Авторская разработка
Перспективно - тематическое планирование
познавательно – исследовательской деятельности
во второй группе раннего возраста
Месяцы |
Тема |
Цель |
Задачи |
Ход |
Материал
|
Сентябрь |
1. Тема: «Вода – водица»
2. «Игры с вертушками» (прогулка)
3. «Камешки»
|
|
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды: бывает холодная и теплая, течет
Познакомить детей с понятием « ветер», создавать ветер с помощью дыхания. Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер). Создание положительного эмоционального настроения.
Познакомить детей с тем, что предметы в воде могут тонуть, а могут плавать на поверхности воды.
|
Наполнить бутылочки горячей и холодной водой. Дать потрогать, сравнить на ощупь температуру. Проговорить, где какая водичка (холодная, горячая). Поставьте перед ребенком тазик с водой. Пусть малыш льет воду из стакана в сито. Объясните ему, почему вода утекает.
Вместе с детьми взять в руки вертушки, с ними ничего не происходит. Но если на них подуть, вертушки начинают вращаться. Почему вертушки начали вращаться? (мы создали «ветер» с помощью дыхания).
Возьмите несколько небольших лёгких предметов, которые могут держаться на воде (например, пёрышко, мячик, бумажный кораблик, тонкую щепочку), и несколько тяжёлых предметов, которые будут лежать на дне (например, камешек, ключик, монетку). Наполните тазик водой. Дайте ребёнку один из предметов и попросите опустить в воду. При этом говорите ему: «Посмотри, кораблик плавает! А ключик утонул – он тяжёлый! Лепесток плавает – он лёгкий!». Вывод: камень твердый, крепкий, тяжелый. Бывает разного цвета, формы, поверхности (гладкий, шершавый). |
Стакан, сито, бутылочки с холодной и горячей водой
Вертушки по количеству детей
Ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы, камешки
|
Октябрь |
1. «Тень»
2. «Бумага» Эксперимент
3. «Чудесный мешочек» (по форме). Эксперимент
4. . «Плавает, тонет». Опыт
|
Обучение детей определять предмет по форме на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Закрепление знаний о весе предмета. |
Дать детям понятие «Что такое тень, как его можно увидеть»
Познакомить детей со свойствами бумаги: она лёгкая (можно сдуть с ладони), мнётся, рвётся, шуршит, не тонет в воде. Вызвать интерес к различным манипуляциям с бумагой.
Обучать детей определять форму предмета на ощупь (мячик, кубик, кирпичик).
Учить определять легкие и тяжелые предметы (одни остаются на поверхности воды, другие тонут). Способствовать созданию радостного настроения.
|
В гости к ребятам приходит мишка с волшебным фонариком. Воспитатель светит на мишку на стене, появляется тень, выключить фонарик тень исчезает. Понаблюдать с детьми за тенью, как она двигается.
Начать шуршать фантиками бумагой, привлекая детей интересным звуком. Дать им попробовать самим помять её. Далее показать разные виды бумаги (салфетка, фантик, для рисования и т. д.) продемонстрировать, что можно делать с каждым из её видов.
Воспитатель: «Что это у меня? Чудесный мешочек». Дети достают из него мячики, кубики, кирпичики, проговаривая названия фигур вместе с воспитателем.
В тазик с водой опускаем камни – тонут, а пластмассовые шарики – плавают |
Фонарик, игрушка мишка
Фантики от конфет, бумажные салфетки, бумага для рисования
Тазик с водой, камни, пластмассовые шарики |
Ноябрь |
1. «Разноцветные стекляшки»
2. Игра-эксперимент «Снежки» (прогулка)
3. Д/и «Разные ножки топают по снежной дорожке» (прогулка)
4. «Окрашивание воды»
|
|
Познакомить детей со свойствами прозрачного стекла. Понаблюдать через них, как меняется окружающий мир.
Продолжаем знакомить со свойствами бумаги (мнется). Поднятие эмоционального настроя детей.
Научить детей получать четкие следы на снегу. Радоваться полученному результату.
Выяснить свойства воды (вода прозрачная, жидкая бесцветная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества). |
Раздать детям разноцветные стекла, предложить посмотреть через них. Ребята, что мы видим? (дети объясняют, что они видят).
Вместе с детьми взять листы бумаги и смять. На что, они похожи? (на снежки). Предложить поиграть со «снежками». Д/и «Попади в ведерко».
Вместе с детьми учимся оставлять отпечаток от обуви. Ставить ногу осторожно без сдвигов, и аккуратно поднимать (чтобы не испортить след).
Предложить детям лейки с подкрашенной водой. Ребята, что происходит со снегом? (он окрашивается). |
Разноцветные стеклышки по количеству детей.
Листы бумаги на каждого ребенка, корзинка (ведерко).
Вода, подкрашенная гуашью, разных цветов. Детские лейки. |
Декабрь |
1. «Рисование на снегу» (прогулка)
2. «Поймай снежинку» (прогулка)
3. «Красивая елка»
4. «Древесина, ее качества и свойства»
|
|
Расширять представление детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает ее цвет. Вызывать эстетические переживания от красоты зимней природы, радость от прогулки.
Наблюдение за снежинкой, попадая на ладошку снежинка, тает. Закрепление знаний о свойствах снега.
Формировать представления детей о том, что на морозе вода замерзает, превращается в лед.
Учить узнавать предметы, изготовленные из древесины, определять ее качество (твердость, структуру поверхности; толщину, степень прочности) и свойства (режется, горит, не бьется, не тонет в воде).
|
Предложить детям поймать снежинку на варежку, рассмотреть ее. Что происходит со снежинкой? (тает).
Вывод: От тепла снежинка тает.
В емкости развести воду с краской, приготовить формочки для льда, положить в них веревочки для петельки. Залить водой, поставить на холод. Вечером посмотреть (вода превратилась в лед).
Вывод: на холоде вода превращается в лед.
|
Снеговые лопатки, вода.
Емкость для воды, краски, формочки для льда, фигурные формочки, вода, веревочки для петельки.
|
Январь |
1. «Лед и снег» (прогулка)
2. Дыхательная гимнастика «Снежинки» (прогулка)
3. «Ледяная горка» (прогулка)
|
|
Предложить детям сравнить свойства корочки льда на лужах и снега, выявить черты сходства и различия. Рассказать детям о том, что снег и лед образованы из воды. Развивать познавательный интерес, обогащать словарный запас.
Тренировка правильного дыхания; формирование углубленного выдоха; укрепление мышц лица. Продолжаем знакомить со свойствами бумаги (вырезать, изготовлять разные поделки).
Показать детям, как делать горку для куклы. Закрепить знания о свойствах снега (снег хорошо лепится, полить водой, она замерзает, превращается в лед).
|
Предложить детям сравнить лед на луже и снег (они отличаются снег – белый, лед – прозрачный; снег — рыхлый, лед — нет). Занести лед и снег в группу через некоторое время рассмотреть (лед, снег растаяли, превратились в воду)
Воспитатель раздает снежинки, произносит стихотворный текст:
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежинки,
Белые пушинки
Затем показывает правильное выполнение упражнения: вдохнули носом, губы сложили трубочкой и дуем на снежинки.
|
Вырезанные из бумаги снежинки по количеству детей.
|
Февраль |
1. Игры со снегом: «Я пеку, пеку, пеку…» (прогулка)
2. «Лепим снеговика» (прогулка)
3. «Воздух под водой». Эксперимент
4. «Ткань, ее качества и свойства»
|
Наблюдение за тем, что происходит в воде, когда дуем в трубочку.
|
В ходе беседы актуализировать знания детей свойствах снега, предложить выяснить, можно ли из снега делать пирожки как из песка. Организовать перенесение опыта детей о работе с песком на действия со снегом.
Закрепление знаний о свойствах снега, из снега можно лепить. Поднятие эмоционального настроя.
Развивать дыхательный аппарат
Учить узнавать вещи из ткани, определять ее качество (толщину, степень прочности, мягкость) и свойства (мнется, режется, рвется, намокает, горит).
|
Воспитатель: — Ребята, снег какой? (белый, пушистый, холодный, хорошо лепиться). Предложить детям с помощью формочек и совочков слепить пирожки из снега.
Вспомнить с детьми о свойствах снега (белый, пушистый, лепится). Предложить детям слепить снеговика.
В бутылочку (стаканчик) с кипячёной водой вставить трубочку и подуть в неё. Появляются пузыри. Побуждать детей тоже подуть в свои трубочки.
|
Фигурные формочки для песка, совочки
Трубочки |
Март |
1. «Посадка лука»
2. «Пускание мыльных пузырей» (прогулка)
3. «Игры с губкой». Эксперимент
|
Создание условий, необходимых для сенсорного развития детей.
|
Дать детям знания о том, что для роста растениям нужны земля, вода, тепло.
Закрепление знаний о воздухе, поднятие эмоционального настроя.
Познакомить со свойствами губки. Учить набирать воду губкой и отжимать её в ёмкость. Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. |
Вместе с детьми рассмотрите лук. После посадите лук в землю, полейте и объясните детям, что одно из важных свойств земли и воды – давать жизнь всему живому. Поставьте стакан с луком на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, появятся зелёные стрелочки.
Предложить детям коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки, мыльную воду. Во время игры создать дружеское отношение друг к другу.
Воспитатель преднамеренно разливает воду в поднос, где лежат губки, а потом просит помочь ребят, убрать её с помощью «губок-помощниц». Предварительно показав, как это можно сделать |
Одноразовый стакан, земля, лук, лейка, вода, совок
Мыльная вода, коктейльные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелиевой ручки. |
Апрель |
1. Опыт «Растереть и понюхать набухшие почки» (прогулка)
2. Наблюдение «За качающими деревьями на участке» (прогулка)
3. . «Прищепки». Экспериментирование
|
Развитие мелкой моторики рук. |
Проводить длительное наблюдение, за тем, как распускаются почки.
Дать детям представление о ветре: дует, качает предметы.
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей нажимать на края прищепки, чтобы раскрывать её.
|
Воспитатель предлагает детям растереть почки на ветке и понюхать почки. Ребята, чем они пахнут? (травкой) Воспитатель подводит детей к мысли пришла весна, все вокруг просыпается
Ребята, посмотрите на деревья. Что происходит с деревьями? (они качаются) Почему? (это дует ветер, при этом качает предметы – деревья).
Обратить внимание детей к натянутым верёвочкам, на которых висят разноцветные прищепки. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками. Побуждать их повторять эти действия.
|
|
Май |
1. «Опыт по выявлению свойств солнечных лучей» (прогулка)
2. «Ветка в вазе»
3. «Игры с султанчиками». Эксперимент
|
Развитие у детей умения выдыхать воздух через рот, активизация мышц губ.
|
Дать представление о том, что солнце греет.
Показать значение воды в жизни растений.
Развивать у детей умение выдыхать воздух через рот. Познакомить детей с одним из свойств воздуха – движением (ветер). Создание положительного эмоционального настроения.
|
Мокрые резиновые мячики выносятся в солнечный день на участок, дети наблюдают, как мячи постепенно высыхают.
Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место. Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.
Воспитатель: «А что у меня лежит в корзиночке?». Достаем султанчики. Дуем (как ветер дует) – двигаются. Не дуем (нет ветра) – не двигаются.
|
Тазик с водой, мячик 3 штуки.
Ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».
Султанчики |
Июнь |
1. «Солнышко посвети…» (прогулка)
2. «Солнечные зайчики»
3. «Найди по звуку». Эксперимент
|
Закрепление названий музыкальных инструментов.
|
Дать представление о том, что солнце греет.
Формировать у детей представление о том, что в солнечную погоду можно поймать зеркалом солнечного зайчика
Определять и различать издаваемые шумовые звуки. Создание положительного эмоционального настроения. Закреплять названия музыкальных инструментов |
Предложить детям повернуться к солнышку, поднять лицо и закрыть глаза. Ребята, что вы чувствуете? (тепло) Вывод: Солнце греет, дает тепло.
Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены и т.д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.
К нам в гости пришли игрушки: мишка с бубном, зайка с погремушкой, кошечка с колокольчиком и т. д. Прячем за ширму, угадываем что звучит.
|
Маленькие зеркала, солнечный свет
|
Июль |
1.Опыт «Лёгкий — тяжелый»
2. «Мокрый песок принимает любую нужную форму» (прогулка) 3. «Открываем, закрываем». Опыт
|
Знакомство детей с весом предметов.
Развитие мелкой моторики рук. |
Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать их по весу.
Дать детям понятие о том, что мокрый песок принимает любую нужную форму
Разрабатывать мелкую моторику рук детей. Побуждать к заинтересованности тому, что лежит в баночках. Повышать эмоциональное настроение. |
Два тряпичных мешочка. В одном воздушный шишки (лёгкий мешочек), а в другой камушки (тяжёлый мешочек).
Насыплем мокрый песок в формочки, сделаем фигурки. — Какие фигурки получились? — Из какого песка удалось сделать фигурки?
Вывод: Мокрый песок принимает любую форму.
Хрюша принесла баночки с чем-то внутри (шишки, игрушки и т. п.) . Мы с ребятами учимся эти ёмкости открывать и смотреть, что же там такое. |
Песочница с мокрым песком, различные формочки. Совочки для песка |
Август |
1.«Что в пакете?» Эксперимент (прогулка)
2. «Найди такую же бутылочку по звуку». Опыт
3. . «Развесим платочки». Экспериментирование
|
Обучение детей действиям по показу.
Развитие слухового внимания детей.
Развитие мелкой моторики рук.
|
Учить детей выполнять действия по показу воспитателя. Вызывать чувство радости и интереса.
Учить детей сравнивать звуки и находить похожие. Вызывать радость и удивление у детей.
Развивать мелкую моторику рук. Учить детей прикреплять платочки на веревочке, с помощью прищепок.
|
Набираем воздух в полиэтиленовый пакет, закрываем его. Когда открываем пакет – воздух вышел, пакет опустел.
Показать ребятам коробочку с бутылочками (по две с одинаковыми наполнителями, наполненными бобами (горохом, пшеном (манкой, водой. И, продемонстрировав, как каждая из бутылочек шумит, предложить найти такую же по звуку.
Обратить внимание детей на постиранные платочки для куколки, которые надо высушить. Показать ребятам, как нужно пользоваться прищепками, чтобы развешивать бельё. Побуждать их повторять эти действия.
|
|
Список литературы:
1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.
2. Маневцова Л.М. Мир природы и ребенок: Учеб. пособие для педагогич. училищ по специальности Дошкольное образование.
3. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
4. Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации.
5. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.