукариоты.
• дыхание; прокариоты;
Учащиеся
должны уметь:
- объяснять значение микробиологических
терминов;
- на основании знаний проводить лабораторные
исследования, показывать (демонстрировать) опыты, делать выводы;
- формировать проблему своей деятельности на
уроке;
- правильно вычислять по формулам (делать нужные
расчеты);
- уметь работать с пробирками, микроскопом,
мерными сосудами, лабораторным штативом;
- растворять твердые вещества, проводить нагревание,
фильтрование;
- работать с кислотами, щелочами, солями, знать
ТБ во время работы с ними;
- проверять, распознавать и готовить растворы с
определенной массовой долей растворенного вещества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
на учебный год – 35 часов
в неделю – 1 час
Количество часов |
Содержание учебного материала |
Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
3 |
Тема 1. Вступление. |
Ученик: |
4 |
Тема 2. Правила и приемы работы в биологическом и
химическом кабинетах. |
Ученик: |
7 |
Тема 3. Морфология микроорганизмов. |
Ученик: |
7 |
Тема 4. Физиология микроорганизмов. Лабораторный практикум №5.
Лабораторное исследование с измерением рН воды. |
Ученик:
|
7 |
Тема 5. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы. |
Ученик:
|
7 |
Тема 6. Питание и здоровье. Микрофлора сырья. • Основные причины микробиологической порчи сырья. • Физические и химические свойства меда. |
Ученик:
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.