Авторская программа "Увлекательная микробиология

  • doc
  • 15.10.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала курс микробиология.doc

 

 

 

 

 

 

 

Увлекательная микробиология

 

 

 

 

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

Шкребтий Натальи Александровны,

учителя химии, биологии  ГОУ  ЛНР

«Краснолучская школа I- № 11»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Красный  Луч

2019-2020

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


          Факультативные занятия в условиях современной школы играют особую роль, благодаря ним, возможно, реализовать индивидуальный подход к ученикам, создавая максимальные учет склонностей, возможностей, способностей каждого ученика, то есть обеспечивается личностно-ориентированная структура обучения.
Предложенная программа факультативного курса «Увлекательная микробиология» предусматривает изучение биологии, физиологии и химии. Эти науки состоят в основе школьного курса, но шире их рассмотреть не хватает времени. Программа предусматривает изучение больше теории и практической части.


Цель факультативного курса «Увлекательная микробиология» - углубленное изучение научных исследований в области биологии, химии, физиологии, содействие общекультурному развитию, морально-нравственному воспитанию молодых поколений.
Предложенная структура курса соответствует – средней школе (9-11 классам).

         Микробиология – это наука о жизни мельчайших организмов. Она изучает их строение, процессы жизнедеятельности, взаимосвязи между собой и с условиями среды, существование в различных видах сырья и готовых продуктах; их влияние на качество и продолжительность хранения, а также на здоровье человека. По результатам микробиологических исследований можно установить с какими болезнями нужно бороться, а  какие возможно предупредить, и как предотвратить загрязнение окружающей среды. Именно поэтому микробиологию считают ведущей наукой ХХІ века.


       Идея создания данного спецкурса.


        Для поднятия рейтинга заинтересованности учеников биологией, химией, физиологией растений и животных, естествознанием.
       Весь курс обучения рассчитан на 34 часа (1 час в неделю) и состоит из 6 тем.
В процессе изучения курса происходит постепенное обогащение знаний учащихся по биологии, естествознания, физиологии, химии. Учащиеся смогут приобрести практические умения работать с биологическим и химическим оборудованием, ознакомиться с терминами, которыми смогут использоваться для дальнейшего обучения в высших заведениях и школе.
Практическая часть заключается в том, чтобы выработать основные умения и навыки применения биологической и химической принадлежности.

       Методические формы, к которым целесообразно обращаться учителю в процессе преподавания курса, могут быть как традиционными (лекция, семинарские занятия), так и инновационными. Очень важно, чтобы слушатели факультативного курса смогли получить на занятиях знания и применять их на практике: могли выступать на семинарах, конференциях, с лекциями или беседами перед учениками других классов.
      Программа предполагает творческий подход учителя к преподаванию курса, давая возможность варьировать распределение учебных часов, предназначенных для изучения отдельных тем и выполнение отдельных видов работ (лабораторный практикум, исследования и тому подобное).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать: 
• символы химических элементов;
• правила работы с веществами, оборудованием;
• правила поведения в лаборатории.

 

Основные понятия:
• микробиология;                        инфекция;                               ферменты;
• автотрофы;                                загрязнения;                           хемоавтотрофы;
• агар-агар;                                   конкуренция;                         штамм;
• аминокислоты;                         обмен веществ;                      хлорамин;
• антибиотики;                            организмы;                             сателизм;
• бактерия,                                   бактериофаг;                          сапрофиты; 
• гетеротрофы;                            симбиоз;                                 биотехника;  
• бионика;                                   стерилизация;                         таксон;
• вирусы;                                     жесткость воды;                     токсичность;
• гифы;                                         тургор;                                    ферментация;
• грибница;                                  иммунитет;                             эукариоты.
• дыхание;                                    прокариоты;                          

 

Учащиеся должны уметь: 
- объяснять значение микробиологических терминов;
- на основании знаний проводить лабораторные исследования, показывать (демонстрировать) опыты, делать выводы;
- формировать проблему своей деятельности на уроке;
- правильно вычислять по формулам (делать нужные расчеты);
- уметь работать с пробирками, микроскопом, мерными сосудами,           лабораторным штативом;
- растворять твердые вещества, проводить нагревание, фильтрование;
- работать с кислотами, щелочами, солями, знать ТБ во время работы с ними;
- проверять, распознавать и готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
на учебный год – 35 часов
в неделю – 1 час

Количество часов

Содержание учебного материала

Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся

3

Тема 1. Вступление.
• Общее понятие о микробиологии. Связь между предметами: биологией, химией, физиологией.
• Понятие о биотехнологии и бионике.
• Полезные и вредные микроорганизмы.
• Краткая история развития микробиологии. Открытия и достижения ученых-микробиологов.
• Различные виды микробиологических наук.
• Электронный микроскоп.
Лабораторный практикум № 1. Ознакомление с оборудованием и принадлежностями микробиологической лаборатории. Т.Б во время работы в лаборатории.

Ученик:
- рассказывает о роли микробиологии в мире современной науки;
- раскрывает вклад микробиологии в ее историю развития, великие открытия и достижения ученых – микробиологов;
- объясняет, из чего состоит современный микроскоп;
- высказывает суждения о применения знаний по микробиологии и истории ее развития

4

Тема 2. Правила и приемы работы в биологическом и химическом кабинетах.
• Техника безопасности при работе в кабинетах химии и биологии.
• Старые знакомые: предметы и вещества, которые нас окружают. Сложные и простые вещества, очистка веществ, распознавания веществ, способы разделения смесей и очистки.
Лабораторный практикум № 2. Определение при помощи микроскопа морфологии бактерии дрожжей и микроскопических грибов.

Ученик:
- соблюдает правила техники безопасности при работы в химическом и биологических кабинетах;
- описывает с помощью микроскопа морфологию бактерий, грибов;
- приводит примеры химических и биологических явлений в природе и быту.

7

Тема 3. Морфология микроорганизмов.
• Клетка, ее форма и размеры.
• Морфология.
• Бактерии, их форма, строение, размножение. Характеристика.
• Спорообразование. Дрожжи. Форма. Величина и строение клетки, размножение. Использование. Понятие о культурные дрожжи.
• Микробиологические грибы, строение, размножение, представители микроскопических грибов: Аспергиллус (Aspergillus), Пеницилиум (Penicillium), Мукор (Mucor), Фузариум (Fusarium).
• Вирусы. Понятие о фильтрующиеся вирусы и бактериофаги, форма, размеры. Паразитический развитие вирусов.
Лабораторный практикум №3. Строение микроскопа и правила пользования им.
Лабораторный практикум № 4. Способы приготовления препаратов для микроскопирования.

Ученик:
- различает бактерии, микроскопические грибы, вирусы, бактериофаги;
- умело обращается с лабораторным оборудованием;
- соблюдает инструкции по использованию опытов и правил техники безопасности во время работы в лаборатории;
- анализирует клетки и морфологию различных микроорганизмов;
- объясняет значение, морфологию, строение, размножение, использование микроорганизмов.

7

Тема 4. Физиология микроорганизмов.
• Жизнедеятельность микроорганизмов. Химический состав. Содержание воды. Органические и минеральные вещества клетки.
• Ферменты. Белки. Углеводы. Жиры.
• Обмен веществ. Поступление в организм питательных веществ, усвоения, выделения во внешнюю среду. Расписание веществ.
• Дыхания и брожения. Микроорганизмы по способу дыхания, их характеристика.
• Питание микроорганизмов. Классификация микроорганизмов по типу питания и их характеристика.

Лабораторный практикум №5. Лабораторное исследование с измерением рН воды.
Лабораторный практикум №6. Окраски микроорганизмов по методу Грамма.

Ученик:
- описывает жизнедеятельность, химический состав, минеральные вещества клетки, дыхание, брожение, обмен веществ;
- приводить примеры как классифицируют микроорганизмы;
- анализирует лабораторные исследования и делает выводы;
- оценивает роль кислорода в жизнедеятельности организмов, последствия процесса брожения;
- объясняет обмен веществ, усвоения и распада веществ;
- определяет наличие кислорода опытным путем.

 

7

Тема 5. Влияние факторов внешней среды на микроорганизмы.
• Физические, биологические и химические факторы и их действие на микроорганизмы. Влияние температуры на микроорганизмы.
• Использование высоких температур, консервирования продуктов. Пастеризация и стерилизация.
• Влияние химических веществ на микроорганизмы. Понятие об антисептиках неорганических и органических.
• Понятие о симбиозе и метабиозе, паразитизме, антагонизме. Биологические факторы.
• Понятие об антибиотиках.
• Микрофлора воды, почвы, загрязнение пищевых продуктов через воздух, воду, почву. Способы очистки речной воды. Санитарная очистка питьевой воды в соответствии со стандартом.
• Понятие о круговороте веществ в природе. Значение микроорганизмов в круговороте веществ.
Лабораторный практикум №7. Санитарно-бактериологическое исследование воздуха.

Ученик:
- различает физические, а биологические химические факторы воздействия на микроорганизмы;
- владеет понятиями пастеризация, стерилизация, симбиоз, метабиоз, паразитизм, антагонизм, антибиотики;
- объясняет суть процесса круговорота веществ в природе;
- раскрывает значение микроорганизмов.

 

7

Тема 6. Питание и здоровье. Микрофлора сырья.
• Определение свежести и качества пищевых продуктов. Пищевое сырье и продукты – благоприятная среда для развития микроорганизмов.

• Основные причины микробиологической порчи сырья.
Лабораторный практикум №8. Исследование наличия белковых молекул в продуктах питания.
Лабораторный практикум №9. Наличие
альдегидной группы в образцах меда, ванилина, винограде, яблоках.
Лабораторный практикум №10. Исследования определение наличия нитратов в растительных образцах.
• Пчелиный мед и другие продукты пчеловодства. Биологическое происхождение меда.  

• Физические и химические свойства меда.

Ученик:
- оценивает значение здорового и правильного питания;
- определяет причины микробиологической порчи вещества;
- обосновывает зависимость между составом, свойствами и применением веществ;
- прогнозирует ход химических реакций, используя свои знания.